Заезд-выезд в районе Дербышек – это одно из «бутылочных горлышек», которое ежедневно закупоривается потоком автомобилей. Есть идея — создать дублер Сибирскому тракту, улицам Мира и Азина. Речь идет о примерно 10-километровой реверсивной трассе Заезд-выезд в районе Дербышек – это одно из «бутылочных горлышек», которое ежедневно закупоривается потоком автомобилей. Есть идея – создать дублер Сибирскому тракту, улицам Мира и Азина. Речь идет о примерно 10-километровой реверсивной трассе Фото: «БИЗНЕС Online»

Дублер для улицы Мира

Два года назад, когда утверждали генплан Казани, мало кто обратил внимание на то, что новый заезд-выезд в районе Дербышек предполагается сделать платным. Видимо, эту потенциально острую информацию затмила череда громких протестов, которые устроили жители, несогласные с любыми планами дорожного строительства в данном районе. Тем не менее намерения не только никуда не делись, но и постепенно обретают вполне конкретные черты, во всяком случае в представлении потенциальных инвесторов. Они сами сообщили об этом «БИЗНЕС Online», но при этом пока предпочитают сохранять анонимность.

По нашей информации, с проектом «Хайвея» (именно так создатели называют свой проект) ознакомлены мэрия Казани, татарстанские министерство транспорта и дорожного хозяйства, а также строительства, архитектуры и ЖКХ. В минстрое не стали комментировать ситуацию, в минтрансе — тоже, но с ремаркой, что слишком мало конкретики. В исполкоме столицы РТ сообщили, что там «проект платной дороги не обсуждается». Вместе с тем общая схема есть.

«Почему вы Дербышки превращаете в Казань?! Мы здесь сами плодимся и размножаемся!»

Идея — в создании дублера имеющемуся въезду-выезду, проходящему по Сибирскому тракту, улицам Мира и Азина. Это одно из казанских «бутылочных горлышек», которое ежедневно закупоривается потоком со стороны М7, Высокогорского района, поселков Нагорного, Новой Сосновки, Троицкой Ноксы, Карьера и обратно. Добавим сюда трафик 80-тысячного населения самих Дербышек.

Общий вид на вылетную трассу через Дербышки к М7Нажмите, чтобы увеличить

По данным авторов нового генплана Казани, если все оставить как есть, вскоре главная проблемная часть пути — улица Мира — будет вставать намертво. Сегодня ее пропускная способность — 1,5–1,7 тыс. автомобилей в час в одну сторону, а через пять лет с учетом нового строительства загрузка вырастет до 2,8–3,5 тыс. машин. Пробки в Дербышках своими метастазами поразят движение на М7, развязке у Компрессорного завода, проспектах Ямашева и Победы, а также на Сибирском тракте.

Еще два года назад решить проблему предложили при помощи строительства двух дорог. Первая (часть внутреннего казанского кольца) идет от Оренбургского тракта, через Салмачи и Дербышки в сторону «Казаньоргсинтеза» и выходит на М7. Она соединит пока не существующие, но просматривающиеся районы малоэтажной застройки, иначе автомобили из этих поселков встанут на той же улице Мира и спровоцируют пробки на других улицах.

Вторая трасса видится рядом с проходящей через Дербышки (вдоль улицы Липатова) железной дорогой. Были варианты как справа, так и слева от ж/д путей, но предпочтительным назывался внешний, со стороны леса, где расположены оборонные оптики КОМЗ и ГИПО. По идее, трасса, перехватывая местный транзитный поток, превращает улицу Мира в обычную внутреннюю дорогу.

Проекты строительства дорог вызвали шок у жителей Дербышек, который вылился в несколько митингов. Люди категорически не хотят видеть в этом зеленом и достаточно обособленном от Казани районе любые новые транзитные пути Проекты строительства дорог вызвали шок у жителей Дербышек, который вылился в несколько митингов. Люди категорически не хотят видеть в этом зеленом и достаточно обособленном от Казани районе любые новые транзитные пути Фото: «БИЗНЕС Online»

М7 — «Ак Барс Арена»

Оба проекта вызвали шок у части жителей Дербышек, который вылился в несколько митингов. Люди категорически не хотят видеть в этом зеленом и достаточно обособленном от Казани районе любые новые транзитные пути. В местных чатах мессенджеров их сразу окрестили дорогами смерти. Особое негодование вызвала трассировка обходного шоссе, которое, по мысли проектировщиков, должна была пройти по улице Главной. Что интересно, власти Казани в лице Владимира Фомина, занимавшего тогда пост советника мэра, согласились с критикой — данный вариант трассировки он назвал ошибкой, теперь дорогу хотят проложить в обход Дербышек.

Эта победа естественным образом отвлекла внимание общественности от «железнодорожного» варианта. Между тем один из авторов генплана Олег Григорьев тогда разъяснял, что документ предусматривает на выбор два варианта: бесплатный и платный. Т. е. дорога будет в любом случае, но, если до 2035 года появятся инвесторы, она вполне может быть коммерческой. Можно предположить, что для властей более предпочтителен именно такой подход, поскольку сегодня значительные бюджетные средства предусмотрены на строительство двух других вылетных трасс — 10-километрового Вознесенского тракта (для разгрузки Мамадышского) и 13-километрового дублера Горьковского шоссе, а на дербышкинский «Хайвей» средств нет, при том что проблема пробок сама себя не решит. Кроме того, платная внутригородская трасса могла бы стать интересным опытом, который вполне реально тиражировать в других проблемных точках.

Так будет выглядеть путь от кольцевой развязки до «Ак Барс Арены»Нажмите, чтобы увеличить

И вот, как выясняется сегодня, идея не умерла. Дорога предполагается реверсивной: утром движение идет в сторону Казани, вечером — в обратном направлении. Трасса начинается в месте пересечения железной дороги с М7 и через 5,85 км вместе с ней подходит к Сибирскому тракту, но, не доходя до него, выбирается на улицу 3-ю Станционную и по Торфяной спускается за Ветеринарный институт, где появится кольцевая развязка, после которой уходит (для этого придется построить 700 м новой дороги) на Нижний мост через Казанку и к «Ак Барс Арене» (ранее «Казань Арена»), откуда поток распределяется на улицу Чистопольскую и проспект Ямашева. Причем коммерческий участок — только вышеупомянутые 5,85 километра. Деньги планируется взимать бесконтактным способом, например по принципу «свободный поток», когда рамки с камерами распознают номера. Оплатить проезд можно заранее либо после в течение определенного времени.

Не исключен снос строений. По неконфликтному сценарию этого не потребуется, в худшем же случае под дорогу попадет примерно 30 земельных участков. Однако вырубка некоторого количества деревьев неизбежна.

Самый интересный вариант финансирования строительства трассы — привлечь деньги компаний, застраивающих данное направление жильем. Наличие быстрых дорог-дублеров увеличит коммерческую привлекательность жилья Самый интересный вариант финансирования строительства трассы — привлечь деньги компаний, застраивающих данное направление жильем. Наличие быстрых дорог-дублеров увеличит коммерческую привлекательность жилья Фото: «БИЗНЕС Online»

«Раскулачить» застройщиков

Полос движения — три. Ширина проезжей части — 11,5 метра. Предусмотрены эстакады (над железной и автомобильной дорогами), пешеходные переходы (подземный и надземный), мост через Ноксу. Также будут шумозащитные экраны, ливневая канализация, очистные сооружения, 238 опор наружного освещения. Без учета выкупа участков, сноса строений, компенсационных выплат, переустройства инженерных коммуникаций дорога обойдется примерно в 5 млрд рублей.

Где взять деньги? По нашим данным, авторы идеи не сомневаются, что проект окажется прибыльным. Общие расчеты таковы. Судя по мировому опыту, трасса оттянет до 30% машин, это 7–10 тыс. автомобилей в день. При плате за проезд в один конец в 50 рублей и сопутствующих доходах (например рекламные щиты) экономика выстраивается. По самому положительному сценарию выручка может достигать 400 млн рублей в год, т. е. для инвесторов все должно быть интересно.

Все варианты финансирования предполагают то, что обеспечение средствами будет смешанным — из федерального бюджета и частных источников. Есть идея привлечь основным инвестором госкорпорацию «ВЭБ.РФ» — под соусом устранения инфраструктурных ограничений экономического роста. От государства (республики) просят помощи во всем, что связано с землей, лесным фондом. А чтобы региону было интереснее, авторы идеи предлагают воплотить любые дорожные ноу-хау типа трассы, которую десятки лет можно не перекладывать.

Выход основного участка трассы в район улицы 3-й СтанционнойНажмите, чтобы увеличить

Но самый интересный вариант финансирования строительства трассы — привлечь (в дополнение к другим источникам) деньги компаний, застраивающих данное направление жильем. Идея обосновывается тем, что развитие прилегающих к столице РТ территорий — основная причина увеличения транспортного потока и, как следствие, ухудшения дорожной ситуации на основных направлениях въезда и выезда из города. Наличие на этих направлениях быстрых дорог-дублеров увеличит коммерческую привлекательность жилья, расположенного на данной территории. Насколько можно понять, в случае положительного результата опыт предлагается распространить вообще на всех застройщиков, развивающих Казанскую агломерацию (Казань, Зеленодольский, Высокогорский, Лаишевский, Пестречинский районы).

Мысль поясняется на простом примере. На подъезде к Дербышкам недавно поставили еще один светофор, в результате движение тормозится еще больше. Почему? Потому что неподалеку построили жилой комплекс. Получается, кто-то строит и зарабатывает, а общество страдает.

Разговоры о том, что темп строительства жилья в Казани съедает все титанические усилия по улучшению дорожной инфраструктуры, не новы. Если не развивать транспортную инфраструктуру, жизнь окраин превратится в ад Разговоры о том, что темп строительства жилья в Казани съедает все титанические усилия по улучшению дорожной инфраструктуры, не новы. Если не развивать транспортную инфраструктуру, жизнь окраин превратится в ад Фото: «БИЗНЕС Online»

Компенсировать бесплатным проездом

Словом, мысль очевидна: хотите строиться на коммерчески привлекательных направлениях — извольте скидываться на дороги. Это могут быть обязательные фиксированные отчисления или целевые пожертвования в бюджет РТ с введенного в эксплуатацию квадратного метра или проданной сотки земли. Неизбежное повышение цены для покупателей квартир и земли предлагается компенсировать им возможностью бесплатного проезда по платным трассам в своем направлении. Только остается непонятным: надо «раскулачивать» застройщиков только на конкретном въезде-выезде или скидываться придется всей отрасли?

Подход трассы к кольцевой развязке возле Ветеринарного институтаНажмите, чтобы увеличить

Вообще разговоры о том, что темп строительства жилья в Казани съедает все титанические усилия по улучшению дорожной инфраструктуры, не новы. Мэр столицы РТ Ильсур Метшин давно бьет тревогу по поводу строительного бума в казанской субурбии. Дескать, с одной стороны, развитие экономики не может не радовать, а с другой — если не развивать транспортную инфраструктуру, жизнь окраин превратится в ад. «Тревожит, с каким размахом там идет строительство!» — говорил градоначальник, к примеру, о Пестречинском районе. «Жилье чуть ли не вполовину дешевле, чем в Казани, но там никогда не будет решен транспортный вопрос… Этот якобы дешевый квадратный метр встанет втридорога», — сказал мэр о тех, кто едет за квартирами в соседние районы, рассчитывая при этом работать в Казани и возить детей в городские детсады и школы. Мэр настаивал, что с людьми надо вести разъяснительную работу, то есть делать своего рода антирекламу пригородным новостройкам.

«Человейники» или филиал «Химграда»: во что Иван Егоров превратит «Хитон» в Дербышках?

В последний раз Метшин обращался к теме год назад на одном из заседаний ОНФ. «Темпы строительства новых дорог значительно отстают от темпов жилищного строительства, — сказал он. — Если внутри города благодаря крупным инфраструктурным проектам мы побороли заторы, то на четырех основных въездах в Казань в часы пик скапливаются многокилометровые пробки».

Какое перспективное строительство в Дербышках и окрестностях на слуху? Это жилые комплексы «Тау», «Белая аллея», «Солнечный», «Атмосфера», «Беседа», «Смородина», коттеджный комплекс «Абу Даби», развлекательный комплекс «Дубай». Пока не решено, что будет с территорией обанкротившегося завода «Хитон», но застройка жильем — один из очевидных вариантов. И есть еще земли для освоения.

«Хорош тырить — и на все будет хватать»

«БИЗНЕС Online» предложил оценить идею застройщикам.

В компании «Унистрой» (возводит в Дербышках ЖК «Атмосфера») не стали ее комментировать.

Эмиль Хуснутдинов: «Любая сумма болезненно скажется на стоимости квадратного метра, это дополнительное удорожание строительства жилья» Эмиль Хуснутдинов: «Любая сумма болезненно скажется на стоимости квадратного метра, это дополнительное удорожание строительства жилья» Фото: «БИЗНЕС Online»

Гендиректор ГК «ЖИК города Казани» (строит там же ЖК «Смородина») Эмиль Хуснутдинов назвал неожиданным вариант финансирования строительства дороги путем повышения цены квадратного метра в новых ЖК на условии бесплатных поездок жителей. «Немножко странная идея, — отметил он в беседе с „БИЗНЕС Online“. — Любая сумма болезненно скажется на стоимости квадратного метра, это дополнительное удорожание строительства жилья. Не представляю, как это сделают. Как потом будут модерировать? Понимаю платную магистраль без привязки к жилым комплексам — это нормальное финансирование дорог на перегруженных направлениях. Деньги вкладывает государство, привлекают частные инвестиции на условиях концессии».

Андрей Беляков: «Считаю, государство должно полностью обеспечивать граждан инфраструктурой. Да, народ стал покупать больше машин. Но транспортный налог платится? Да. А куда деваются деньги?» Андрей Беляков: «Считаю, государство должно полностью обеспечивать граждан инфраструктурой. Да, народ стал покупать больше машин. Но транспортный налог платится? Да. А куда деваются деньги?» Фото: «БИЗНЕС Online»

Гендиректор ГК «Бриз» Андрей Беляков, хотя и не имеет отношения к строительству в Дербышках, был эмоциональным. Он выделил два момента. Первый. По его словам, застройщик сегодня и так, «по сути, платит за все», в частности за строительство подъездных путей, дворовых пространств, примыкание к существующим дорогам, и это входит в стоимость жилья. Готов ли конечный потребитель к таким ценам? Нет — идет колоссальный спад покупательской способности населения.

Второй момент. «А что, может, и дороги к больницам сделаем платными? — иронизирует Беляков. — И пусть их за счет больных делают. Вот мы жили в Советском Союзе, пусть не ели „сникерсов-марсов“, но дети были обеспечены домами пионеров, лагерями. А сейчас что? Ничего. Медицина уже вся платная, садики, школы — тоже; в ЖКХ сказали, что не будет дотаций советских времен. Это нормально? Государство должно заботиться о своих гражданах. Почему дорога из города должна быть платной? Не хватает денег? Хорош тырить — и на все станет хватать. Считаю, государство должно полностью обеспечивать граждан инфраструктурой. Да, народ начал покупать больше машин. Но транспортный налог платится? Да. А куда деваются деньги? Может, еще запретим машины? Или разрешим менять только раз в 10 лет? Нам обещали транспортный налог включить в стоимость бензина, в итоге и цену на бензин подняли, и налог оставили. Мне кажется, терпение у народа скоро лопнет и придем к очень нехорошей ситуации, когда появится новый Владимир Ильич».

Сергей Сотников: «Обратите внимание: во многих странах не министерства транспорта, а транспорта и инфраструктуры. Дороги сами по себе не живут. Давно пора бить во все колокола и заниматься вопросом» Сергей Сотников: «Обратите внимание: во многих странах не министерства транспорта, а транспорта и инфраструктуры. Дороги сами по себе не живут. Давно пора бить во все колокола и заниматься вопросом» Фото: «БИЗНЕС Online»

В свою очередь, председатель комитета по логистике и грузовым автомобильным перевозкам ТПП РТ Сергей Сотников находит идею здравой: «Застройщик должен вкладываться в инфраструктуру, в том числе в дороги. Если в чистом поле поставили дома, а город потом мучается, это неправильно. И обратите внимание: во многих странах не министерства транспорта, а транспорта и инфраструктуры. Дороги сами по себе не живут. Давно пора бить во все колокола и заниматься вопросом».

Вместе с тем Сотников категорически против платных дорог. По его мнению, строительство платных дублеров — это профанация реальных решений. Прежде всего вопрос — в своевременном прогнозировании. «Что поток увеличится, было понятно и 15 лет назад, — говорит наш собеседник. — А у нас нередко случалось так, что дорогу реконструировали, но через пять лет она уже не справляется с потоком». Во-вторых, надо ставить вопрос о себестоимости строительства дорог. «Она сейчас запредельна, и цена стройматериалов растет кратно быстрее, чем инфляция, и при этом необоснованно, — констатирует Сотников. — При таких условиях мы никогда не наведем порядка в отрасли. Может быть, пора на дорожные материалы вводить и госмонополию?»