СЕКРЕТНЫЙ ЗАКАЗ

О предстоящем заказе на три самолета говорится в документе, опубликованном в сегодня на сайте управления делами президента РФ. Ведомство намерено разместить извещение о проведении торгов в марте 2012 года. Срок исполнения контракта на поставку самолетов - декабрь 2015 года, сообщает РИА "Новости". Сумма – 8,85 млрд. рублей.

Отметим, что, согласно реестру портала russianplanes.net, в составе специального летного отряда «Россия» управделами президента РФ уже летают девять Ту-214 различных модификаций (СУС - самолет-узел связи; ПУ – пункт управления), среди них – два Ту-214СР (самолет-ретранслятор), сданных заказчику 1 июня 2009 года.

Обо всех функциях «СР» можно только догадываться, но ее главное назначение - обеспечение «первого лица» связью (кстати, до 2009 года это делали «старички» Ил-18). Самолет вмещает 62 пассажира, имеет дополнительные системы энергоснабжения, пилотируется не тремя, как на «классическом» Ту-214, а четырьмя летчиками, дальность полета также увеличена - с 7 тыс. до 10 тыс. километров. Три года назад, отвечая на вопрос об импортных комплектующих в этом самолете, его главный конструктор Игорь Кабатов сказал: «В «Суперджете» их 75 процентов, у нас - на порядок меньше. Когда Советский Союз распался, многие предприятия просто загнулись, поэтому, чтобы самолет летал и соответствовал нормам, надо устанавливать на него то, чего в России пока нет. Оно будет завтра, вопросов нет, но самолет-то нужен сегодня».

ОБЕЩАННОГО ТРИ ГОДА ЖДУТ

Напомним, что за последние месяцы КАПО обнадеживают солидными заказами не в первый раз. Так, в конце ноября 2011 года стало известно, что ФСБ России до декабря 2013 года планирует приобрести Ту-214. Причем была названа интересная цена - 2,7 млрд. рублей. Что гораздо выше стоимости серийных Ту-214 (примерно 1 млрд. 100 млн. рублей). Также напомним, что два вышеупомянутых Ту-214ПУ были куплены государством примерно по 1 млрд. 650 млн. рублей. Специальный пассажирский Ту-214 для того же управделами в прошлом году стоил 1,33 миллиарда.

И вот заказ на три машины за 8,85 миллиардов.

Напомним, что последние несколько лет руководство КАПО и руководство РТ били во все колокола: заказов у КАПО после 2011 года нет! Обещание президента ОАО «Объединенная авиастроительная корпорация» (ОАК) Михаила Погосяна загрузить предприятие компонентным производством (оперение для Ил-476, МС-21 и Superjet 100, а также металлические крылья для того же Superjet 100 и композиционные - для МС-21) явно вызывает подспудное недовольство в РТ – в республике привыкли к статусу КАПО как серийного предприятия.

В октябре Погосян успокоил, что КАПО продолжит заниматься специальной авиацией на базе Ту-214 (напомним, производство пассажирских самолетов решено прекратить из-за их высокой себестоимости), но цифр не привел. Зато они назывались ранее, когда в 2010 году подписывалось соглашение между правительством РТ и ОАК: с 2012-го объем заказов на специальные Ту-214 будет не менее четырех самолетов в год.

Обещания начинают выполняться?

Отметим, что в 2011 году на КАПО совершили первый полет два Ту-214СУС (был сдан один из них), также заказчику был передан Ту-214ПУ, построенный в 2010-м.

Есть одно «но». КАПО сдает самолеты с существенной задержкой (те же Ту-214СР должны были быть сданы не в 2009-м, а еще в 2007 году), сейчас завод «бодается» с военными из-за задержки двух Ту-214 для министерства обороны. Объяснения мотивированы: недофинансирование, не самое лучшее состояние завода и так далее. Все это понятно. Настораживает то, что на этом фоне все громче о себе, как о производителе правительственных спецбортов, заявляет сосед – Ульяновский авиазавод.

Cерийные Ту-214 производства КАПО

тип ВС

зав. номер

с/н

п/п

бортовой

авиакомпания

статус

замечен

Ту-214

44524001

501

1996

RA-64501

КАПО им. Горбунова

на хранении

Ту-214

42625002

502

2001

RA-64502

Дальавиа -
Дальневосточные А/л

на хранении

3-6 лет назад (ф)

Ту-214

43103003

503

2001

RA-64503

Дальавиа -
Дальневосточные А/л

на хранении

1-2 года назад (ф)

Ту-214

41204004

504

2002

RA-64504

Россия - СЛО

летает

сегодня (р)

Ту-214

42204005

505

2002

RA-64505

Россия - СЛО

летает

3-4 нед. назад (р)

Ту-214

44204006

506

2003

RA-64506

Россия - СЛО

летает

1-2 года назад (р)

Ту-214

42305007

507

2003

RA-64507

Аэростарз

лизинг

1-2 года назад (р)

Ту-214

44305008

508

2004

RA-64508

КрасЭйр (AirUnion)
(бывш)

на хранении

3-6 лет назад (ф)

Ту-214

43406009

509

2006

RA-64509

Трансаэро - ТСО

лизинг

сегодня (р)

Ту-214

44406010

510

2005

RA-64510

Аэростарз

лизинг

1-2 года назад (ф)

Ту-214

42305011

511

2009

RA-64511

Россия (СССР) - ВВС

летает

Ту-214

41507012

512

2006

RA-64512

Аэростарз

лизинг

1-2 года назад (ф)

Ту-214

42507013

513

2008

RA-64549

Трансаэро - ТСО

лизинг

сегодня (р)

Ту-214

014

514

2010

RA-64514

Россия (СССР) - ВВС

летает

Ту-214

44507015

515

2008

RA-64515

Россия - СЛО

летает

2-3 нед. назад (р)

Ту-214

42709016

516

2008

RA-64516

Россия - СЛО

летает

сегодня (р)

Ту-214

41709017

517

2010

RA-64517

Россия - СЛО

летает

сегодня (р)

Ту-214

44709018

518

2009

RA-64518

Трансаэро - ТСО

лизинг

сегодня (р)

Ту-214

42709019

519

2011

RA-64519

Россия (СССР) - ВВС

летает

3-6 мес. назад (р)

Ту-214

020

520

2010

RA-64520

Россия - СЛО

летает

сегодня (р)

Ту-214

021

521

RA-64521

Трансаэро - ТСО

строится/зак.

Ту-214

022

522

2011

RA-64522

Россия - СЛО

летает

3-4 нед. назад (р)

Ту-214

023

523

RA-64523

Россия - СЛО

строится/зак.

Ту-214

024

524

RA-64524

Россия - СЛО

летает

Ту-214

025

525

RA-64525

Россия (СССР) - ВВС

строится/зак.

Ту-214

026 ?

526

RA-64526

­неизвестная
авиакомпания­

строится/зак.

Ту-214

027 ?

527

­неизвестная
авиакомпания­

строится/зак.