До конца сентября парк общественного транспорта Набережных Челнов пополнится 21 новым автобусом на сумму 234 миллиона. Новенькие «НЕФАЗы» в очередной раз поставит КАМАЗ. Уже заключено предварительное соглашение, а сам контракт планируют подписать до середины августа. О том, не боятся ли стороны повторения «автобусного» конфликта и почему на маршруты города все еще не выехала вторая партия «собянинских» «ЛИАЗов», — в материале «БИЗНЕС Online».
Камазовские «НЕФАЗы» вновь начнут перевозить жителей Набережных Челнов. Автобусы будут оформлены в синем цвете
Кроме КАМАЗа, желающих поставить автобусы в Челны не оказалось
Камазовские «НЕФАЗы» вновь начнут перевозить жителей Набережных Челнов. На прошлой неделе на портале госзакупок завершился прием заявок на аукцион на поставку автобусов большой вместимости для маршрутов автограда. Несмотря на то что ранее замруководителя исполкома Челнов Илья Зуев заявлял о «нескольких коммерческих предложениях», заявку на участие подало только ПАО «КАМАЗ».
В конце июня исполком подготовил техзадание и всю необходимую документацию для проведения аукциона, но в связи с большой суммой закупки в 234,4 млн рублей было решено, что эти обязательства возьмет на себя ГУП «Агентство по государственному заказу РТ». Тендер был размещен 15 июля и длился до 23-го числа.
«Заявка автогиганта соответствует требованиям федерального закона об аукционе», — гласит сообщение на сайте госзакупок. Но в то же время электронный аукцион «признан несостоявшимся по основанию, предусмотренному ч. 1 ст. 71 федерального закона № 44-ФЗ». Гендиректор АГЗ РТ Яков Геллер в беседе с нашим корреспондентом заявил, что сказать что-то конкретное о данном аукционе он пока не может: «Но по общему правилу если аукцион признан несостоявшимся, то по решению регулятора возможно заключение контракта между участниками», — пояснил наш собеседник.
События действительно разворачиваются по предсказанному им сценарию. «Заключение договора с ПАО „КАМАЗ“ на поставку 21 автобуса планируется до 12 августа текущего года», — сообщила «БИЗНЕС Online» начальник управления информационной политики и по связям с общественностью исполкома города Римма Мухаметзянова.
Согласно требованиям, указанным в техническом задании, это должны быть автобусы класса 1, выпущенные не ранее 2021 года, с максимальной мощностью двигателя не менее 238 л. сил. Пассажировместимость составляет от 108 и более человек. Автобусы будут оформлены в синем цвете (оттенок RAL 5015). Аналогичный оттенок, напомним, у электробусов, которые КАМАЗ поставляет в Москву.
Разборки по поводу общественного транспорта в Челнах начались еще в 2015 году
Когогин и Магдеев едва не поссорились из-за автобусов. История повторяется?
Новенькие «НЕФАЗы» позволят городу приблизиться к решению «автобусного» кризиса. Разборки по поводу общественного транспорта в Челнах начались еще в 2015 году, когда Наиль Магдеев сел в кресло мэра автограда. Одной из первых проблем, за которую он взялся, была «автобусная» реформа. Вдохновившись примером соседней Казани, мэр решил провернуть аналогичную схему в Челнах, но столкнулся с рядом проблем.
Начиналось все красиво: по программе развития газомоторного транспорта город приобрел у КАМАЗа в лизинг 190 «НЕФАЗов» за 1,4 млрд рублей. Автобусы поставили на баланс МУП «Электротранспорт» и выделили для них 6 городских маршрутов. Однако уже спустя два года Челны накопили долги перед лизинговой компанией КАМАЗа в размере 356 млн рублей. В начале 2018-го власти автограда выделили на покрытие долгов 435 млн, которые получили за счет республиканской субсидии. Но и после этого картина существенно не изменилась, сумма долгов продолжала расти.
Терпение руководства КАМАЗа закончилось, когда задолженность перевалила за 700 млн рублей, а выплаты не шли больше года. В итоге глава автогиганта Сергей Когогин выступил с резкой критикой в адрес нового руководства Челнов: «Город до сих пор не может организовать перевозки так, чтобы каждый автобус приносил хоть какой-то денежный поток». Тогда же гендиректор КАМАЗа заявил, что завод будет вынужден изъять автобусы и продать их другим клиентам. Магдеев в свою очередь конфликт с руководством автогиганта опровергал, рассказывая, как он пьет чай с Когогиным. Разобраться с долгами у Челнов в результате не получилось, и в начале 2020-го все автобусы вернули «КАМАЗ-Лизингу». Дальнейшая их судьба неизвестна до сегодняшнего дня. На КАМАЗе заявили, что перепродали все 190 автобусов, не став уточнять имен покупателей. Известно лишь, что 10 «НЕФАЗов» отправились обслуживать маршруты Зеленодольска. Большинство из них, по нашей информации, еще в апреле этого года простаивали «елочкой» на территории завода.
Терпение руководства КАМАЗа закончилось, когда задолженность перевалила за 700 млн рублей, а выплаты не шли больше года. В итоге глава автогиганта Сергей Когогин выступил с резкой критикой в адрес нового руководства Челнов
Совсем иная точка зрения имелась у Магдеева. Градоначальник обвинил поставщиков в низком качестве машин. За короткий период из-за технических неисправностей с маршрута сошли 130 из 190 новых автобусов. «Это являлось нашей инициативой — изменить ситуацию в лучшую сторону. Но, как говорят, инициатива наказуема. К сожалению, мы попали по-крупному в части того, что автобусы, приобретенные у наших партнеров и друзей, были не того качества, — объяснял провал реформы Магдеев. — Я не хочу развивать данную тему. У производителя автобусов своя правда, у нас, исходя из практики, собственное видение того, что произошло. Те автобусы, которые нам предложили, оказались по своим техническим характеристикам и жизнеспособности не очень приличными».
Пока город и завод решали, кто виноват и что делать, жители, оставшись без автобусов, завалили исполком жалобами и просьбами вернуть их на линии города. Так, например, одна из акций протеста случилась во время торжественного открытия нового здания татарского драмтеатра, куда приехали Рустам Минниханов, Когогин и Магдеев. Несколько мамочек своими выкриками из толпы прерывали речь мэра автограда. «Где большие автобусы?!» — скандировали они, что свидетельствовало о накале ситуации.
Помимо новых автобусов от КАМАЗа, Челны ждут еще одну партию «собянинских» «ЛИАЗов»
Деньги на новые автобусы город заработал сам
Не станут ли автобусы вновь яблоком раздора между КАМАЗом и городом? Скорее нет, чем да. Истории хотя и похожи, но кардинально отличаются. Сейчас речь идет о полной покупке транспорта, не о лизинге, поэтому Челны в случае чего даже при всем желании не смогут предъявлять какие-либо претензии автогиганту, ведь покупать автобусы у КАМАЗа никто насильно не заставлял. Транспорт — собственность города, и он полностью отвечает за его состояние и функционирование. «Обслуживанием новой техники займется исполнительный комитет. Позднее будет обозначена конкретная организация», — раскрыли планы в администрации.
На КАМАЗе же от комментариев касательно предварительных договоренностей пока отказались. «Мы готовы поставлять городу автобусы, но до официального объявления результатов тендера говорить что-либо преждевременно», — сказал руководитель пресс-службы автогиганта Олег Афанасьев.
Напомним, решение о приобретении новых автобусов для Набережных Челнов принималось на уровне республики. По итогам 2020-го года автоград получил дополнительный доход в размере 500 млн рублей. Из них 234 млн по согласованию с Миннихановым были направлены на решение главной головной боли города последних лет — развитие общественного транспорта. «Это дополнительные доходы. За счет того, что экономика работала, появились дополнительные средства, которые мы используем, чтобы улучшить транспортное обслуживание горожан», — объяснял Магдеев.
Помимо новых автобусов, от КАМАЗа Челны ждут еще одну партию «собянинских» «ЛИАЗов». Напомним, первые 40 автобусов, которые мэр столицы бесплатно передал автограду после переговоров с Магдеевым, вышли на маршруты города в конце марта этого года, немного успокоив пыл уставших от «газелек» челнинцев.
Подарок от коллеги Магдеев называл лишь «началом истории» и обещал, что вопрос общественного транспорта все-таки будет решен. На сегодняшний день в Челны привезли лишь 8 из 40 автобусов второй партии. По словам гендиректора «Пассажирских перевозок» Николая Тятюшкина, прибывшие автобусы пока не вышли на маршруты города, так как они все еще числятся на балансе Москвы. В Челнах на данный момент они находятся лишь на ответственном хранении. В качестве одной из причин заминок поставки второй партии из столицы он назвал нехватку общественного транспорта в Москве: «Когда к ним поступят новые автобусы, они снимут с линии „ЛИАЗы“ и передадут их нам», — сказал Тятюшкин, добавив, что «переезд» автобусов планируется ближе к осени.
Кроме того, как выяснил «БИЗНЕС Online», автоград направил свои предложения корпорации «ВЭБ.РФ», занимающейся программой развития общественного транспорта в городах. Напомним, встречу между представителями компании и руководством Челнов инициировал Когогин. В январе состоялась онлайн-конференция с участием представителей КАМАЗа, исполкома города и «ВЭБ.РФ», в ходе которой были обсуждены дальнейшие шаги.
«Мы находимся на связи с „ВЭБом“, им направлены наши вводные данные. Ждем предложений для дальнейшего обсуждения, — рассказала „БИЗНЕС Online“ Мухаметзянова. — Мы заинтересованы по ряду проекту совместно с ними и планируем их реализовать».
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 82
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.