Михаил Плетнев признался, что если бы «Евгения Онегина» хотели испоганить, как делают в других театрах некоторые режиссеры, претендующие на оригинальность, он бы никогда в Казань не приехал |
ПЛЮШЕВЫЙ ОРКЕСТР
Рассказывают, что в детстве, когда Мише Плетневу было три года, он рассаживал рядком любимых плюшевых зверушек, давал им в руки, вырезанные из бумаги «инструменты» и дирижировал этим плюшевым «оркестром». Карьера дирижера уже тогда его привлекала.
Можно сказать, что его взлет начался уже в тринадцатилетнем возрасте, когда необыкновенно одаренного подростка, учившегося в средней специальной школе при Казанской государственной консерватории, перевели за успехи на учебу в ЦМШ при консерватории московской. В Казани осталась его любимый педагог Кира Шашкина, которую Плетнев, став известным музыкантом, перевез в Москву. Он умеет помнить добро.
В Москве успехи продолжились – победа на двух престижных конкурсах, «золото» на конкурсе Чайковского, слава и популярность. Плетнев считался и считается до сих пор одним из самых тонких интерпретаторов музыки Чайковского. Прибавим к этому и виртуозное исполнение Шопена. В его активе «Грэмми» за исполнительское искусство. В самый расцвет концертной деятельности он круто меняет судьбу – создает в Москве Российский национальный оркестр. На дворе 1990 год – страна разваливается. А Плетнев создает новый коллектив, рискует и выигрывает. РНО сейчас – один из лучших оркестров мира.
«ВЫ ЖЕ ЧАЙКОВСКОГО НЕ ИСПОРТИЛИ»
- Михаил Васильевич, у вас уже был один опыт музыкального руководства оперным спектаклем – «Пиковая дама» Чайковского в Большом театре, которую вы ставили вместе с известным драматическим режиссером Валерием Фокиным. Почему вы согласились приехать в Казань на постановку «Евгения Онегина»?
- Я не сразу согласился.
- Вы долго думали?
- Думал. И согласился. Во-первых, я эту оперу очень люблю. Во-вторых, меня устроила концепция, которую предложил режиссер Михаил Панджавидзе. Если бы эту оперу хотели испоганить, как делают в других театрах некоторые режиссеры, претендующие на оригинальность, я бы никогда не приехал. Но Михаил Панджавидзе обещал мне, что все будет по Чайковскому, по партитуре, по Пушкину. Обещание он держит. И потом – в Казань ведь пригласили.
- Немного ностальгируете по казанскому детству?
- Ностальгирую… Куда денешься?
«В ФИНАНСОВОЙ СТОРОНЕ НЕ РАЗБИРАЮСЬ»
- Вы работаете в РНО – одном из лучших оркестров мира. Тем не менее, зная положение в классическом искусстве, думаю, вашему коллективу не просто живется. Как сейчас выживают оркестры в столице?
- Об этом вам лучше спросить моего директора. Он знает всю финансовую сторону нашего коллектива. Я ничего в деньгах не понимаю, Бог с ними.
- В Татарстане президент республики дал нашему симфоническому оркестру грант в 120 миллионов на развитие. Как вы полагаете, реально в провинции сделать коллектив мирового уровня?
- Сто двадцать миллионов – это большие деньги. Если их употребить правильно. Если в вашем оркестре сделают конкурс, пригласят людей из Германии, Франции. Японии, Америки… Как делают спортивные команды? Они набирают игроков. Ну и «тренера», конечно, надо хорошего.
Репетиции «Евгения Онегина» идут полным ходом |
«ПРОХОРОВ НАС ПОДДЕРЖИВАЕТ, А МЫ - ЕГО»
- Один из спонсоров вашего коллектива Михаил Прохоров. Вы будете поддерживать его на выборах?
- Будем во всех отношениях поддерживать. Он нас поддерживает, а мы - его.
- В одном из ваших интервью вы сказали: «мы с Путиным идем одним путем». Ваше отношение к Владимиру Владимировичу сохранилось?
- Я этого не читал. И не говорил. Пишут всякую ахинею. Мне кажется, что в прессе правды процентов на три-четыре, остальное – вымысел. В этом я убедился. Я сейчас не читаю ни газеты, ни журналы.
ДИРИЖЕР - ЭКСТРИМАЛ
- Но журналисты пишут о вас много интересного. Например, что вы и самолет водите, и дайвингом занимаетесь. В это трудно поверить, вы производите впечатление человека очень спокойного и уравновешенного. Почему вдруг такой экстрим?
- Неспокойному человеку ни за штурвалом самолета, ни под водой делать нечего. Инструктор по дайвингу вас обязательно проверит. На определенной глубине он тихонечко перекроет баллончик. Человек в этой ситуации рванет наверх и, скорее всего, помрет. Конечно, инструктор вам этого сделать не даст, но посмотрит, как вы себя будете вести.
- Как это бывает?
- Плывешь иногда на глубине и вдруг – дышать нечем. А глубина метров двадцать. Сейчас дышать нечем, а дальше-то что делать? Вот неспокойный человек, скорее всего, погибнет.
- А вы как себя в этой ситуации ведете?
- Оглядываюсь, регулятор тихонечко покручу и медленно начинаю всплывать.
- А как на самолете летаете?
- Да, есть у меня небольшой самолет. Открытый такой. Когда его ведешь, тоже спокойствие требуется. И умение быстро соображать тоже нужно.
- Вы вообще склонны к риску?
- Не знаю, наверное. Кому суждено быть повешенным, не утонет. Рисковал же, когда создавал оркестр.
Михаил Плетнев: «В прессе правды процентов на три-четыре, остальное – вымысел. В этом я убедился» |
«ДОСТОЕВСКОГО НЕЛЬЗЯ ЛЮБИТЬ»
- Когда вы дирижируете, кажется, что музыка выворачивает душу. Словно читаешь Достоевского. Кстати, вы его любите?
- Любить Достоевского очень трудно. Любить можно что-то полегче. Он так вытягивает душу, заставляет переживать. А переживаний и так хватает.
- Вы сейчас редко выступаете как концертирующий пианист?
- Я уже пять лет не концертирую.
Увы, на этом интервью закончилось. Потому что по трансляции объявили окончание перерыва и маэстро пригласили на сцену. Там его ждали солисты и хор, готовые перевоплотиться в пушкинских персонажей.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 0
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.