С 22 ноября пассажиров старше 18 лет будут пускать в транспорт только при предъявлении QR-кодов С 22 ноября пассажиров старше 18 лет будут пускать в транспорт только при предъявлении QR-кодов Фото: «БИЗНЕС Online»

«У нас 25 автобусов, на закупку смартфонов уйдет 500 тысяч, а у ПАТП-4 200 автобусов!» 

Накануне заместитель руководителя исполкома Казани Ильдар Шакиров разъяснил перевозчикам правила работы с QR-кодами, которые вступят в силу с 22 ноября. Напомним, в Татарстане пассажиров старше 18 лет будут пускать в автобусы, трамваи, троллейбусы и метро только при предъявлении кодов двух видов: кода для привитых, полученного на портале госуслуг, и кода о наличии медотвода от вакцинации, его форму сейчас разрабатывает минздрав РТ.

Фактически вчерашнее совещание было не чем иным, как доведением до перевозчиков информации оперштаба. Не через СМИ же они должны понимать, какой ад их ожидает? Потому Шакиров, по сути, напрямую разъяснил те веяния, что царят сейчас в верхах. А перевозчики, в свою очередь, «приземляли» эти меры на суровую реальность. 

Настроение автобусников после встречи корреспонденту «БИЗНЕС Online» передал первый заместитель директора ООО «Байлык №3» Руслан Юсупов. «Мы были поражены, — рассказал он. — Сначала мы до последнего надеялись, что решение по QR-кодам не будет принято, потом — что оно не будет реализовано». Обсуждение касалось ключевых для перевозчиков вопросов, и на них автобусники получили неутешительные ответы. 

  • Проверку QR-кодов транспортники должны обеспечить исключительно своими силами. На них же обрушится негатив от пассажиров. А руководство предприятий ждет «выхлопа» недовольства в свой адрес уже от кондукторов и водителей. «Мы не должны перевозить в автобусах пассажиров, которые не показывают нам QR-код или показывают поддельный, своими силами. Как это исполнять — никого не ***», — передает правила игры Юсупов.  
  • Вместо проверок QR-кодов на входе в автобус, как опасались перевозчики, власти, вопреки вчерашнему сообщению оперштаба, готовы пойти на уступки — разрешить кондукторам проверять цифровые пропуска в салоне во время обилечивания, а не при входе. Однако проблему это не решает. «На проверку одного кода пассажира со сверкой сведений с документами у кондуктора будет уходить 30–40 секунд, — заметил Юсупов. — Еще 10 секунд — на обилечивание, итого 50 секунд. Один автобус с одной остановки до другой в среднем едет 4 минуты, за это время кондуктор проверит 5–6 человек. Как быть в час пик, когда около сотни пассажиров входят на одной остановке? На их проверку придется минимум 50 минут, это 10–15 остановок. Люди к тому времени либо выйдут, либо нарушителей выявят, и нас штрафуют. Или надо в салон по два-три кондуктора посадить, а у нас их и так нехватка».
  • Как перевозчикам действовать в том случае, если пассажир не показал код или он оказался недействителен? Рекомендации такие — остановить автобус и высадить пассажира. Если он откажется выходить, остается только вызывать полицию. У предприятий есть робкая надежда на то, что пассажиры, не озаботившиеся прививками, через день-другой не пойдут в автобусы — это позволит хотя бы частично избежать потерь времени и скандалов.
  • Проверки планируется организовать через несколько дней после введения QR-кодов. Ответственность за каждого пойманного в салоне нарушителя ляжет на перевозчика. По словам собеседника издания, штраф за первого пассажира без кода составит 200 тыс. рублей, за второго и последующего — 500 тыс. рублей. На совещании перевозчикам предложили снизить риски, перезаключив договор с кондукторами, чтобы ответственность за непроверенные QR-коды ложилась на физлицо, а не юрлицо. Это позволит сократить штраф до 15 тыс. рублей. «А если в салоне два человека без кода, а 10? Штраф может быть не 15, а 150 тысяч рублей, какая для нас тогда разница?» — задается вопросом Юсупов.
  • Устройства, считывающие коды, — смартфоны, которых у многих кондукторов нет, — перевозчики должны закупить самостоятельно. Накануне власти республики анонсировали субсидии на данные цели, но, как это будет организовано, на какие суммы можно рассчитывать транспортникам, пока неизвестно. По оценке Юсупова, на покупку одного смартфона и power bank (а как без него?) потребуется минимум 15–20 тыс. рублей. В парке ООО «Байлык» 25 автобусов, на каждом работают по два кондуктора в день. Общие затраты на подготовку к проверкам составят 500 тыс. рублей. «А у ПАТП-4 200 автобусов! — намекает на масштаб собеседник издания. — А как нам будут компенсировать затраты? Оказалось, минфин сначала примет какую-то сумму за основу, при цене смартфона в 15 тысяч рублей они возьмут 7–8 тысяч, остальное повесят нам на уши, умирайте. В итоге ждать нам придется минимум полтора-два месяца».
  • Но затраты на смартфоны — ничто по сравнению с падением трафика и доходов, на которые работает общественный транспорт. Предсказать глубину катастрофы в цифрах наши собеседники пока не берутся, но в качестве примера приводят падение трафика в ТЦ. Как только ввели QR-коды, количество посетителей тут же провалилось ближе к плинтусу — по разным оценкам, до минус 70%. И восстанавливается этот поток с большим трудом — в конце концов, пока прививка есть лишь у 55% взрослого населения в РТ. Субсидии на компенсации выпадающих доходов правительство тоже обещает, но и в этом вопросе пока ничего не понятно. 
  • С 22 ноября будут заблокированы транспортные карты у пассажиров старше 60. Решение касается тех, у кого нет аккаунта на госуслугах, QR-кода, полученного после двух компонентов вакцины, или QR-кода о медотводе. «Сейчас власти синхронизируют транспортную карту и аккаунты людей на госуслугах, и тем [из категории 60+], у кого не будет кода или медотвода, карту заблокируют». По оценке Юсупова, это 40–45% льготников. Пока трудно прогнозировать, какой процент транспортных карт жителей республики будет заблокирован, заметил в беседе с нашим корреспондентом генеральный директор АО «Транспортная карта» Денис Эйдлин. По его оценке, сегодня на руках у татарстанцев старше 60 лет порядка 300 тыс. карт. Это примерно 30–40% от общего числа карт, которыми владеют льготники. По словам Эйдлина, технических сложностей с блокировкой не возникнет — эта мера уже применяется, когда карта долгое время не используется или сняли льготу. Конкретное поручение «отключить или включить карту» будет давать «уполномоченная организация», какая именно, пока неясно. Эйдлин рассчитывает на то, что пассажиров без QR-кода или медотвода максимально проинформируют о грядущей блокировке, чтобы не последовало шквала звонков от недовольных. 
  • Уже после совещания пришла еще одна безрадостная новость — правительство РТ отказало ассоциации АТП РТ в просьбе предоставить налоговые каникулы на период «куардауна» или хотя бы дать отсрочку на введение тахографов.

Многие таксисты давно ждут, что с 22 ноября на них прольется золотой дождь от антиваксеров Многие таксисты давно ждут, что с 22 ноября на них прольется денежный дождь от антиваксеров Фото: «БИЗНЕС Online»

«Будем вынуждены сокращать автобусы, чтобы размещать в салоне по два кондуктора»

«Решение президента есть, появится и постановление кабмина, и мы в любом случае как перевозчики будем его выполнять, — устало выдохнул под конец Юсупов. — 22 ноября узнаем, сколько окажется недовольных. Но уже сейчас вы можете увидеть, сколько их. Важно не это, а то, что нас сталкивают с народом, с пассажирами. Весь негатив на нас. Но пусть пассажиры на нас не обижаются и не злятся. Не надо негатив на наших кондукторов и водителей сливать, это не наше решение, это постановление правительства, и мы обязаны его исполнять. Если не сможем выполнить — будем вынуждены сокращать автобусы, чтобы размещать в салоне по два кондуктора. Мы будем вынуждены это сделать».

В первые дни после введения кодов произойдет также отток водителей, прогнозируют Юсупов. Шоферы, по его мнению, могут отправиться в такси. Пока это единственная ниша, которая выиграет от «куаризации». Многие таксисты давно ждут, что с 22 ноября на них прольется денежный дождь от антиваксеров. 

Наконец, есть проблемы с теми же кондукторами: на них вешают дополнительные обязанности, но вот чем им платить? «Вы же понимаете, что от снижения пассажиров денег больше не становится. Где я их возьму, чтобы ввести доплаты?» — пожимает плечами другой собеседник «БИЗНЕС Online», бывший на совещании. Значит, кондукторов будут убеждать, заставлять и т. д. — а они тоже люди, и это может усилить текучку кадров. 

Пассажиры в общественном транспорте, очевидно, столкнутся с неудобствами и скандалами — по крайней мере, в первое время. Может, в салонах автобусов станет попросторнее, но это тоже будет лишь первое время. А потом автобусов на линиях окажется меньше, люди начнут мерзнуть на остановках и озлобленными набиваться в подъехавший транспорт, как сельди в бочку, прогнозируют наши собеседники. 

Зимой пассажиропоток и так очень низкий, а с введение проверки QR-кодов упадет еще ниже Зимой пассажиропоток и так очень низкий, а с введением проверки QR-кодов упадет еще сильнее Фото: «БИЗНЕС Online»

Пригородный транспорт: «У нас нет кондукторов, мы вообще не понимаем, как это должно быть реализовано!»

Кроме городских маршрутов QR-коды будут требовать и в междугородных автобусах, обсуждается введение этой нормы также в сфере ж/д и авиаперевозок. «Конечно, мы не готовы к этому, для нас это такая же неожиданность, как и для всех. Никто нам заранее об этом не говорил. Мы, как и все, узнали из СМИ», — заявил корреспонденту «БИЗНЕС Online» директор ООО «Иннополис Экспресс» Артур Мадышин, который занимается перевозками в том числе из Казани в Иннополис.

По его словам, перевозчики очень ждут подробных разъяснений от оперштаба о том, как эта система должна работать на практике. «Она не может одинаково работать на городском транспорте, на пригородном и на межмуниципальном. Понятно, что везде разная система», — отметил собеседник издания. Междугородние перевозчики также до последнего надеялись, что обязанность проверять заветные коды возложат не на их плечи. «У нас преобладает бескондукторная система. Водитель принимает оплату от пассажиров при помощи двух терминалов, то есть проездные билеты по одному терминалу, а банковские карты и наличные — по второму. Представляете, если ему сейчас третий дать, смартфон. Мы вообще не понимаем, как это должно быть реализовано», — сетует Мадышин. 

Зимой пассажиропоток и так очень низкий, а с введением проверки QR-кодов упадет еще сильнее, отметил он. «Рентабельность наших перевозок в зимний период, как правило, отрицательная. Мы теряем 50 процентов пассажиропотока… Честно говоря, мы пока даже детально в эту сторону не думаем. Поездим первую неделю, посмотрим, что будет. Скорее всего, как и все заявляют, наверное, что-то станем сокращать <…>, — сказал Мадышин. — Понятно, что нести на себе такие колоссальные убытки — это не бизнесово с нашей стороны будет. Все-таки мы коммерческая структура. Понятно, что у нас есть госконтракты и прочее, но мы тоже начнем действовать как коммерческая структура, в рамках закона».

В пресс-службе ППК «Содружество» (занимается пригородными пассажирскими перевозками на железнодорожном транспорте в Приволжском и Уральском федеральных округах) заявили, что пока обращений по вводу системы QR-кодов к ним не поступало и по состоянию на 12 ноября работа электричек не изменится. Но если поступит соответствующее распоряжение от РЖД, компания, разумеется, его выполнит. «Насчет технической возможности проверки QR-кодов — посмотрим, какие требования будут выдвигаться. Но кто и как станет проверять, конечно, пока непонятно», — отметили в компании. Там надеются, что, если коды распространят и на электрички, поступят подробные разъяснения.

Андрей Егоров: «Перед тем как обилетить пассажира, кондуктор будет спрашивать код. Если его нет, пассажир должен покинуть транспортное средство»Фото: tatarstan.ru

«Потенциально зараженный человек ответственный, знает, что если у него проверят код, то высадят»

Некоторую ясность в «куаризацию» транспорта сегодня на брифинге внес замглавы минтранса Андрей Егоров. Он подтвердил, что с 22 ноября — через 10 дней — будет запрещен проезд пассажиров старше 18 лет без QR-кодов в междугородном и муниципальном транспорте — автобусах, троллейбусах, трамваях и метро (в этом случае запрещено даже нахождение на станциях). Ограничения вводятся только на территории Татарстана, поэтому межрегиональных перевозок они не касаются, в такси также дополнительных ограничений не будет.

«Никто на улице пассажиров держать не станет, — заверил Егоров. — предполагается, что проверка кодов будет осуществляться в процессе обилечивания. То есть перед тем, как обилетить пассажира, кондуктор будет спрашивать код. Если его нет, пассажир должен покинуть транспортное средство». Замминистра провел аналогию с действующим масочным режимом — пассажиров без масок тоже должны высаживать.

«Но тогда, извините, пожалуйста, в чем смысл? Потенциально зараженный заходит в автобус, а потом просто выходит?» — поступил вопрос от одного из журналистов. «Смысл, что потенциально зараженный туда не заходит, — ответил Егоров. — Он же, наверное, человек ответственный, знает, что если он туда зашел и у него проверят код, то высадят».

Как быть в небольших населенных пунктах, где в маршрутках нет кондуктора? «Если водитель станет собирать деньги, проверять QR-коды — это все дополнительное время. А увеличение промежутка ожидания транспорта зимой, как мы знаем, недопустимо. Не парализует ли это работу транспорта?» — спрашивали чиновника. Егоров парировал — в малых городах нет большого пассажиропотока. «В таких городах обычно при входе пассажир сразу обилечивается водителем. Там нет такого, как в СССР, чтобы передавали деньги вперед, на компостер и так далее. Водитель обилечивает, и здесь он обязан при посадке пассажира попросить у него код», — объяснил спикер. При этом замминистра в ответе обошел те же Челны, где, как известно, тоже в маршрутках нет кондукторов.

Зато он рассказал, как быть с бескондукторными троллейбусами, которые с лета используются в Казани. «На этот период предприятия, наверное, организуют работу кондукторов, — заявил Егоров, оговорившись, что данный вопрос еще обсуждается и предстоят встречи с перевозчиками. — Мы прекрасно понимаем, что без кондуктора этот вопрос не организуешь — вагоновожатый не будет стоять у двери и проверять коды». 

Говорил Егоров и про льготные транспортные карты, действие которых ограничивается у лиц старше 60 лет, непривитых и без противопоказаний. «Сразу же хочу успокоить льготную категорию граждан, которые уже успели пополнить карты на декабрь — их действие будет продлено после снятия ограничений. Деньги льготники не потеряют, второй раз их вносить после снятия ограничений не потребуется», — заверил замминистра.

Егоров добавил, что минцифры совместно с минздравом ведет работу по синхронизации баз. Чтобы вы понимали, у минздрава есть своя база, есть портал госуслуг, где фиксируются все те, кто переболел. У нас в республике есть транспортные операторы автоматизированной системы оплаты проезда — в Казани это «Транспортная карта» — они будут получать всю информацию, у каких именно льготников нужно карту заблокировать.

По словам Егорова, из всех категорий льготников порядка 30% активно передвигаются на транспорте — возможности воспользоваться транспортными услугами с помощью карт у них не будет. «Я уверен, что вы знаете, как в торговых центрах долго проверяют QR-коды, — отчаянно поинтересовался еще один журналист под занавес брифинга. — Перевозчики, если так подумать, не получат, наверное, половины выручки! Пока кондуктор каждого обилетит в час пик…»

«К сожалению, на регулярном общественном транспорте других вариантов нет. Надеемся на сознательность пассажиров. Эта мера не носит карательного характера — она носит профилактический. Мы призываем к сознательности граждан, чтобы люди шли и вакцинировались, пользовались общественным транспортом, максимально обезопасив себя и окружающих», — заключил Егоров, предупредивший до этого, что перевозчики – нарушители эпидемических мер и пассажиры без кодов будут наказываться по ст. 20.6.1. КоАП. 

В обычной ситуации пассажирообмен на остановке должен занять минуту-две, а если вводить QR-коды, «сразу ломается все расписание, летят рейсы», и это не говоря уже об утренних и вечерних часах, на которые приходится пик пассажиропотока В обычной ситуации пассажирообмен на остановке должен занять минуту-две, а если вводить QR-коды, «сразу ломается все расписание, летят рейсы», и это не говоря уже об утренних и вечерних часах, на которые приходится пик пассажиропотока Фото: «БИЗНЕС Online»

«Я искренне не понимаю, как организовать проверку QR-кодов в городском автобусе»

Если в пригородном транспорте организовать проверку QR-кодов у пассажиров можно и нужно, то в городском это практически нереально, отметил в беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online» директор Института экономики транспорта и транспортной политики Высшей школы экономики Михаил Блинкин. «На междугородке перевозчикам придется купить для кондукторов технику для считывания кодов, смартфоны. Но это скорее технический вопрос, и в принципе систему ввести можно, я это себе представляю. Как организовать проверку в городском автобусе (уже такой вопрос обсуждался, мне из разных городов звонят), я искренне не понимаю. Хотя я уже давно изучаю разные виды перевозок», — сказал собеседник газеты. Он допускает, что система может работать в метро, но и там это добавит сложностей.

По словам Блинкина, в обычной ситуации пассажирообмен на остановке должен занять минуту-две, а если вводить QR-коды, «сразу ломается все расписание, летят рейсы», и это не говоря уже об утренних и вечерних часах, на которые приходится пик пассажиропотока. Если проверять QR-коды по ходу обилечивания, смысла в новых мерах нет, категоричен специалист. «Человек уже вошел и заразил кого мог, даже если его потом высадили. Проверка QR-кодов должна быть на входе, а тут нет никакого эпидемиологического барьера. Это бессмысленно!» — указал эксперт.

«Я следил за всеми событиями в Татарстане и всегда считал, что здесь транспортное администрирование на самом высоком в России уровне. Во многих местах даже лучше организовано, чем в Москве. Но вот это решение [о системе QR-кодов в городском транспорте] очень странное. Я в полном недоумении», — добавил директор Института экономики транспорта и транспортной политики ВШЭ.