Фактически кикшеринг тормозят до средней скорости бегуна-марафонца Фактически кикшеринг тормозят до средней скорости бегуна-марафонца Фото: «БИЗНЕС Online»

Три удара по кикшерингу: езда по тротуарам не быстрее 10 км/ч, по велодорожкам —  15 км/ч, сокращение стоянок в 10 раз

Накануне два казанских оператора кикшеринга — Whoosh и Urent — получили тревожное письмо от комитета по транспорту исполкома Казани (есть в распоряжении «БИЗНЕС Online»). Данный документ дополняет, но, по сути, кардинально меняет суть соглашения, которое на прошлой неделе власти Казани подписали с операторами кикшеринга. Напомним, новые правила запрещали в Казани аренду электросамокатов детям до 16 лет, поездки в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, а также движение по автодорогам. Сервисам проката было предписано ограничить максимально разрешенную скорость до 10-15 км/ч в 60 городских зонах. В остальных участках предполагалось передвижение самокатов с максимальной скоростью — 25 км/ч. 

Единственное, что оставалось в тени для подписавших соглашение кикшеринговых компаний, — список улиц с повышенным трафиком, где следовало замедлить движение. Не были названы и 9 территорий, где движение запрещено. Вчера данный вопрос прояснился, и далеко не лучшим образом для операторов — их ознакомили с подробными приложениями к подписанному соглашению. Всего их четыре.

Приложение №1 вводит перечень улиц, где проложены велодорожки. В границах этих улиц максимальная скорость на велодорожках составляет 15 км/ч: Декабристов, Абсалямова, Сибгата Хакима, Салимжанова, Марджани, Кремлевская, Чернышевского, Дзержинского, Театральная, Касаткина, Батурина, Ершова и Кремлевская набережная. Отметим: обычные велосипедисты в городской черте ездят в среднем со скоростью 15–20 км/час, а «шоссейники» способны разгоняться до 35 км/ч, но чаще всего они для движения выбирают обочины дорог.

Больше внимания обращает на себя приложение №2. Оно предписывает двигаться по городским тротуарам не быстрее 10 км/ч. В зону покрытия данного требования входят 699 улиц — кажется, это все мало-мальски подходящие для передвижения на самокате улицы в границах Казани. Фактически кикшеринг тормозят до средней скорости бегуна-марафонца. 

Приложение №3 подтверждает тезис, озвученный при подписании предыдущего соглашения: электросамокатам запрещено движение по автодорогам. Для верности составлен список участков этих дорог — всего их 2 268.

Список стоянок, где можно разместить самокат, сокращен до 122 штук. Самокаты разрешают парковать преимущественно в центре Список стоянок, где можно разместить самокат, сокращен до 122 штук. Данные двухколесные ТС разрешают парковать преимущественно в центре Фото: «БИЗНЕС Online»

Приложение №4 регулирует правила парковки. Список стоянок, где можно разместить самокат, сокращен до 122 штук. Данные двухколесные ТС разрешают парковать преимущественно в центре — на улицах Кремлевской, Большой и Малой Красной, Карла Маркса, Толстого, Чехова, Чистопольской и других. На одной стоянке разрешено размещать не более 10 самокатов. По сути, через парковочные ограничения вводится принцип регулирования численности самокатов в Казани. Даже если все 122 парковки будут забиты электросамокатами под завязку, их число «на линии» не превысит 1 220 штук. Сейчас в Казани действует порядка 1,2 тыс. парковок, а общий форт кикшеринговых электросамокатов еще к концу мая достиг 2,1 тыс. экземпляров: 1,5 тыс. на счету у Whoosh, еще 600 — у Urent. Выходит, как минимум половина парка электроконей теперь будет простаивать в стойлах, поскольку все они на парковки просто не влезут.

В документе прописаны и правила парковок. «В целях обеспечения беспрепятственного передвижения пешеходов и маломобильных групп населения при размещении таких мест свободная ширина тротуара от границ парковки должна соответствовать нормативной и составлять не менее 2 м, — сказано в документе. — Парковка обозначается прерывистым контуром. Габариты одной парковки должны составлять 3,5 м * 1,5 м без крепления к стойке. Парковки могут находиться рядом друг с другом».

В случае несоблюдения новых правил парковки самокатов будут применены меры административного воздействия в соответствии со ст. 3.2 Кодекса РТ об административных правонарушениях. Данная статья звучит следующим образом: «Нарушение порядка организации уличной торговли». Противоправные действия по части 3 этой статьи («Нарушение порядка (схемы) размещения нестационарных торговых объектов») грозит физлицам штрафом до 4 тыс. рублей, должностным лицам — до 15 тыс. рублей, юрлицам — до 150 тыс. рублей. При повторном нарушении суммы штрафов для должностных и юрлиц удваиваются.

В заключение операторов обязали запретить в автоматическом режиме проезд на электросамокате при пересечении проезжей части, в том числе по пешеходному переходу.

Рейды ГИБДД с конфискацией орудия правонарушения

Как стало известно «БИЗНЕС Online», поводом для письма исполкома стало представление от ГИБДД МВД России по Казани, в котором и были прописаны новые ограничения. «Действительно, к нам поступило представление от ГИБДД, в соответствии с законодательством мы его направили операторам кикшеринга», — подтвердили корреспонденту «БИЗНЕС Online» подлинность документа в пресс-службе исполкома Казани.

Причины появления дополнительных соглашений нашему изданию рассказал источник, знакомый с ситуацией. Первый вариант соглашения между исполкомом и кикшеринговыми компаниями категорически не устраивал ГИБДД, поскольку допускал езду по тротуарам со скоростью 25 км/ч. «Соглашение разрешало самокатам двигаться со скоростью пешеходного потока, — объяснил источник издания. — Считалось, что самокатчики будут ехать не быстрее 5 километров в час. А когда нет пешеходов — до 25 километров в час. Но кто будет определять скорость этих самокатов в потоке пешеходов? Как это сделать? Кто поручится, что самокатчики не начнут гонять в толпе пешеходов на максимальных скоростях? В ГИБДД посчитали, что это небезопасно, поэтому и родился второй документ». 

Поводы для беспокойства у Госавтоинспекции есть, и весьма серьезные. Только с начала этого года было зарегистрировано 9 наездов на самокатчиков, в которых один человек погиб и 9 пострадали, включая детей. При этом еще не все инциденты с лихачами за рулем электросамокатов попадают в сводки. Но повод ли это опускать на рынок кикшеринга «железный занавес»? И не займут ли освободившуюся нишу владельцы личных электросамокатов, скорость езды которых ограничена только производителем? Встречаются экземпляры, способные «летать» на 80 км/ч и больше. «Не думаю, что число самокатов в личном пользовании в городе существенно увеличится. Те, кто хотел их купить, уже приобрели, — отвечает на наш собеседник. — Операторы же в первую очередь действуют в коммерческих интересах, как и любой бизнес».

Но такой город, как Казань, не сможет без электросамокатов, полагает другой источник издания. «Они нужны нам, а мы нужны им. Электросамокаты — транспорт последней мили, они освобождают дороги от загруженности, это в интересах исполкома города. Надеюсь, все же будет найден компромисс», — заключил он. 

Так или иначе, начать контроль за исполнением соглашения в ГИБДД намерены начать уже сегодня. На улицах города после обеда запланированы рейды с целью выявить нарушителей двух типов — тех, кто ездит с превышением скоростного режима, и тех, кто паркуется в неположенном месте. Инспекторы намерены изымать орудия правонарушения — электросамокаты.

«Сокращение парковок также добавляет в работу прокатчиков массу неудобств» «Сокращение парковок также добавляет в работу прокатчиков массу неудобств» Фото: «БИЗНЕС Online»

«Это убивает пользовательский сценарий»

Прокатные компании были шокированы письмом исполкома. «Мы считаем, что первоначальные правила в рамках соглашения с исполкомом Казани закладывали устойчивую базу для развития сервисов кикшеринга в Казани как части транспортной инфраструктуры, — сообщили корреспонденту „БИЗНЕС Online“ в Urent. — Документ, полученный от ГИБДД, ставит это под сомнение — по сути, он закрывает 99 процентов города».

Сокращение парковок также добавляет в работу прокатчиков массу неудобств. «Да, на одной парковке предписано разместить 10  самокатов, но это максимум, а самокаты распределяются неравномерно, — заметили в компании. — И чем меньше в городе парковок, тем менее удобен сервис для пользователей — это убивает пользовательский сценарий поездок последней мили. Остаются только поездки для развлечения. Но с ограничением скорости на большей части города в 10 километров в час радость будет сомнительной».

В Urent добавили, что большинство городов, в том числе европейские столицы и Москва, понимают роль микромобильного транспорта в вопросах снижения количества автомобилей в городе, улучшения экологии и повышения общей мобильности и доступности города. «Однако ограничения ГИБДД Казани ставят под сомнение экономическую обоснованность дальнейшего развития сервисов кикшеринга в городе», — заключили в компании.

«Мы получили этот документ, рассмотрели, готовим ответ. Работать продолжаем по ранее подписанному соглашению», — ответили на запрос нашего издания в Whoosh.

«Скорость в 10 километров в час неэффективна для пользователей кикшеринга — поездки оказываются слишком дорогими и долгими по сравнению с автомобильным транспортом, мы планируем приостановить деятельность в Казани. Рассматриваем и другой рабочий вариант — просто уйти из города. Самокаты не будут работать при таких ограничениях ни как транспорт, ни как развлечение», — заключил представитель одного из кикшеринговых сервисов, пожелавший остаться неизвестным.