НЕ ДОШЕЛ ДО КАСПИЯ

Напомним, спуск на воду (1 апреля 2011 года) сторожевого корабля «Дагестан» был, по сути, историческим для ОАО «Зеленодольский завод им. Горького» событием. Ведь со времени его закладки прошло аж 23 года. Впрочем, вины зеленодольских корабелов в затягивании сроков нет.

Три спроектированных «Зеленодольским проектно-конструкторским бюро» сторожевых корабля проекта 11661 были заложены в 1988 году. Головной предназначался для ВМФ СССР, два - для Индии. Карты спутала перестройка. В итоге, первый корабль был почти готов к 1995 году, однако из-за прекращения финансирования достройку заморозили. В 1996 году главком ВМФ договорился с правительством Татарстана о шефстве республики над строительством. Фрегат «Татарстан» был принят в боевой состав Каспийской флотилии 30 августа 2003 года и стал ее флагманом.

Второй «корпус» получил имя «Дагестан». По сравнению с «Татарстаном», он оснащен более современными радиотехническими системами и вооружением. 13 сентября фрегат начал переход к месту проведения заводских и государственных испытаний - в Новороссийск, куда прибыл 25 сентября. Сообщалось, что испытания должны начаться 1 октября, а до конца года корабль войдет в состав Каспийской флотилии.

Как проходили испытания, неизвестно, но уже в 20-х числах октября (точная дата неизвестна) фрегат получил серьезные повреждения от боры — из-за того, что в шторм не ушел в море, а остался у стенки. В результате 3 ноября корабль был поставлен в плавучий док Новороссийского судоремонтного завода для прохождения ремонта, сообщил блог, созданный по инициативе центра анализа стратегий и технологий.

Остается непроясненным, какая часть испытаний корабля на сегодня завершена. Авторы вышеупомянутого блога отметили, что до аварии «Дагестан» в море не выходил. В конце декабря в СМИ появлялись сообщения, что фрегат завершил первый этап ходовых испытаний. Тогда же генеральный директор завода им. Горького Ренат Мистахов рассказал газете «БИЗНЕС Online», что «Дагестан», на котором идут испытания ракетного оружия, все же планируется сдать до конца 2011 года. Однако, как написали 24 января «Известия», фрегат «по-прежнему находится у причальной стенки Новороссийской военно-морской базы». А более 40 специалистов зеленодольского завода, приехавших для проведения ремонта, успели за два месяца устранить внешние повреждения корпуса — заварить трещины и разрывы швов, обеспечить плавучесть для проведения ходовых испытаний. Однако для замены нескольких поврежденных шпангоутов требуется доковый ремонт, на который «Дагестан» должен встать через две недели на Новороссийском судоремонтном заводе.

СПОР ВОКРУГ 60 МИЛЛИОНОВ

Как пишут «Известия», ремонт «Дагестана» может затянуться из-за недоговоренностей между ВМФ и заводом им. Горького. Как сообщил источник газеты в военно-промышленном комплексе, минобороны и предприятие никак не могут решить, кто должен оплачивать ремонт: «Стоимость ремонта «Дагестана» оценивается в 60 миллионов рублей, которые завод согласился вложить с тем расчетом, что минобороны эти затраты компенсирует. При этом в самом ведомстве полагают, что не должны платить за ремонт корабля, поскольку на момент происшествия он не входил в состав ВМФ». Такую позицию подтвердили в штабе Каспийской флотилии: «Военный экипаж вообще не должен был там находиться, просто по договоренности с заводом мы совместили заводские испытания с обучением экипажа. Но если вы садитесь в машину, которую ведет другой человек, то не можете быть виноваты в ДТП». В то же время в командовании Черноморского флота, в ведомстве которого находится Новороссийская военно-морская база, где произошел инцидент с «Дагестаном», утверждают, что в случившемся виноват каспийский экипаж: «Сдаточная команда должна была сориентироваться и отойти на безопасное расстояние от стенки в начале шторма. Во всяком случае мы свои корабли вывели. Но они этого почему-то не сделали. Конечно, это стихия, и тут сложно делать однозначные выводы, но корабль можно было спасти».

Несмотря на неисправности, все системы корабля работают в штатном режиме, весь экипаж, члены приемо-сдаточной комиссии ВМФ и представители зеленодольского завода находятся на борту, отмечают «Известия». При этом в минобороны утверждают, что никаких проблем с финансированием ремонта «Дагестана» нет, все работы идут по графику. Представители зеленодольского завода также заявили, что ремонт идет «в соответствии с графиком, утвержденным минобороны», отказавшись обсуждать детали произошедшего.

Источник «БИЗНЕС Online» в судостроительной отрасли считает, что аргументы в свою пользу есть у обеих сторон: «Это как в ДТП – обоюдка. Но, на мой взгляд, больше виноваты военные, не министерство обороны, а именно база. И еще создается странное ощущение, что корабль в какой-то степени был брошен».

Газета «БИЗНЕС Online» также связалась с Мистаховым. Он сообщил, что статью в «Известиях» не читал, и не стал вдаваться в подробности: «Идет ремонт, он должен быть закончен до 1 марта. В марте выходим на этапы размагничивания, а в апреле должны завершить государственные испытания... Авария - вина военных: новороссийской базы и командира корабля»