Один из старейших и влиятельных дорожно-строительных трестов Татарстана испытывает сложнейшие для себя времена. Легендарный трест «Камдорстрой» на грани окончания — банкроства Один из старейших и влиятельных дорожно-строительных трестов Татарстана испытывает сложнейшие для себя времена. Легендарный «Камдорстрой» на грани конца — банкротства Фото: «БИЗНЕС Online»

Взлет под покровительством главы миндортранса РТ

Начало своей истории трест «Камдорстрой» берет в 1971 году. В 1969-м началась большая стройка будущего КАМАЗа, успех которой во многом зависел от строительства дорог. Для ускорения возведения челнинского автогиганта на базе СУ-852, СУ-817, автобазы-48 и механизированной колонны №100 треста «Каздорстрой» было принято решение образовать новое крупное предприятие, получившее статус треста автодорожного строительства «Камдорстрой». В 1974 году в структуру вошло СУ-930, в 1986-м — СУ-928 «Каздорстроя».

К концу 1970-х «Камдорстрой» стал одним из лидеров дорожно-строительной отрасли СССР. Руками сотрудников треста в первые годы его существования была создана дорожная сеть Набережных Челнов и челнинского промышленного кластера. Предприятие расширялось, преимущественно в пределах Закамья. Отстраивались шоссе не только межрайонного значения, но и промзоны нижнекамского нефтехимического комплекса, ЕлАЗа, «Татнефти». Кроме того, аэропорты Бегишево, «Казань», Емельяново в Красноярске, Толмачево в Новосибирске, аэродромы в Астрахани, Минводах, Анапе, Кубинке для минобороны и взлетная полоса для КАПО им. Горбунова — все это дело рук дорожников «Камдорстроя».

Но к началу 1990-х и с распадом СССР предприятие столкнулось с серьезными трудностями, связанными с крахом советской системы хозяйствования и разрушением экономических связей между участниками строительной отрасли. Выводить «Камдорстрой» из кризисной ситуации было доверено Владимиру Швецову, ставшему у руля треста в марте 1993 года.

Руками сотрудников треста в первые года его существования была создана дорожная сеть Набережных Челнов и его промышленного кластера Руками сотрудников треста в первые годы его существования была создана дорожная сеть Набережных Челнов и его промышленного кластера Фото: «БИЗНЕС Online»

В начале 1994 года предприятие было преобразовано в трест «Камдорстрой», первый гендиректор — сам Швецов. Проработал он, однако, там относительно недолго — в 1995-м его назначили вице-премьером правительства РТ, председателем госкомитета РТ по делам ГО, ЧС и ликвидации стихийных бедствий. Несмотря на это, «Камдорстрой» еще долго будет считаться именно вотчиной ставшего впоследствии главой миндортранса РТ Швецова. В кресло рулевого «Камдорстроя» сел Владимир Емельянов, затем — Евгений Шишканов, некогда правая рука Швецова, прошедший в тресте все ступени, от работника низшего звена до руководителя. Шишканов в итоге стал одним из основных акционеров компании.

Профильными видами деятельности предприятия были, как уже сказано, строительство и реконструкция аэродромов, дорог федерального и территориального значения, инфраструктурных объектов на них. В последние годы «Камдорстрой» заработал репутацию надежного подрядчика, главным образом при выполнении госзаказов на следующих объектах: аэропорты Волгограда, Минвод, Липецка, Архангельска, КАПО им. Горбунова, Казани, Анапы, Горно-Алтайска, Кургана, Кубинки, Нижнекамска, Астрахани, Новосибирска, Красноярска, трассах М7, А153 (Астраханская область), М58 «Амур», дороги в Набережных Челнах, ЖК «Замелекесье», БКК в Казани, в ОЭЗ «Алабуга», мост через Мелекеску.

Несчастный случай, крымская неудача и уход Швецовых

Когда у треста начались проблемы? Какого-то конкретного экватора у «Камдорстроя» нет. Широта интересов компании часто играла с ней злую шутку. Предприятие оказалось втянутым в многочисленные скандалы. Так, например, в 2018 году ФАС выявляла причастность «Камдорстроя» к картельному сговору при строительстве нескольких взлетно-посадочных полос и аэропортов на 25 млрд рублей.

Покаяние «Камдорстроя»: челнинцы подыграли Ротенбергу с тендерами на 25 миллиардов

В 2017 году компания участвовала в распределении заказа на ремонт и строительство крымской трассы «Таврида». Это скоростная четырехполосная дорога от Керчи до Севастополя протяженностью 250 км, с расчетной скоростью 120 км/ч. Общая смета составляла 138 млрд рублей. По данным наших источников, «Камдорстрою» достался один из 7 участков — протяженностью 30 километров. За него трест должен был получить порядка миллиарда рублей. Это стоимость работ с учетом всех дополнительных расходов. Однако, когда работы уже вовсю кипели, пункт о допрасходах почему-то исключили из договора, выплаты подрядчику сократились до 700 млн рублей.

Мнение
Произошло резкое удорожание материалов, потом — COVID-19. Было нарушено авиасообщение, а у нас же объекты удаленные. В общем, просели по Симферополю и Минводам. Но мы выполнили их полностью, сдали.
Нина Сафронова юрист «Камдорстроя»

Параллельно с получением контракта на «Тавриду» произошло несчастье с руководителем треста Шишкановым. Он отдыхал на одном из горнолыжных курортов Европы и неудачно упал на склоне. Как результат — серьезные проблемы со здоровьем. Оперативное управление трестом было передано Шамилу Шарипову, ранее отвечавшему, как выразился наш источник, за экономическую безопасность предприятия. Вместе с должностью Шарипов получил и долю в компании с помощью дополнительной эмиссии акций — 33,3%.

В апреле 2019 года из состава акционеров вышла семья бывшего министра транспорта и дорожного хозяйства РТ Швецова. Эта доля в 33,3%, в том числе за счет акций дочери экс-министра Инессы Дроздецкой, досталась тресту, у которого было первоочередное право выкупа. Стоимость сделки наши источники не раскрывают. Таким образом, акции компании распределились на три равные части между Шишкановым (и его семьей), Шариповым и самому предприятию, рассказывает один из наших источников. Официально данные об акционерах не опубликованы.

Сегодня трест «Камдострой», в котором трудятся порядка 3 тыс. человек, управляется УК «Камдострой», где гендиректором является все тот же Шарипов. Управляющий директор непосредственно треста — Александр Коровин.

Сегодня трест «Камдостроя» с общей численностью порядка трех тысяч сотрудников управляется АО УК «Камдострой», где гендиректором является Шамил Шарипов (в центре) Сегодня трест «Камдострой» с общей численностью порядка 3 тыс. сотрудников управляется УК «Камдострой», где гендиректором является Шамил Шарипов (в центре) Фото: nabchelny.ru

На каких условиях удалось отбиться от иска ФНС и Акибанка и почему за банкротство выступал акционер

С выходом из числа совладельцев Швецовых и болезнью Шишканова дела треста стали ухудшаться. Выручка компании, в 2019-м составлявшая 5,2 млрд рублей, в 2020-м упала на 500 млн до 4,7 миллиарда. В апреле этого года ФНС и Акибанк подали иск о банкротстве треста. Общая сумма требований — 230 млн рублей.

«Выдался тяжелый год»: «Камдорстрой» отбивается от банкротных исков

Параллельно с банкротным иском акционер треста Шишканов инициировал масштабную инвентаризацию в компании. Выводы проверки не раскрываются, но наш источник описывает ее примерно так: «„Дебиторка“ не сходится с „кредиторкой“». Затем Шишканов предложил тресту самому инициировать банкротство, однако другие совладельцы выступили против.

В рамках банкротного рассмотрения в Арбитражном суде «Камдорстрой» предложил истцам заключить мировое соглашение — рассрочку долга на год. В качестве гарантий того, что долг будет погашен, представители треста заявили: в активе компании два действующих контракта на реконструкцию аэропорта Бегишево в Нижнекамске (638,8 млн рублей) и на строительство дорог в деревне Азьмушкино в Тукаевском районе (320,1 млн рублей).

Наконец, главный аргумент «Камдорстроя» — грандиозные планы треста по участию в строительстве федеральной трассы М12. В преддверии распределения подрядов в состав акционеров компании, рассказывают наши источники, вошел другой «король» дорожно-строительных заказов РТ — «Волгадорстрой» Айрата Минуллина. По словам собеседников, «Волгодорстрою» достались 6% из акций общества. Однако с получением заказов на М12 у «Камдорстроя» пока успехов нет.

Истцы — ФНС и Акибанк — согласились на предложенные условия. В качестве залога погашения долга трест предоставил санаторий «Радуга», который, правда, принадлежит не самому АО, а управляющей компании «Камдорстрой».

Кто готов купить «Камдорстрой»?

Виды акционеров на будущее компании радикально разошлись. Шишканов, по словам нашего источника, знакомого с ситуацией, продолжал настаивать — проще зафиксировать убытки и пройти процедуру банкротства. Шарипов был против. Тут-то и появился потенциальный покупатель. По данным наших источников, это ООО «Урал Логистика», один из крупнейших железнодорожных грузоперевозчиков в России.

По информации на сайте компании, предприятие зарегистрировано в январе 2008 года, а последние 10 лет ее основной профиль — оказание транспортно-экспедиторских услуг по перевозке грузов железнодорожным транспортом. В парке «Урал Логистики» числится 17 тыс. вагонов-цистерн, 4 тыс. полувагонов. Клиентская база насчитывает более 150 предприятий, объем перевозок в месяц составляет 2 млн т, следует из справки на сайте организации. Для сравнения: парк крупнейшего железнодорожного оператора — «Федеральной грузовой компании» — составляет 134 тыс. единиц подвижного состава, у второго по объему оператора — «Первой грузовой компании» — порядка 100 тыс., у третьего участника рынка — «НефтеТрансСервиса» — 76 тыс. вагонов. На их фоне «Урал Логистика» выглядит одновременно и скромно, и уверенно, особенно учитывая, какими темпами в последние годы она развивается. В рейтинге самых динамично развивающихся компаний России, составленным по данным системы «СПАРК-Интерфакс» на основе анализа выручки предприятий за 2016–2020 годы, «Урал Логистика» стала абсолютным лидером с темпом прироста в 226%.

Согласно информации сервиса «Контур.Фокус», баланс организации на 2020-й составлял 2,9 млрд рублей (+104%), выручка — 15,8 млрд рублей (+114%), чистая прибыль — 406,8 млн рублей. Гендиректором «Урал Логистики», прописанной в московском Благовещенском переулке, числится Алексей Ильюта — бывший директор по управлению перевозками в «Совфрахте», крупнейшем и старейшем транспортно-логистическом российском холдинге. Собственно, именно с ним не так давно и была связана судьба самой «Урал Логистики», единственным учредителем которой на сегодня является Александр Иванов.

Еще недавно Иванов и действующий председатель совета директоров «Совфрахта» известный российский бизнесмен Дмитрий Пурим были партнерами. «Урал Логистика» ранее входила в «Совфрахт», пока в конце 2019 года Иванов не вывел железнодорожное предприятие из североморского транспортного холдинга. Иванов и Пурим разделили бизнес. Вагоны «Совфрахта» переоформили на «Урал Логистику», а сотрудникам, отвечавшим за развитие железнодорожного направления бизнеса, предложили перейти в новую компанию. По данным «Контур.Фокуса», в «Совфрахте» у Иванова через его мать остается 13,4% акций, 51,2% принадлежит семье Пурим, остальное — иностранцам.

Развод партнеров, по всей видимости, произошел не совсем гладко. В прошлом году «Совфрахт» судился с «Урал Логистикой» за 1 млрд рублей. Компании не поделили субаренду вагонов. Но все же пошли на мировую — предприятие Иванова согласилось выплатить 929 млн рублей долга.

Несмотря на это, после разделения бизнеса дела «Урал Логистики» так или иначе пошли в гору. Как сообщало ценовое агентство Argus, железнодорожный оператор активно оформлял в лизинг вагоны «для исполнения все новых заказов крупных российских системообразующих грузовладельцев». Сначала это была открытая линия финансирования «ВТБ Лизинга» на 3,6 млрд рублей, потом ее расширили до 8,1 миллиарда. В начале зимы «Газпромбанк Лизинг» открыл линию финансирования на лизинг вагонов «Урал Логистика» на 1,7 млрд рублей.

Зачем одному из крупнейших железнодорожных операторов страны понадобился «Камдорстрой», пока загадка для участников рынка. Официально о переговорах по продаже «Камдорстроя» «Урал Логистике» ничего не сообщается. Однако детали потенциальной сделки раскрывают наши источники. По их данным, если сделка состоится, то «Урал Логистика» получит акции треста по номинальной стоимости, но обязуется погасить долги. Причем напрямую «Урал Логистика» в сделке не участвует, а действует через некое ООО «Инстрой-Проект».

Предварительная договоренность о сделке, по информации наших источников, была достигнута еще весной, однако ее условия пока не выполнены. При этом представители московской компании, как сообщают источники газеты, уже посещают властные кабинеты, представляясь будущими владельцами строительного треста.

Наше издание обратилось с запросами в трест «Камдорстрой» и компанию «Урал Логистика» по поводу возможной сделки, однако на момент публикации ответа не было получено.