В четверг депутаты Госсовета РТ единогласно одобрили 18 поправок к резонансному законопроекту о публичной региональной власти В четверг депутаты Госсовета РТ единогласно одобрили 18 поправок к резонансному законопроекту о публичной региональной власти Фото: Сергей Елагин

Какие поправки подготовил Татарстан?

Изменения в нашумевший законопроект «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах РФ» депутаты ГС РТ, судя по всему, обсуждали вплоть до вчерашней сессии. Еще 18 ноября в парламенте говорили, что вопрос пока не готов к рассмотрению, но за неделю таблицу изменений все-таки утвердили. Накануне ее представил председатель комитета Госсовета по госстроительству и местному самоуправлению Альберт Хабибуллин. Изначально его комитет подготовил 20 поправок, но в финальной редакции документа осталось 18 изменений. В целом позиция республики не изменилась.

Одна из ключевых поправок — вторая. Она касается ч. 3 ст. №4, где сказано, что федеральные органы исполнительной власти могут участвовать в формировании органов исполнительной власти субъектов в сферах образования, здравоохранения, финансов, а также осуществляющих жилищный, строительный надзор; в назначении и увольнении должностных лиц указанных органов. Сейчас федералы могут контролировать вопросы лишь совместного ведения, а теперь хотят участвовать в «конкретных темах того или иного субъекта», ранее объяснял Хабибуллин «БИЗНЕС Online». Это нарушает основы конституционного строя и принципы федеративного государства, пояснял депутат и на сессии повторил тезис. ГС РТ предлагает ввести норму, согласно которой федералы вправе участвовать в формировании лишь тех органов власти субъекта, которые осуществляют отдельные полномочия, переданные федеральными органами в соответствии с соглашением между президентом РФ и руководителем региона.

«Что же вы не поддерживаете свой Госсовет, президента?! Мало ли что фракция рекомендовала!»

Отдельно Хабибуллин остановился на теме «ликвидации» поста президента республики. Парламент настаивает на том, что регионы вправе сами выбирать наименование высшего должностного лица, а устанавливаться оно должно Конституцией (уставом) субъекта «с учетом исторических, национальных и иных традиций и волеизъявления его народа». Действующая Конституция позволяет учесть особенности отдельных субъектов, подчеркнул депутат. И напомнил, что должность президента РТ появилась в один день с должностью президента РФ — 12 июня 1991 года. Наконец спикер процитировал Владимира Путина, выступавшего в 2014-м на «Селигере»: «Как называть высшее должностное лицо — это прежде всего ваше дело, дело тех граждан, которые проживают в Республике Татарстан. Мы с уважением отнесемся к выбору Республики Татарстан, поэтому вы сами решите». В зале в этот момент послышались смешки.

На этом аргументы не закончились. Как отметил депутат, республика уже наработала имидж на международной арене и инвесторам будет проще иметь дело именно с «понятным институтом», президентом республики. «Россия во все времена использовала татар как тюркоязычный народ, интегрированный в Российское государство, для налаживания связей с тюркоязычным и арабо-мусульманским миром. Учитывая менталитет этих народов, внешнеполитическую и внешнеэкономическую ситуацию, сохранение наименования президента Республики Татарстан будет способствовать бо́льшему доверию с их стороны, открытости России», — отметил Хабибуллин.

Также парламент против жесткого срока полномочий губернаторов в пять лет. Субъекты должны сами определить срок, он может быть и меньше пяти лет, но не больше, считают авторы поправок. Предлагается оставить прежним срок отзыва субъектов на законопроекты — 30 дней вместо предложенных 15. Также Госсовет считает неправильным менять действующий порядок, когда регион сам определяет наименование высшего органа исполнительной власти. Новый закон оставляет субъектам только одно название — «правительство».

Представитель ЛДПР Эдуард Шарафиев предложил, чтобы татарстанские поправки Госдума рассмотрела отдельно Представитель ЛДПР Эдуард Шарафиев предложил, чтобы татарстанские поправки Госдума рассмотрела отдельно Фото: gossov.tatarstan.ru

«Татарстан находится в центре России»

Вопросов к докладчику у депутатов не возникло («все ясно»), но несколько парламентариев попросили дать им слово. Представитель ЛДПР Эдуард Шарафиев предложил, чтобы татарстанские поправки Госдума рассмотрела отдельно. «Потому что из всех регионов сейчас будут поступать предложения и наши поправки в одной таблице пронесутся мимо», — объяснил он. Вопрос уже обсуждался на встрече с депутатом ГД Ильдаром Гильмутдиновым, пояснил спикер Госсовета.

Руководитель татарстанского отделения КПРФ Хафиз Миргалимов отметил, что чиновникам «из Москвы не все видно» и авторы законопроекта не учли накопленный 30-летний опыт новейшей истории. Институт президентства в Татарстане никому не мешает, подчеркнул коммунист. И заметил, что субъекты лучше знают специалистов, которые могут стать министрами, а «не только изучают биографии и характеристики». В новом законе Миргалимов нашел 47 пунктов, где федеральный центр «так или иначе пытается вмешиваться» в дела региона.

Республики несколько отличаются от других субъектов РФ, заметил вышедший следом к трибуне Марат Галеев. Он посетовал, что авторы законопроекта обобщили все регионы «в одну кучу», что неправильно. По словам депутата, в таком большом государстве, как Россия, нет альтернативы федеративному устройству, однако некоторые продолжают поддерживать унитарный строй. «Говорят, что РТ чуть ли не сепаратисты. Достаточно посмотреть на географическую карту: Татарстан находится в центре России. О каком сепаратизме можно вести речь? Достаточно нелепо выглядит. Экономика Татарстана связана со всей Россией настолько прочно, что думать о какой-то изоляции просто глупо!» — отметил Галеев.

Сохранение должности президента Татарстана выгодно всей стране, уверен депутат. «Мы живем в период, когда санкции стали инструментом международной политики. И [полезно] иметь понятную для международного сообщества должность президента в одном из нехилых субъектов с развитой экономикой, которая имеет большие связи с внешним миром», — отметил выступавший. «Я надеюсь на мудрость политического руководства России, которое уже высказывалось по этому вопросу. Надеюсь, будет понимание по поддержке поправок республики», — заключил депутат.

После первого чтения проведено много работы, и теперь нужно «грамотно и разумно» провести республиканские поправки в Госдуме. Важную миссию возложили на Гильмутдинова, который, к слову, во время первого чтения никак не голосовал После первого чтения проведено много работы, и теперь нужно «грамотно и разумно» провести республиканские поправки в Госдуме. Важную миссию возложили на Гильмутдинова, который, к слову, во время первого чтения никак не голосовал Фото: Сергей Елагин

«Сейчас надо готовиться к Конституционному суду!»

Председатель Госсовета РТ Фарид Мухаметшин отметил, что после первого чтения проведено много работы и теперь нужно «грамотно и разумно» провести республиканские поправки в Госдуме. Важную миссию возложили на Гильмутдинова, который, к слову, во время первого чтения никак не голосовал. Чтобы мнение парламентария точно было услышано, его включат в список соавторов документа.

Напомним, во время голосования по законопроекту в первом чтении в Госдуме Гильмутдинов воздержался. «У нас по голосованию, когда ты не поддерживаешь законопроект, есть два подхода — это „против“, если ты со всеми вещами не согласен, либо ты не голосуешь. Я, не поддерживая законопроект, выбрал ту форму, где не голосовал», — объяснил парламентарий «БИЗНЕС Online».

Гильмутдинов напомнил, что еще до обсуждения проекта закона в первом чтении он принимал участие в работе комитета ГД по государственному строительству и законодательству. Тогда депутат передал позицию и аргументы, изложенные Госсоветом РТ еще на первом заседании.

«Мы договорились, что основная работа будет проходить в комитете [депутата ГД Павла] Крашенинникова (комитет ГД по государственному строительству и законодательству — прим. ред.). И там нужно добиться, чтобы наши поправки чохом… с поправками со всей страны не рассматривались, а рассматривались отдельно, как субъекта, который не поддержал в первом чтении», — подчеркнул он. Отдельный разговор, по словам Мухаметшина, будет с каждым из 15 депутатов Госдумы от Татарстана: «Чтобы максимально поддержали».

— Как вы считаете, сколько поправок, которые мы предложили, будут поддержаны Государственной Думой? — поинтересовался вдруг у спикера Госсовета Николай Рыбушкин.

— К Богу или Аллаху надо обратиться, — немного растерялся Мухаметшин.

— Я ведь неслучайно вопрос задаю. Считаю, что сейчас уже надо готовиться к Конституционному суду! Нужно сразу сказать, что в любом случае Республика Татарстан оставляет за собой право, если они не примут наши поправки, обращаться в Конституционный суд. И готовиться к этому надо, Фарид Хайруллович, — предложил Рыбушкин.

— Не думай, что мы меньше вас знаем свои права! — улыбнулся спикер парламента.

Депутат от КПРФ Фадбир Сафин, видимо, уже готовится к худшему варианту. «А что будет, если федералы все-таки заберут у республики название „президент“, — новые выборы?» — поинтересовался он.

«Зайдете ко мне, я вам расскажу, как это будет, — отметил Мухаметшин и потом добавил. — Не могу публично, здесь много слушающих, смотрящих. Понятно, если идти по законному пути, надо поправками добиваться изменений, это главный легитимный путь. Ясно, что противников этого много, завистников немало, к сожалению. Но, если вы обратили внимание, в поправках мы используем возможности и обращения к народу путем проведения референдума по этим вопросам». И заключил, что поправки — это «не просто какие-то хотелки».

В устах многоопытного спикера фраза «Я не могу публично…» звучала как-то двусмысленно и загадочно — хотя куда уж публичнее: в парламенте проговорили все нюансы ситуации вокруг законопроекта Клишаса – Крашенинникова. Куда уж публичнее — фактически в духе нормального живого парламента, каковым Госсовет бывает лишь иногда. Практически как то ружье на стене, что стреляет только раз в году… В итоге изменения одобрили, на удивление, единогласно — как единороссы, так и коммунисты с представителями «Справедливой России» и ЛДПР. Степень консолидации правящей элиты оказалось даже выше, чем в ситуации с, возможно, более скандальным федеральным законопроектом с «куаризацией»…