Фарид Абдулганиев: «В прошлом году в первую „волну“ получил 17 тысяч обращений, хотя в 2019-м только за год было чуть больше 1,7 тысячи. Для нас это был рывок» Фарид Абдулганиев: «В прошлом году в первую волну получил 17 тысяч обращений, хотя в 2019-м только за год было чуть больше 1,7 тысячи. Для нас это рывок»

На что жалуется бизнес: налоги, контролеры и уголовное преследование

«Пандемия нас многому научила, у нас скорость работы существенно выросла. В прошлом году в первую волну получил 17 тысяч обращений, хотя в 2019-м только за год было чуть больше 1,7 тысячи. Для нас это был рывок», — начал очередную встречу с журналистами бизнес-омбудсмен Татарстана Фарид Абдулганиев

В этом году количество жалоб существенно снизилось. За первое полугодие аппарат уполномоченного по защите прав предпринимателей получил 1 960 обращений. Спикер связал это в том числе и с работой СМИ, которые освещают проблемы бизнеса, и в этих материалах предприниматели находят решение своих проблем.

Из всех обращений 18% приходится на вопросы в сфере налогового регулирования и разъяснения действующего законодательства относительно последствий распространения коронавирусной инфекции. 14% касается споров хозяйствующих субъектов (это не сфера ответственности уполномоченного, здесь они ограничиваются консультациями).

Кроме того, 13% обращений охватывает вопросы банковской деятельности, особенно те, что касаются господдержки. Столько же и о спорах в сфере земельно-имущественных отношений.

Каждое 10-е обращение (10%) связано с организацией обращения ТКО, столько же (9,8%) — с действиями контрольно-надзорных органов (Роспотребнадзор, административная комиссия). Постепенно снижается острота темы маркировки, сейчас на эту тему около 8% всех обращений. 

Омбудсмен обратил внимание на существенное падение жалоб по теме уголовного преследования предпринимателей — всего их было 11 за первую половину года. «Как правило, если уже довели до  „уголовки“, предприниматель понимает, что он где-то оступился. Тем не менее им требуется консультация», — подчеркнул собеседник СМИ.

За пять месяцев этого года количество татарстанских предпринимателей, реализующих свои товары на четырех ведущих маркетплейсах (Wildberries, Ozon, eBay, KazanExpress), увеличилось на 61% — с 3,9 тыс. до более 6,6 тысячи

Горячая тема интернет-торговли

После рассказа о плодотворной дружбе с прокуратурой, работе центра «Бизнес против коррупции» и инновационном онлайн-правосудии Абдулганиев перешел к главной теме встречи — электронной торговле. Пандемия коронавируса заметно снизила продажи большинства предприятий, и на этот вызов способна ответить электронная коммерция, посчитал он.

«Отмечу, что развитие электронной торговли — одна из самых горячих тем. Нет и в обозримой перспективе не будет такого сегмента экономики, который бы так стремительно и стабильно рос», — подчеркнул он.

Согласно результатам исследования Data Insight, объем рынка электронной торговли России по итогам 2020 года вырос на 58% и достиг 2,7 трлн рублей. По прогнозу аналитиков, к 2025-му российский рынок eComm вырастет еще в 4 раза и достигнет 10,9 трлн рублей. По прогнозам главы «Почты России» Максима Акимова, к 2030 году доля электронной коммерции может занять около трети (35%) оборота торговли России, как сейчас в Китае.

«У нас есть устойчивое ощущение, что эти прогнозы на самом деле пессимистичные. Приведу данные на 1 июня 2021 года. Выручка татарстанских предпринимателей на маркетплейсах достигла 8,4 миллиарда рублей! На конец 2020-го было 3,5 миллиарда рублей. Я думаю, что такими темпами наш рынок увеличится в 4 раза к концу текущего года», — предположил Абдулганиев.

За пять месяцев этого года количество татарстанских предпринимателей, реализующих свои товары на четырех ведущих маркетплейсах (Wildberries, Ozon, eBay, KazanExpress), увеличилось на 61% — с 3,9 тыс. до более 6,6 тысячи.

«Что еще более важно, в 2021 году удалось обеспечить опережающее развитие этой отрасли в Татарстане по сравнению с соседями в ПФО и России. Это все связано с логистикой. Республика практически становится центром электронной торговли в Приволжском федеральном округе. Быть первыми в ПФО — это значит уже приблизиться к коллегам из Москвы и Московской области», — обозначил бизнес-омбудсмен.

Если по итогам 2020 года доля отправлений товаров из Татарстана составляла 17% от всех отправлений в ПФО и 0,9% в целом по России, то по итогам пяти месяцев 2021-го на РТ приходится 20% всех отправлений в ПФО и 2% в РФ. «Мы не намерены останавливаться. Тренд очень хороший», — заявил Абдулганиев.

В ЦЭТ работает продакшен-студия, где маркетологи, фотографы и модели создают «продающий» внешний вид товара, начиная от красивой профессиональной фотографии и заканчивая видеороликами и грамотным описанием продукта

Дефицит швей и портных

В прошлом году предприниматели начали жаловаться президенту РТ Рустаму Минниханову на трудности при выходе на маркетплейсы. Им нужно было помочь разобраться с созданием личного кабинета, красиво оцифровать и правильно подать товар. Этой задачей занимается созданная 1 марта при Торгово-промышленной палате РТ автономная некоммерческая организация «Центр электронной торговли „Маркетплейс.Легко“». Сотрудники ЦЭТ выезжают в муниципальные района, проводят выездные обучающие модули, через которые прошли более 2,5 тыс. предпринимателей. Более 300 из прошедших бесплатное обучение уже активно продают свою продукцию через маркетплейсы.

В ЦЭТ даже работает продакшен-студия, где маркетологи, фотографы и модели создают «продающий» внешний вид товара, начиная от красивой профессиональной фотографии и заканчивая видеороликами и грамотным описанием продукта. «Один наш специалист говорит, что нужно снимать рич-контент с красивым фото, текстом, видео, как кто-то щупает товар. У нас, татар, вообще пока не пощупаешь — не поверишь», — пошутил бизнес-омбудсмен.

Вместе с тем с ростом интернет-продаж начали появляться и свои трудности. Особенно это касается легкой промышленности — одной из самых популярных категорий в маркетплейсах. Так, предпринимательница из Набережных Челнов призналась, что заказов становится все больше, она готова увеличить объемы производства, но вот беда — стало не хватать швей.

«Президент (Минниханов  прим. ред.) отреагировал молниеносно. Поручил министерству экономики с главами районов отработать запрос. А минтруду сказал: „Не выдумывайте! Краткосрочные курсы сделайте по подготовке швей“. У нас же в годы войны офицеров за три месяца готовили», — сказал Абдулганиев.

«В экспорте еще предстоит разобраться, у нас самих нет ответов на все вопросы»

Бизнес-омбудсмен РТ рассказал об успешных примерах выхода татарстанских производителей на международный рынок через маркетплейсы. Так, самозанятая Лилия Ярмухаметова разместила свою продукцию — вязаные игрушки — на маркетплейсе eBay, и на следующий же день несколько ее игрушек было приобретено покупателями из США. Производитель войлочной обуви из Кукмора Алмаз Габидуллин (компания Kiez) продает своею продукцию в жаркую Мальту.

Магазин сувениров и спортивной брендовой одежды спортивной команды «КАМАЗ-Мастер» в конце прошлого года вышел на eBay. «Мы к моменту победы подготовили к выходу на рынок экипировку, мерч, они продаются в 20 странах мира. В одно государство умудрились продать, куда, оказывается, по санкциям продавать нельзя. Получилось и получилось», — отметил спикер.

Но потенциал экспорта гораздо больше, продолжил Абдулганиев, просто предпринимателей надо обучить, как правильно пользоваться этими инструментами. В этой связи он поприветствовал такие инициативы, как проект «Почты России» «Школа онлайн-экспорта».

«В экспорте еще предстоит разобраться, у нас у самих нет ответов на все вопросы. Что сделать, чтобы выйти на онлайн-экспорт. Как работает маркетплейс в Америке, Чехии? Президент поручил нашим торговым представителям отработать этот момент с популярными в их странах маркетплейсами и выводить туда наших предпринмиателей», — рассказал Абдулганиев.

«Когда другие регионы очухаются (не у всех есть торгпреды, как у нас в 20 странах), мы уже начнем продавать за рубеж», — с оптимизмом предрек собеседник СМИ.

Развитие экспортного потенциала невозможно без быстрой, удобной и надежной логистики

Будущие проекты: логистика, производство постаматов и бондовая зона

Развитие экспортного потенциала невозможно без быстрой, удобной и надежной логистики, продолжил Абдулганиев. Авиакомпания AirBridgeCargo выполняла грузовые рейсы из Казани раз в месяц, а теперь — 300 раз в год. Их борта могут перевозить до 100 т за один раз, но сейчас эти рейсы не загружены до конца, хоть и перевозят продукцию из других регионов. Но для внушительных амбиций республики на будущее этого недостаточно, констатировал омбудсмен.

Для решения этой задачи власти РТ ведут работу по налаживанию сотрудничества с лидерами рынка перевозок. 30 июня президент Татарстана Минниханов и руководитель Maersk (датская компания, мировой лидер в морских контейнерных перевозках) в Восточной Европе Жолт Катон подписали соглашение о намерениях по развитию международных контейнерных перевозок на территории республики.

Также ведется многообещающая работа с компаниями РЖД «Логистик», «Трансконтейнер» и группой компаний «Деловые Линии». Последняя готова помочь татарстанскому бизнесу перейти на новый уровень сотрудничества с зарубежными площадками и предлагает услугу с принципом «одного окна». Туда будут входить не только полный транспортный цикл, но и проведение необходимой маркировки, таможенное оформление груза, а также возвраты из маркетплейсов по причине брака товара или по решению самого производителя.

«Сейчас важно, чтобы хаб этой компании появился. Я думаю, что они будут тяготеть к зеленодольской площадке», — отметил Абдулганиев.

Другой проект касается производства постаматов — автоматизированных терминалов выдачи отправлений, куда доставляется заказ из интернет-магазина. Московская компания OmniCDEK разместит такое производство также в Зеленодольске. Сумма инвестиций в проект составит 500 млн рублей, сейчас идет работа по выделению земельного участка и инфраструктуры. Предполагается, что завод в Зеленодольске будет выпускать от 800 постаматов в месяц.

«Мы предполагаем, что в этом году они начнут строительство. Проект создаст 460 рабочих мест, для Зеленодольска это ощутимо. Кроме того, рядом будет ЖК „Салават Купере“, в котором проживают почти 45 тысяч человек», — отметил актуальность проекта Абдулганиев.

В завершение корреспондент «БИЗНЕС Online» поинтересовалась о судьбе пилотного проекта по созданию в Татарстане бондовой зоны. Склад, который должен был запуститься еще в ноябре прошлого года, используется для хранения и распределения товаров с маркетплейсов. Особый статус зоны позволяет оплачивать налоги и таможенные пошлины на товары не при пересечении ими границы, а после их покупки физлицами, что существенно упрощает возврат невостребованного товара обратно за рубеж.

«Очень хороший проект, востребованный. Мы сильно ждем. Планировалось, что будет принято постановление Российской Федерации [о создании зоны]. Но правовое управление дало оценку, что необходимо принимать решение на уровне депутатов Госдумы РФ. Общественные слушания прошли, федеральные органы исполнительной власти поддерживают этот проект», — признался Абдулганиев.

После думских каникул, предположил он, законопроект будет рассмотрен. Омбудсмен выразил надежду, что в этом году склад запустят, инфраструктура на территории распределительного центра «Почты России» в казанском аэропорту уже готова. «Ряд компаний, зная об этом, уже посетил площадку, они уже ногами шагают по этому участку, смотрят сети, где забор, откуда заезжать, и так далее», — добавил Абдулганиев, не называя потенциальных резидентов.

«После запуска зоны 3–4 компании туда сразу же войдут», — выразил уверенность чиновник.