В столице РТ эксперимент начался с маршрута № 2 — десять троллейбусов со вчерашнего дня оснащены тремя валидаторами, размещенными на входе В столице РТ эксперимент начался с маршрута №2 — 10 троллейбусов со вчерашнего дня оснащено тремя валидаторами, размещенными на входе Фото: kzn.ru

В Казани вводят бескондукторную оплату проезда  

Бесконтактная система оплаты проезда шагает по стране: первой ее в виде эксперимента начала вводить Москва, к ней присоединились Пермь, Хабаровск, Самара, Златоуст, Благовещенск и другие города России. В столице РТ эксперимент начался с маршрута №2 — 10 троллейбусов со вчерашнего дня оснащено тремя валидаторами, размещенными на входе. Наличкой проезд можно оплатить через водителя, однако сейчас так делают не более 10% пассажиров.

Кондукторы останутся в троллейбусах еще на две недели — они будут направлять пассажиров и подсказывать, как оплачивать проезд. Через 15 дней кондукторы окончательно исчезнут из троллейбусов 2-го маршрута и пассажиры останутся один на один с тремя терминалами-валидаторами, расположенными в трех местах входа в салон: на стойке рядом с кабиной водителя, на центральной площадке посреди салона и в хвосте машины. Оплату проезда, как в старые добрые времена компостеров, станут проверять контролеры, которые лишь время от времени будут проводить рейды.  

В первый день эксперимента корреспондент «БИЗНЕС Online» стал пассажиром «бескондукторного» троллейбуса №2. На наших глазах кондуктор Анатолий объяснял семейной паре, как пользоваться валидаторами. Услышав инструкцию, женщина лет 40 подошла к валидатору, приложила к нему карту, не раскрывая кошелек, и села на место. Кажется, не сложно. Но что будет, когда кондукторы-«экскурсоводы» покинут троллейбусы? 

Наличкой проезд можно оплатить через водителя, однако сейчас так делают не более 10% пассажиров Наличкой проезд можно оплатить через водителя, однако сейчас так делают не более 10% пассажиров Фото: «БИЗНЕС Online»

В салон заходят другие пассажиры. Владислав и Лилия признались, что пользоваться электроникой скорее удобно, чем неудобно. Все равно все идет к тому, что скоро из общественного транспорта кондукторы исчезнут. Но не заведутся ли тогда зайцы?

— Как они будут контролировать оплату проезда пассажирами? Никак! — уверена Лилия.

Жительница Казани Альфия часто бывает в Москве и видит, что там валидаторы не вызывают никаких проблем. 

— Все это к лучшему. Есть смысл дисциплинировать людей. Когда возникнет культура этими валидаторами пользоваться, тогда вообще не будет никаких проблем. Жаль, что целый класс людей, я кондукторов имею в виду, оказывается без работы. Техническая революция в Англии в XVII–XVIII веке тоже многих оставила без работы, но что делать, — философствует Альфия, которая работает экскурсоводом.

Другой пассажир, Венера, считает, что новый способ оплаты очень удобен. К этому подводит опыт ее жизни в Москве. А вот судьба кондукторов собеседницу огорчает.

— Я сразу же подумала, что много людей лишится работы. Мне жалко, если честно, — считает она.

Не станет ли теперь в салоне меньше порядка? Венера заметила, что и раньше не замечала, чтобы кондукторы выгоняли из салона пьяных или неадекватных пассажиров.

— В этом смысле для нас, пассажиров, от отсутствия кондукторов ровно ничего не изменится, — считает собеседница издания.

В другом троллейбусе наш корреспондент оказался в условиях, максимально приближенных к боевым, — кондуктора в салоне троллейбуса не оказалось, а все три валидатора отказались принимать карту. Валидатор водителя Александра тоже первое время подводил — ручной терминал не мог снять деньги за проезд с карты. После серии безуспешных попыток средства с карты все-таки списались, и Александр в негодовании бросил терминал на «торпеду» троллейбуса. Судя по всему, новая система оплаты готовит ее разработчикам немало сюрпризов.

Услышав инструкцию, женщина лет 40 подошла к валидатору, приложила к нему карту не раскрывая кошелек и села на место. Кажется, не сложно. Но что будет, когда кондукторы-«экскурсоводы» покинут троллейбусы? Услышав инструкцию, женщина лет 40 подошла к валидатору, приложила к нему карту. не раскрывая кошелек, и села на место. Кажется, не сложно. Но что будет, когда кондукторы-«экскурсоводы» покинут троллейбусы? Фото: Александр Гавриленко

«Если экономия на зарплате кондукторов окажется выше потерь от безбилетников, бескондукторная схема себя оправдывает» 

Как пояснил «БИЗНЕС Online» гендиректор МУП «Метроэлектротранс» Айдар Абдулхаков, эксперимент проводится совместно с Ак Барс Банком и «Транспортной картой». Валидаторы МУП не приобретал, его предоставил банк на период проведения эксперимента. 

«В начале эксперимента, дней 10–15, мы оставляем кондукторов в салонах, но они работают без валидаторов и помогают пассажирам разобраться в новой схеме, — добавил Абдулхаков. — Затем мы переведем их на другие маршруты, у нас дефицит кондукторов. А по завершении эксперимента станет понятно, есть ли экономический эффект у бескондукторной модели обслуживания пассажиров. Ключевой вопрос — это зайцы: мы прекрасно понимаем, что они будут в любом случае. Если экономия на заработной плате кондукторов окажется выше, чем потери от безбилетников, то бескондукторная схема себя оправдывает». 

Как сообщили в пресс-службе исполкома Казани, во всех транспортных предприятиях столицы РТ не хватает 815 кондукторов и 695 водителей.

Айдар Абдулхаков: «В начале эксперимента, дней 10-15, мы оставляем кондукторов в салонах, но они работают без валидаторов и помогают пассажирам разобраться в новой схеме» Айдар Абдулхаков: «В начале эксперимента, дней 10–15, мы оставляем кондукторов в салонах, но они работают без валидаторов и помогают пассажирам разобраться в новой схеме» Фото: «БИЗНЕС Online»

Борьбу с зайцами, как уже было сказано, возложат на контролеров. Их валидаторы позволяют определить факт оплаты — неважно, по какой безналичной технологии она совершалась. Программное обеспечение настроено таким образом, чтобы зафиксировать наличие последней транзакции — транспортная ли это карта, pay-pass или банковский «пластик» — без списания денег с нее. Ну а при оплате наличными водитель по-прежнему обязан выдать билет.

Напомним, что ранее по поручению президента РТ эксперимент с самостоятельной оплатой в Казани уже проводился. Тогда использовалось оборудование Сбербанка. Но все дело в чистоте эксперимента. Во-первых, тогда оборудовали не весь подвижной состав на маршруте. Во-вторых, кондукторы при желании по-прежнему могли обилетить пассажиров сами. 

«Результаты эксперимента мы проанализируем совместно с комитетом по транспорту и будем принимать окончательное решение», — резюмировал гендиректор «Метроэлектротранса».

«У нас менталитет не тот, чтобы люди добросовестно платили — если с кондукторами-то люди умудряются проезжать без билета. Я думаю, что люди платить не будут» «У нас менталитет не тот, чтобы люди добросовестно платили — если с кондукторами-то они умудряются проезжать без билета. Я думаю, что пассажиры платить не будут» Фото: «БИЗНЕС Online»

«У нас менталитет не тот, чтобы люди добросовестно платили»

Председатель ассоциации АТП РТ Сергей Темляков заверил корреспондента «БИЗНЕС Online», что перевозчики внимательно следят за пилотным проектом «Метроэлектротранса». «Знаем, что тестирование прошло на нескольких трамвайных маршрутах, сейчас идет на троллейбусном, — заметил он. — Перевозчики ждут результатов эксперимента. Будет ясно, сколько пассажиров оплачивает проезд по новой системе, а сколько ездит зайцами. Кто станет покрывать убытки, если появятся пассажиры-зайцы? Будет ли, к примеру, предусмотрена компенсация из бюджета или убытки начнут покрываться за счет собранных штрафов с выявленных безбилетников? Когда входящие в ассоциацию перевозчики изучат итоговые результаты пилотного проекта, только тогда будет рассмотрен вопрос, нужно или нет перенимать данный опыт».

«Я не вижу возможности и смысла в применении этого нововведения, — заявил корреспонденту „БИЗНЕС Online“ первый заместитель директора ООО „Байлык №3“ Руслан Юсупов. — У нас менталитет не тот, чтобы люди добросовестно платили — если с кондукторами-то они умудряются проезжать без билета. Я думаю, что пассажиры платить не будут». 

Юсупов вспомнил советские времена, когда вместо кондукторов стояли компостеры. «А потом, когда на заводах перестали платить зарплату, люди начали выходить через передние двери, и водитель сам их обилечивал, — напомнил собеседник издания. — Вы можете представить, что подъезжает большой автобус вместимостью 100 человек и водитель через переднюю дверь станет обилечивать и сажать людей? Даже не сам он, а там будет стоять этот аппарат — электронный компостер? И то в таких случаях находились люди, которые стояли до последнего и выпрыгивали в заднюю дверь, которая открывалась, чтобы посадить пассажиров. Это будет задержка, и вообще это неправильно все. Это не будет работать, менталитет у нас такой, мы так даем возможность людям не платить». 

Отметим, по оценке собеседника издания, в автобусных перевозках столицы Татарстана сейчас задействованы не менее 1,5 тыс. кондукторов.