view_384586_262836.jpg
В начале совещания Ильдар Халиков сообщил о приятном: все главы получили ноутбуки, обещанные им автомобили поступили, и самое главное - зарплату повысят

ИНДИКАТОРЫ РАЙОНОВ ПРИВЯЖУТ К МАТЕРИАЛЬНОМУ СТИМУЛИРОВАНИЮ

В начале совещания премьер РТ Ильдар Халиков сообщил, что по итогам 6 съезда муниципальных образований некоторые решения уже приняты. В частности, главам поселения уже поставлены ноутбуки. Последние автомобили – им же – поступили ночью. Было принято и решение о повышении – им же – зарплаты. По инициативе большинства глав правительство РТ уже формирует новую систему финансирования муниципальных районов (МО), некий стимулирующий механизм, позволяющий стремиться к выполнению заданных республикой показателей не просто получения индексов для, но и «получения денег» ради. Таким образом, республиканское правительство постарается привязать сухие индексы к «прямому материальному стимулированию районов». Учитывая, что далеко не все районы выполняют ежегодные соглашения по достижению индикаторов оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления РТ, по словам премьера РТ, было принято решение ежеквартально проводить совещания по анализу выполнения плана: «В Татарстане такого не может быть, чтобы утвержденный президентом протокол не исполнялся». Впрочем, на 2011 год средний уровень выполнения муниципалитетами индикаторов по РТ составил порядка 80%, что на 12% больше 2010 года.

362 МЛРД. РУБЛЕЙ ИНВЕСТИЦИЙ

В целом, по словам премьера, Татарстан заканчивает год неплохо. Индекс промышленного производства составит около 106%. Общий объем отгруженной продукции – 1,29 трлн. рублей. «Слово триллион трудно произносить. Второй год только такие цифры. И каждый год думаешь, неужели это правда? – покачал головой Ильдар Халиков. Объем сельхозпроизводства на 35% выше уровня 2010 года – 163 млрд. рублей. Рост номинальной зарплаты – 115%. Рост реальной зарплаты – 106%. Хороший, по словам премьера, и рост инвестиций: в этом году они составили 362 млрд. рублей и показали 106,7% роста.

НЕФТЬ И АВТОПРОМ НЕПЛОХО, А ОСТАЛЬНЫЕ?

Министр экономики РТ Мидхат Шагихаметов в свою очередь отметил и негативные факторы. Да, с одной стороны, благоприятная динамика цен на нефть, эффективная работа крупнейших нефтехимических, машиностроительных предприятий позволили РТ показать неплохие результаты. С другой стороны, более 50% ВРП до сих пор формируется за счет экспорта, основную долю которого составляют нефть и нефтепродукты. «В связи с чем нас не может не беспокоить ситуация, складывающаяся на мировых рынках», - заметил министр. И действительно – по-прежнему основной вклад в рост показателей вносят нефтедобывающие и нефтеперерабатывающие районы (Альметьевск и Нижнекамск) и центр автомобилестроения Набережные Челны. А по показателю доли отгруженной продукции на душу населения из тройки лидеров вылетает автоград – «несмотря на рост МО с развитыми обрабатывающими производствами, лидерами по-прежнему является Альметьевский и Нижнекамский МО». Казань, к слову, не упомянули ни разу…

ЛИДЕРЫ И ОТСТАЮЩИЕ

С развитием социальной сферы в районах тоже неоднозначно, печально отметил глава минэкономики РТ. С одной стороны, идет рост средней зарплаты во всех МО, снижается безработица. С другой – сохраняется большая дифференциация между муниципалитетами. Да и не все обязательства по повышению качества жизни граждан выполняются. В числе наиболее успешных районов – Новошешминский (индикаторы выполнены на 90%), Заинский (88%), Кукморский (88%), Азнакаевский (88%), Альметьевский (86%), Бугульминский (86%), Сабинский (86%). Хуже всего обстоит дело в Чистопольском (70%), Атнинском (70%) и Черемшанском (72%) районах. Заметим, не исключено, что главы этих районов, если ситуация у них не наладится, могут быть сняты с должности президентом РТ, тем более, он обещал продолжать свои рокировки среди глав районов. И наверняка, внимательно ознакомится с цифрами, которые представили районы.

ТАРИФЫ НЕ НИЖЕ ИНФЛЯЦИИ ЛИШЬ В ПОЛОВИНЕ РЕСПУБЛИКИ

По уровню жизни выполнение составило еще меньше – 74%. Минимальный процент наблюдается по показателю «Денежные доходы на душу населения», он выполнен лишь в 38% МО. А между тем, отметил министр, это один из основных индикаторов, от которого зависит и спрос на продукцию, и привлекательность района для квалифицированных кадров. Проблемной сферой является ЖКХ, особенно тарифообразование. Муниципалитеты должны были в этом году обеспечить средний рост тарифов на ЖКУ не выше уровня инфляции (в 2011 – 106,5%). Увы, не справилась почти половина районов. Наиболее высокие темпы роста тарифов наблюдаются в Тукаевском, Новошешминском, Лаишевском, Лениногорском, Агрызском МО. Шагихаметов предупредил, что решение сохранить рост тарифов в 2012 году на уровне инфляции принято уже и на федеральном уровне. Вызывает вопросы у правительства РТ и «конкурентность» муниципальных заказов. Точнее, ее отсутствие в ряде районов. Высокая доля неконкурентных видов торгов отмечается в Бугульминском, Апастовском, Ленингорском МО.

АЛЬМЕТЬЕВСК, НИЖНЕКАМСК, ЧЕЛНЫ: ГДЕ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ?

«А ведь будущий год обещает быть непростым, - предупредил министр экономики РТ. – Во-первых, сохранится высокая волатильность финансовых рынков, связанная с кризисом в еврозоне и риском наступления рецессии в развитых странах. Во-вторых, в 2012 году Россия станет полноправным членом ВТО. На республиканском уровне уже начата работа по подготовке отраслей экономики РТ к условиям ВТО. Муниципалитетам тоже надо активно включаться в работу, тем более времени мало. Но уже сейчас очевидно, что это потребует роста производительности труда и инвестиционной активности (последняя фраза сказана была, как выяснилось, не случайно – ред.).

Все это, по словам министра, отражено в новых индикаторах, закрепленных в программе социально-экономического развития РТ до 2015 года. На ее основе в течение 2011 года разработали и утвердили свои программы до 2015 года МО. Вернее – должны были разработать. В трех крупнейших муниципалитетах – Альметьевске, Нижнекамске, Набережных Челнах – программы развития до сих пор нет! По-видимому, главы этих муниципалитетов - кстати, топ-регионы по показателям – почивают на лаврах. И действительно, зачем, мол, что-то менять и прогнозировать, если и сегодня мы в майках лидеров?

ИНДИКАТОР ОТ АНАТОЛИЯ ЧУБАЙСА

А выполнить показатели следующего года будет, скорее всего, нелегко. Да, в подписанное сегодня соглашение включены индикаторы, увязанные с республиканской программой. Предусмотрено 24 индикатора, что вдвое меньше, чем в 2011 году. Исключены 37 лишних. Зато введено 11 новых. Три из них более или менее достижимы: они отражают удовлетворенность населения деятельностью органов местного самоуправления, качеством услуг в сфере культуры и образования. А такой индикатор, как «повышение инвестиционной привлекательности и налогового потенциала муниципального образования», может оказаться головной болью для глав районов. К примеру, инновационную активность в Татарстане отныне решено измерять… в доле закупаемой нанотехнологической продукции в общем объеме муниципальных закупок! Существует и минимальный порог по нему – 10%. И если хотя бы теоретически понятно, зачем нанопродукция нужна в Альметьевске и Набережных Челнах, то сельским районам, по-видимому, придется закупать нанокомбайны и наноудобрения? Наверняка Анатолия Чубайса помянут недобрым словом многие руководители: как отметили на совещании, индикатор «направлен на реализацию соглашения между РТ и ОАО «Роснано».

ПРОДУКЦИЮ К ВТО УЖЕ НАДО НАЧИНАТЬ СЕРТИФИЦИРОВАТЬ

Выслушав доклад министра, Халиков отметил, что «ситуация в 2012 году не ожидается лучше, чем в 2011». Большинство экспертов, по его словам, ожидают ухудшения, для чего существует объективные причины – макроэкономические показатели США и Европы. «Надо быть готовыми! И вхождение в ВТО, несмотря на его этапность, мы почувствуем уже в 2012 году. Без нашей поддержки и формирования единых планов по реализации маркетинговых программ, продвижения продукции в другие страны это будет сложно. Необходимо каждому МО – тем более крупному – свою конкурентную продукцию уже сегодня готовить к соответствующей сертификации и продвижению через инструменты, которые мы будем готовить вместе с ТПП для входа на внешние рынка».

«КОГДА Я СЛЫШУ «НАНО», У МЕНЯ ВОЗНИКАЕТ ВОПРОС, А ЧТО ЭТО?»

Газета «БИЗНЕС Online» поинтересовалась у экспертов, есть ли в Татарстане столько нанопродукции, чтобы обеспечить муниципалитеты заказами, и какую продукцию они могли бы закупить:

Артур Сергеев – зампредседателя правления ТПП РТ:

- Вы меня озадачили… Каждый раз, когда я слышу «нано», у меня возникает вопрос, а что это? Насколько востребовано конечным потребителем? Я понимаю, когда благодаря нанотехнологиям изобретают и производят новый материал для мытья полов. Или, скажем, покрытие для утепления. А вот что нужно будет муниципалитетам, чтобы доля в общем объеме закупок нанотехнологической продукции составляла минимум 10 процентов, - вопрос. Дело даже не в том, достаточно ли у нас в Татарстане производят такой продукции, чтобы обеспечить этот 10-процентный спрос со стороны районов и городов республики. Вопрос в том, что нужно муниципалитетам. Если только они будут, заказывая, заявлять, что им нужно, тогда производитель смог бы подстроиться под заказы и произвести какие-то необходимые разработки, продукцию. Все ведь индивидуально. Кому-то нужны нанотехнологии по очистке труб для ЖКХ, а кому-то нет. 10 процентов - это, безусловно, хорошо. Если «кошелек» бы открылся, это двинуло бы и науку вперед, и производство - наше. Мне кажется, под определенные конкретные заказы найдется и предложение, и люди, которые смогли бы его обеспечить.

Айрат Гиззатуллин – управляющий технополисом «Химград»:

- На сегодняшний день на площадке технополиса «Химград» рядом резидентов ведется выпуск нанопродукции двух категорий: А (первичная нанотехнологическая продукция) и Б (наносодержащая продукция). Это многослойные барьерные пленки на основе нанокомпозитов, барьерные пленки с покрытием AlOx, водные дисперсии эпоксидных и алкидных смол, термопластичные эластомеры (ТЭПВ), смесевые термоэластопласты (ТЭПО). А в рамках реализации плана совместных действий ГК «Роснанотех» и Татарстана на 2012 год планируется расширение списка пилотных проектов с использованием нанотехнологических решений на территории технополиса. В частности, ведутся переговоры по размещению производства антикоррозионных наноструктурированных покрытий для дорожного строительства. Думаю, что такой индикатор, как «доля закупаемой нанотехнологической продукции в общем объеме муниципальных закупок», установленный для муниципалитетов на уровне 10 процентов, безусловно будет способствовать стимулированию спроса на инновационную, в том числе нанотехнологическую продукцию.