Стремительный рост цен на продовольствие стал серьезной проблемой для татарстанцевФото: © Александр Кряжев, РИА «Новости»

Что подорожало и насколько?

Татарстанцы отмечают ощутимый рост цен на продовольствие. На некоторые позиции продуктовой корзины, например овощи, цены скакнули в разы. На 15–35% подорожал целый ряд социально значимых продуктов, такие как все виды мяса и подсолнечное масло. Изменения зафиксировал и Татарстанстат.

Средняя инфляция по всем видам продуктов, даже с учетом некоторых подешевевших позиций, вызывает изумление. По данным Татарстанстата, индекс потребительских цен на продовольственные товары в сентябре в годовом исчислении вырос на 9,2%. С начала текущего года продовольственные цены прибавили 5%. Цифры в целом «бьются» с общероссийской продовольственной инфляцией, которая в сентябре 2021-го по отношению к сентябрю 2020-го составила 9,21%. Причем рост цен на продукты превышает общую инфляцию, которая за тот же период оценена в 7,4%.

На 7,5% в республике с начала года выросла стоимость продуктовой корзины, куда входят мясные, рыбные и молочные продукты, яйца, хлеб, крупы, макароны, сахар, сыры, плодоовощная продукция, масло и жиры. В сентябре 2021 года корзина потянула на 4 246 рублей. Слабое утешение в том, что это четвертый самый низкий показатель в ПФО — после Мордовии, Пензенской и Саратовской областей.

Подобные скачки цен для Татарстана — редкость: наши эксперты даже не смогли вспомнить, когда в прошлый раз такое случалось. Тем более осенью — в это время как раз проходят сельскохозяйственные ярмарки, где можно приобрести продукцию по относительно низким ценам, к тому же местный урожай еще не закончился. Промониторив многолетнюю ценовую динамику на продовольствие, мы обнаружили, что такое творилось или после засухи, или во время экономических кризисов. Так, в кризисном 2008-м цены на продукты в республике, по данным минэкономики РТ, увеличились на 15,5%. А в 2010 году, когда Татарстан и все Поволжье пострадали от сильнейшей засухи, цены выросли на 8,6%. Таким образом, даже по официальным данным, нынешнее подорожание оказалось рекордным за 13 лет. В последние же годы продукты увеличивались в стоимости куда скромнее. Так, в 2020-м продовольственная инфляция составила 7,1%, в 2019-м — и вовсе 2,5%.

Говядина подорожала на 12,24% (390,53 рубля за кг), свинина — на 15,21% (275,04 рубля) Говядина подорожала на 12,24% (390,53 рубля за 1 кг), свинина — на 15,21% (275,04 рубля) Фото: «БИЗНЕС Online»

Последние данные Татарстанстата по разным категориям продуктов питания доступны на 1 ноября, их мы сравнили с показателями начала ноября прошлого года. Как выяснилось, самый внушительный рост за год показала цена на капусту — она подорожала аж на 156,37% и стоит в среднем 37,02 рубля за килограмм. Следом идет картофель, выросший на 92,8% (39,33 рубля за 1 кг). Замыкает тройку морковь (плюс 55,2%), которая стоит теперь 34,27 рубля. Этот корнеплод стремительно рос в цене еще летом, на фоне дефицита стоимость моркови достигала 90–120 рублей за килограмм. Средняя цена на репчатый лук составила 29,54 рубля (плюс 37,46%).

Подскочили и цены на куриное мясо (плюс 35,3%, 168,18 рубля за 1 кг) и яйца (плюс 34,6%, 72,39 рубля за 10 штук). В марте этого года основные российские производители яиц и мяса птицы договорились с минсельхозом РФ сдерживать цены на свою продукцию. Им также пообещали компенсировать часть затрат на 1 кг произведенной и реализованной продукции при условии, что предприятия не будут повышать отпускные цены. Меры действовали до 1 октября.

Говядина подорожала на 12,24% (390,53 рубля за 1 кг), свинина — на 15,21% (275,04 рубля). Гречка стала дороже на 17,07% (87,87 рубля за 1 кг). Ирония в том, что приобретение крупы на волне прошлогоднего «коронавирусного» ажиотажа было выигрышной инвестиционной стратегией — те, кто так сделал, получили заметную выгоду. Пшено, напротив, показало наибольшее снижение цены — за год оно стало дешевле на 12,22% (44,46 рубля за 1 кг). Ржаной хлеб набрал всего 2,92% (49,31 рубля за 1 кг), а хлеб и изделия из пшеничной муки —10,31% (59,05 рубля за 1 кг).

Достаточно значительно, на 18,02%, выросла цена подсолнечного масла (123,56 рубля за 1 л). На 7,8% подорожал сахар (49,02 рубля за 1 кг).

Печальные последствия предрекали еще в разгар летней засухи: фермеры прогнозировали возможный рост цен на 20–35% на молоко, птицу, мясо. Но кратный рост цен на стабильно дешевые овощи оказался для потребителя неожиданным. «Картошка будет от 15 до 23 рублей за килограмм, свекла — 15 рублей, морковь — до 20 рублей. Цены сносные для населения. Лишь бы торговые сети по 2–3 раза не повышали у себя», — прикидывал в июле глава ассоциации фермерских хозяйств Тукаевского района Минталип Минеханов. Увы, борщовый набор оказался к ноябрю куда дороже.

«БИЗНЕС Online» опросил представителей всех звеньев продовольственной цепочки от поля до прилавка, чтобы узнать, в чем дело и чего ждать.

Морковь стремительно росла в цене еще летом, на фоне дефицита стоимость этого корнеплода достигала 90-120 рублей за килограмм Морковь стремительно росла в цене еще летом, на фоне дефицита стоимость этого корнеплода достигала 90–120 рублей за 1 килограмм Фото: «БИЗНЕС Online»

«Мы, фермеры, тоже не можем работать в минус»

Агрофирма «Кырлай» (Арский район) в том числе из-за засухи собрала на 30% меньше урожая, чем в прошлом году. Не спасла и мелиорация — она не охватила все угодья хозяйства, неорошаемые участки, естественно, показали минимальную урожайность. Отпускные цены на картофель, свеклу и морковь предприятие увеличило до 25 рублей за 1 кг, хотя осенью 2020-го продавало за 15, поделился директор фирмы Марат Каримов.

Мнение
Ажиотаж потребителей тоже сыграл роль. Дистрибьюторы начали увеличивать цены и магазины — тоже. Люди же видят засуху — и пошло сарафанное радио: «Ой, не будет ни картошки, ничего, надо закупиться». И они все погреба заполнили.
Марат Каримов   директор агрофирмы «Кырлай»
Марат Каримов директор агрофирмы «Кырлай»

«Мы вносим удобрения азотистые, натрий, фосфор. Цены на них в 2 раза увеличились к прошлому году. Они объясняют, что им выгоднее в экспорт продавать», — объяснил он.

О том, что цены на удобрения стремительно растут, бьет тревогу и гендиректор «Татнефтехиминвест-холдинга» Рафинат Яруллин. Рост цен на газ в Европе привел к сокращению и даже остановке производства минеральных удобрений. Как следствие, увеличился спрос на российские удобрения, и те подорожали. Таким образом, может возникнуть нехватка урожая уже в следующем году, предупреждал Яруллин.

Комбайн для уборки картофеля в этом году стоил 18 млн рублей, а в прошлом — 15 млн, из-за скачков евро дорожают и запчастиФото: agro.tatarstan.ru

Каримов рассказал о серьезном удорожании сельскохозяйственной техники. Так, комбайн для уборки картофеля в этом году стоил 18 млн рублей, а в прошлом — 15 млн, из-за скачков евро дорожают и запчасти. «Нам сказали, что с ноября на 10 процентов запчасти еще подорожают. [Продукция] дешевле точно не будет. Мы, фермеры, тоже не можем работать в минус», — посетовал директор агрофирмы.

В 2,5 раза, до 25 рублей за 1 кг. отпускные цены на картофель и капусту повысил глава крестьянского хозяйства «Земляки» Владимир Аппаков (Нижнекамский район).

Мнение
В основном из-за засухи урожая нет. Во-вторых, логистики нет в России. У нас, в Татарстане, нет хранилищ с холодильными складами. Мы могли бы больше вырастить, но хранить негде.
Владимир Аппаков   глава крестьянского хозяйства «Земляки»
Владимир Аппаков глава крестьянского хозяйства «Земляки»

Аппаков при этом считает, что цены после Нового года могут снизиться — большие поставки овощей ожидаются из Туркменистана.

«Однозначно засуха повлияла. Одну треть, 30 тонн, недобрали урожая. А затраты громадные. Закупали элитные семена в долларах, это все дорого. Плуг 2,5 миллиона стоит, техника — 12,5 миллиона, сортировочный комплекс — 9,5 миллиона. Эти кредиты надо закрывать, платить зарплаты, налоги», — поделился с нами Минеханов. Его КФХ повысило цены на картофель и морковь до 28 рублей за 1 кг, хотя в прошлом году они тоже не были выше 15 рублей.

Минталип Минеханов: «Однозначно засуха повлияла. Одну треть, 30 тонн, недобрали урожая. А затраты громадные. Закупали элитные семена, в долларах, это все дорогое. Плуг 2,5 миллиона стоит, техника — 12,5 миллиона, сортировочный комплекс — 9,5 миллиона. Эти кредиты надо закрывать, платить зарплаты, налоги» Минталип Минеханов: «Однозначно засуха повлияла. Одну треть, 30 тонн, недобрали урожая. А затраты громадные. Закупали элитные семена в долларах, это все дорогое. Плуг 2,5 миллиона стоит, техника — 12,5 миллиона, сортировочный комплекс — 9,5 миллиона. Эти кредиты надо закрывать, платить зарплаты, налоги» Фото: «БИЗНЕС Online»

Минеханов рассказал о рынке в Челнах, где торговцы покупают у местных сельхозтоваропроизводителей продукцию и там же торгуют ею. «Если мы, условно, продаем по 20 рублей, они — минимум по 30. На это люди не ноют, это в порядке вещей. А хлебороб, который несет громадные затраты на подготовку почвы, удобрения, средства химзащиты, дизмасла, горючее, зарплаты… Если он немного прибавит, минсельхоз пальцем пригрозит: „Почему повышаете?“» — пожаловался фермер.

Другой фактор, повлиявший на рост, — уменьшение объемов производства. По словам Минеханова, многие хозяйства просто прекращают работу из-за нехватки рабочей силы и трудности выращивания. «Выращивать зерно намного проще, чем картофель и овощи. Сам технологический процесс сложен, к тому же нужна дорогая техника и семена», — отметил наш собеседник.

Мнение
Такие высокие цены бывают раз в пять лет: после этого производители начинают бешено наращивать посевные площади, и на следующий год цена падает «в пол». Думаю, в следующем году те культуры, которые в этом году стоили 100–120 рублей за килограмм, будут стоить рублей 5.
 Ильдар Ситдиков   основатель сельхозкомпании «Ягодная долина»
Ильдар Ситдиков основатель сельхозкомпании «Ягодная долина»

Из-за нехватки рабочей силы на селе выращивать картошку и капусту перестал глава КФХ Ильшат Гумеров (Алексеевский район). Кроме того, в прошлом году из-за пандемии ему не удалось реализовать более 100 т картофеля. «Тогда закрылись детские сады и школы, а наша продукция была сертифицирована для детского питания, мы туда поставляли. Руку помощи нам никто не подал», — вздыхает фермер.

Овощами продолжает заниматься его сын Ильдар. Он отпускает капусту и картофель по 25 рублей за 1 килограмм. Эта цифра помогает держать ферму на плаву: своевременно выдавать зарплату работникам, платить налоги, закупать удобрения и ГСМ.

Рост цен на куриное мясо затронул как мелкие предприятия, так и крупные холдинги Рост цен на куриное мясо затронул как мелкие предприятия, так и крупные холдинги Фото: «БИЗНЕС Online»

Курица и яйца подорожали из-за кормов

Рост цен на куриное мясо затронул как мелкие предприятия, так и крупные холдинги. Так, в пресс-службе «Ак Барс Холдинга» нам рассказали, что по сравнению с октябрем прошлого года цены на курицу птицеводческого комплекса «Ак Барс» выросли на четверть. «Повышение цен напрямую связано с повышением цен на корма, упаковку и ГСМ, в целом повышение идет по всем сырьевым составляющим у поставщиков», — отметили там.

На подорожание комбикормов указали и в КФХ Прокопенко (Лаишевский район). Кроме того, в том числе из-за засухи КФХ пострадало от падежа птицы. Представительница хозяйства поделилась, что в течение двух лет они старались держать цены, но сейчас это уже невозможно. «У нас все-таки небольшие объемы по сравнению с крупными фабриками, курица на зерновом откорме. Рост идет где-то на 10 процентов — до 180 рублей за килограмм. Это довольно высокая цена, но, повторюсь, у нас неоптовый объем», — рассказала менеджер.

Каждый год после окончания летнего периода начинается рост цен на куриное яйцо, за которым следует обратное снижение, отметили в минсельхозе РТ. За аналогичный период в 2011–2018 годах уровень роста цен варьировался от 99,3% до 113,2%. Чтобы выяснить причину значительного роста к уровню прошлого года, министерство запросило информацию по структуре производства яйца на птицефабриках за III квартал этого года и 2020-го. Выяснилось, что в указанном периоде себестоимость выросла на 25,1% до 53 рублей за десяток. На 29,9% выросли цены на корма и кормовые добавки. Также значительное увеличение произошло по основным позициям: тара — плюс 39,7%, или на 113 рублей; теплоснабжение — плюс 76%, или на 3,8 рубля; водоснабжение — плюс 100%, или на 8,9 рубля.

Прогнозы аналитиков по этим товарам неблагоприятные, говорит гендиректор агропромпарка «Казань» Олег Власов. «Новый урожай кормов будет значительно дороже. Следовательно, стоимость яиц и мяса птицы увеличится. Трудно сказать, насколько. Мне кажется, в любом случае это не менее 5–8 процентов», — считает директор агропромпарка.

Напомним, в мае этого года УФАС по РТ возбудило дело в отношении птицефабрики «Державинская» и птицеводческого комплекса «Ак Барс» — ведомство считает, что фабрики заключили картельное соглашение, которое привело к необоснованным ценам на куриные яйца. Рассмотрение дела еще продолжается.

В прошлом году были установлены предельные розничные цены на подсолнечное масло на уровне 110 рублей за 1 л. Договоренности должны были действовать до конца I квартала 2021 года, однако затем их продлили до 1 октября. Сейчас заморозка закончилась В прошлом году были установлены предельные розничные цены на подсолнечное масло на уровне 110 рублей за 1 литр. Договоренности должны были действовать до конца I квартала 2021 года, однако затем их продлили до 1 октября. Сейчас заморозка закончилась Фото: «БИЗНЕС Online»

После разморозки цен вверх поползла стоимость подсолнечного масла

Достаточно значительно, на 18,02%, выросла цена на подсолнечное масло (123,56 рубля за 1 л). Напомним, именно этот продукт вместе с сахаром вызвал тревогу президента России Владимира Путина в прошлом году, после его слов ввели госрегулирование цен. Были установлены предельные розничные цены на подсолнечное масло на уровне 110 рублей за 1 л и на сахар на отметке 46 рублей за 1 килограмм. Договоренности сначала должны были действовать до конца I квартала 2021 года, однако затем их продлили до 1 июня и 1 октября соответственно. Сейчас заморозка закончилась.

И сразу же производители предупредили о повышении цен. Так, изготовитель «Олейны» и Ideal уведомил партнеров о повышении отпускной стоимости на 3,2% с 2 октября, писали «Известия».

В пресс-службе минпромторга РФ объясняли, что заморозка цен была крайней мерой, примером жесткого регулирования и «увлекаться этим точно не нужно». «Сплошное госрегулирование цен способно оказать негативное влияние на экономику, вплоть до дефицита товаров и разорения производителей и организаций торговли, — отметили в ведомстве. — Надо стараться максимально использовать рыночные методы и своевременно проводить работу по отдельным группам товаров, применяя механизмы балансировки продовольственных рынков».

В Татарстане работает один из крупнейших производителей подсолнечного масла, ГК «Нэфис», но он от комментариев по соответствующему вопросу там отказались.

Мы отправили запросы в крупные торговые сети, присутствующие в регионе (X5 Retail, «Магнит», «Лента», «Ашан», «Эдельвейс», Selgros, METRO), однако ни от одной компании ответа  на момент публикации не последовало. Только в «Ленте» нам прямо сказали, что не комментируют рост цен Мы отправили запросы в крупные торговые сети, присутствующие в регионе (X5 Retail, «Магнит», «Лента», «Ашан», «Эдельвейс», Selgros, METRO), однако ни от одной компании ответа на момент публикации не последовало. Только в «Ленте» нам прямо сказали, что не комментируют рост цен Фото: «БИЗНЕС Online»

Виноваты ли торговые сети?

Сами фермеры жалуются на торговые сети, мол, у них накрутка доходит до 70–80%. Например, Минеханов поставляет им овощи напрямую и видит, что, к примеру, свеклу ретейлеры продают по 43 рубля, хотя он поставляет за 28. «Ими никто не может командовать. Это не местные коммерческие структуры. Они выставляют кабальные условия. Очень много штрафных санкций. Партнерского отношения нет с их стороны. Они на крестьян смотрят как на быдло. Картошку, допустим, договорились по 15 рублей за килограмм — и всё, поставляешь по договоренности. А они если найдут где-то по 14,5 рубля, на 50 копеек дешевле, тебя бросают и идут туда, а ты остаешься с носом. Находишь другого покупателя, начинаешь поставлять им, опять звонят, говорят: „Тот дешевый закончился, у нас ведь с вами договор, поставляйте!“» — сетует глава КФХ.

Во всем мире, по словам Аппакова, работает условие — цена картошки должна быть не более чем в 2 раза дороже, чем у производителя. «Продали за 10 рублей, в любом магазине она не может быть дороже 20. Таков закон за рубежом. 50 процентов — фермеру, 30 — переработчику и 20 — продавцу», — сказал он. В России же такой закон не принимают, хотя регионы неоднократно говорили о его необходимости, пояснил собеседник.

Мы отправили запросы в крупные торговые сети, присутствующие в регионе (X5 Retail, «Магнит», «Лента», «Ашан», «Эдельвейс», Selgros, METRO), однако ни от одной компании ответа  на момент публикации не последовало. Только в «Ленте» нам прямо сказали, что не комментируют рост цен. Не дозвонились мы и в местный «Челны-Хлеб». Оставляем им возможность прокомментировать щекотливую тему позже.

Однако есть мнение, прямо противоположное высказанному фермерами. По мнению директора исследовательского агентства «Брайт Консалтинг» (среди клиентов — X5 Retail, «Магнит», «Светофор» и др.) Марии Яшенковой, ретейлеры традиционно используют фрукты и овощи как «магнит» для потребителя и делают на них минимальные наценки (2–3%), зачастую не зарабатывая на них или даже в минус себе.

Мнение
Я не верю в большие наценки на картошку. А кто купит ее с такой наценкой?
Мария Яшенкова   директор исследовательского агентства «Брайт Консалтинг»
Мария Яшенкова директор исследовательского агентства «Брайт Консалтинг»

С этим согласен эксперт-маркетолог, бывший директор по развитию «Бахетле» и «Корзинки» Игорь Шевелев. Он рассказал о товарах-«киллерах», по которым сравнивают цены в магазине. К ним как раз относятся курица и базовые овощи. «Когда вы заходите в магазин, то не сравниваете его по всем направлениям, а есть определенные (курица прямо „топчик“ такой) товары, на которые все смотрят и проверяют, дешевый магазин или дорогой. Это основные вещи, которые все замечают. Потому на подобном не пытаются сильно заработать. Это бессмысленно. Увидели у вас такой товар по высокой цене — остальное даже смотреть не будут. Никто не смотрит, по какой цене салат айсберг продается или рукола. Люди это будут потреблять по любой цене. А за более дешевой картошкой или курицей побегут», — пояснил наш собеседник.

Гипернаценку торговые сети не делают, хотя 70–80-процентный рост в цене у них отмечается, рассказал нам основатель и генеральный директор дистрибьютора молочки «КЖК-Логистик» Искандер Зигангараев. Он согласился с тем, что максимальная наценка не должна превышать 50%. При этом предприниматель отметил, что цены именно на овощи, мясо и молоко находятся под контролем властей, потому в этом сегменте торговые сети не сильно завышают стоимость. Так, молоко наценивают не выше 10–20%.

«Сами фермеры вынуждены поднимать цену. Удобрения, железо, техника, металл, логистика подорожали. Это никто ни с кем не согласовывал, не отследили вовремя, не подошли комплексно. Такого роста не случалось раньше. Это не аномалия, а недальновидность государства по отношению к металлу. Нужно было рост цен прекратить, — рассуждает он. — Обратно никогда ничего не откатывается. Сейчас нужно подумать о малоимущих слоях населения. Государство должно зарплату бюджетникам поднимать, пенсии. Бизнес начнет реагировать и станет цену тоже поднимать. На каком-то рубеже надо остановиться, привыкнуть к ценам и остановиться».

Перед тем, как попасть на полки товары могут пройти через дистрибьюторов или перекупщиков. Их услугами пользуются мелкие и средние хозяйства, у которых нет ресурсов на то, чтобы самостоятельно возить продукцию в торговые точки. Более крупные предприятия налаживают сеть сбыта самостоятельно через логоцентры ретейлеров Перед тем как попасть на полки, товары могут пройти через дистрибьюторов или перекупщиков. Их услугами пользуются мелкие и средние хозяйства, у которых нет ресурсов на то, чтобы самостоятельно возить продукцию в торговые точки. Более крупные предприятия налаживают сеть сбыта самостоятельно через логоцентры ретейлеров Фото: «БИЗНЕС Online»

«Перекупщики — это не зло, а благо»

Перед тем как попасть на полки магазинов и рынки, товары могут пройти через дистрибьюторов или перекупщиков. Их услугами пользуются мелкие и средние хозяйства, у которых нет ресурсов на то, чтобы самостоятельно возить продукцию в торговые точки. Более крупные предприятия налаживают сеть сбыта самостоятельно, благо в республике есть крупные логоцентры ретейлеров, где можно складывать и хранить продукты.

Гумеров вспоминает, как в свое время торговые сети насели на правительство с просьбой усмирить перекупщиков, которые сильно завышали цены. После 2010 года их начали прижимать, кто-то ушел из отрасли, оставшиеся продолжили работу более цивилизованно. «Перекупщики должны быть. Это не зло, а благо для фермеров. Они берут, например, 10 тонн продукции, платят за них, а уж сколько сами продают… Эти риски и расходы на них», — уверен аграрий.

Ильшат Гумеров вспоминает, как в свое время торговые сети насели на правительство с просьбой усмирить перекупщиков, которые сильно завышали цены. После 2010 года их начали прижимать, кто-то ушел из этой отрасли, оставшиеся продолжили работу более цивилизованно Ильшат Гумеров вспоминает, как в свое время торговые сети насели на правительство с просьбой усмирить перекупщиков, которые сильно завышали цены. После 2010 года их начали прижимать, кто-то ушел из отрасли, оставшиеся продолжили работу более цивилизованно Фото предоставлено Ильшатом Гумеровым

Зигангараев считает, что конкуренция между дистрибьюторами есть, рынок живой. «Сети смотрят, у кого дешевле. Нет такого, что один дистрибьютор привез капусту подороже и ее купили. Все равно поставщиков много. Все-таки все пришло с самого низа — производителей», — сказал он. «КЖК-Логистик», например, работает с молочными продуктами, и их наценка составляет 12–14%, это стандартный показатель для социально важных продуктов. В других категориях, добавил наш собеседник, дистрибьюторы берут сверх цены от производителя 15–20%.

Грамотный дистрибьютор обеспечивает сервис, логистику, хранение дополнительного объема товара на месте. Это позволяет лучше снабжать сети, когда товар заканчивается. Дистрибьютор дает 25–40% наценки на товар, утверждает Яшенкова. При этом звено дистрибуции в России стремительно схлопывается. Поскольку маржа цепочки сокращается, крупные производители и сети привыкли работать напрямую, рассуждает глава «Брайт Консалтинг». Уже возникают случаи, когда дистрибьюторы сами обрастают производствами, скупают молочные комбинаты, чтобы остаться на плаву.

Окончательная стоимость продукта питания формируется из нескольких факторов. Например, на сегодняшний день овощи заложены в хранилища. Есть статистические данные, что в связи с тем, что появляются затраты на хранение, вес после доработки продукта меняется (происходит усушка), и стоимость продукта, как следствие, начинает расти Окончательная стоимость продукта питания формируется из нескольких факторов. Например, в настоящее время овощи заложены в хранилища. Есть статистические данные, согласно которым в связи с тем, что появляются затраты на хранение, вес после доработки продукта меняется (происходит усушка) и стоимость продукта, как следствие, начинает расти Фото: «БИЗНЕС Online»

На сколько подорожает к Новому году?

Как нам рассказали в пресс-службе минсельхоза РТ, окончательная стоимость продукта питания формируется из нескольких факторов. Например, в настоящее время овощи заложены в хранилища. Есть статистические данные, согласно которым в связи с тем, что появляются затраты на хранение, вес после доработки продукта меняется (происходит усушка) и стоимость продукта, как следствие, начинает расти.

Яшенкова считает, что последние 2–3 года все складывалось в пользу роста цен, который является мировым трендом. Кроме того, из-за стагнации в российской экономике падает потребление. «Какое-то время рост цен сдерживали как производители, так и сети, потому что повышать цены для них невыгодно. Если производитель поднимет цену на 10 процентов, он может потерять 10–20 процентов объема продаж. Это очень чувствительно. То же самое касается торговых сетей. Они сдерживают цены не потому что они хорошие, а в связи с тем, что понимают это и не хотят терять продажи. Однако ресурсы сдерживания цен исчерпаны. За последние два года маржа производителей и сетей припала, и больше они не могут сдерживать инфляцию», — объяснила наша собеседница.

Сильно повлияла на ситуацию политика властей, которые запретили или с помощью пошлин ограничили ряд направлений экспорта, на котором производители традиционно существенно зарабатывали. Нехватку маржи производитель «не от хорошей жизни» вынужден компенсировать за счет потребителя, добавила Яшенкова.

«Как цены могут не вырасти? Потому что министерство сельского хозяйства приказало им не расти? Рынок не имеет ресурсов, чтобы подчиниться этому приказу», — уверена собеседница нашего издания.

Олег Власов: «Рост цен всегда можно объяснить. Но покупатель это в качестве основного блюда по тарелкам не разложит. Покупатель вынужден менять свои предпочтения, сокращать ассортимент, быть менее требовательным к качеству продукции, часто переходя из гипермаркетов в дискаунтеры» Олег Власов: «Рост цен всегда можно объяснить. Но покупатель это в качестве основного блюда по тарелкам не разложит. Он вынужден менять свои предпочтения, сокращать ассортимент, быть менее требовательным к качеству продукции, часто переходя из гипермаркетов в дискаунтеры» Фото предоставлено пресс-службой агропромпарка «Казань»

Власов также назвал среди причин ограничения, связанные с пандемией, вынужденные простои и, как следствие, сокращение доходов предприятий и предпринимателей. «В общем, рост цен всегда можно объяснить. Но покупатель это в качестве основного блюда по тарелкам не разложит. Он вынужден менять свои предпочтения, сокращать ассортимент, быть менее требовательным к качеству продукции, часто переходя из гипермаркетов в дискаунтеры», — сказал гендиректор агропромпарка «Казань».

Предпосылок к глобальному снижению цен наши собеседники не видят. Один из них указывает, что перед Новым годом спрос на овощи вырастет, местный урожай к этому времени закончится и на рынок придет импорт, а он всегда дороже. Так что стоимость увеличится еще на 15%.

«Может, скачков цен в ближайшее время не будет, но прирост произойдет до возникновения минимальной маржи. Все быстро дорожает, но есть предел покупательной способности, который сложно перешагнуть. В частности, от более дорогой и качественной продукции производитель будет переходить к более дешевым предложениям», — предположила эксперт.