Рустам Минниханов распорядился выделить из республиканского бюджета 457,5 млн рублей на привлечение к охране школ первой и второй категории частных охранных предприятий Рустам Минниханов распорядился выделить из республиканского бюджета 457,5 млн рублей на привлечение к охране школ первой и второй категории частных охранных предприятий

Полмиллиарда на школы

На августовском педсовете президент Татарстана Рустам Минниханов заявил о беспрецедентном выделении средств на физическую охрану школ. Это стало реакцией на трагические события 11 мая в 175-й казанской гимназии. «Родители должны быть спокойны, когда их дети находятся на учебе. Мы несем полную ответственность», — подчеркивал Минниханов в конце августа. Он распорядился выделить из республиканского бюджета 457,5 млн рублей на привлечение к охране школ первой и второй категории частных охранных предприятий.

Рустам Минниханов: «Вы что, слепые, что ли, не видите?.. Дети не учатся, ничего не делают!»

До этого вопросы охраны образовательных организаций традиционно отдавались на откуп муниципалитетам и школьным администрациям. За счет общих расходов на содержание школ нанимались вахтеры, в исключительных случаях — профессиональные охранники, если на них скидывались родители. Последнее, несмотря на добровольность, периодически становилось предметом скандалов со школьными поборами. Отдельных бюджетных ассигнований на заключение контрактов с ЧОПами для школ до этого не предусматривалось.

«Для обеспечения безопасности учащихся и сохранности имущества образовательных организаций в состав нормативных расходов на содержание (эксплуатацию) имущества включены расходы по оплате труда сторожа, осуществляющего сохранность имущества учреждений в ночное время, а также расходы по обслуживанию кнопки тревожной сигнализации, предназначенной для экстренного вызова органов внутренних дел и пожарной охраны», — пояснили в министерстве образования и науки РТ нашему корреспонденту. Там же отметили, что охрана школ ЧОПами возможна при заключении отдельных договоров, «в том числе за счет средств внебюджетной деятельности учреждения».

Еще в августе 2019 года правительством Дмитрия Медведева было принято постановление №1006, которым определялись новые антитеррористические требования для школ. Согласно документу, все подведомственные минпросвещения РФ объекты подразделяются на четыре категории опасности: первая категория — если при совершении теракта могут пострадать более 1,1 тыс. человек, а потенциальный материальный и экологический ущерб превышает 300 млн рублей; вторая — от 801 до 1,1 тыс. возможных пострадавших и ущерб от 150 млн до 300 млн рублей; третья — от 100 до 800 человек при ущербе от 15 млн до 150 млн рублей; четвертая — менее 100 потенциальных жертв и убыток до 15 млн рублей.

При категорировании объектов также учитывается статистика совершенных и предотвращенных за последний год терактов в регионе: для первой категории объектов — более пяти терактов, второй — от трех до четырех, третьей — от одного до двух, четвертой — не зафиксировано терактов.

В зависимости от категории опасности того или иного объекта, в соответствии с постановлением № 006, определяются и необходимые антитеррористические меры к учреждениям. В частности, объекты четвертой категории из практического должны быть оснащены планами эвакуации, системами экстренного оповещения, тревожными кнопками, системами наружного освещения, пропускным режимом. Третья категория предполагает все вышеназванное плюс добавляются требования по установке систем видеонаблюдения, охранной сигнализации, обеспечение охраны сотрудниками ЧОПа или вневедомственной охраны, оборудование на первом этаже помещения для охраны с пультами управления видеонаблюдением, охранной сигнализацией, тревожной кнопкой, оснащение основных входов в здание постами охраны со стационарными или ручными металлоискателями. Вторая категория предполагает все вышеназванное, но еще добавляется требование по оборудованию объектов системой контроля и управления доступом, а въезды на территорию должны быть оснащены воротами. Первая категория подразумевает оснащение объекта всем указанным плюс КПП на въездах на территорию со средствами снижения скорости и противотаранными устройствами.

Здесь стоит добавить, что помимо постановления №1006 вопрос охраны школ регламентируется и рядом других документов: постановлением правительства РФ №1244 «Об антитеррористической защищенности объектов», ФЗ №390 «О безопасности», ФЗ № 5 «О противодействии терроризму», письмом минобрнауки РФ №03-1423 «О методических рекомендациях», «Комплексным планом противодействия идеологии терроризма в РФ на 2019–2023 годы» и так далее. Единого документа по охране школ нет.

С этого учебного года республиканские власти решили несколько изменить устоявшуюся систему. На выделенные Миннихановым 457,5 млн рублей на этот учебный год обеспечат охрану ЧОПами 280 школ первой и второй категории. Охрана учреждений третьей и четвертой категории также будет проспонсирована, но за счет остатков местных бюджетов муниципалитетов с оснастки школ техническими системами антитеррористической защиты. Сколько это будет в совокупности по республике, неизвестно, на этот вопрос районы ответят сами.

Как, например, рассказали в пресс-службе исполкома Казани, до конца 2021 года выделено 44,4 млн рублей республиканских средств на охрану школ первой и второй категории — таковых сегодня в городе 28 и 53 учреждения соответственно. А еще город из своего бюджета до конца года «накидывает» сверху на охрану третьей (92 школы) и четвертой (1) категорий 37,7 млн рублей. Всего в Казани на сегодня работает 174 школы.

Охрана учреждений третьей и четвертой категории также будет проспонсирована, но за счет остатков местных бюджетов муниципалитетов Охрана учреждений третьей и четвертой категории также будет проспонсирована, но за счет остатков местных бюджетов муниципалитетов

Сколько ЧОПов допустят к школам и какие зарплаты у охранников

Все эти деньги будут потрачены на заключение школами договоров на охрану ЧОПами. Как пояснили в минобрнауки РТ, заключение таких контрактов проводится на конкурсной основе. Но, как выяснил корреспондент «БИЗНЕС Online», это не совсем так. Школы напрямую выходят на охранные предприятия, заключают с ними договоры, которые потом по факту выполненных услуг оплачиваются либо из республиканского, либо из муниципального бюджета. По крайней мере, так это работает в Казани. Деньги на охрану, по нашим данным, в часть школ (находящихся на «балансе» центральной бухгалтерии) уже поступили или поступят в ближайшее время (это касается, например, автономных учреждений, имеющих возможность организовывать внебюджетные фонды и собственные расчетные счета).

Заключить договор школы могут не с каждым ЧОПом. Таковых на сегодня в республике зарегистрировано порядка 600 организаций. Но не у всех из них есть соответствующий допуск до образовательных учреждений. Только 161 охранная компания в республике имеет в своей лицензии весь перечень разрешенных видов услуг, в том числе «пункт 7» допуска: «Охрана объектов и (или) имущества, а также обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности, за исключением объектов, предусмотренных законодательством». Интересно, что для включения в лицензию ЧОПа «пункта 7» обязательно получение предприятием лицензии на оружие. Однако, заверили нас в минобрнауки РТ, наличие оружия у школьных охранников в Татарстане не предусмотрено.

Примерно в конце августа в школы спустили список ЧОПов, согласованный Росгвардией, с которыми можно заключать контракты. Образовательным организациям предлагалось выбрать из списка предприятие и напрямую выйти с ним на контакт для заключения договора. При этом не всем пришлось проделывать такой путь.

«Я сказала: «Немедленно все по кабинетам! В школе нападение!»: большое интервью директора гимназии №175

Директор крупной школы первой категории с автономным статусом, пожелавший остаться неназванным, рассказывает, что в его учреждении на 1,6 тыс. с лишним учеников договор с ЧОПом заключен был очень давно. Сначала он оплачивался на родительские деньги. Потом — на средства внебюджетного фонда, пополняемого школой преимущественно за счет сдачи в аренду школьных помещений, платных школьных кружков, секций, родителей-спонсоров. Услуги ЧОПа сначала обходились в 250 тыс. рублей, потом предприятие сменили на организацию «подешевле», за 180 тыс. рублей в месяц. На эти деньги школа содержала пятерых охранников — двух ночных и трех дневных на входах — с зарплатой в 30 тыс. рублей. Как только стало известно, что республика в 2021 году выделит средства, школа наняла еще одного, 6-го, охранника в надежде на компенсацию за счет республиканских ассигнований. Хотя деньги в эту школу не «капнули».

В данной школе первой категории все нанятые охранники ЧОПа — не посторонние, проверенные люди. Здесь они работают по 15–20 лет. Даже когда их охранная фирма не попала в список Росгвардии из-за отсутствия в лицензии «пункта 7», их перевели в другой ЧОП из этого перечня. С одной стороны, чтобы сохранить проверенные кадры, знакомые и полюбившиеся детям, и не нанимать с рынка пожилых охранников, с другой — чтобы иметь возможность на дальнейшую компенсацию услуг ЧОПа за счет республиканских средств. «Это хорошо. Потому что раньше, до этого года — хотя мы еще не профинансированы, пока не знаю, сколько выделят, — мы всю сумму закрывали за счет внебюджетного фонда. Сейчас мы частично будем использовать те средства, которые даст республика», — комментирует собеседник.

Другой пример целевого использования выделенных Миннихановым и городом средств приводит директор казанской школы третьей категории, также на условиях анонимности. Его учреждение заключило договор с одним из предприятий на двух охранников на 12-часовой рабочий день — с 7:00 до 19:00. Охранниками оказалась семейная пара — муж, ветеран МВД, и его жена, обоим около 60 лет. Контракт заключили на полгода — деньги из центральной бухгалтерии управления образования Казани поступили только до конца 2021 года. Все обошлось в 320 тыс. рублей. С вычетом всех налогов и при грубом расчете получится зарплата одного охранника в 18 тыс. рублей в месяц.

По словам директора этой школы, выйти на такой «заманчивый» ЧОП получилось не с первого раза. «Оказалось, что это не очень просто — найти охранное агентство, чтобы был именно лицензированный сотрудник, который работает 12 часов в день, — рассказывает директор школы третьей категории. — Нет охранников именно лицензированных. У нас по городу около 180 школ, а ЧОПы не могут поставить столько сотрудников. У них столько нет».

Если исходить из рекомендаций Росгвардии о средней оплате труда охранника в 222 рубля/час, то за смену охранник — за вычетом всех налогов, расходов на обмундирование, на операционную деятельность ЧОПа — будет доставаться около тысячи рублей на руки Если исходить из рекомендаций Росгвардии о средней оплате труда охранника в 222 рубля в час, то за смену охранник — за вычетом всех налогов, расходов на обмундирование, операционную деятельность ЧОПа — получит около 1 тыс. рублей на руки

«От школ, как от огня»

После стрельбы в казанской гимназии вновь стали звучать предложения о том, чтобы передать школы под охрану Росгвардии, у которой на эти цели есть отдельная вневедомственная охрана. В теории ее можно привлекать к охране школ на коммерческой основе, как это делается в отношении ряда других объектов. Но, по информации наших собеседников, управление Росгвардии по РТ на сегодня этим не занимается. По крайней мере, до особых распоряжений из Москвы. Как заявлял в мае глава федерального ведомства Виктор Золотов, у Росгвардии элементарно не хватит ни финансирования, ни людей для выполнения такой задачи. По этим причинам ставка, как и весной, сегодня делается на охранные организации.

«Как мы докатились до того, что в школах надо защищать детей?»: стрельба в гимназии – в комментариях читателей «БИЗНЕС Online»

По приказу Росгвардии от апреля 2021 года, минимальная оплата для охранника в час — 181 рубль при условии суточной работы и 272 рубля при 12-часовой смене. Однако эти нормативы распространяются для тех организаций, которые проходят по конкурсу через госзакупки. Татарстанские же школы напрямую заключают контракты с ЧОПами. При распределении республиканских средств между школами в кабмине РТ установили среднюю ставку для школьного охранника на уровне 222 рубля в час. С одной стороны, может получиться солидная сумма. Но на практике оказалось, что не все решают деньги.

Сразу несколько руководителей ЧОПов заявили нам, что категорически не согласны на сотрудничество со школами. Например, в одной охранной фирме рассказали, что в предлагаемых условиях одной из школ расписывалась зарплата потенциальному охраннику из расчета 250 рублей в час. Как признались сами охранники, они бы и не против поработать за эти деньги, но руководство ЧОПа отказалось.

Причиной тому называют слишком большое число потенциальных проверок, головную боль и главным образом — страх ответственности. «Это везде так, где что-то связано с детьми. Лагеря, школы и так далее. При любом недочете крайним останется руководство организации. Зачем это надо?» — рассказывает нам один руководитель ЧОПа. По словам собеседников издания в различных смежных отраслях, после стрельбы в 175-й гимназии в республике и Казани в частности наметилась тенденция резкого оттока школьных охранников. Квалифицированные сотрудники ЧОПов и просто вахтеры, стоявшие на страже школ, начали массово увольняться, не желая становиться пушечным мясом для подобных Ильназу Галявиеву. «Охранник в банке сидит в кабине. У него лишь одна задача — при нападении нажать кнопку и продержаться до прибытия нарядов. Также будет и в школах. Так какая разница, кто нажмет кнопку?» — рассуждает руководитель ЧОПа.

7 невыученных уроков казанской гимназии: почему пермский студент так легко повторил Галявиева?

«Сейчас заключить договор с любой школой на охрану — это выстрел себе в ногу рядом с артерией», — добавляет руководитель группы охранных организаций «Застава» Сергей Толстых. Во-первых, по его словам, труд охранников недооценен (в плане оплаты), во-вторых, в отрасли большая нехватка людей — как и, пожалуй, во многих других сферах. «Не знаю ни одного директора ЧОПа из тех, с кем я общаюсь, кто бы пошел в школы. От школ, как от огня. Уважающий себя человек не возьмет на себя ответственность, которую не сможет вынести. Колоссальная ответственность! И вопрос даже не в деньгах. Людей просто нет! Квалифицированных, качественных людей нет — их надо готовить годами», — говорит Толстых.

По его словам, если исходить из рекомендаций Росгвардии о средней оплате труда охранника в 222 рубля в час, то за смену охранник — за вычетом всех налогов, расходов на обмундирование, операционную деятельность ЧОПа — будет получать около 1 тыс. рублей на руки. «Человек должен задать себе вопрос: а готов ли я подставляться под пули за тысячу рублей?» — отмечает Толстых. По его оценке, чтобы охранник получал хотя бы 30–35 тыс. рублей в месяц (с чем уже можно работать), ставка должна быть не менее 300 рублей в час. Но тогда и общая сумма выделенных республикой денег на охрану школ должна увеличиться процентов на 40%, т. е. до 640 млн рублей.

О будущем частной школьной охраны
Да, 457 миллионов — это огромный шаг вперед, и хорошо, что наша республика нашла эти деньги, потому что не все субъекты РФ выделили средства на охрану школ. Но по факту подобное ситуацию не изменит. Это не те деньги, за которые можно отвечать своей жизнью.
Сергей Толстых   руководитель группы охранных организаций «Застава»
Сергей Толстых руководитель группы охранных организаций «Застава»

В школах сегодня всячески приветствуют выделение средств на наем ЧОПов. Для кого-то это возможность покрытия уже существующих операционных расходов, для кого-то — возможность наконец-то заполнить пробелы. Все школы в настоящее время объединяет один вопрос — а как долго будет длиться банкет? «Насколько я понимаю, нас сейчас профинансируют на полгода. Потом профинансируют на вторую половину. Разве не так? — задается вопросом директор школы первой категории. — Мне кажется, данная статья расходов будет постоянной. Очень надеюсь, что это не разовая акция. Я весьма благодарен, потому что раньше все это делал за свой счет».

Объявляя на августовском педсовете о финансировании школьной охраны, Минниханов не уточнил, станут ли 457,5 млн рублей постоянной статьей расходов республиканского бюджета. На подобное обратили внимание и в минобрнауки РТ в ответе на наш запрос, уточнив, что это никакая не постоянная республиканская программа физической охраны объектов образования РТ. Но там и не исключили, что такое точечное финансирование может быть продлено и в последующие годы.