№1

ПОГЛОЩЕНИЕ ЗЯБА «КАМГЭСЭНЕРГОСТРОЕМ»

Главное событие 2011 года оказалось не слишком радостным. Завод ячеистых бетонов, долгое время бывший одним из ключевых предприятий в строительном комплексе Закамья (завод выпускал очень востребованный ячеистый бетон – экологический современный материал, изобретенный в Скандинавии и широко применяемый в жилищном строительстве), закрыли на целых три месяца. Была немаленькая вероятность, что навсегда. При этом еще в 2008 году на нем трудилось более 1 тыс. человек (уже в 2010 - 500), а в группе компании «ЗЯБ» вообще было более двух тысяч, обороты росли и достигали 2 млрд. рублей. В январе же людей выкинули на улицу. Бразды правления перешли к конкурсному управляющему. Само предприятие вот-вот и выставили бы на торги. Причем – по частям. Работники стали заложниками спора двух хозяйствующих субъектов – ООО «УК «ЗЯБ» и ОАО «ЗЯБ». О масштабных проблемах общественность узнала, впрочем, еще годом ранее, когда завод уже был объявлен банкротом. Банкротству предшествовали уход бывшего гендиректора и совладельца Валерия Пескова. После чего в кресле руководителя побывали три человека – Анатолий Кондюков, Фярит Кашаев и Владимир Базанов. Последний перевел работников в ООО УК «ЗЯБ», взял площади и оборудование ОАО «ЗЯБ» в аренду и как ни в чем не бывало продолжил производить и продавать продукцию фактически в обход требований кредиторов.

В конце декабря по требованию кредиторов был назначен новый конкурсный управляющий - Ильдар Нурутдинов, который решил разрубить гордиев узел и объявил о том, что текущий договор аренды недействителен…

Горсовет Набережных Челнов начал писать письма президенту РТ, коллектив ООО «УК ЗЯБ» собирался перекрывать улицы, назревало новое Пикалево. И в феврале было объявлено о появлении нового инвестора - московской компании, заинтересованной в покупке обанкротившегося завода. Но, по-видимому, руководство Татарстана не захотело передавать завод в чужие руки, и на горизонте замаячил новый спаситель – флагман строительной индустрии Татарстана "Камгэсэнергострой". Компания Александра Евдокимова заявила о готовности выкупить долги челнинского завода за 500 млн. рублей (при этом надо сказать, что они к тому времени выросли до 900 миллионов (40% кредиторской задолженности ЗЯБ приходилось на три банка: филиал Сбербанка «Банк Татарстан», Автоградбанк и «АК БАРС» Банк). Сам Евдокимов заявил лишь о том, что завод запустят в ближайшее время – шел третий месяц простоя оборудования. Только в апреле на заводе-банкроте, наконец, возобновились работы. А назначенный гендиректором вновь созданной дочки ОАО «КГЭС ЗЯБ» (дочернего предприятия ОАО «Камгэсэнергострой») Владимир Петров заявлял о том, что две линии на предприятии уже работают и заказами предприятие обеспечено. И похоже КГЭС пришел на ЗЯБ навсегда, так как запланированные на май торги не состоялись. А в августе Евдокимов заявил, как о свершившемся факте, о том, что ОАО «КамГэс ЗЯБ» вошло в структуру холдинга КГЭС.

№2

СКАНДАЛ С ЗАМУРОВАННЫМИ ИГРОВЫМИ САЛОНАМИ

В феврале Набережные Челны «прославились» на всю страну. «Люди, похожие на работников администрации города», замуровали бетонными плитами несколько остановочных павильонов – вместе с их работниками и игроками. Как минимум 40 человек вынуждены были провести внутри почти целые сутки – входы и выходы интернет-салонов, где, по сведениям властей, предоставлялись игорные услуги были заблокированы наглухо. При попытках отодвинуть плиты самостоятельно владельцев этих самых павильонов забирали в милицию. Владельцы салонов заявили прибывшему к замурованным салонам корреспонденту «БИЗНЕС Online», что понятия не имеют, как могут использовать эти помещения арендаторы – они за ними, мол, не следят. Сами замурованные заверяли, что салоны вовсе не игровые, а обычные, интернет-салоны.

«Бетонная акция» произошла через несколько дней после того, как на совещании в мэрии Набережных Челнов прозвучала информация о том, что в городе после закрытия 117 игровых салонов начали открываться новые - по данным чиновников, взамен закрывшихся появились 17 новых заведений. По всей видимости, в мэрии решили больше не церемониться и пойти на крайние меры. Впрочем, уже на следующий день в прокуратуре заявили, что люди освобождены, но никто никаких заявлений им не подавал (владельцы же, по их словам, написали сразу несколько). Еще позднее стало известно, что прокуратура не нашла «состава преступления» в бетонной акции. А власти тем временем в интервью федеральным телеканалам всячески открещивались от инициативы. Мэр Василь Шайхразиев в интервью «БИЗНЕС Online» также не решился признать свою причастность к оригинальной акции (при том, что большинство населения ее поддержало). Хотя заявил, что многие павильоны уже переоборудованы в магазины, суши-бары. А бесшабашных и особенно упертых бизнесменов, взамен одного салона открывающих другой, остались единицы.

№3

FORD ПРИШЕЛ НА SOLLERS

Долгие мытарства Fiat c Sollers завершились «пшиком». После многолетних согласований, заявлений, выступлений как первых лиц российского предприятия, так и итальянского, компания Вадима Швецова неожиданно дала задний ход. В феврале стало известно, что Sollers отказывается от планов по созданию в Набережных Челнах совместного производства автомобилей с Fiat. Пикантность момента была в том, что мегапроект - строительство завода мощностью 500 тысяч автомобилей - был не только «рекламным баннером» Sollers, но и освящен именем и поддержкой Путина, который на подписание бумаг лично прилетал в Набережные Челны… Но даже меморандум, подписанный влиятельным премьером, по-видимому, для обеих сторон не стал препятствием. То ли топ-менеджеры компаний поссорились, не договорившись о суммах вкладываемых средств. То ли одна из автокомпаний просто устала ждать однозначного ответа от другой. А возможно, главной причиной «авторазвода» оказался отказ ВЭБа в финансовой поддержке проекта (напомним, что речь шла о кредитах крупнейших банков с госучастием в объеме 2,1 млрд. евро).

Теперь об этом не узнает уже никто, потому что Sollers не стал носить траура, а объявил о новом «дуумвирате». Отныне российская автокомпания образует СП с Ford, и предприятие должно начать работу в конце 2011 года на заводах Sollers в Набережных Челнах и Елабуге. В июле были объявлены подробности амбициозного проекта: 3 тыс. рабочих мест, 85 тыс. автомобилей и 180 тыс. двигателей в год. СП компаний Ford и Sollers создается на паритетных началах – партнерам будет принадлежать по 50% уставного капитала. Ford внесет в новое предприятие свой завод во Всеволжске и сеть дистрибуции в России. В свою очередь Sollers – заводы в Набережных Челнах и ОЭЗ «Алабуга». Общая сумма инвестиций в проект на территории России составит 74 млрд. рублей. Всего будет два новых производства - по выпуску автомобилей (85 тыс. в год) и двигателей (180 тыс.). В октябре Sollers объявил, что до конца 2011 года планирует запустить производство легких коммерческих автомобилей Ford Transit, а со следующего года запустит на мощностях Елабуге производство Ford Explorer, весь производимый объем которого будет продан на внутреннем рынке. К настоящему моменту новый бренд СП носит название FordSollers.

№4

ПИВНОЙ БУНТ

После скандальной «зачистки» игровых салонов мэрия города вплотную занялась наведением порядка в торговле. В Набережных Челнах в начале лета (еще до принятия Госдумой закона об ужесточении правил продажи алкоголя с 2013 года) ввели запрет на продажу пива в подземных переходах и на остановках. Разумеется, запрет продавцы встретили в штыки – немало маленьких магазинов (читай – малого бизнеса) большую часть выручки делает именно на продажи пива. Из-за возмущения предпринимательского сообщества запрет администрация приостановила до 9 августа, а затем и вовсе перенесла его «на федеральный уровень», то есть на 2013 год. Впрочем, этому предшествовали «пивные бунты». Бизнесмены жаловались газете «БИЗНЕС Online», что понятия не имеют, как теперь быть активным людям, которые остаются без своего бизнеса. Власть же предложила предпринимателям заняться перепрофилированием бизнеса и для совместной работы и помощи предпринимательству создала отдел в исполкоме города. С каждым обратившимся собрались работать индивидуально.

Не поверив власти, в августе челнинские предприниматели вышли протестовать на площади Свободы в Казани. На площади собралось около 60 человек. Пикетчики держали плакаты «Набережные Челны – кладбище предпринимателей», «Власть, не уничтожай средний класс», «Где обещанные договора аренды», «Нет монополиям супермаркетов»... Всего, по оценкам самих бизнесменов, городские власти своими постановлениями объявили вне закона более 230 предпринимателей, имеющих точки в подземных переходах и на остановках. С учетом членов их семей, поставщиков продукции, постановление негативным образом затронет, как было сказано, около двух тыс. человек. Вспомнив о пиве, в администрации вспомнили и о многолетнем своем желании убрать с улиц города остановочные магазины и торговлю из подземных переходов. Впрочем, пока мэр заявляет, что всю мелко-розничную торговлю в подземных переходах «никто убивать не собирается». Однако уже в декабре стало известно, что в 2012 году остановочные павильоны и киоски будут перемещены с остановок общественного транспорта в менее проходные места, а по истечении срока аренды демонтированы. При этом землеотвод под объекты торговли площадью менее 200 кв. м в Набережных Челнах будет прекращен. В качестве альтернативы Шайхразиев предложил предпринимателям объединиться для строительства «цивилизованных торговых центров».

№5

«ТЮБЕТЕЙКА» ВНОВЬ ВЫСТАВЛЕНА НА ПРОДАЖУ

Громким событием стала новость, прошедшая в июле этого года о том, что владельцы легендарной «Тюбетейки» в Набережных Челнах заняты поиском покупателей на этот офисный центр («2.18»). По первоначальной информации компания «Сити-центр», являющаяся владельцем здания в последние три года, якобы, рассчитывала получить за него 600 млн. рублей. Скорее всего, значительная часть этой суммы могла пойти на погашение кредита. Эксперты признали, что цена продажи не так уж и велика для престижного объекта в самом центре автограда, но засомневались в том, что покупатель в Набережных Челнах может быть найден. Напомним, в последние годы в строительство офисного центра «2.18» инвестировал 325 млн. рублей «АК БАРС» Банк. Срок окупаемости проекта, о котором заявляли участники при открытии «2.18», был пять лет.

Первоначально ООО «Сити-Центр», впрочем, рассчитывал на семилетнюю окупаемость при 350 млн. рублей инвестиций (об этом было сказано на церемонии открытия 25 декабря 2008 года). Были подозрения в том, что центр продолжает пустовать и остается невыгодным проектом. Однако гендиректор управляющей компании Игорь Горячев заявил в интервью «БИЗНЕС Online», что рубеж заполняемости в 83% перешагнули еще в мае 2011 года. И сейчас в центре 130 компаний-арендаторов. Как только этот рубеж перешагнули, встал вопрос по поводу поиска возможных покупателей на бизнес-проект. Горячев настаивал, что продают они не набор квадратных метров, а бизнес-проект, который «на сегодня удался».

И хотя проект пока не вышел на точку окупаемости, для его продажи это, по словам управляющего, и необязательно. Задачи продать как можно быстрее «2.18» у компании не стояло. Процесс, по собственному признанию Горячева, мог затянуться «на полгода, на год, на три года». Причем, выяснилось, что 600 млн. рублей это лишь начальная цена продажи «Тюбетейки», максимальная – до миллиарда рублей. В декабре Горячев заявил, что пока покупатель на бизнес-центр по-прежнему не найден.

№6

ШАЙХРАЗИЕВ ONLINE

Неожиданной для 2011 года стала имиджевая перезагрузка главы Набережных Челнов Шайхразиева. Многие годы до – известный лишь как крепкий хозяйственник «в узких кругах», чиновник средней руки, затем градоначальник (напомним, выбора его в кресло мэра мало кто ожидал) в этом году он больше, чем кто-либо из республиканских чиновников, показал, что не чужд прогрессу и находится в «виртуальном авангарде». Все это автоматически сослужило прекрасную службу имиджу мэра – о нем не только стали чаще писать, но и обычные горожане, между прочим, впервые в истории Челнов, смогли задавать острые и неудобные вопросы градоначальнику напрямую. Все началось с того, что мэр Набережных Челнов неожиданно завел свой официальный блог (теперь по адресу). Сначала на личной интернет-странице было всего две записи. В первой он обращался с приветствием к жителям города и просил присылать свои предложения, идеи, замечания (данная запись набрала 34 комментария). Во второй записи – она появилась 22 марта – Шайхразиев рассуждал о стилях управления. Для сравнения у последних записей в блоге мэра – по 300 - 400 комментариев! Через некоторое время Шайхразиев заставит читать свой блог подчиненных и моментально реагировать на просьбы и критику челнинцев. Блог очень скоро стал влиять и на обычную жизнь в городе. В сентябре, например, попавший в блог ролик «Бездорожный беспредел» стал предметом обсуждений на «деловом понедельнике» - и реакция на него последовала незамедлительно.

В интервью БИЗНЕС Online мэр признался, что блог ведет он, а не пресс-секретарь, и хотя он «отнимает много времени, но с другой стороны, экономит мне время сутками». Тем более, что блог стал постоянным транслятором болевых точек города и его проблем. Мэр заявил, что хотя посетители по нескольку раз в день пишет обидные комментарии, реагирует он на них сдержанно, умеет «переваривать» и не воспринимает как личную обиду.

Но этого мэру показалось мало, и он – по примеру президента РФ Дмитрия Медведева, завел твиттер-аккаунт (@Shaykraziev) и начал писать туда ежедневно. К примеру, президент РТ Рустам Минниханов, хотя и завел свой твиттер-аккаунт, к активному его обновлению приступил лишь в декабре. Понятно, что твиттер менее официален, и чаще всего Шайхразиев там комментирует погоду и постоянные поездки в Казань и обратно. Однако с точки зрения имиджа желать большего – трудно. Сейчас у мэра больше 1800 читателей, отвечает он, невзирая на ранги. А летом даже выступил комментатором футбольного мачта. Порой в твиттере мэр становится репортером, как в начале ноября когда сфотографировал пробку при въезде в Казань, прокомментировав ее ««Въезд в Казань - труба. Полная труба!» Активность мэра оценил и глава республики, на одном из совещании пошутив «У нас активно Шайхразиев твиттером пользуется. Я слежу, где он едет, а он следит за мной».

№7

КБК: СКАНДАЛЬНЫЕ ВЫБОРЫ НОВОГО ГЕНЕРАЛЬНОГО

После смерти в сентября легендарного руководителя КБК Сергея Титова стало ясно, что лакомый кусок – успешное городское предприятие (в 2010 году оборот предприятия составил почти 5 млрд. рублей, прибыль – 445 млн. рублей) с одними из самых высоких зарплат в Челнах – окажется яблоком раздора. Так оно и вышло. У предприятия уникальная организационно-правовая форма: КБК имеет статус ЗАОр - закрытого акционерного общества работников: то есть почти 1,8 тыс. сотрудников «народного предприятия» владеют акциями и принимают непосредственное участие в управлении комбинатом. Можно сказать, «мечта миноритария». Были назначены выборы нового гендиректора. На кресло претендовали два его зама, которые проработали с ним десятилетия: Андрей Фомичев и Владимир Бестолков. Оба – представители партии «Единой России» (у Бестолкова, впрочем, вес в партии больше), оба депутаты горсовета. И ни один не хотел уступать. Предвыборная гонка стартовала…

20 сентября по редакциям ряда СМИ (в том числе и «БИЗНЕС Online») было распространено письмо за подписью «коллектив комбината», в котором авторы в резкой форме выразили недовольство Фомичевым (он был назначен и.о.). В нем упоминалось, что Фомичев «сколотил вокруг себя группу корыстных людей», что «его люди начали запугивать коллектив, не согласных с его выдвижением». Заканчивалось письмо призывом сохранить комбинат, иначе ему «конец». За Фомичева вступились мэр города и вдова Титова Тамара Адамова, обратившаяся к работникам предприятия с публичным письмом. Она выразила благодарность КБК и его сотрудникам за поддержку. И написала, что во главе КБК сам Титов хотел бы видеть именно Фомичева. В поддержку последнего выступил и Шайхразиев, когда посетил. Картонно-бумажный комбинат, в «красноречивом» сопровождении и.о. гендиректора Фомичева и призвал «объединиться под именем Титова, и повести КБК к новым рубежам». Фомичев рассказал, что ежегодно на модернизацию производства на предприятии выделяется около 350 млн. рублей, а на поддержание социальной сферы комбинат тратит порядка 100 млн. рублей и выполнение программы продолжится. 31 октября состоялись редкие выборы в РФ и РТ, исход которых не был заранее предрешен… Выбрали Бестолкова (62% за него, 34% за Фомичева).

В интервью «БИЗНЕС Online» новый глава КБК заявил, что не собирается менять организационно-правовую форму предприятия (чего боялись работники) и искать инвестора – «все эти годы мы как-то ухитрялись ведь не только выживать, но и развиваться за счет собственной прибыли – думаю, продолжим это делать и в будущем». Комментируя скандалы, предшествовавшие выборам, Владимир Бестолков заявил, что «это наш внутренний вопрос, ни Шайхразиева, ни кого другого», а о возможном увольнении Фомичева заметил, что вопрос этот преждевременный. Шайхразиев в свою очередь заявил газете «БИЗНЕС Online», что Бестолков «после 30-летнего управления Титова не имеет ни малейшего права на ошибку». Мэр заверил, что Бестолкова не могла поддержать «Единая Россия» в лице Олега Морозова, так как «каждый акционер имеет один голос: и Олег Викторович, и Бестолков, и Фомичев - члены «Единой России». А Морозов за период выборов ни разу не приезжал на комбинат и телеграмм или письменных рекомендаций трудовому коллективу не давал. Кроме того, Шайхразиев сразу дистанцировался от предшествовавшего выборам скандала и отметил, что считает некорректными заявления о его поддержке Фомичева и трениях с Бестолковым. А на КБК приходил, так как на стол положили «некие материалы черного пиара со стороны одного кандидата, так скажем, обвиняющего другого кандидата».

Впрочем, совсем скоро мэр публично встретился с Бестолковым формально для поздравлений и переговоров, на деле же, скорее всего, показать общественности, что готов работать с новым главой КБК и не считает его врагом.

№8

РЕМОНТ ПРОСПЕКТА МИРА

Автоград в ушедшем году предпринял, кажется, самую масштабную дорожно-ремонтную кампанию. В конце осени состоялось торжественное открытие одной из главных магистралей города – проспекта Мира. Основные работы по привидению дорожного полотна в человеческое состояние начались в городе после майских праздников и проводились поэтапно «с учетом минимизации неудобств и затрат». Впервые в городе был выполнен объём работ на участке протяженностью более 6 км и освоено порядка 700 млн. рублей. Из них почти половину суммы выделила республика. В результате реконструкции проспекта было установлено 600 новых дорожных знаков, 4 светофорных узла, более 35 км бортового камня, уложено более 5000 кв. м брусчатки, переустроено более 200 дождеприемных колодцев. На строительство самого шоссе понадобилось более 120 тыс. т асфальтобетона, 1200 куб. м бетона, 8 тыс. куб. м щебня и 14,5 тыс. куб. м песчано-гравийной смеси.

Цифрами можно сыпать бесконечно, но главное, что в результате работ пропускная способность проспекта Мира значительно увеличилась, и была максимизирована безопасность движения. Всего же город из различных источников привлек на дорожные работы 900 млн. рублей, на ремонт проспекта Мира автограду пришлось даже взять кредит в размере 350 млн. рублей, который будет погашаться, кстати, из городского же кошелька. При этом, по словам Рафара Шакирова, начальника управления архитектуры, градостроительства и инвестиций, в результате реконструкции проспекта были обнаружены множество дефектов советских дорожников. Кроме того, к концу года Набережные Челны завершили и ремонт первой автодороги. Все на капремонт автодороги №1 автограда ушло 200 млн. рублей. На следующий год в план капремонта включены проспекты Автозаводский и Сююмбике.

№9

ОКОНЧАНИЕ МОДЕРНИЗАЦИИ БСМП В $131 МЛН.

Решение о строительстве центра высокотехнологичной медицинской помощи на базе больницы скорой медицинской помощи города Набережные Челны было принято еще в 2008 году президентом РТ Минтимером Шаймиевым. Первый подобный центр был построен в Казани три года назад, второй находится в Альметьевске. БСМП в Набережных Челнах, в соответствии со стратегией развития здравоохранения РТ, определена как зона северо-восточного региона РТ (численностью 1,2 млн. человек) для оказания высокотехнологичной медицинской помощи. Всего в Татарстане пять больниц уровня БСМП, по словам министра здравоохранения РТ Айрата Фаррахова.

В 2009 завершен 1-й этап реконструкции БСМП автограда на сумму 541,0 млн. рублей. В марте 2010 года вступил в силу контракт на поставку более 700 ед. медицинского оборудования. Окончание модернизации изначально было запланировано именно на 2011 год – общим объемом инвестиций в рамках федеральной программы по модернизации 53 млн. рублей.

В рамках реконструкции больницы под центр высокотехнологичной медицины в БСМП еще запланирована реконструкция здания патологоанатомического отделения, подземных переходов, бактериологической лаборатории, информационно-обучающего центра, где будут проходить постдипломную стажировку интерны и ординаторы Казанского медицинского университета. Во время летнего визита в город известного кардиохирурга Рената Акчурина объявили о том, что с августа отделение кардиологии БСМП заработает в полном объеме. Плановые показатели на 2012 год – не менее 150 операций на сердце. Целевыми показателями работы отделения кардиохирургии станет выполнение не менее 500 операций на сердце в год пациентам со всего Северо-Восточного региона РТ. Всего создание регионального центра высокотехнологичной помощи обойдется в $131 миллион.

№10

ЗАВОД ПО ПРОИЗВОДСТВУ КОРМОВ В 500 МЛН. РУБЛЕЙ

Летом в Набережных Челнах стартовал масштабный проект по производство кормовых добавок. На открытие премиксного завода «ДСМ Нутришнл Продуктс Рус», который позволит обеспечить продукцией, которая ранее закупалась за рубежом, как сам Татарстан, так и близлежащие регионы, приезжала сама министр сельского хозяйства РФ Елена Скрынник.

Голландская компания «ДСМ Нутришнл Продактс» - мировой лидер на рынке кормовых добавок. Ее витамины обеспечивают 40% мирового рынка. Заводы ДСМ в Швейцарии, Германии, США и Франции осуществляют 50% мирового производства витамина Е, более 40% витамина А. Впрочем, челнинский завод будет производить не витамины для фармацевтики, а кормовые добавки. Мощность составит 10 тыс. тонн в год. Но завод собирается довести производство до 20-35 тыс. тонн. Инвестиции в проект составили 500 млн. рублей. Завод является совместным проектом голландской компании и правительства РТ, а одним из инвесторов проекта выступил АКИБАНК. Интересно, что сам завод расположен недалеко от своих, вероятно, основных будущих покупателей. По крайней мере два крупных потребителя кормовых добавок в Набережных Челнах – это предприятия «Челны-Бройлер» и «Камский бекон».