100 ЛЕТ СПУСТЯ ПОСЛЕ «ТИТАНИКА», В ПЯТНИЦУ, 13-ГО

«Пятница, 13-е» в очередной раз подтвердила свой статус «черного дня». Почти сто лет спустя после крушения «Титаника» вечером 13 января в Средиземном море гигантский круизный лайнер Costa Concordia (недельный круиз на нем сравнительно недорого – 14 - 44,6 тыс. рублей) с более чем 4200 пассажирами на борту по невыясненным пока обстоятельствам натолкнулся на риф. Причем по первым рассказам очевидцев, выживших туристов, корабль зацепил риф дважды. Получив пробоину, он стал неуправляемым, и его стало сносить. При этом СМИ отмечают, что второго «Титаника» не случилось лишь благодаря действиям капитана корабля Франко Скеттино, который вывел лайнер на мелководье ближе к берегу (см. ниже рассказ очевидца). В данный момент, впрочем, капитана допрашивают итальянские прокуроры – причины кораблекрушения малопонятны, учитывая, что уж Средиземное-то море известно мореплавателям лучше, чем какое-либо другое – по нему корабли ходят, мягко говоря, не одно тысячелетие. Сам капитан уверяет, что не ожидал рифа там, где, по его словам, его «не должно было быть». И избороздили его вдоль и поперек – во всяком случае, карта дна со всеми его опасными рифами точно есть. У капитана, который, по информации Costa Cruises, компании-судовладельца, по одному и тому же маршруту ходит «52 раза в год».

ВЕРСИИ: БРАВАДА КАПИТАНА, БУТЫЛКА ШАМПАНСКОГО,
ПЬЯНСТВО ЭКИПАЖА, ОТКАЗ ЭЛЕКТРОНИКИ

В СМИ тут же появился ворох версий случившегося. Во-первых, суеверные люди отмечают не только то, что корабль потерпел крушение в ночь с «пятницы, 13-е» на субботу, но и то, что когда лайнер спускали на воду в 2006 году, традиционная бутылка шампанского не разбилась. Во-вторых, русские туристы винят экипаж судна, который якобы был пьян, отмечая Старый Новый год вместе с туристами из России. В-третьих, выдвигают версию о том, что причиной крушения послужила бравада капитана, якобы нарочно пытавшегося провести судно ближе к берегу. Так или иначе, сто лет спустя после «Титаника» судна, напичканные электроникой сверху донизу, почему-то продолжают тонуть, и по-прежнему в числе первых и главных причин катастроф – человеческий фактор. Впрочем, отдельные эксперты выдвигают и версию компьютерного сбоя, в результате которого лайнер и отклонился от курса – отмечается, что многие сегодняшние капитаны слишком доверяют электронике, и катастрофа могла быть предупреждена лишь в последний момент.

ПАНИКА НА КОРАБЛЕ И НОЧЕВКА ВЫЖИВШИХ ПОД НЕБОМ ТОСКАНЫ

Момент крушения судна опять же все описывают по-разному. Кто-то из туристов отмечает, что экипаж до последнего не сообщал о критичности пробоины и успокаивал всех перебоями в электроснабжении. Впрочем, тем самым капитан, возможно, просто пытался не допустить паники, которая, однако, все-таки случилась – пассажиры рассказывают о том, что отдельные туристы «вели себя как животные», расталкивая других. Спасательные шлюпки оказались переполнены. И только по счастливой случайности Costa Concordia не повторила трагедии 1912 года: в том числе и потому, что берег был недалеко. Однако злоключения российских туристов (а их на лайнере было по разным данным от 108 до 111 человек) на этом не закончились. Вчера появилась информация о том, что поначалу все туристы ночевали на улицах под открытым небом Тосканы. А после того, как большинство туристов забрали их консульства, россиянам пришлось ютиться в небольшом учебном центре городка Порто-Санто-Стефано. При этом ни паспортов (их на круизных лайнерах сдают на все время пути на ресепшн), ни каких-либо документов, денег или сотовых телефонов, разумеется, у большинства из них не было, поэтому на связь с консульством все они вышли лишь к вечеру воскресенья и утру понедельника. Тогда же стало известно, что на борту затонувшего лайнера были и жители Татарстана (похоже республику продолжает преследовать рок – со времени гибели «Булгарии» прошло всего чуть более полугода). К счастью, никто из них не пострадал. В том числе спасенных и руководитель Татарстанстата Валерий Кандилов с женой.

kandilov.jpg
Валерий Кандилов с супругой уже подали документы на перерегистрацию авиабилетов, однако точная дата и время их вылета пока неизвестна

ОДНА КАЗАНСКАЯ СЕМЬЯ УЖЕ ВЫЛЕТЕЛА ДОМОЙ,
ВТОРАЯ ВЫЛЕТАЕТ ЗАВТРА

Россиян к понедельнику уже успели разместить в отеле «Хилтон». Как удалось выяснить газете «БИЗНЕС Online», конкретно в отеле Hilton Rome Airport hotel, недалеко от аэропорта. Позвонив в отель, корреспонденту «БИЗНЕС Online», впрочем, не удалось поговорить с Валерием Кандиловым – возможно, при таком наплыве посетителей (в отеле размещены не только россияне) попытаться соединить с конкретным лицом администрации отеля сейчас проблематично. В Татарстанстате корреспонденту «БИЗНЕС Online» также заявили, что не владеют дополнительной информацией о своем шефе, кроме известной СМИ. Дозвониться до сотового телефона Валерия Петровича им не удалось. А сам он на связь пока не выходил, сообщила корреспонденту «БИЗНЕС Online» замруководителя Татарстанстата Асия Ахмерова, узнавать о судьбе Кандилова его подчиненным пришлось «другими путями»: «Пока он там».

Впрочем, более полной информацией о судьбе татарстанцев владеет консульство посольства РФ в Италии. Как заявил корреспонденту «БИЗНЕС Online» вице-консул Вадим Анищик, семейная пара Кандиловых уже забронировала рейсы до Казани и подала документы на перерегистрацию авиабилетов через ту же туристическую компанию, что владела судном – Costa Cruises. Пока, впрочем, неизвестна точная дата и время рейса, однако как консульство, так и компания оказывают, заверил Анищик, всестороннюю помощь и поддержку. Всего, по информации вице-консула, на борту лайнера находилось 12 жителей Татарстана, все они живы. Одна семья из пяти человек вылетает уже сегодня в 12:10 рейсом Рим-Москва-Казань. Вторая семья из пяти человек вылетит завтра в 10:05 рейсом на Казань через Франкфурт.

ОЧЕВИДЕЦ: «ЗАТЕМ СУДНО СТАЛО НЕУПРАВЛЯЕМЫМ, И ЕГО СТАЛО СНОСИТЬ»

Между тем начинают появляться первые рассказы очевидцев о случившемся. Так, ведущий телеканала «Ваше общественное телевидение!» Сергей Алфимов, путешествовавший с женой и двумя маленькими детьми рассказал "Газете.ru", что представитель компании-судовладельца Costa рассказал им, что судно по непонятным причинам отклонилось от курса и зацепило риф правым бортом. Это произошло в 21.45 вечера в пятницу.

«Капитан отдал приказ бросить якорь и лично пошел смотреть, что случилось. После этого он поднялся к пульту, сказал, что все плохо, – говорит Алфимов. – Затем судно зацепило другой риф и получило пробоину, крен пошел на левый борт. Это было примерно в 22.30. Затем судно стало неуправляемым, и его стало сносить». Россиянин говорит, что капитан, 52-летний Франко Скеттино, несмотря на слухи о его бегстве с корабля, фактически не допустил второго «Титаника», выведя лайнер на мелководье.

Алфимов вспоминает, что сначала паники не было, хотя люди старались побыстрее попасть на четвертую палубу, где находились спасательные шлюпки. Впрочем, было трудно не поддаться панике: на лайнере погас свет, палуба накренилась, по громкоговорителю передавали о неполадках в генераторе. «Когда крен на правый борт усилился, прозвучал сигнал бедствия.

Многие были уже на четвертой палубе у шлюпок, и, несмотря на старания команды, сдерживающей натиск все прибывающей толпы, люди стали грузиться в шлюпки. Тут-то и стало тревожно».

«Нас натиском толпы утрамбовали в шлюпку, она была переполнена! – продолжает журналист. – Команда начала пытаться ее спустить, но долго не получалось. Потом случилось следующее: крен был на правый борт уже градусов 20. Мы висели слева, и когда резко сорвали стопора, шлюпка, полетев вертикально вниз, ударилась о леера нижней палубы и завалилась градусов на 45 внутрь!

Естественно, все полетели друг на друга. Вот тут начался первый ужас – все пытались друг по другу вылезти.

Через борт перебраться уже не получалось, потому что он лежал внизу, а другой борт висел вверху, потому все полезли через люки на крыше шлюпки».

Алфимову с семьей удалось благополучно дождаться спасателей. На острове они провели ночь в холодной церкви – вместе с ними там было еще множество эвакуированных людей. Утром на пароме переправили на материк, а оттуда в Рим, в отель.

НЕ СЛИШКОМ ПОПУЛЯРНЫЙ МАРШРУТ

Представители туристического рынка отметили газете «БИЗНЕС Online», что данные турмаршруты зимой не особенно популярны у жителей Татарстана:

- Связано это, прежде всего, с тем, что самое популярное направление - Средиземноморье, где сейчас не слишком теплая погода, - рассказала Галина Рылова, руководитель отдела туризма компании SkyLand в Казани. - Если говорить о безопасности, то этот отдых не более и не менее опасен, чем перелет на самолете или путешествие на поезде. Даже в летнее время, все же круизы не пользуются большой популярностью, прежде всего, из-за своей цены. Это довольно дорогой отдых, люди скорее покупают туры на дорогие курорты в хорошие отели».

«Я знаком с лайнерами Costa - это хорошие, надежные лайнеры, - рассказал газете «БИЗНЕС Online» Сергей Пасечник, гендиректор «Компаньон СП». - Если учесть, что с такой большой пробоиной он смог дойти до берега, это говорит о многом. Как сработал экипаж, это уже отдельная тема, здесь есть ряд вопросов. Я знаю, что казанцы, которые находились на лайнере, не пользовались услугами операторов, а бронировали свой тур самостоятельно. Теперь, я думаю, это будет «головная боль» для них, ведь в подобных случая турагентство служит «подушкой безопасности» для туриста. Возникшие проблемы эти туристы теперь будут решать сами. Если говорить о круизах в целом, то это особый вид отдыха. Зимой круизы становятся очень популярными, потому что в это время они на порядок дешевле, люди, которые покупают тур в это время года, хотят активного отдыха, с посещением множества экскурсий».

«Для людей самое главное - соотношение цены и качества. Конечно, круизы - это недешевое удовольствие, в таком отдыхе нет понятия «скидки», «специальные предложения» или «звездность», но это очень качественный и интересный отдых, - продолжает Камиль Тарзиманов, генеральный директор бюро туристических услуг «Салават». - На обслуживание круизов приходится слишком широкий спектр затрат, к примеру, на три тысячи отдыхающих нужно тысячу человек обсуживающего персонала. Хотя нельзя сказать, что такой отдых не популярен среди казанцев. Если выбирать хороший отель где-нибудь на курорте, то цена будет вполне сопоставима с путешествием на лайнере. Зимой, конечно, люди покупают туры в 3 - 4 раза реже, по сравнению с летним сезоном, соответственно и круизы пользуются меньшим спросом».

«В прошлом году мы очень много продавали круизов, но в этом не продали ни одного, - рассказала газете «БИЗНЕС Online» Венера Тагирова, генеральный директор турагенства «Grand Вояж». - Наверное, это связано с тем, что люди стали с опаской относиться к путешествию по воде, в связи с последними событиями. Я и сама, если честно, немного побаиваюсь. Несомненно, этот вид отдыха является элитным. Например, тур по Средиземному морю будет стоить от 40 тысяч на человека, это без стоимости билета на самолет и не на самый элитный лайнер. Думаю, что окончательная стоимость на круиз на лайнере Costa Concordia стоила не меньше 80 тыс. рублей на человека».

«Зимой у нас очень популярны круизы по Скандинавии, казанцы с удовольствием покупают эти туры, особенно в новогодние праздники, - рассказала Елена Григорьева, директор представительства турфирмы «Нева» в Казани. - В летний сезон также популярны круизы по Средиземноморью. Этот отдых, скорее, элитный: стоимость круиза - от 1500 до 2000 евро. Несмотря на это, их популярность набирает обороты».

Отметим, что на некоторых сайтах до сих пор в онлайне висит информация о турах на данном лайнере. Так, по сведениям сайтов туркомпаний, плавание в семь ночей по маршруту Барселона-Средиземноморье (Palma De Mallorca, Cagliari, Palermo, Civitavecchia, Marseille)-Барселона обойдется от 14 тыс. рублей до 44,6 тыс. рублей. Цена зависит от расположения каюты, каюта с окном обойдется в 27,6 тыс. рублей, с балконом – 34 тыс. рублей.

Справка

Costa Concordia - круизное судно класса Concordia в собственности компании Costa Crociere было построено в 2006 году на верфи Fincantieri в Сестри Поненте (Генуя) в Италии и совершало под итальянским флагом круизные рейсы между портами Средиземного моря. Судами-близнецами являются Carnival Splendor, Costa Pacifica, Costa Favolosa, Costa Fascinosa и Costa Serena.

Заказ на строительство судна длиной 290 м, рассчитанного на 3 700 пассажиров и с командой в 1100 человек, для компании Costa Crociere был подписан с итальянской верфью Fincantieri 19 января 2002 года. 2 сентября 2005 года судно под заводским номером 6122 за 450 млн. евро было спущено на воду. Судно было достроено у достроечной стенки и передано владельцу 30 июня 2006 года. Церемония крещения судна состоялась 7 июля 2006 года. Крестной матерью Costa Concordia стала чешская супермодель Ева Герцигова, которая при освящении судна не смогла разбить бутылку шампанского, что является дурной приметой.

Вот как пишет портал Slon.ru о лайнере: «Масса «Конкордии» – 112 000 тонн. Представьте себе армаду из 100 тысяч автомобилей, которые едут по четырехрядной трассе. Этот «язык» растянется на 140 километров. И едет он со скоростью 40 км/час по абсолютному гололеду. Вы представляете, какая это огромная инерция? И тормозов в нормальном понимании – нет.

Толщина обшивки судна – ну, 20 мм. Это 1/1500 его ширины. Если в этом масштабе делать модель судна из фольги, в которую упаковывают шоколадки, толщиной 0,1 мм, то ширина модели «Конкордии» будет 15 сантиметров и длина – 125 сантиметров. Из тончайшей фольги. Это масштаб 1:232. Однако модель будет достаточно жесткой конструкцией и на удивление прочной за счет внутренних ребер жесткости – так называемого набора: палуб, переборок и т.д. И, тем не менее, гигантская инерция судна, наехавшего на твердое препятствие, просто рвет обшивку в клочья».

Кандилов Валерий Петрович

Председатель комитета РТ по социально-экономическому мониторингу.

Родился в с.Пестрецы Пестречинского района Татарской АССР. Окончил Казанский авиационный институт (1975 г.), Ташкентский политехнический институт (1978 г.), Университет марксизма-ленинизма Татарского обкома КПСС (1981 г.).

В 1975 - 1978 гг. - инженер Ташкентского авиационного производственного объединения им. Чкалова.
В 1978 - 1982 гг. - заместитель заведующего отдела станков с ЧПУ ВНИИТнасосмаш (Казань).
В 1982 - 1986 гг. - инструктор Приволжского райкома КПСС, заместитель заведующего органнизационным отделом Казанского горкома КПСС.
В 1986 - 1991 гг. - заведующий сектором информации отдела организационно-партийной работы Татарского обкома КПСС.
В 1991 - 1993 гг. - начальник информационного центра аппарата президента РТ.
В 1993 - 1995 гг. - заведующий отделом информационно-технологического обеспечения деятельности Госсовета управления делами аппарата Госсовета РТ.
В 2000 - 2004 гг. - председатель Государственного комитета РТ по статистике.
С 2004 г. - руководитель территориального органа федеральной службы государственной статистики по РТ.
С мая 2005 г. - председатель комитета РТ по социально-экономическому мониторингу.
Женат, воспитывает дочь.