С 22 ноября в Татарстане планируется приостановить действие транспортных карт для лиц старше 60 лет, не имеющих QR-кода или справки о медотводе С 22 ноября в Татарстане планируется приостановить действие транспортных карт для лиц старше 60 лет, не имеющих QR-кода или справки о медотводе Фото: president.tatarstan.ru

Рустам Минниханов: «Меня могут критиковать, но мы будем принимать меры, другого выхода нет»

Неоднократно звучавшая в адрес Татарстана критика с федеральных трибун продолжилась в дни локдауна — 5 ноября вице-премьер Татьяна Голикова назвала РТ среди 10 регионов, где за неделю осложнилась ситуация с коронавирусом. Похоже, это переполнило чашу терпения властей республики. Уже на следующий день было принято беспрецедентное для страны решение — ввести QR-коды в общественном транспорте.

На этот раз заявление президент РТ Рустам Минниханов сделал лично, а не через руководителя оперштаба, вице-премьера Лейлу Фазлееву. После традиционного субботнего совещания он объявил, что с 22 ноября в Татарстане планируется приостановить действие транспортных карт для лиц старше 60 лет, не имеющих QR-кода или справки о медотводе. Президент РТ объяснил это решение неблагоприятной ситуацией с развитием коронавируса и указал на недостаточные темпы вакцинации лиц старше 60 лет. «Среди умерших от коронавируса доля пожилых людей достигает 85 процентов. Это огромная цифра. Им бы еще жить и жить. Кто-то из них не вакцинировался, кто-то поздно сделал прививку и не успел выработать антитела. Меня могут критиковать, но мы будем принимать меры. У нас другого выхода нет», — сказал он.

Не минует чаша сия и остальных пассажиров старше 18 лет. С 22 ноября они смогут ездить на общественном транспорте только с QR-кодами или справкой о медотводе Не минует чаша сия и остальных пассажиров старше 18 лет. С 22 ноября они смогут ездить на общественном транспорте только с QR-кодами или справкой о медотводе Фото: «БИЗНЕС Online»

Не минует чаша сия и остальных пассажиров старше 18 лет. С 22 ноября они смогут ездить на общественном транспорте только с QR-кодами или справкой о медотводе. «В мой адрес обращаются огромное количество людей с жалобами о нарушении масочного режима в общественном транспорте. Там же очень много людей, их не рассадишь. Ты представляешь угрозу для другого человека», — указал Минниханов. Для обеспечения контроля президент РТ поручил разработать форму электронного варианта справки о медицинском противопоказании к вакцинации (медотводе).

Досталось и молодежи, охват вакцинации в этой категории традиционно низкий. Обращаясь к руководителям учреждений профессионального образования, Минниханов рекомендовал организовать учебный процесс с допуском лиц старше 18 лет на очные занятия с предоставлением QR-кода или справки о медотводе. Президент РТ также напомнил об обязательной вакцинации профессорско-преподавательского состава и всех сотрудников учебных заведений.

Напомним, сегодня истекает введенный в республике режим нерабочих дней и продлевать его власти РТ не намерены. Однако строгие ограничения продолжат действовать до улучшения санитарно-эпидемиологической обстановки.

Президент РТ также напомнил об обязательной вакцинации профессорско-преподавательского состава и всех сотрудников учебных заведений Президент РТ также напомнил об обязательной вакцинации профессорско-преподавательского состава и всех сотрудников учебных заведений Фото: «БИЗНЕС Online»

Пассажиры — Голиковой: QR-коды приведут к банкротству перевозчиков и транспортному коллапсу

Кроме Татарстана, «куаризацию» в общественном транспорте ввела Волгоградская область, но правила пока не настолько жесткие — непереболевшим и невакцинированным с 10 ноября не позволят приобрести лишь проездной билет. QR-код понадобится и тем, кто покупает билет на пригородный или междугородний автобус. Исключение для тех, кто отправляется на госпитализацию или лечение. В Хабаровском крае власти тоже ввели QR-коды для пассажиров междугородного транспорта. Губернатор Орловской области Андрей Клычков заявил о возможности введения тех же мер, ее рассмотрят и в мэрии Уфы.

Реакция перевозчиков была ожидаемо бурной. В адрес вице-премьера Голиковой общероссийское объединение пассажиров направило письмо с заявлением о том, что QR-коды в общественном транспорте не помогут справиться с пандемией.

По оценке Зотова, на проверку QR-кода потребуется дополнительно 20−30 секунд на каждого пассажира. В часы пик это может привести к блокировке работы транспорта, удлинит маршрут и увеличит расходы перевозчиков По оценке Зотова, на проверку QR-кода потребуется дополнительно 20−30 секунд на каждого пассажира. В часы пик это может привести к блокировке работы транспорта, удлинит маршрут и увеличит расходы перевозчиков Фото: «БИЗНЕС Online»

По мнению главы ассоциации Ильи Зотова (его слова приводит РБК), эта мера лишь приведет к банкротству тысячи транспортных предприятий по всей стране, а в российских городах начнется транспортный коллапс. По оценке Зотова, на проверку QR-кода потребуется дополнительно 20−30 секунд на каждого пассажира. В часы пик это может привести к блокировке работы транспорта, удлинит маршрут и увеличит расходы перевозчиков. Все это в совокупности ставит их на грань банкротства. «Вводить QR-код в городском транспорте, но не вводить его в пригородных поездах, поездах дальнего следования или в гражданской авиации выглядит нелогичной мерой», — говорится в обращении. В ассоциации добавили, что, в связи с тем что в ряде регионов РФ ощущается нехватка вакцин, запуск QR-кодов на транспорте может подтолкнуть всплеск применения фиктивных справок о вакцинации.

Не обрадовались новостям и пассажиры Татарстана. Ранее сектор «обстрела» QR-кодами был обращен на относительно состоятельную категорию населения — тех, кто ходит по торговым центрам, посещает рестораны и фитнес-центры. Теперь цифровые пропуска затронули гораздо менее платежеспособную аудиторию. Пассажиры «краснобусов» на несколько дней превратили аккаунт президента РТ в «Инстаграме» в книгу жалоб. Под постом от 6 ноября, посвященном Дню принятия Конституции Татарстана, появилось более 800 комментариев — большинство пользователей требовали отменить цифровые пропуска и обязательную вакцинацию. «Где соблюдается эта конституция??? Не допустите пожалуйста вводить куар коды в автобусах!» — попросила Минниханова пользователь dilyara.prekrasnaya (здесь и далее орфография и пунктуация авторов сохранены — прим. ред.). «Куар код в транспорте прямо конституцию всю зачеркнули», — возмутилась elenamakarkin.a. «В первый день ввода куаров на транспорте мы придем к вашей работе!» — пригрозила svet_lana_kzn. «День Народного Единства, День Конституции — звучат как издевка в нынешних реалиях», — посетовала adelina_kusnutdinova. «На общественном транспорте без кода нельзя будет ездить. А когда воздух нам перекроете? Скажите точную дату уже?» — съязвила alsu19922.

В ассоциации добавили, что в связи с тем, что в ряде регионов РФ ощущается нехватка вакцин, запуск QR-кодов на транспорте может подтолкнуть всплеск применения фиктивных справок о вакцинации В ассоциации добавили, что, в связи с тем что в ряде регионов РФ ощущается нехватка вакцин, запуск QR-кодов на транспорте может подтолкнуть всплеск применения фиктивных справок о вакцинации Фото: «БИЗНЕС Online»

«Перевозчики просят о помощи, чтобы предприятия не стали банкротами. Пример перед глазами —  Бугульма»

Постановление от правительства РТ с разъяснениями порядка организации проверок QR-кодов в транспорте пока не опубликовано. В ассоциации транспортных перевозок РТ «БИЗНЕС Online» заявили, что с перевозчиками никто механизм реализации этой меры не обсуждал. Они рассчитывают хоть на какой-то диалог с властями, чтобы за оставшиеся две недели прояснить все нюансы. Вот главные вопросы, которые беспокоят АТП РТ:

  • Кто будет проверять QR-коды? Эта задача ляжет на плечи кондукторов или к каждому автобусу будет прикреплен сотрудник министерства транспорта РТ (либо каких-то других контролирующих органов)?
  • Как должна проводиться проверка QR-кодов: при входе в автобус или во время движения по маршруту? Проверка через три двери потребует трех человек, а возложение этой задачи на одного кондуктора через одну открытую дверь существенно увеличит время на посадку-высадку пассажиров. Следовательно, придется менять расписание автобусов.
  • При помощи каких средств станет вестись проверка QR-кодов? Будет ли выдано дополнительное оборудование?
  • Имеет ли право кондуктор или сотрудник министерства транспорта требовать у пассажира паспорт, ведь как иначе удостовериться, что QR-код принадлежит именно этому пассажиру?
  • На кого ляжет финансовая нагрузка по организации таких проверок, возьмет ли это на себя бюджет?

Как добавил в беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online» председатель ассоциация АТП РТ Сергей Темляков, перевозчики считают, что проверку QR-кодов должны осуществлять сотрудники полиции. «Они наделены всеми полномочиями: и проверять документы, и выписывать штрафы, — заметил собеседник издания. — Самое главное, если возникнут конфликтные ситуации, а они, скорее всего, будут, и не исключено, что с кулаками, сотрудники полиции смогут грамотно ситуацию разрешить».

Темляков также прогнозирует, что «куаризация» в транспорте и блокировка транспортных карт для лиц старше 60 обрушат пассажиропоток. «Поэтому перевозчики просят правительство на данный период предусмотреть помощь, чтобы предприятия не стали банкротами. Пример перед глазами —  это Бугульма, где сейчас нет автобусов», — заметил он.

Руслан Юсупов: «Придется ставить трех проверяющих на каждую дверь, которые будут и билеты пробивать, и QR-коды проверять? Это физически невозможно ни с финансовой, ни с организационной, ни с технической точки зрения» Руслан Юсупов: «Придется ставить трех проверяющих на каждую дверь, которые будут и билеты пробивать, и QR-коды проверять? Это физически невозможно ни с финансовой, ни с организационной, ни с технической точек зрения» Фото: «БИЗНЕС Online»

«Штрафы в 500 тысяч рублей просто убьют бизнес»

«Для нас это практически невыполнимо, — заверил корреспондента „БИЗНЕС Online“ первый заместитель директора ООО „Байлык №3“ Руслан Юсупов. — В часы пик при посадке-высадке через автобус проходят до 80–100 пассажиров. Сейчас погрузка-выгрузка занимает до двух минут. Придется ставить трех проверяющих на каждую дверь, которые будут и билеты пробивать, и QR-коды проверять? Это физически невозможно ни с финансовой, ни с организационной, ни с технической точек зрения. А с одной дверью мы на каждой остановке будем по 15–20 минут стоять, движение затянется на несколько часов. С позиции роста заболеваемости мера, может быть, хорошая, ограничения должны помочь, но как это сделать в транспорте, кто нам поможет?»

Собеседник издания признал, что под угрозой 500-тысячного штрафа (суды в Татарстане штрафуют нарушителей за отсутствие QR-кодов по ст. 20.6.1 КоАП РФ на сумму от 1 тыс. до 500 тыс. рублей) перевозчики будут искать варианты соблюдения требований. Самый простой — вдвое сократить число автобусов на маршруте, только так можно будет выделить необходимое число кондукторов для оперативной проверки кодов. «Штрафы в 500 тысяч рублей просто убьют бизнес. Чтобы их не получать, можно выделить по два кондуктора на автобус, но чем занять водителей? Эта категория сотрудников ждать не будет, найдут новую работу, и все. Пока мы в тупике — не знаем, как сохранить работу, предприятия, людей…»

Другие перевозчики согласны: дополнительный контроль вызовет как минимум 20-минутные задержки на автобусных остановках. Неясно также, как обеспечить армию кондукторов смартфонами с функцией проверки QR-кодов, ведь продвинутые модели телефонов есть далеко не у всех. Вдобавок телефон может и разрядиться, и просто не иметь доступа в интернет. Но главное — кто будет платить за эту работу: опять перевозчик? Или кондуктор должен это делать за большое человеческое «спасибо»? Пока кажется, что проще всего это реализовать в метро — там есть турникеты. Но и тут явно придется перенастраивать оборудование, чтобы, помимо оплаты, еще и проверять QR-код пассажира.

Неясно также, как обеспечить армию кондукторов смартфонами с функцией проверки QR-кодов, ведь продвинутые модели телефонов есть далеко не у всех Неясно также, как обеспечить армию кондукторов смартфонами с функцией проверки QR-кодов, ведь продвинутые модели телефонов есть далеко не у всех Фото: «БИЗНЕС Online»

Микробиолог: «Это надо было делать за несколько месяцев до пика»

Микробиолог, доцент кафедры микробиологии института фундаментальной медицины и биологии КФУ Павел Зеленихин, полагает, что QR-коды в транспорте введены с запозданием, начинать нужно было намного раньше. «Я еще полгода назад говорил, что нельзя в автобусы пускать без QR-кодов, так что это вполне закономерно. Не знаю, насколько поможет сейчас, потому что мы к пику подходим. Это надо было делать за несколько месяцев до пика, когда у нас начало увеличиваться количество заболевших ежедневно, в конце лета. А сейчас такая мера будет гораздо менее эффективна, чем когда инфекция начала распространяться широкими шагами», — отметил он в разговоре с корреспондентом «БИЗНЕС Online».

Зеленихин добавил: чтобы мера начала оказывать эффект, должен пройти примерно месяц с начала ее действия. Поэтому пока сложно оценить результаты от введения QR-кодов для посещения торговых, фитнес-центров и ресторанов. «Мера адекватная, но, насколько она сработала, непонятно. Сейчас будем смотреть, как раз достаточное количество времени прошло, чтобы первые результаты [увидеть], — сказал он. — Людей стало меньше, они меньше друг с другом контактируют, это самое главное, чтобы предотвратить распространение такой инфекции».