Талант Градского был настолько велик, что не вписывался ни в один жанр Талант Градского был настолько велик, что не вписывался ни в один жанр Фото: © Anatoly Lomokhov / Global Look Press / globallookpress.com

«Человек, который хотел «урыть The Beatles»

«Человек, который хотел „урыть The Beatles“» — эта врезавшаяся в память строчка из статьи, посвященной очередной круглой дате Александра Градского, вспомнилась сегодня ранним утром, как только сеть запестрела сообщениями о смерти артиста, в начале ноября отметившего свое 72-летие. И действительно, Градский всю жизнь ставил только глобальные цели, пусть даже для части старшего поколения это лишь исполнитель песни Пахмутовой – Добронравова «Как молоды мы были», а для молодых он только «человек в черном» из шоу «Голос».

Талант Градского был настолько велик, что не вписывался ни в один жанр. Он один из основателей русского рока еще в конце 1960-х, одинаково комфортно чувствовал себя, исполняя и советскую классику, и хитовые теноровые оперные арии, не желая себя ограничивать ни в чем. Про таких певцов обычно говорят: «Им нужен продюсер», — чтобы помочь найти свой стиль и более короткий путь к сердцу публике. Но нашего героя прислушивающимся к чьим-то подобным советам невозможно представить. Кажется, приди к нему какой-то продюсер со своей концепцией продвижения артиста Градского, то этот человек не только был бы послан далеко, а еще бы и мог отхватить тумаков.

Только Александр Борисович мог проводить юбилейные концерты на огромных московских площадках без группы, подтанцовки, выходов звезд с поздравлениями, а лишь в компании синтезатора, который сменяла гитара, и при этом рвать зал.

За годы деятельности Градский написал множество песен, выпустил десятки пластинок, поставил несколько рок-опер и даже открыл собственный театр. Но началось все 3 ноября 1949 года в Копейске Челябинской области, где у инженера Бориса Фрадкина и актрисы Тамары Градской родился сын Саша. Мама оставила мечты о театре и посвятила себя сыну. Мальчика сразу отправили в музыкальную школу по классу скрипки. Но семья, которая к тому моменту жила в небольшом подвале в коммунальной квартире, не могла позволить юному музыканту тренироваться по 8 раз в день. Так скрипка заменилась гитарой, позже — фортепиано, а еще позже, в 1974 году, Градский окончил Музыкально-педагогический институт (ныне Российская академия музыки) им. Гнесиных по классу вокала.


У Градского было всего две известные песни: «Первый тайм мы уже отыграли» и «Как молоды мы были»

Певец вспоминал, что одним из первых серьезных музыкальных впечатлений для него стало именно творчество The Beatles. «Они просто захлестнули весь мир. Мой дядя был танцором в ансамбле Моисеева и часто с гастролей привозил пластинки, а потом и кассеты с музыкой зарубежных исполнителей. Я рос на этой музыке еще до того, как рок попал в Союз», — вспоминал Александр Борисович в одном из последних интервью.

Не мудрено, что о талантливом парне вскоре должна была заговорить вся творческая общественность. И это случилось еще во время учебы в Гнесинке. В начале 1970-х Андрей Михалков-Кончаловский начал снимать фильм «Романс о влюбленных». Композитор Мурад Кажлаев должен был писать музыку к картине, но отказался. Тогда возникла кандидатура молодого 25-летнего Градского, который не только написал блистательную музыку, но и спел главные вокальные партии. Картина получила грандиозный успех, и о молодом композиторе заговорили всерьез. Влиятельный музыкальный журнал Billboard объявил Градского «Звездой года» «за выдающийся вклад в мировую музыку».

А всего через два года талантливый парень с запоминающейся внешностью (Градского не раз просили снять черные очки и подстричь длинные волосы) встретился с легендарным музыкальным дуэтом Александрой Пахмутовой и Николаем Добронравовым. В 1976-м они записали «Как молоды мы были» для фильма «Моя любовь на третьем курсе». И все последующие 45 лет эта композиция была визитной карточкой певца. Он даже шутил, пересказывая анекдот про себя, что у Градского было всего две известные песни: «Первый тайм мы уже отыграли» и «Как молоды мы были».

Тогда же он создает цикл композиций на стихи Роберта Бернса и Уильяма Шекспира — своеобразную энциклопедию рок-стилей от блюза до рок-н-ролла. В 1985-м он пишет рок-оперу памяти Виктора Хары «Стадион», над которой работал в течение 10 лет. В его опере пели звезды Советского Союза: Алла Пугачева, Иосиф Кобзон, Андрей Макаревич, Андрей Миронов, Михаил Боярский. Градского часто называли «патриархом российского рока», хотя это звание совсем не нравилось музыканту. Он любил повторять, что этого жанра в Союзе нет. Однако сам сделал все возможное, чтобы создать для него благоприятную почву.

Внешность Александра Борисовича и взрывной характер совсем не вписывались в консерватизм советских телевизионных цензоров. Оттого талантливого музыканта не сильно жаловали на голубых экранах. Но это не мешало Градскому писать острые сатирические песни и следовать только своему пути. Он восхищался Владимиром Высоцким. И в своей внешней смелости и внутренней ранимости был очень на него похож.


Композиторское дарование Градского затронуло многие музыкальные жанры. Он поставил два музыкальных фильма — «Антиперестроечный блюз» (1991) и «ЖИВьЁМ в России» (1996). Написал музыку более чем к 40 художественным фильмам, нескольким десяткам документальных и мультипликационных фильмов, среди которых «Легенда о старом маяке» (1976), «Охота» (1979), «Следствие ведут ЗнаТоКи» (1985), «Перевал» (1988), «Узник замка Иф» (1988), «Стереотипы» (1989), «В августе 44-го» (2001) и др. В некоторых из них Александр Борисович пел сам.

Он написал и поставил три балета: «Человек», «Распутин» и «Еврейская баллада». А в 2009-м представил свою оперу «Мастер и Маргарита», где исполнил арии Мастера, Иешуа, Воланда и Кота Бегемота. Его голосом поют персонажи многих советских мультфильмов, например «Принцессы и людоеда».

Дискография Градского насчитывает более четырех десятков альбомов. Среди его музыкальных дисков — «Русские песни» (1980), «Размышления шута» (1987), «Утопия А.Г.» (1987), «Ностальгия» (1988), «Монте-Кристо» (1989), «Экспедиция» (1990), «Несвоевременные песни» (1994), «Фрукты с кладбища» (1994), «Неформат» (2011), «Романсы» (2014) и др.

Одно только перечисление его регалий может занять не один десяток листов. Оттого трудно поверить, что в какой-то момент Градский исчез из всех новостных сводок. Будто испарился из родного музыкального мира. Пока в 2012 году руководство Первого канала не предложило ему стать членом жюри первого сезона проекта «Голос».

«Голос» во многом усилиями «патриарха русского рока» не только стал популярным телешоу, но и всерьез повлиял на отечественный музыкальный ландшафт «Голос» во многом усилиями «патриарха русского рока» не только стал популярным телешоу, но и всерьез повлиял на отечественный музыкальный ландшафт Фото: © Pravda Komsomolskaya / Russian Look / globallookpress.com

«Его комплимент — это лучшая победа и лучший приз»

Без ложной лести любой поклонник проекта скажет, что нет более авторитетного наставника, чем Градский. Его подопечные побеждали 4 раза. Благодаря Градскому в России появились не только яркие певцы, но и сильные вокалисты — Сергей Волчков, Александра Воробьева, Валентина Бирюкова и многие другие. Сейчас они составляют костяк труппы собственного театра Александра Борисовича «Градский Холл». На сайте до сих пор висит плотное концертное расписание, где Градский стоит в первых рядах.

«Голос» во многом усилиями «патриарха русского рока» не только стал популярным телешоу, но и всерьез повлиял на отечественный музыкальный ландшафт. Те же наставники шоу вроде Димы Билана и Полины Гагариной сегодня даже на сборных поп-концертах предпочитают петь вживую. А Градский показал себя блестящим педагогом с удивительным чутьем. Именно он один в самом финале выступления повернулся во время слепых прослушиваний к угловатой девушке, которая пела романс «А напоследок я скажу». Это была Дина Гарипова из татарстанского Зеленодольска. А один из самых драматичных эпизодов в истории «Голоса», когда мэтр почему-то заинтересовался не самым выдающимся выступлением и повернулся к… незрячей певице Патриции Кургановой, объясняя потом, что почувствовал такую боль в этом голосе и не мог не повернуться…

Слухи о болезни певца ходили уже давно. Тем удивительнее было увидеть его вновь в рядах членов жюри юбилейного сезона «Голоса». Он успел набрать команду новых вокалистов и даже устроить их отсев на этапе «Поединки». Но с каждым разом Градскому становилось все хуже.

Одной из последних подопечных певца была и уроженка Татарстана Марина Моисеева. Именно Александр Борисович повернулся к ней во время слепых прослушиваний «Голоса-10» и раз и навсегда изменил ее жизнь. 

«Рада, что не попала к Билану, сказали бы: блат»: участница «Голоса» из Пестрецов 10 лет отбиралась на шоу

«Я всегда буду ему благодарна за то, что он ко мне повернулся и дал понять, что я что-то могу. Его комплимент — это лучшая победа и лучший приз, — рассказала Моисеева сегодня „БИЗНЕС Online“. — Он был человеком с очень тонкой душой. Вроде взрослый, а в душе ребенок. Человек настроения и состояния. Мне кажется, это было видно даже по нашим последним эфирам в „Голосе“. Он будто устал от громких звуков. Ему хотелось тишины».

Из-за своей болезни Градский почти не репетировал с участниками. «Была только одна репетиция по видеосвязи. Он лежал в кровати, тяжело дышал, но разговаривал с нами. И, несмотря на это состояние, чувствовалась его неуемная энергия. Его волновало все: каждый момент, аккорд, нота, слово. Если я пела где-то громко, он говорил, что нужно петь сдержаннее».

На этапе поединков его команде было сложно сниматься, продолжает Моисеева. «Мы все видели его состояние, и репетиций не было, хотя мы ждали встречи. Перед съемкой у нас была генеральная репетиция. Но когда все увидели его в таком состоянии, то были поражены. Честно сказать, у меня даже надломилось что-то внутри. Хотя Градский в мгновение убрал это чувство. Мы даже не сразу петь начали. Он нас поприветствовал, анекдоты даже какие-то рассказал, лежа в кресле», — поделилась она.

При всей неоднозначности характера Градский отличался романтизмом и сентиментальностью, пользовался популярностью у женщин. Выбирал настоящих красавиц. Обожал своих четверых детей. И нередко признавался, что хотел бы больше проводить с ними время, но талант себе не принадлежит. Он до последних дней жизни работал и был наставником молодых талантов.

Первый канал уже сделал заявление, что съемки нынешнего сезона «Голоса» продолжатся в память о Градском, решение о формате финальных выпусков будет принято в ближайшее время.


***

Мы связались с менеджером одного артиста, многим обязанного в своей карьере Градскому, чтобы записать несколько слов в память о выдающемся музыканте и педагоге. «Не комментируем», — такой был ответ менеджера. Не «он плачет и не знает, что сказать», а именно: «не комментируем». Вот такая память рыбки и равнодушие к тому, что происходит за твоим узким и душным мирком. «Мы не сладили с эпохою, потому что все нам…» — пел Градский в своей «Песне без названия».