Сегодня ассоциация автотранспортных предприятий Татарстана направила президенту РТ письмо с просьбой компенсировать выпадающую выручку из-за QR-кодов Сегодня ассоциация автотранспортных предприятий Татарстана направила президенту РТ письмо с просьбой компенсировать выпадающую выручку из-за QR-кодов Фото: «БИЗНЕС Online»

«Рустам Нургалиевич, перевозчики ждут от вас субсидию…»

Сегодня ассоциация автотранспортных предприятий Татарстана направила президенту РТ письмо с просьбой компенсировать выпадающую выручку из-за QR-кодов. «Уважаемый Рустам Нургалиевич! Автотранспортные предприятия Казани слезно просят вас о помощи», — говорится в обращении (есть в распоряжении «БИЗНЕС Online»). Как пояснил корреспонденту нашего издания председатель ассоциации АТП РТ Сергей Темляков, письмо подписали все перевозчики Казани.

Из текста документа следует, что введение QR-кодов в автобусах 22 ноября «очень больно ударило по перевозчикам Казани»: пассажиропоток сократился более чем на 30%, пропорционально упала выручка. «Перевозчики Казани выполнили ваше поручение, организовали работу общественного транспорта по QR-кодам. Весь негатив от введения QR-кодов лег на работников общественного транспорта. Были нападения на кондукторов, из-за пассажиров, кто не показывал QR-код и не выходил из автобусов, приходилось снимать общественный транспорт с маршрутов и вызывать полицию. Очень больших усилий стоило убедить сотрудников работать в новых реалиях. На данный момент автотранспортным предприятиям удалось сохранить коллективы», — отметили авторы обращения. 

Как пояснил корреспонденту нашего издания председатель ассоциация АТП РТ Сергей Темляков, письмо подписали все перевозчики Казани Как пояснил корреспонденту нашего издания председатель ассоциация АТП РТ Сергей Темляков, письмо подписали все перевозчики Казани Фото: «БИЗНЕС Online»

Чтобы не допустить банкротства, перевозчики просят президента РТ не оставлять их один на один с «проблемами, которые возникли из-за введения QR-кодов». «Рустам Нургалиевич, перевозчики ждут от вас субсидию на покрытие убытков из-за ведения QR-кодов в общественном транспорте. Перевозчики Казани просят вас предусмотреть выделение субсидий из бюджета до того момента, пока не будут отменены QR-коды и полностью не восстановится пассажиропоток. Пожалуйста, помогите!!!»

Напомним, 11 ноября власти республики объявили о том, что после введения QR-кодов в транспорте при необходимости перевозчикам будут предоставлены субсидии на покупку технических средств для проверки QR-кодов. Оперштаб также разослал сообщение о том, что предусмотрено выделение материальной помощи перевозчикам и в случае сокращения выручки на фоне снижения пассажиропотока. Однако объем и порядок получения этой помощи пока неизвестны. 13 ноября Минниханов подтвердил намерение властей республики предоставить субсидии.

Пассажиропоток в общественном транспорте Казани медленно, но восстанавливается, отметил в беседе с корреспондентом генеральный директор АО «Транспортная карта» Денис Эйдлин Пассажиропоток в общественном транспорте Казани медленно, но восстанавливается, отметил в беседе с корреспондентом генеральный директор АО «Транспортная карта» Денис Эйдлин Фото: «БИЗНЕС Online»

Пассажиропоток в общественном транспорте Казани медленно, но восстанавливается, отметил в беседе с корреспондентом генеральный директор АО «Транспортная карта» Денис Эйдлин. «Динамика есть. Не сказать, что она сильно отличается от конца ноября, но, самое главное, пока хуже не становится, это уже радует», — указал наш собеседник. По его оценке, сейчас заблокированными остаются 119 тыс. транспортных карт жителей в возрасте старше 60 лет. Для сравнения: на 29 ноября были «заморожены» 136 тысяч. Число звонков на горячую линию «Транспортной карты» сократилось в разы, отметил Эйдлин. Большинство обращений, по его словам, связаны с тем, что человек получил код, а карта не разблокирована.

В первую неделю после введения QR-кодов в общественном транспорте пассажиропоток просел на 23%, а затем ситуация начала выравниваться, рассказал в минувшую пятницу и. о. заместителя министра транспорта и дорожного хозяйства РТ Алексей Сидоров. Вторая неделя показала снижение пассажиропотока на 16%, а третья — на 13%.

Не оштрафовали ни одного перевозчика: как Татарстан притерпелся к QR-кодам в транспорте

В минтрансе республики не смогли назвать сроки выплат компенсаций перевозчикам, зато в ведомстве уточнили цифры по снижению пассажиропотока: в первую неделю он упал на 27,6%, во вторую — на 23,7%, в третью — на 20,2%. В среднем же за весь период ограничений падение составило 23,8%. Сейчас ведомство совместно с исполкомами и перевозчиками готовит методическое обоснование расчетов. «На данный момент проект проходит процедуру согласования с задействованными в процессе принятия нормативно-правого документа министерствами и ведомствами», — пояснили в министерстве. 

Новые кандидаты на выход с рынка перевозок?  

В 2020 году три частных автопредприятия Казани не выдержали и ушли с рынка перевозок — это ООО «Республиканский автовокзал», ИП Умарова и ООО «Агромир». В этом году такое может повториться: три перевозчика уже объявили о предбанкротном состоянии — это ИП Герасимов (маршрут №35), КПАП №9 и КПАП №7.

Помимо «сумасшедшего» падения выручки, введение QR-кодов в транспорте также сказалось и на количестве сотрудников, сообщил предприниматель Роберт Гилязов, который обслуживает маршруты №89 и 37. По его словам, у него на предприятии уволились около 20% водителей и кондукторов. «Кто-то заболел, но до сих пор на работу не выходит, кто-то уволился. Автоматически пришлось сократить количество автобусов на маршрутах, потому что без кондукторов они не могут работать. У нас не такое большое предприятие, многие водители, как правило, работают со своими родственниками — с женами и прочее. Такая психологическая нагрузка на них легла. Люди ушли, может, другую работу где-то нашли», — поделился он.

Помимо «сумасшедшего» падения выручки, введение QR-кодов в транспорте, также сказалось и на количестве сотрудников Помимо «сумасшедшего» падения выручки, введение QR-кодов в транспорте также сказалось и на количестве сотрудников Фото: «БИЗНЕС Online»

Гилязов добавил, что сейчас падение пассажиропотока колеблется в районе 22–27%. «Это если брать пассажиропоток на единицу транспорта, который вышел на линию. Учитывайте, что у меня 20 процентов водителей и кондукторов ушли, не работают. Мне их некем заменить, и, по всей видимости, они не придут», — добавил собеседник нашего издания.

Учредитель казанского АТП №9 Ильдар Назыров рассказал, что с сентября по декабрь и с марта по май перевозчики обычно готовят финансовую подушку, чтобы оставаться на плаву в месяцы, когда пассажиропоток традиционно падает. «В сентябре, октябре, ноябре, декабре мы обычно собираем деньги, чтобы пройти январь – февраль. Потом в марте, апреле, мае опять немножко собираем деньги, закрываем кредиты. Летом студенты и школьники отправляются на каникулы, пенсионеры уезжают в сады и на дачи, опять пассажиропоток серьезно падает , — рассказал он. — А мы сейчас накопить не смогли. Как мы январь пройдем, даже ума не приложу…»

Перевозчик Евгений Герасимов работает на маршруте №35. Герасимов заложил свой личный автомобиль, а незадолго до введения QR-кодов взял потребительский кредит на 900 тыс. рублей под 12% годовых. «Эти деньги я уже потратил на уплату налогов и на заправку автобусов, — объяснил Герасимов нашему корреспонденту. — Я с 2001 года работаю, за это время мы сталкивались с разными ситуациями, но такого не было. Что мне сейчас делать? Закрываться?! Ну закроюсь я, продам автобусы, погашу кредиты. Но людей-то надо возить. Мы же не себе [помощи] просим. Рано или поздно все вернется в нормальное русло».

Цифры, озвученные минтрансом РТ о снижении пассажиропотока в Казани, ИП Герасимов не разделяет. «В первую неделю у нас пассажиропоток упал на 40 процентов, сейчас стало немного получше, отстаем на 20 процентов, — заметил он. — Но, даже если на таком уровне пассажиропоток сохранится, мы работать не сможем. Я уже выставил на продажу часть автобусов, если продам их, продержусь немного, но тогда увеличатся интервалы между автобусами».

С 1 января положение предпринимателей усугубляет обязательство закупать тахографы. «На это мне придется потратить 350 тысяч рублей, это очень большая сумма для меня, а без них меня ждет штрафная стоянка. Кредиты я больше брать не пойду, не уверен, что расплачусь». Не лучше ситуация и с лизинговыми платежами — лизингодатели уже предупредили перевозчиков, что в случае задержек готовы забирать автобусы. У муниципальных перевозчиков в лизинге весь парк — около 400 автобусов. Как бы не повторилась ситуация в Набережных Челнах, когда исполком вернул КАМАЗу 190 лизинговых автобусов.

Николай Тятюшкин уверен, что без субсидирования новые большие автобусы КАМАЗа, которые вышли на маршруты совсем недавно, просто встанут вместе со всем предприятием Николай Тятюшкин уверен, что без субсидирования новые большие автобусы КАМАЗа, которые вышли на маршруты совсем недавно, просто встанут вместе со всем предприятием Фото: «БИЗНЕС Online»

«Мы не выдержим, просто исчезнем! Как в Бугульме, все будем ходить пешком!»

На Казань посматривают перевозчики и в других районах Татарстана. Главный перевозчик Челнов, гендиректор ООО «Пассажирские перевозки» Николай Тятюшкин прекрасно понимает тех, кто подписался под письмом. По его оценкам, в автограде пассажиропоток упал на 35–40%. «В субботу, воскресенье он вообще нулевой! Водители не хотят только на солярку работать. Они выходят что-то заработать, а в результате получается только машину [кормить]. А стоимость солярочки у нас подняли — 54 рубля. И как выживать?» — отметил он.

Тятюшкин уверен, что без субсидирования новые большие автобусы КАМАЗа, которые вышли на маршруты совсем недавно, просто встанут вместе со всем предприятием. «Мы не успели запустить машины, они пустые ездят! Что такое автобусы маленькой вместимости? У него 18 сидячих мест. Если он четверых везет в одну сторону, даже четверых, он на ноль выходит! То есть он прокатился в одну сторону, солярку сжег, ничего не заработал. А у больших расход топлива во много раз больше. Если он четверых перевез, значит, ушел в минус».

Гендиректор «Пассажирских перевозок» не согласен и с мнением минтранса РТ, что пассажиропоток восстановился. «В чем оно прибавилось? Мы же не отменили QR-коды. Нужно статистику брать после введения QR-кодов, спросить у медиков, сколько процентов населения привились. Люди друг друга с остановок возят! О чем речь? Где он восстанавливается? То, что солярка стала дороже 95-го, я вижу, а то, что пассажиропоток восстановился, не вижу! Может, в Казани и восстанавливается, у нас — нет».

Гендиректор Нижнекамского ПАТП Юрий Иванов: «Я бы не сказал, что по пригородным маршрутам он [пассажипоток ] сильно восстановился. QR-код никто не отменял» Гендиректор Нижнекамского ПАТП Юрий Иванов: «Я бы не сказал, что по пригородным маршрутам пассажиропоток сильно восстановился. QR-коды никто не отменял» Фото: «БИЗНЕС Online»

Гендиректор Нижнекамского ПАТП Юрий Иванов рассказал, что и к нему за подписью из ассоциации перевозчиков не обращались. Впрочем, он, как и Тятюшкин, там не состоит. «Но, естественно, подпишу! У меня уже по пригороду контракт заканчивается, думаем, заявляться или нет на пригород, потому что на 50 процентов упал пассажиропоток. И не только на зарплаты, но и на ГСМ мы уже не зарабатываем. Осталось две недели работать по пригородным маршрутам, и дальше я не знаю, если не будет возмещения, того, что обещал президент...» Сейчас Тятюшкин обслуживает 17 деревень по 14 маршрутам, количество автобусов и рейсов не сокращалось.

Иванов сказал, что, несмотря на то что минтранс РТ заявляет о том, что пассажиропоток восстановился, он так не считает. «Я бы не сказал, что по пригородным маршрутам он сильно восстановился. QR-коды никто не отменял. За ноябрь, декабрь, если грубо говорить, где-то около 4 миллионов мы потеряли».

Госдума снимает с рассмотрения законопроект о введении системы QR-кодов в транспорте. Вопрос отложен после диалога с правительством и с учетом мнений регионов и обращений граждан, заявил председатель ГД Вячеслав Володин Госдума снимает с рассмотрения законопроект о введении системы QR-кодов в транспорте. Вопрос отложен после диалога с правительством и с учетом мнений регионов и обращений граждан, заявил председатель ГД Вячеслав Володин Фото: duma.gov.ru

Введение QR-кодов на транспорте откладывается

На этом фоне федеральные власти делают шаг назад в программе «куаризации». Госдума снимает с рассмотрения законопроект о введении системы QR-кодов в транспорте. Вопрос отложен после диалога с правительством и с учетом мнений регионов и обращений граждан, заявил председатель ГД Вячеслав Володин. Его ночной пост в «Телеграме» уже набрал 33 тыс. комментариев, в основном там возгласы «ура» и благодарности за «мудрое решение». Спикер Госдумы в том числе сослался на недавнее выступление президента России Владимира Путина, который призвал изучить «самым внимательным образом», готова ли транспортная система к введения кодов. Путин отметил, что опрометчивые решения недопустимы, а ограничивать права людей нельзя. 

На том же совещании Путин заметил, что закон о QR-кодах в общественных местах и на транспорте после принятия предстоит еще дополнительно проработать в регионах. «Исхожу из того, что мы вместе с вами, вместе с профессиональным сообществом, найдем решение, гарантирующее права всех граждан», — добавил президент.

Судя по всему, пока такого решения в случае с транспортом найти не удалось. Напомним, упомянутый законопроект предполагает внесение изменений в Воздушный кодекс РФ и Устав железнодорожного транспорта РФ. Поправки предусматривают, что пассажирам международных и междугородних авиарейсов, поездов дальнего следования потребуется предъявлять либо QR-код о прививке, либо медицинский отвод от вакцинации, либо подтверждение перенесенного коронавируса. Законопроект в первом чтении планировали обсудить уже в четверг, 16 декабря. Как пояснили РБК в минтрансе, принято решение еще проработать отдельные положения законопроекта, которые касаются внедрения сертификатов о вакцинации. Рассмотрение законопроекта о QR-кодах на транспорте откладывается, а инициатива о праве вводить сертификаты в общественных местах будет обсуждаться в Госдуме, уточнил близкий к правительству источник. Пока неясно, в какие сроки планируется завершить доработку инициативы о кодах в транспорте.

Напомним, после объявления о возможном внедрении QR-кодов на транспорте РЖД и «Аэрофлот» отчитывались о готовности реализовать идею. Проверка сертификатов не доставит дополнительных сложностей, отмечал заместитель генерального директора ОАО «РЖД» Дмитрий Пегов, уверяя, что законопроект несильно отразится на пассажиропотоке, ведь у многих коды уже есть. Более настороженно отнеслась к законопроекту международная ассоциация аэропортов, S7 Airlines и Utair. Авиакомпании опасаются серьезного сокращения числа пассажиров. На недавнем заседании комитета ГД по транспорту авиаперевозчики интересовались, будут ли субсидии от государства на выплаты пассажирам, которые купили билеты, но не смогли попасть на рейс из-за отсутствия QR-кода.

После поста Володина пользователи сети снова атаковали «Инстаграм» президента РТ просьбами отменить систему QR-кодов. «Сегодня в Госдуме снят с рассмотрения закон о кодах на транспорте. Отменяйте коды!» — говорится в одном из комментариев. Актуальность вопроса введения системы QR-кодов в транспорте не изменилась, указала в беседе с «БИЗНЕС Online» руководитель пресс-службы президента РТ Лилия Галимова. Она заметила, что работа над законопроектом продолжается. «Дата рассмотрения не меняет сути», — добавила официальный представитель казанского Кремля.