Ильдар Шакиров: «Среднемесячная зарплата на крупных и средних предприятиях в первом квартале выросла на 8,1% до 50,8 тыс. рублей, средний доход на душу населения в Казани увеличился на 2,8% до 44,7 тыс. рублей» Ильдар Шакиров: «Среднемесячная зарплата на крупных и средних предприятиях в I квартале выросла на 8,1 процента до 50,8 тысячи рублей, средний доход на душу населения в Казани увеличился на 2,8 процента до 44,7 тысячи рублей» Фото: Андрей Титов

Как экономика Казани отошла от «коронавирусного» шока

Минувшая интернет-конференция «БИЗНЕС Online» с замруководителя исполкома Казани по экономике, транспорту и торговле Ильдаром Шакировым началась с вопросов о состоянии малого и среднего бизнеса — как он пережил пандемию коронавируса прошлого года и как справляется с этим?

«Можно давать разные оценки, но, по сведениям статистики, экономика города выстояла и продолжает развиваться», — ответил Шакиров, добавив, что читатели, возможно, будут спорить. Мол, цифры радужнее, чем на самом деле. Но статистика зафиксировала: в I квартале предприятия отгрузили товаров собственного производства, выполнили работ и услуг на 127,5 млрд рублей, что на 25,5% больше в сравнении с аналогичным периодом 2020 года. Индекс промышленного производства за январь – март вырос на 5,6%. Среднемесячная зарплата на крупных и средних предприятиях в I квартале увеличилась на 8,1% до 50,8 тыс. рублей, средний доход на душу населения в Казани — на 2,8% до 44,7 тыс. рублей. С июня 2020 года безработица сократилась в 2,5 раза — с 26,4 тыс. до 9,9 тыс. человек. Без работы в Казани сидят 1,5% трудоспособного населения, и, по прогнозу, к концу года доля безработных и вовсе снизится до 1,1%.

Сказалась диверсифицированная экономика (от производства национальных сувениров до магистральных самолетов), крупные инфраструктурные проекты (от Большого казанского кольца и дублера Горьковского шоссе до программы «Наш двор») и в целом роль Казани как магнита для инвестпроектов. Посильные для муниципалитета меры поддержки предпринимателей тоже внесли свою лепту, считает Шакиров. До апреля 2021-го в Казани действовал мораторий на штрафы предпринимателям в сфере благоустройства, который сэкономил бизнесу 117 млн рублей. Город ввел отсрочку платежей на установку и эксплуатацию рекламных конструкций с I по IV квартал текущего года.

Второй год рестораторам Казани разрешили бесплатно размещать на муниципальной земле летние веранды. Их число выросло в 3 раза до 90, потому что во время коронавируса горожане и туристы предпочитают обедать на свежем воздухе. В апреле прошлого года после обращения ресторанного бизнеса к мэру Казани Ильсуру Метшину в городе ввели льготный режим работы муниципальных парковок, который затем продлили до 1 сентября 2021-го. Плату берут с 7:00 до 18:00 в будни, а по субботам и воскресеньям муниципальные парковки работают бесплатно. Ранее платили в рабочие дни и по субботам с 7:00 до 21:00.

В апреле прошлого года после обращения ресторанного бизнеса к мэру Казани Ильсуру Метшину в городе ввели льготный режим работы муниципальных парковок, который затем продлили до 1 сентября 2021 года В апреле прошлого года после обращения ресторанного бизнеса к мэру Казани Ильсуру Метшину в городе ввели льготный режим работы муниципальных парковок, который затем продлили до 1 сентября 2021-го Фото: «БИЗНЕС Online»

Почему Казань свернула гранты самозанятым, льготные кредиты бизнесу и что предложила взамен?

По решению Метшина Казань в прошлом году стала первым городом России, где грантами поддержали самозанятых на 12 млн рублей. По итогам отбора 129 микропредпринимателей получили до 100 тыс. рублей на покупку оборудования, повышение квалификации. В 2021-м эту меру поддержки свернули, потому что появилась аналогичная программа уже на республиканском уровне. «Решили не дублировать», — пояснил Шакиров. Взамен город ввел новую меру поддержки — 6 млн рублей на стартапы в отрасли городского хозяйства. Между предпринимателями в сфере туризма, ЖКХ, благоустройства и других сфер городской экономики разыграют 20 грантов по 300 тыс. рублей. Еще 2 млн рублей выделят на 50 субсидий для сертификации продукции и услуг малого и среднего бизнеса, самозанятых — по 50 тыс. на один сертификат.

«Мне даже неудобно это слушать»: как казанские предприниматели изливали свои проблемы Ильсуру Метшину

«Одних поддержим грантами, других рекомендуем городским предприятиям для получения возможных заказов, кого-то направим на получение республиканских мер поддержки. Это для начала. Посмотрим, какой будет отклик, и примем другие решения», — продолжал Шакиров. Кстати, на недавней встрече представители малого и среднего бизнеса уже предложили идею — создать муниципальный коворкинг с льготной арендой для предпринимателей. Метшин идею поддержал: первый коворкинг площадью 640 кв. м готовят к открытию на ул. Космонавтов, 11б. Для работы, образовательных программ, деловых встреч, обсуждений — перечислил варианты использования нового пространства Шакиров.

Город также прекратил льготное кредитование малого и среднего бизнеса, которое запустили 14 лет назад. В последний раз льготные займы выдали в 2019-м, но муниципалитет продолжает субсидировать ставки по выданным кредитам — в этом году направят 7 млн рублей. К 2019-му кредиты на 1,8 млрд рублей получили 472 казанских предпринимателя, компенсация из бюджета за 2007–2018 год составляла 107,2 млн рублей.

Появление низких процентных ставок для бизнеса, федеральных и региональных мер поддержки сделали программу неактуальной. «Несколько лет назад наша программа была востребована, поскольку банки не предлагали такие ставки, которые дают сегодня. Возможности бюджета Казани несоизмеримы с бюджетами корпораций поддержки и минэкономразвития, поэтому посчитали, что эффективнее направить эти средства на другие цели», — объяснил Шакиров причины отказа от льготного кредитования.

Пассажиропоток во время самоизоляции снизился до 15-20% и пока восстановился до 75-80% Пассажиропоток во время самоизоляции снизился до 15–20% и пока восстановился до 75–80% Фото: «БИЗНЕС Online»

О цене проезда, объединении ПАТП-2 с ПАТП-4 и транспортной доступности «Салават Купере»

Немало вопросов от читателей касалось общественного транспорта, который потрепала пандемия коронавируса. Пассажиропоток во время самоизоляции снизился до 15–20% и пока восстановился до 75–80%. Но даже во время жестких ограничений перевозчики выпускали на маршруты половину подвижного состава и не снижали этот показатель. Такие крутые виражи — сокращение билетной выручки при сохранении затрат — не выдержало два частных предприятия и ушло с рынка. Другие отчасти закрыли финансовые дыры федеральными беспроцентными кредитами, о которых в прошлом году объявил президент России Владимир Путин. Но только отчасти.

Следом замруководителя исполкома ответил на вопрос читателя о причинах слияния МУП «ПАТП №4» и «ПАТП №2», на долю которых приходится 75% пассажирских перевозок в столице РТ. «Вынужденная мера в условиях дефицита средств, — ответил Шакиров. — Такая оптимизация позволит сэкономить на административном персонале и минимизировать холостые пробеги автобусов от своих баз до маршрутов».

Планируют ли в городе повышать стоимость проезда? Таких планов нет. «Как заказчики перевозок общественным транспортом, будем до последнего сдерживать рост тарифа. До тех пор пока не возникнет значительных кассовых разрывов, — ответил на вопрос читателя Шакиров. — То же объединение МУПов направлено на оптимизацию затрат доступным способом, на решение проблемы не за счет пассажиров». Напомним, с 1 марта цену поездок в общественном транспорте Казани увеличили до 35 рублей — впрочем, повышение коснулось только тех, кто платил наличными. Для пользователей транспортных карт стоимость билета осталась прежней.

«Ласковых решений нет»: удастся ли Казани уехать от коллапса на метробусе?

Рассказал гость интернет-конференции и о решении проблемы транспортной доступности «Салават Купере». По словам Шакирова, до начала учебного года там изменят автобусный маршрут №36, который будет заезжать в две части микрорайона. Да, это точечное решение, но готов проект расширения улицы Осиновской со сносом 19 домов, который облегчит выезд личного и общественного транспорта. Кардинально ситуацию изменит строительство линии метробуса за 2 млрд рублей от центра города до «Салават Купере», руководство республики также рассматривает вариант строительства до микрорайона трамвайной ветки или железной дороги для электрички — специалисты анализируют все «за» и «против» трех вариантов.

Это лишь часть вопросов, на которые ответил замруководителя исполкома Казани по экономическому развитию, транспорту и торговле на интернет-конференции. Подробную стенограмму встречи читайте в ближайшее время на «БИЗНЕС Online».