СМЕНА ПОКОЛЕНИЙ ИЛИ МОЛОДЫМ У НАС ДОРОГА?

Вообще-то проблемы «КАМАЗ-Мастера» были запланированы изначально, если иметь в виду резкую смену состава команды. Как известно, повесили «руль на гвоздь» опытнейшие Фирдаус Кабиров и Владимир Чагин.

По словам бессменного руководителя команды Семена Якубова, «происходит естественный процесс смены поколений, и наши молодые пилоты окрепнут быстрее, если будут знать, что им не на кого рассчитывать, кроме самих себя. Принято волевое решение обойтись без ветеранов. За спинами Кабирова и Чагина молодежь не будет прогрессировать столь стремительно. Сейчас наши молодые пилоты возмужали, набрались опыта, поэтому нет никакой нужды держать их в запасе. Наоборот, пришло время уступить им дорогу. Они окрепнут еще быстрее, если им не придется «дышать старикам в спину». Поэтому не стоит драматизировать ситуацию».

В итоге на данный «Дакар», проходящий по дорогам Аргентины, Чили и Перу, «КАМАЗ-Мастер» выставил три машины: Эдуарда Николаева, Айрата Мардеева и Андрея Каргинова, на техничке сопровождения, как обычно, поехал Ильгизар Мардеев.

СЛАВНАЯ ИСТОРИЯ

Команда «КАМАЗ-Мастер» дебютировала на ралли-рейде «Париж–Дакар» в 1990 году и уже на следующий год берет "серебро" и "бронзу"! Первая победа «КАМАЗ-Мастера» датирована 1996 годом, потом - 2000-м. Наступление 2000-х стало «золотым» периодом для «КАМАЗ-Мастера» на «Дакаре». Победы пошли одна за другой: с 2002-го по 2006 экипажи Владимира Чагина (четырежды) и Фирдауса Кабирова безраздельно властвовали на «Дакаре». Лишь тяжелейшая авария грузовика Чагина на «Дакаре» в 2007 году позволила соперникам «КАМАЗ-Мастера» прервать блистательную серию побед российской команды. Впрочем, в 2009 и 2010 годах пальма первенства вновь осталась за Кабировым и Чагиным. В 2011 году Чагин стал первым в истории семикратным победителем «Дакара» в классе грузовиков! Второе место занял Кабиров, третье – пилот-дебютант ралли-марафона Эдуард Николаев. Таким образом, Чагин, завоевав семь титулов чемпиона в классе грузовиков, опередил знаменитого чеха Карла Лопрайса.

АМЕРИКАНСКИЙ СТАРТ

Из-за сухости воздуха разница дневных и ночных температур на плоскогорьях Аргентины, где 1 января стартовала нынешняя гонка, составляет около 20 градусов. Все, как обычно, – природа по максимуму создает проблемы машинам и людям: каменистые покрытия, подъемы на высоты до трех тыс. метров, узкие горные дороги и русла высохших рек, песок. И как следствие - трагедия в первый же день, когда насмерть разбился мотоциклист… Финиш 15 января в Перу.

Что до «КАМАЗов», а помимо челнинцев в Аргентине стартовала такая же машина с пилотом Артуром Ардавичюсом и под флагом Казахстана – команда «Астана», то они с первых же этапов стали отставать от лидеров гонки. И вот на четвертом этапе ралли-рейда удача окончательно отвернулась от экипажа Николаева…

РОКОВОЕ СТОЛКНОВЕНИЕ

4 января на 267 километре спецучастка перед грузовиком Николаева в густом клубе пыли появились несколько внедорожников, идущих на большой скорости, — обычная картина для конца этапа, когда быстрые грузовики догоняют отставшие джипы. Но когда гоночный «КАМАЗ» пошел на обгон, одна из легковушек буквально оказалась под колесами грузовика: при резком торможении внедорожник вынесло на траекторию движения «КАМАЗа»! И хотя Эдуард попытался избежать столкновения, касание машин произошло, отчего легкий полноприводник перевернулся.

Естественно, камазовцам пришлось остановиться, чтобы поставить опрокинувшийся внедорожник на колеса — к счастью, никто не пострадал, и оба участника инцидента продолжили движение, а затем благополучно финишировали. Причем на «разборе полетов», случившемся после финиша, организаторы приняли логичное решение: поскольку ошибка пилота джипа была очевидна, время, затраченное на помощь экипажу легковушки, дружине Николаева нужно компенсировать. Таким образом, результат грузового экипажа №500 Николаев-Савостин-Рыбаков улучшился на 11 минут 30 секунд, что позволило россиянам стать пятыми по итогам дня и седьмыми по итогам первых дней гонки. Все вроде бы закончилось удачно для наших. Но пострадавший джип, к сожалению, был аргентинским, и на следующий день это обстоятельство сыграло свою роковую роль…

НЕПРАВЕДНЫЙ СУД

5 января коллегия спортивных комиссаров снова рассмотрела вопрос «об инциденте, произошедшем на четвертом этапе между экипажем №500 команды «КАМАЗ-Мастер» и участником в категории внедорожников под №410». При подробном расследовании случившегося и опросе свидетелей была обнаружена «недостаточность оказанной помощи» со стороны экипажа Николаева и зафиксирован факт замены поврежденного при инциденте колеса автомобиля «КАМАЗ», также пострадавшего во время ДТП. А поскольку замена была произведена в компенсированное время, что не соответствует регламенту, решение коллегии было чрезвычайно жестким — экипаж №500 снят с гонки. Вот так…

ВЕРСИЯ ХОЗЯЕВ

На официальном сайте гонки вскоре был опубликован рассказ братьев Ди Пальма, пилотировавших злополучный аргентинский внедорожник. Цитируем без комментариев.

«В один из моментов у нас возникли проблемы с рулевым управлением. Из-за этого мы застряли минут на сорок, и нас начали обгонять грузовики. Нас обгоняли справа и слева, когда внезапно «КАМАЗ» ударил нас сзади, после чего мы сделали полтора оборота через крышу. Грузовики остановились, но непонятно почему - из-за нас или из-за пробитой покрышки. Все это случилось примерно в половине пятого дня».

ВЕРСИЯ ГОСТЕЙ ИЗ НАБЕРЕЖНЫХ ЧЕЛНОВ

Для сравнения приводим описание инцидента в пресс-релизе российской команды:

«На 267-м километре спецучастка перед двигавшимся по скоростному участку грузовиком Николаева в густом клубе пыли появились несколько джипов, идущих на большой скорости. Стандартная ситуация осложнилась неожиданным маневром обгоняемого джипа, который развернуло вследствие резкого торможения и вынесло в густом клубе пыли на траекторию движения грузовика. Российский пилот сделал все для того, чтобы избежать столкновения. Тем не менее касания избежать не удалось, и камазовскому экипажу пришлось остановиться, чтобы поставить опрокинувшийся внедорожник на колеса. Пострадавших во время аварии не было».

РАЗНЫЕ ПРАВИЛА?

После снятия нашего экипажа на официальном сайте команды «КАМАЗ-Мастер» был опубликован официальный комментарий руководителя коллектива Семена Якубова:

«Джип (от столкновения с грузовиком Николаева) перевернулся на бок, получив удар справа-сзади. «КАМАЗ» при этом повредил переднее колесо и бампер. Экипаж джипа на вопрос «Все ли в порядке, какая помощь нужна?» ответил, что с гонщиками все в порядке, надо помочь поставить джип на колеса - они продолжат гонку. Чтобы вернуть джип в нормальное положение, камазовцы вернулись к своей машине. Без замены колеса движение к джипу было невозможно, поэтому гонщики приложили максимум усилий, чтобы сделать это как можно быстрее. Обе машины благополучно финишировали.

Вечером на бивуаке вновь встретились экипажи джипа и «КАМАЗа». Пилот 410 экипажа - джипа полностью признал свою вину в произошедшем, еще раз сказав, что помощь не нужна и он, в свою очередь, готов принять все претензии «КАМАЗа», претендующего на место в группе лидеров грузового зачета. Комиссия сочла возможным в сложившихся обстоятельствах вычесть из результата Николаева потерянное время и тем самым сохранить за ним пятую позицию в общей классификации.

Это решение комиссии сочли неприемлимым некоторые участники, которые подали протест, требуя повторного разбирательства. Свидетели показали, что Николаев менял колесо на месте аварии в вероятное время нейтрализации, что недопустимо по регламенту даже при оказании помощи пострадавшему. Из потерянных экипажем Николаева 17 минут, судьи вычли только 11 минут 30 секунд, но это не повлияло на решение. Инициатор протеста судьями не оглашается. Факт замены колеса установлен (что и не отрицалось изначально), протест был удовлетворен. В соответствии с регламентом в ситуации оказания помощи запрещено производить ремонт собственной техники, независимо от обстоятельств. Формально все правильно - повод был. Решение коллегии спортивных комиссаров окончательное. Экипаж с гонки снят.

При наличии формальной вины экипажа, тем не менее остается неясным, как именно он должен был действовать в сложившихся обстоятельствах, чтобы не нарушить спортивный регламент».

Ралли-рейд «Дакар-2012». Грузовики. Общий зачет после семи этапов

Пилот

Автомобиль

Команда

Время

1.

Жерар де РОЙ

Iveco Powerstar

Petronas Team De Rooy

18:05:15

2.

Алеш ЛОПРАИС

Tatra 815-2

Instaforex Loprais Team

+ 00:17:10

3.

Ханс СТЕЙСИ

Iveco Trucker Evolution II

Petronas Team De Rooy

+ 00:33:14

4.

Артур АРДАВИЧЮС

"КАМАЗ-4623"

«Астана»

+ 00:45:15

5.

Андрей КАРГИНОВ

"КАМАЗ-4326"

«КАМАЗ-Мастер»

+ 01:02:29

6.

Айрат МАРДЕЕВ

"КАМАЗ-4326"

«КАМАЗ-Мастер»

+ 01:13:35

...8.

Ильгизар МАРДЕЕВ

"КАМАЗ-4326"

«КАМАЗ-Мастер»

+ 01:55:33

...11.

Франц ЭХТЕР

MAN TGS 480

Veka MAN

+ 02:38:37

-

Мики БЬЯЗЬОН

Iveco Trucker Evolution II

Petronas Team De Rooy

Сход

-

Эдуард НИКОЛАЕВ

"КАМАЗ-4326"

«КАМАЗ-Мастер»

снят с гонки

Впереди еще восемь этапов гонки, поэтому будем надеяться, что камазовцы смогут улучшить свои позиции и навязать борьбу конкурентам. А пока тройку лидеров занимают гонщики на грузовиках IVECO. На первой позиции закрепился давний конкурент челнинцев голландец Жерар де Рой, вторым держится тоже пилот из Голландии Ханс Стейси, а третьим в итоговом протоколе значится итальянец Мики Бьязион. Причем отрыв между первым и третьим местом поистине ничтожный (по меркам «Дакара», конечно) — четыре с половиной минуты, что гарантирует острую борьбу на ближайших этапах гонки.

После дня отдыха гонка возобновилась 9 января. Участники должны были преодолеть 686 км между чилийскими городами Копьяпо и Антофагаста.