В Челнах за первый день проверок высадили 190 пассажиров

Пока в Казани история с появлением QR-кодов в общественном транспорте гремит на всю страну, Набережные Челны переживают нововведения кабмина РТ в «лайтовом» режиме. В столице республики быка за рога взяли еще в понедельник утром, не впустив в общественный транспорт почти 3 тыс. казанцев, тогда как во втором по численности городе республики решили не создавать транспортный коллапс и не мучить людей в часы пик. Первые сообщения о контролерах в автограде появились лишь ближе к полудню. А новостей о высаженных пассажирах в первый день и вовсе не поступало. В отделе транспорта и связи исполкома объяснили, что без полиции таких полномочий у контролеров нет, а представители правопорядка подключились к QR-рейдам лишь во вторник.

«Открыть эту ерунду невозможно!»: первый день охоты на QR-зайцев

При этом на брифинге глава минтранса РТ Фарит Ханифов все-таки заявил о 190 высаженных «безкуарных» пассажирах в Челнах. По его словам, на днях он посещал город и общался на тему кодов с Наилем Магдеевым: «В отличие от Казани, где два крупных муниципальных предприятия осуществляет перевозки, в Челнах ситуация немного другая: автобусы небольшие, а обилечивание производит сам водитель. Мы боялись, что будет больше шероховатостей, но даже там проходило все в адекватном исполнении».

«Они на передовой сегодня!»: Фарит Ханифов оценил работу кондукторов на транспортном QR-эксперименте

Правда, не совсем ясно, где в Челнах насчитали 190 высаженных пассажиров. Накануне на весь полумиллионный город работали всего 6 контрольно-ревизионных бригад. За работой одной из них наблюдали корреспонденты «БИЗНЕС Online». На остановке «Пединститут» на проспекте Мира (самой оживленной ветке города — прим. ред.) дежурила бригада под предводительством гендиректора «Пассажирских перевозок» Николая Тятюшкина, чьи автобусы бороздят проспекты Челнов. Он объяснил, что личный выход на QR-рейды — это вынужденная мера. «Людей, которые согласны идти на такую работу за 20 тысяч в месяц, мы пока найти не можем. А больше платить я не могу, — рассказал Тятюшкин корреспонденту „БИЗНЕС Online“. — Абы кого тоже брать нельзя. С пассажирами надо общаться культурно, не хамить и не поддаваться на провокации».

Бригада Тятюшкина, состоящая из нескольких контролеров и двух полицейских, вышла на остановку в 9 часов утра, но за целый день рейда из автобуса ими был высажен лишь один пассажир — житель ближнего зарубежья. Молодой человек отказывался что-либо предоставлять, уверяя, что контролеры купили себе сертификаты.

«Большинство пассажиров ездят с QR-кодами. Они с пониманием к этому относятся. Видя контролеров, предоставляют коды на бумажном носителе, кто-то показывает через телефоны, — рассказал Тятюшкин нашему корреспонденту. — Были единичные факты, когда у пассажиров имелись QR-коды в бумажном виде, но они не хотели их предоставлять. Оказывается, я как руководитель предприятия не имею права в транспорте, который обслуживает город, что-либо делать!»

«Большинство пассажиров ездят с QR-кодами. Они с пониманием к этому относятся. Видя контролеров, они предоставляют коды на бумажном носителе, кто-то показывает через телефоны» «Большинство пассажиров ездят с QR-кодами. Они с пониманием к этому относятся. Видя контролеров, предоставляют коды на бумажном носителе, кто-то показывает через телефоны»

«Мы несем убытки»

Помимо проверки QR-кодов пассажиров Тятюшкин попутно следил за работой своих водителей на линии. Так, например, в какой-то момент он заметил, что по перекрестку летел один из его микроавтобусов, который и не собирался тормозить на остановке. Николай Иванович, вытянув руку, словно сотрудник ДПС, буквально выбежал на дорогу, требуя остановить машину.

«Тебе по шее дать?» — влетело заметно покрасневшему водителю. «А может, вам? Делать нечего?» — возмутилась одна из пассажирок. Контролер попросил предъявить ее QR-код, а также сдержанно объяснил, что находится тут не от хорошей жизни, а в случае необходимости к нему на подмогу может прийти сотрудник полиции: «Мне не надо грубить. А водителя я могу наказать за то, что он проехал мимо остановки. Ты меня услышал?»

Главный городской перевозчик с грустью констатировал 40-процентное падение пассажиропотока за первые два дня нововведений: «У нас в городе 57 тысяч льготников. Из них 23 тысячи сегодня находятся в черном списке. Есть и неоправданные случаи блокировки карт. Вчера мы разбирались со случаем женщины с QR-кодом, но заблокированным проездным. Сейчас разбираются, почему так. Где-то случился сбой».

Накануне о проблеме высказались в минздраве РТ. В пресс-службе министерства отметили, что существует три базы данных, которые формируют QR-код: федеральный регистр вакцинированных, федеральный регистр перенесших заболевание, региональный регистр лиц с медицинским отводом: «Оператор автоматизированной системы оплаты проезда в городском пассажирском транспорте (АСОП ГПТ) передает в минздрав Татарстана данные по гражданам старше 60 лет для их сверки по трем базам данных. В связи с этим возможны технические проблемы, связанные с расхождениями в написании персональных данных граждан, требующие дополнительной проработки».

В министерстве добавили, что разблокировка льготных транспортных карт осуществляется в течение 24 часов с момента поступления в базу данных оператора АСОП ГПТ сведений об исключении оснований для блокировки.

«Проблема актуальна не только для граждан с QR-кодами, которым заблокировали карты, но и для нас. Мы несем убытки, — продолжил Тятюшкин. — Та же гражданка с QR-кодом не собирается платить за проезд, она прекрасно знает, что уже положила на свою карту деньги. Но все это временное явление».

Не в восторге от новой системы и Тятюшкин, в адрес которого прилетела часть «пожеланий» от прохожей: «Обидно, что мы целыми днями здесь мерзнем. Мне это не нужно. Мне наоборот выгодно, когда пассажиров больше. Это мои клиенты, это наш заработок» Не в восторге от новой системы и Тятюшкин, в адрес которого прилетела часть «пожеланий» от прохожей: «Обидно, что мы целыми днями здесь мерзнем. Мне это не нужно. Мне, наоборот, выгодно, когда пассажиров больше. Это мои клиенты, это наш заработок»

«Проблемы есть: смартфоны работают долго, у них слабая камера»

Стоит отметить, что некоторые сотрудники контрольно-ревизионной бригады под конец дня просто проверяли наличие QR-кодов, не сканируя их. О работоспособности выданных смартфонов модели ZTE Blade A3 мы писали ранее. «Смартфоны работают долго. У них слабая камера. Проблемы есть. Это при том, что мы еще на улице и не двигаемся, а в едущих трамваях смартфоны не могут поймать QR-код. Данный вопрос мы вчера тоже задавали. Но они уже закуплены», — разводил руками Тятюшкин.

Несмотря на вежливое обращение контролеров с пассажирами, избежать шумных ситуаций все же не удалось. В один момент на остановку пришла женщина, которая изначально хотела воспользоваться автобусом, но, увидев рейд, не сдержала эмоций. После яркого спича в адрес группы в зеленых «манишках» она расстроенно направилась в противоположном направлении. «Эти вакцины и коды мне жизнь испортили. Я месяц конкретно болела ковидом, месяц прощалась с жизнью. А мне поставили ОРВИ. Хотя проверка в платной клинике показала, что у меня зашкаливают антитела. Но мне не дают возможности ничего делать. Я не могу работать. И справку тоже не дают, — негодовала она. — Один сверху даст указание, а остальные у нас трясутся за свои теплые кресла. Татарстан всегда был полигоном для неприятных российских нововведений».

По словам женщины, вместо введения обязательной вакцинации властям следовало бы пропагандировать здоровый образ жизни и делать спорт доступным: «Не надо закрывать пенсионеров и инвалидов в четырех стенах, нужно, чтобы они были социально адаптированы. Необходимо, чтобы дети ходили в бесплатные секции, пусть мэры бегают туда-сюда в спортивных трусиках и показывают пример».

К слову, не в восторге от новой системы и Тятюшкин, в адрес которого прилетела часть «пожеланий» от прохожей: «Обидно, что мы целыми днями здесь мерзнем. Мне это не нужно. Мне, наоборот, выгодно, когда пассажиров больше. Это мои клиенты, это наш заработок».