«МЫ ПОДДЕРЖИМ ИДЕЮ ПРОВЕДЕНИЯ СПЕЦОПЕРАЦИИ»

В минувшую среду директор ООО «ММ-Пресс» Марат Ибляминов (он также возглавляет «Европа плюс – Казань») написал в Twitter президенту РТ Рустаму Минниханову и министру информатизации и связи РТ Николаю Никифорову о таксистах, которые нелегально используют программное обеспечение.

«@nnikiforov @RusMinnikhanov Такси Казани используют тысячи нелегальных копий навигации "Навител". В прокуратуре был, толку нет. Вот он закон...», - говорится в сообщении.

Никифоров заинтересовался, спросил про защиту программного обеспечения, а потом сообщил: «Мы поддержим идею проведения спец. операции против нарушения прав интеллект. собственности». (Орфография и пунктуация авторы сохраненыред.)

Спустя несколько часов Ибляминов в твиттере сообщил, что ему позвонили из прокуратуры, пригласили на встречу. В свете желания властей навести порядок на рынке таксомоторных перевозок Татарстана сообщение Ибляминова попало в точку.

Итак, о чем идет речь? По данным минтранса Татарстана в республике работает минимум 16 тыс. водителей – именно столько персональных разрешений министерство планирует выдать водителям на право осуществлять таксомоторные перевозки. Поскольку точных данных о количестве такси в республике нет, министерство на всякий случай заказало 30 тыс. разрешений.

Системный продукт «Навител Навигатор», о котором в твиттере написал Ибляминов, является одной из самых массовых навигационных программа в РФ (в частности, она стояла на желтой «Ладе Калина» Владимира Путина по дороге на Дальний Восток). Программу изготавливает ЗАО «Центра навигационных технологий» (по стране работает 400 картографов), официальным представителем которого в РТ и является ООО «ММ-Пресс».

Однако как рассказал газете «БИЗНЕС Online» Ибляминов, таксисты не желают платить за товар и в большинстве своем – на 90 - 95% - используют нелегальное ПО. Схема проста: водители покупают определенные дешевые коммуникаторы, а в офисе таксомоторной компании им за 500 рублей устанавливают программу. Лицензионная же версия стоит около двух тыс. рублей. Таким образом ущерб от использования пиратского ПО, по мнению Ибляминова, можно оценить в 32 млн. рублей.

ЗАНИМАТЬСЯ ВЗЛОМОМ – НЕТ ВРЕМЕНИ

В таксомоторных компаниях признают, что ПО «Навител» - одно из самых популярных, но за его установку ответственны сами водители.

«Машины такси частично оборудованы навигаторами – мы рекомендуем водителям приобрести их, это ускоряет и упрощает работу. Однако никакого обязывания приобрести и установить навигатор, конечно, нет. Это решение каждого водителя, - рассказывает Руслан Галиуллин, директор такси Maxim. - Что до карт и программ, то, как я понимаю, при покупке навигатора программы в них уже стоят – мы водителей никакими программами не обеспечиваем… Понятно, что 95% всех навигаторов имеют ПО «Навител», но на предмет легальности или нелегальности я ничего не могу сказать. Все навигаторы, которые обновлял я лично, обновлялись через сайт «Навитела». Там есть поле для ввода ключа – и если он недействителен, то и обновить программу не удастся. А заниматься их взломом – честно говоря, нет на это времени».

По словам Галиуллина, водители сами покупают навигаторы, и если есть информация об использовании ими нелегального программного обеспечения, то вопросы должны возникнуть к магазинам, которые продают эту технику.

Agn81OCCAAAEPQn.jpg

СКОРЕЕ ПРЯНИК, НЕЖЕЛИ КНУТ

Эксперты «БИЗНЕС Online» отмечают, что если власти займутся решением этой проблемы, то она может быть относительно быстро решена положительно – в части корпоративного сектора положительный опыт борьбы с пиратством есть.

«Если компания-производитель программного обеспечения (как, к примеру, 1С) создает такие условия, что легальным ПО пользоваться выгодно - то, как правило, именно лицензионными версиями и пользуются. Это пример успешный, - рассказал газете «БИЗНЕС Online» Давид Тартаковский – генеральный директор Logic Systems. - В корпоративном секторе достаточно способов сделать так, чтобы потребителю было выгодно и удобно пользоваться лицензионным ПО. Скорее пряник, нежели кнут – кнут это вообще не тема… Полагаю, что запретительные меры и штрафы в нашей стране имеют очень четкую коррупционную составляющую и ни к чему хорошему не приведут. Бороться с этой проблемой надо, но не карательными средствами, а скорее доступностью легальных копий для широких групп пользователей».

ПРИМЕР С MICROSOFT

Другие участники рынка, отмечая особенность ПО для мобильных устройств, выделяют общий способ борьбы с пиратством - не продавать технику с предустановленным нелицензионным ПО. Либо ставить сразу лицензионные копии, либо не ставить ничего.

«А далее это уже забота самого производителя ПО, - говорит газете «БИЗНЕС Online» Лев Пионтак, коммерческий директор Tatincom Computers. - Компания Microsoft, к примеру, ведет планомерную работу по искоренению пиратского «софта». Она регулярно обзванивает крупных заказчиков, отслеживает количество закупленных компьютеров и приобретенных лицензий, рассылает предупредительные письма, если что-то не совпадает. Они также проверяют всех крупных продавцов техники, подсылая тайных клиентов, и так далее. В данном случае, наверное, это недоработка самого «Навитела» - ведь понятно, что наши карательные органы не пойдут искать у таксистов какие-то программы. Поэтому это, скорее, забота компании: если она будут действовать в этом направлении, у них будет все в порядке – так же, как у Microsoft», - отмечает Пионтак.

«Наверно, для молодой компании, которая только выходит на рынок, большие затраты на юридическую безопасность не будут оправданы. Но по мере роста финансовых показателей и числа разработок, инвестиции в защиту интеллектуальной собственности становятся жизненно необходимыми, - рассказал газете «БИЗНЕС Online» Тимур Ахмеров, генеральный директор группы компаний «БАРС Груп». - Мы заранее предусматриваем два вида угроз. Это угрозы, исходящие извне, и потенциальные угрозы изнутри нашей компании. В первом случае речь о том, что другие компании-разработчики или компании, занимающиеся внедрением, могут копировать наши разработки. Во втором случае есть возможность, что кто-то из команды наших разработчиков, покидая компанию, использует исходный код, разработанный в составе «БАРС Груп» и для «БАРС Груп» в интересах других производителей.

Поэтому для охраны и защиты нашей интеллектуальной собственности в «БАРС Груп» реализован практически полный комплекс мер. Это и технические средства защиты: использование специальных лицензионных ключей, которые позволяют идентифицировать экземпляр программного продукта, установочные коды, которые делают невозможным произвольное внедрение наших продуктов.

Также нами уделяется большое внимание юридической защите наших прав на интеллектуальную собственность. Регистрация программных продуктов в Роспатенте – лишь малая часть того, что мы делаем для защиты интеллектуальной собственности. Также и депонирование исходных кодов при получении свидетельства Роспатент – это лишь самый первый уровень защиты.

Для защиты от внутренних угроз по каждому продукту оформляется пакет служебной документации, где регулируются отношения между компанией и авторами. Регистрируя программный продукт, мы обязательно указываем авторов (даже рядовых разработчиков) и защищаем их личные неимущественные права, но поскольку их разработки выполнены по служебному заданию компании, имущественные права по закону принадлежат компании.

Любой заметный производитель программного обеспечения ощущает на себе угрозу пиратства. Застраховаться от этого на 100% невозможно. Но если уделять проблеме достаточно внимания и принимать все необходимые меры, то можно свести эту угрозу к минимуму».

Справка

ЗАО «ЦНТ»

Год создания: 2006.
Деятельность: разработка навигационного ПО и навигационных карт.
Представительства: Россия, Украина, Беларусь, Чехия, Тайвань.
Количество сотрудников: более 300.
OEM-партнеры: HTC, Samsung, Acer, Asus, Explay, Prology, Prestigio, JVC, FlyAudio, GoClever, RoadRover, HYUNDAI, BBK, Longhorn, YF, PN-Device. Полный список.
Пользователей: более 4 500 000.
Партнерство в странах: Европа (более 20 стран, включая Россию, Польшу, Венгрию и т.д.);
Америка (Мексика, Перу, Чили, Венесуэла и т.д.); Ближний Восток (Турция, Иран, Иордания etc.); Азия (Индия, Шри-Ланка, Малайзия, Индонезия и т.д.); Африка (Кот-д’Ивуар, Сенегал).
Поддержка пользователей: сall-центр (Cisco), Сервисный центр, E-mail, ICQ, форум.

"Навител" - ведущий поставщик навигационных сервисов и цифровой картографии на рынке автомобильной навигации. "Навител Навигатор" - это современная мультиплатформенная и мультиязычная навигация для Android, Symbian, Windows Mobile, iPhone, iPad, Bada, Java, Windows CE, собственные on-line сервисы "Навител.Пробки", "Навител.SMS", "Навител.Погода". Актуальные карты России, Европы, Азии и Латинской Америки.