АХМАДИНЕДЖАД – ЗА ТУ-334

О переговорах по закупке в России новых гражданских самолетов сообщил министр жилищного обеспечения и городского развития ИРИ Али Никзад. «Мы закупим в России самолеты в случае положительного заключения Организации гражданской авиации Ирана. Авиатехника должна отвечать требованиям эксплуатации в иранских климатических условиях», - цитирует министра iran.ru. Уточняя, он сообщил, что самолеты компаний «Туполев» и «Сухой» «вполне подходят Ирану как с точки зрения их стоимости, так и с точки зрения использования на коротких расстояниях с длительностью перелета 1-2 часа». В сообщении иранского агентства FARS о типе самолетов говорится немного точнее: «Новые типы небольших, узкофюзеляжных пассажирских самолетов для полетов внутри страны».

Никзад положительно оценил опыт эксплуатации в Иране туполевских самолетов, заявив, что отказ от их эксплуатации связан с изношенностью «тушек». Сегодня авиапарк Ирана состоит в основном из выработавших ресурс старых моделей Airbus, Boeing, Fokker. Во многом это объясняется объявленными против него международными санкциями на поставки авиатехники и запчастей к ней.

Наверное, именно этими санкциями объясняется упорное нежелание продать Ирану SuperJet, который, как утверждают злые языки, на 90% состоит из импортных комплектующих, а главным консультантом программы выступает не кто иной, как Boeing. Тот же Никзад 16 декабря сообщил агентству «Мехр», что Иран на протяжении нескольких последних лет пытается приобрести у России SuperJet для внутренних авиалиний, однако российская сторона воздерживается от поставок этих самолетов в Иран. Вчера пресс-служба ЗАО «Гражданские самолеты Сухого» сообщила «Интерфаксу»: «Много американских деталей используется в производстве самолетов Sukhoi SuperJet-100. На сегодня для нас это закрытая тема, так как Иран находится под санкциями».

Если SuperJet-100 отпадает, то под требования иранской стороны, как это не фантастично, подпадает только одна машина - многострадальный проект Ту-334. Напомним, согласно былым планам ОАО «Туполев», КАПО, начиная с 2013-го, должно было строить по 24 Ту-334 в год, а Татарстан даже разработал инвестиционный проект «Оснащение авиакомпаний России ближнемагистральным Ту-334», который в ноябре 2007 года получил принципиальную поддержку правительства РФ. На сегодня существуют два летающих экземпляра Ту-334: один находится на КАПО, другой – на фирме Туполева, третий стоит недоделанным в Казани.

Иран очень живо интересовался Ту-334. Еще в 2001 году (а первый полет машина совершила в 1999-м) в ходе визита в Москву президента Ирана Мохаммада Хатами должны были подписать протокол о продаже лицензии на производство Ту-334 и Ту-204. Как заверял тогда вице-премьер Илья Клебанов, протокол будет подписан в любом случае. Но ничего такого не произошло. В ноябре 2006 года по приглашению иранской стороны была проведена презентация Ту-334 для авиакомпаний Ирана, девять из них подписали протоколы о намерениях приобрести более 60 самолетов. 16 октября 2007 года в Тегеране президентами РФ и ИРИ Владимиром Путиным и Махмудом Ахмадинежадом было подписано совместное заявление. Среди прочего, в нем говорилось: «Стороны поддерживают ведущиеся в настоящее время переговоры между соответствующими организациями двух стран по вопросам поставки в Иран и производства в этой стране пассажирских самолетов Ту-334, Ту-214…, а также высказались за скорейшую подготовку и подписание контрактов по этим проектам». Но до дела вновь не дошло.

«МЕНЯ ПОРАЗИЛ ИНТЕРЕС ИРАНЦЕВ К АВИАЦИИ!»

Как рассказал газете «БИЗНЕС Online» технический директор – начальник КБ Казанского филиала КБ ОАО «Туполев» Лев Недзельский, намерения иранцев были самые серьезные, но проект убили в Москве.

«Иран интересовался и Ту-214, и Ту-334, - вспоминает он. Их специалисты приезжали на фирму, договаривались. Потом ОАК (ОАО «Объединенная авиастроительная корпорация» - авт.) этим делом занималась, и почему-то вместо Ту-214 предлагала Ту-204, что иранцам не понравилось – именно Ту-214 они хотели. И так все и умерло в высших кругах в Москве, не дали нам инициативу проявить. Если б воля была, давно бы все раскрутили. Иранцы мечтали строить оба типа у себя, самостоятельно… Ту-334 они смотрели года три тому назад. И ведь они не просто приезжали, а деньги предлагали. Предполагались параллельные процессы – и строительство Ту-334 на КАПО для Ирана, и подготовка производства непосредственно в этой стране. Очень заманчиво было – много машин они заказывали. А потом хотели не только Иран, но и близлежащие страны обеспечить самолетами. Но… Высшая политика недоступна нам. Видимо, кому-то это не понравилось…

Мы ездили в Иран - смотрели заводы, на которых можно развернуть производство. Может, люди не очень обучены именно строительству самолетов, но мастерства им не занимать, и оборудование нормальное… Они показывали ремонт «Боинга-747». Я поразился – как у них все здорово схвачено: самолет ведь «раздевают» буквально до каркаса, до стрингеров, и все восстанавливают – по высшему уровню! Причем они брались за ремонт не только иранских машин, но и из Юго-Восточной Азии к ним пригоняли, а необходимые запчасти они через третьи страны покупали…

Иран вообще очень развивается – и атомная промышленность, и авиационная… Я там был на одной выставке и поразился, какой интерес у них к авиации. Очень много людей приходило, очень много вопросов, хотя и наивных порой. Подошел один мужик: «Скажите, как отремонтировать вертолетную лопасть?». Я не специалист в этой области, говорю, я самолетчик. И так целый день: «А как вот тут устроено, а как – тут»?.. Ту-334 проходил испытания, в том числе и в Иране. Они были очень тяжелыми: высокогорье, воздуха не хватает, жара. Но мало того – по правилам, надо в таких условиях делать взлет с одним двигателем. И мы делали.

На днях был в Казани наш президент – Александр Бобрышев (президент ОАО «Туполев» - авт.). Мы задавали вопрос: «Какая судьба будет у Ту-334?». Пока никакой, отвечает… Нюансов, конечно, много. Машина делалась в старых технологиях, если в двух словах, то она начерчена на бумаге, а не создана сразу «в цифре». Но перевести в нее можно - дорого, однако никакой фундаментальной проблемы в этом нет. Хотя возникает другой вопрос: цифра нужна тогда, когда есть ее продолжение на заводе – цифровые станки».

Главный конструктор Ту-334 Игорь Калыгин сообщил газете «БИЗНЕС Online», что знает о переговорах с Ираном лишь по СМИ и не имеет достаточных оснований сказать, что речь идет о Ту-334.

Источник «БИЗНЕС Online» на фирме «Туполев» считает, что вопрос о проекте Ту-334, несмотря на заявления руководства ОАК о его гибели, до сих пор не снят, хотя и не решается: «А не решается потому, что ходу Ту-334 не дает Погосян (Михаил Погосян, президент ОАК – авт.) - он поставил самолету такой «шлагбаум», что, скорее всего, преодолеть его можно только со сменой руководства ОАК».

ЕСЛИ ПУТИН НЕ ОШИБАЕТСЯ

И если уж речь зашла о Погосяне.

Всю прошлую неделю СМИ обсуждали заявления генералов ВВС о ходе работ над перспективным авиационным комплексом дальней авиации (ПАК ДА), который должен заменить и Ту-95, и Ту-22М3, и Ту-160 (два последних строились в Казани). По словам командующего дальней авиацией ВВС РФ Анатолия Жихарева, в первой половине 2012 года должен быть выполнен аванпроект самолета, а в 2013 году будет утвержден проект. По результатам защиты проекта будет принято решение о дальнейшем ходе работ, сообщили СМИ. Это уточнение весьма любопытно.

Трехлетний контракт на проведение НИОКР по созданию ПАК ДА был заключен между минобороны РФ и «Туполевым» в августе 2009 года. По всей видимости, без всякого конкурса. Хотя сообщалось, что в числе претендентов были фирмы Сухого и Микояна, военные говорили прямо: надеемся, что научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР) выполнит КБ Туполева, самолеты и коллектив которого прекрасно себя зарекомендовали. Более того, вырисовывалось и возобновление связки с КАПО. В апреле 2008 года в Казани на церемонии передачи ВВС крайнего Ту-160 тогдашний президент ОАК Алексей Федоров (его на этом посту и сменил Погосян) заявил: «Я почти уверен, что строительство новых стратегических бомбардировщиков будет производиться в цехах КАПО».

Но. В сентябре этого года источник «Известий» в ОПК сообщил, что разработчиком ПАК ДА станет компания «Сухой», поскольку обладает наивысшим конструкторским и управленческим потенциалом: «Пока что разработку технического облика самолета ведет ОАО «Туполев», но на полноценное проектирование нового самолета «Туполеву» сегодня просто не хватит кадровых возможностей. Очевидно, что опыт туполевского КБ будет использован, обмен специалистами и технологическими решениями в подобных случаях практикуется уже много десятилетий, но головным разработчиком новой машины скорее всего будет все же «Сухой», - сообщил источник. Сегодня Погосян ориентирует КАПО на агрегатное производство и выпуск штучных спецбортов.

Видимо, все-таки правда, что история повторяется, но на новом уровне. Дело в том, что в начале 60-х фирма Сухого с проектом Т-4 выиграла у КБ Туполева и КБ Яковлева конкурс на разработку сверхзвукового бомбардировщика-ракетоносца для уничтожения авианосцев. Туполев обиделся, а министр авиационной промышленности Петр Дементьев прямо сказал Павлу Сухому: «Эту тему мы передадим Туполеву». Однако Сухой не отступил, добился выделения средств, и 22 августа 1972 года самолет поднялся в воздух. Но в 1974 году программу закрыли. Говорят, этому весьма способствовало то, что туполевцы не дали «сухим» заполучить для работы над Т-4 Казанский авиационный завод. С тех пор говорят о вражде двух крупнейших отечественных авиафирм.

Словом, перспективы «Туполева» (и КАПО) на ПАК ДА кажутся зыбкими. Если только Владимир Путин не поможет. В сентябре прошлого года, выступая на конференции «Единой России» по стратегии развития Приволжского федерального округа, он заявил (и эта информация прошла почти незамеченной): «В отечественном авиастроении завершена консолидация... У всех входящих в интегрированные структуры заводов появились четкие перспективы дальнейшего развития... Казанский авиазавод КАПО продолжит модернизацию боевых самолетов дальней авиации - Ту-160 и Ту-22, а затем, конечно, должен будет начать разработку, сборку российского стратегического бомбардировщика нового поколения». Если слова «начнет разработку» счесть не незнанием сути вопроса, а всего лишь оговоркой, у Казани, возможно, есть шанс вновь делать ракетоносцы.