ТЮРЬМЫ ТАТАРСТАНА ПЕРЕХОДЯТ НА ЕВРОСТАНДАРТ

Итак, начнем того, что начальник УФСИН России по РТ Дауфит Хамадишин рассказал в своем докладе о двусмысленной статистике: о том, что идет снижение количества заключенных в местах лишения свободы. Если в 2010 году в местах не столь отдаленных содержалось 15043 человека, то в прошлом году в исправительных учреждениях Татарстана (всего их насчитывается 17) находилось уже на полторы тысячи заключенных меньше – 13501 человек. По словам Хамадишина, это результат политики смягчения наказаний, которую практикуют суды в России в последнее время. В общем, ура либерализму и смягчению нравов в России!

Более того, далее начальник республиканского УФСИН рассказал о том, как его ведомство участвует в общероссийском процессе реформирования уголовно-исполнительной системы, который начался в 2010 году и рассчитан на 10 лет. Реформа должна перевести российские тюрьмы на так называемый «европейский стандарт» обращения с осужденными. Поэтому с 2013 года начнется перепрофилирование исправительных колоний, на смену которым придут тюрьмы с разными режимами и колонии-поселения с разными видами наблюдения.

Так в Казани вместо двух исправительных колоний в Приволжском районе появится одна тюрьма усиленного режима, а на базе исправительной колонии №5 в селе Нижние Вязовые планируется организовать тюрьму общего режима. В камерах таких тюрем будет полноценный санузел, проживать в них будет не более 6 человек.

На базе существующих колоний в Нижнекамске и Казани будут располагаться колонии-поселения усиленного режима.

- Смена профиля предполагает реконструкцию существующих зданий, - рассказал Хамадишин. – Мы провели проверку, которая показала, что из 50 объектов только четыре могут быть приспособлены под наши новые задачи.

СОСЕДСКАЯ КРИТИКА

Хамадишин обратил внимание на то, что многие заключенные до сих пор не могут быть трудоустроены – в местах лишения свободы удалось найти работу лишь 30% осужденных в прошлом году.

Несмотря на это, в прошлом году, по данным главы республиканского УФСИН, заключенные Татарстана произвели товаров на 1 млрд. 100 млн. рублей. Большая часть этой продукции используется для внутренних нужд, но и приносит прибыль – в прошлом году она составила 48 млн. рублей.

С сожалением Хамадишин признал, что 10 сотрудников его ведомства в прошлом году сели на скамью подсудимых. Самый вопиющий, по его мнению, случай произошел в альметьевской колонии №18, где начальник отряда по воспитательной работе с осужденными Рустем Габдрахманов пытался пронести на территорию колонии 14,5 г героина.

- Теперь он сидит у нас, - невесело заметил начальник УФСИН.

Главный прокурор РТ Кафиль Амиров, который вчера выступил с весьма критическим отзывом на коллегии МВД, а днем ранее с не менее жестким докладом на коллегии следственного управления, не стал изменять традицию и сказал, что намерен критиковать по-соседски (здание УФСИН и прокуратуры РТ находятся в непосредственной близости друг от друга авт.). Начал он с заявления о том, что многие колонии существенно занижают количество преступлений, которые происходят у них на зоне.

Амиров рассказал о том, как начальник одной из колоний хотел «обвести вокруг пальца» прокуратуру и скрыть факт исчезновения (!) с территории двух заключенных, которые начали путешествовать по Татарстану автостопом, выпивая при этом с попутчиками, но были вовремя задержаны и возвращены обратно.

Не радует прокурора республики и статистика, согласно которой увеличилось количество преступлений, связанных с употреблением алкоголя в местах лишения свободы.

- Складывается ощущение, что осужденные в ночное время предоставлены сами себе, - заключил прокурор. – Вы только подумайте, 993 литра алкоголя кустарного производства было изъято в прошлом году. Между тем годом ранее у заключенных отняли чуть более 500 литров. Ну это же безобразие!

Прокурор Татарстана обратил внимание на тот факт, что в некоторых исправительных колониях идет производство без соблюдения уровня безопасности, без получения необходимых лицензий. К примеру, без лицензии работал литейных цех в колонии №2 (к слову, в год это производство приносит прибыль в 5 млн. рублей).

- Мы направили им постановление о прекращении работы без лицензии, - сообщил Амиров. – Но вместо того чтобы получить необходимый документ, начальник колонии решил обжаловать наше решение в Арбитражном суде и, разумеется, получил отказ. Мы и впредь будем добиваться закрытия таких производств, если замечания не будут устранены.

ufsin.jpg

Халиков призвал Хамадишина быть осторожнее с привлечением представителей нетрадиционных религиозных течений в перевоспитание заключенных: «Не хотелось бы, чтобы из наших тюрем люди выходили ваххабитами»

КАКИЕ ХАЛИКОВ НАШЕЛ «ЗОНЫ» В ПОИСКОВИКЕ

Премьер-министр РТ Ильдар Халиков (кстати, на время поездки Рустама Минниханова в Давос он остался за президентаред.), который выступал вслед за Амировым и который явно не ожидал такого критичного запала со стороны прокурора, подчеркнул, что скрывать эти факты, как и случаи проявления неповиновения со стороны заключенных, становится все сложнее – за работой сотрудников УФСИН тщательно наблюдают правозащитники и журналисты. Но ситуация в Татарстане, по словам премьера, опасений у него не вызывает.

- Сейчас я пытался найти хоть какие-то случаи в поисковике, - рассказал «продвинутый» в современных технологиях Халиков. – Но на запрос со словами «зона» и «Татарстан» выходят ссылки на особую экономическую зону «Алабуга».

Халиков выразил беспокойство, услышав от начальника республиканского УФСИН о росте правонарушений в местах лишения свободы.

- Это, безусловно, очень серьезный и административный, и психологический вопрос, - считает Халиков. – Реакция на каждый случай должна быть оперативной, без этого порядка в исправительных учреждениях не будет.

Премьер-министр РТ признал, что роль участия религиозных деятелей в перевоспитании заключенных велика, но напомнил о ряде фактов, когда в исправительных учреждениях работали представители нетрадиционных религиозных течений.

- Будьте осторожнее, не хотелось бы, чтобы из наших тюрем люди выходили ваххабитами, - подчеркнул премьер.

Халиков попросил Хамадишина в недельный срок подготовить предложение, которое позволит решить вопрос с трудоустройством заключенных, пока не принимающих участия в производстве в колониях.