Многие моногорода могут стать территориями опережающего развития, заверила депутат Госдумы РФ, председатель экспертного совета по устойчивому развитию моногородов Альфия Когогина Многие моногорода могут стать территориями опережающего развития, заверила депутат Госдумы РФ, председатель экспертного совета по устойчивому развитию моногородов Альфия Когогина

Кое-что о политике управляемого сжатия 

Многие моногорода могут стать территориями опережающего развития, заверила на интернет-конференции с читателями «БИЗНЕС Online» депутат Госдумы РФ, председатель экспертного совета по устойчивому развитию моногородов Альфия Когогина, все зависит от того, как работают муниципалитеты: «Сейчас в моногородах власть, если она хочет, чтобы к ней приходили инвесторы, должна серьезно заниматься тремя вещами — человеческим капиталом, образованием и инфраструктурой, потому что никакой бизнес не придет в город, где нет качественного человеческого капитала и некому работать». Собственно, так и происходит со многими из 321 российского моногорода, а потому их будущее неясно. «Возможно, в таких городах надо реализовать политику так называемого управляемого сжатия, когда ты предлагаешь населению (естественно, при консенсусе с ним) лучшие условия в другом месте. Но государство должно предоставить жилье, рабочее место, — предложила Когогина. — И, самое главное, о чем мы всегда дискутировали с правительством, меры поддержки не могут быть одинаковыми для всех моногородов: для крупных — одни, для маленьких — другие, для совсем депрессивных — третьи».

В марте этого года минэкономразвития РФ предложил в 2 раза сократить список городов, нуждающихся в господдержке. В письме председателю комитета Госдумы РФ по экономической политике Сергею Жигареву было указано, что из всех моногородов критерию монопрофильности соответствует лишь 190. По мнению министерства, 131 город перестал быть таковым: в 33 градообразующее предприятие ликвидировали, а остальные успешно диверсифицировали экономику. Из оставшихся 190 моногородов 27 находится на расстоянии примерно 50 км от региональных центров, «что позволяет снизить социально-экономические последствия монопрофильности за счет агломерационных эффектов». Также стало известно о ликвидации фонда моногородов (его функции передадут ВЭБ.РФ). Сообщалось, что обновленный перечень моногородов может быть принят в апреле – мае.

В Татарстане 7 населенных пунктов со статусом моногорода: Зеленодольск, Набережные Челны, Елабуга, Менделеевск, Камские Поляны, Чистополь и Нижнекамск.

Когогина напомнила, что за пять лет действия федерального закона о ТОСЭРах на развитие моногородов выделили 31 млрд рублей, в частности, Татарстан, в моногородах которого живут более 1 млн человек, получил 3,5 млрд, а статусом ТОСЭРа наделены пять населенных пунктов (кроме Елабуги и Камских Полян). С помощью фонда созданы, например, инфраструктура для оптово-распределительного центра X5 Retail Group в Елабуге, сети и автодорога для промплощадки в Зеленодольске, инфраструктура в промзоне Набережных Челнов и для заводов стиральных машин и кухонного оборудования Haier. Недавно стало известно, что фонд выдаст Haier заем в 250 млн рублей на производство телевизоров и строительство склада готовой продукции. Поддержка действительно существенна.

Возможно ли, что самый крупный моногород РТ не сохранит своего статуса? «Будущее у Челнов блестящее, как и у татарстанской промышленности, — не сомневается депутат. — Я говорю это не просто так, а потому, что наработаны компетенции, реализованы проекты». 

«Молодежь уже не мыслит категориями зарплат и рабочих мест, им нужны условия жизни, им нужен движ, ощущение, что в городе есть птица счастья, ее можно ухватить, что есть динамика, развитие» «Молодежь уже не мыслит категориями зарплат и рабочих мест, им нужны условия жизни, необходим движ, ощущение, что в городе есть птица счастья, ее можно ухватить, есть динамика, развитие»

Как остановить бегство молодежи из Челнов

80% молодежи уезжает из автограда. По указу президента РТ созданы три рабочие группы, которые обсуждают, как удержать и привлечь людей в зону Камской агломерации. У Когогиной есть свои предложения: «Первое, чем мы должны заняться, — образовательные кластеры, инфраструктура. Моногород — это не город-завод: мы должны стремиться к тому, чтобы сделать его городом-садом. Люди хотят жить в нем, а не только работать. Молодежь уже не мыслит категориями зарплат и рабочих мест, им нужны условия жизни, необходим движ, ощущение, что в городе есть птица счастья, ее можно ухватить, есть динамика, развитие. Почему я люблю заниматься проектами социальной значимости — театрами, парками, хорошими дорогами? Потому что заниматься промышленной политикой — это одно, это про бизнес, а город — это про людей». Когогина отметила опыт Казани, откуда молодежь уезжать не хочет. Подобное происходит потому, что у людей есть «ощущение, что жизнь проходит ярко», бурлит в спортивном, культурном, общественном плане, формируются пространства, где есть возможность просто посидеть, огромное количество модных кафе и мест, где можно собраться.

Для родителей принципиально, чтобы было удобно растить детей и чтобы просматривалась возможность получить хорошее образование. «Для Челнов очень важно направить свои усилия на развитие среднеспециального образования и поднять его на такую высоту, чтобы оно было для многих альтернативой даже вузам, — полагает Когогина. — Надо развивать существующие учебные заведения, создавать новые кафедры на базе педагогического университета, КФУ». 

«Сегодня КАМАЗ обладает такими компетенциями, что с ним никто не сравнится, может с нуля создать любой автомобиль» «Сегодня КАМАЗ обладает такими компетенциями, что с ним никто не сравнится. Может с нуля создать любой автомобиль»

В планы развития крупных компаний Челнов необходимо включить работу со школами. «КАМАЗ сделал несколько школ подшефными, вовлечен в процесс развития учеников, там преподают инженеры завода, — рассказала Когогина. — Сегодня КАМАЗ обладает такими компетенциями, что с ним никто не сравнится. Может с нуля создать любой автомобиль. До ребят это доводится, они понимают, как растет автогигант, проникаются гордостью. Если такую работу организуют все крупные предприятия, наверное, появится интерес к родному городу».

Надо развивать и спортивное движение. К примеру, помимо футбола, КАМАЗ будет уделять внимание автоспорту — создается соответствующая стратегия. Как подчеркнула Когогина, для крупных предприятий подобные вещи должны быть естественными.

Полная версия интернет-конференции будет опубликована позже.