IMG_1336.jpg

Пятнадцать таких лаповых снегопогрузчиков СнП-17 московского завода «Дормаш» по 3,9 млн. рублей за штуку купили сами подрядчики, оформив кредит

ПОСТАВКИ ТЕХНИКИ ЗАВЕРШАТСЯ К НОВОМУ ГОДУ

Пресс-рейд по заваливаемым снегом улицам стартовал в 9 вечера от здания мэрии на ул. Батурина и проследовал через площадь у центрального стадиона, Даурскую, Эсперанто, мост Миллениум и квартала, завершившись у снегоплавильного пункта в районе Речного техникума.

Поваливший вчера снег оказался как нельзя кстати – можно было посмотреть на то, как идет невидимая большинству горожан ночная работа гигантской машины коммунального комплекса, функционирование которой в этом году кардинально поменялось. Напомним, что на программу борьбы со снегом муниципальные предприятия привлекли в этом году свыше 1 млрд. рублей (в основном это кредиты и лизинг). Еще столько же, согласно программе, надо потратить в ближайшие два года.

Полностью изменена сама система вывоза снега, за работы отвечают четыре генподрядчика. Чтобы оснастить столицу техникой, при поддержке президента РТ Рустама Минниханова было создано совместное со швейцарцами предприятие «КАМАЗ-Boshung», которое сейчас завершает программу поставки. Закупается и отечественная техника. Подрядчики получают ее через «Татлизинг», обеспечивают арендные платежи и эксплуатацию. В целом парк техники увеличен на 146 машин, то есть на четверть.

IMG_1280.jpg
Маленькие машинки «Бошунг Пони» могут эффективно чистить узкие улицы. Они могут как перекидывать поджатый к обочине снег, так и загружать его в самосвал. Причем «Пони» может работать не только зимой, но и летом, когда он действует по принципу пылесоса

ЗНАКОМИМСЯ С PONY

…Буксуя на летней резине, наш микроавтобус тяжело поднимается на кремлевский холм, а затем спускается к площадке у центрального стадиона. Здесь нас ждет первая остановка – выходим из салона и спрыгиваем прямо в снежный вал, длинной лентой уложенный посреди правой полосы Левобулачной. Замруководителя исполкома по благоустройству Александр Лобов показывает нам Pony - маленькую, но шуструю машинку, вгрызающуюся почти что метровым ротором в плотный сугроб и непрерывным потоком отбрасывающую снег метров за 20 от дороги.

- Снежный вал, который сначала поджат к обочине комбинированными дорожными машинами (КДМ), а затем сформирован грейдером, отбрасывается на зеленую зону. Это допускается, когда снег чистый. Загрязненный снег необходимо вывозить, - поясняет Лобов.

Таких маленьких машин в Казани две, они предназначены для маневренной уборки центральной части города. Швейцарский Pony – универсальная машина, которую можно оснастить ротором или отвалом, она способна чистить снег и тут же посыпать дорогу реагентом.

IMG_1442.jpg
Для борьбы с гололедом, помимо 180 тыс. т традиционной песко-соляной смеси, закупили 4,5 тыс. т современного реагента. Стоимость тонны, по словам Александра Лобова, 11 тыс. рублей – это в десятки раз дороже песко-соляной смеси…

СНЕГОПОГРУЗЧИКИ ДОСТАВАЛИСЬ «С БОЕМ»

Процесс вывоза можно было наблюдать тут же – с другой стороны улицы, загребая снег железными лапами, работал погрузчик. 15 таких лаповых погрузчиков по 3,9 млн. рублей за штуку производства московского «Дормаша» купили сами подрядчики, оформив кредит. Особенности нового СнП-17 – в производительности: один "КАМАЗ" (это примерно пять т) грузится не более четырех минут. Затем грузовик уходит либо на одну из 14 снежных свалок, либо на снегоплавильный пункт – их в Казани пять.

Чтобы обеспечить непрерывность процесса уборки, погрузчику требуется 20 самосвалов – производительность на порядок больше, чем у старой версии подобной машины. Кроме того, новый снегопогрузчик безопаснее – стеклянная кабина обеспечивает отличный обзор, что исключает наезды на пешеходов со стороны «слепой» правой зоны. А грузовик, который вывозит снег, ставится не задом, как раньше, а по направлению движения.

- Точно такие же современные снегопогрузчики закупает Москва. Квота на эти машины была не для нашего города, но мы съездили, договорились и получили снегопогрузчики, - поделился Лобов секретами коммунальной кухни. – Эти машины приходится заказывать за год. А мы приехали на завод в марте, сразу после того, как мэр сказал – все, других вариантов у нас нет, нужна новая система уборки снега.

Доезжаем до пункта, с которого по идее следовало начинать - база «Горводзеленхоза» на Даурской, 4. Этот генподрядчик обслуживает 6,5 млн. кв. м улично-дорожной сети в Вахитовском и Приволжском районах (Всего улично-дорожная сеть Казани – это более 19 млн. кв. м дорог разных категорий). Из ста дорожных машин на маршрутах – 73, остальные по графику выезжают позже. У каждого водителя есть маршрутная карта движения, специально разработанная в этом году с учетом новой техники и снегоплавилен. Чтобы контролировать его соблюдение и расход ГСМ, на основной части техники установлены спутниковые навигаторы, сигналы которых передаются на диспетчерский пункт.

- Мы отслеживаем все передвижения машин, от выхода с базы до возвращения, - рассказывает руководитель диспетчерской службы Рустем Ямалиев, сидя за компьютером, на котором открыта карта с мерцающими огоньками. – Контролируется график движения – вот, видите, машина стоит четыре минуты. В случае более длительных (5 - 10 минут) простоев мы можем связаться с мастерами участков и водителями.

ЕЩЕ ДЕКАБРЬ, А РЕАГЕНТ УЖЕ КОНЧАЕТСЯ!

Большой интерес журналистов вызвал уже накопленный опыт применения реагента, на который переходят практически все города-миллионники Поволжья. Эффективность его на дороге вызывает уважение: буквально через 3 - 5 минут начинается интенсивное таяние снега, и прямо под объективами камер из-под снега начинал проступать блестящий в свете фонарей асфальт.

Напомним, что для борьбы с гололедом подрядчики, помимо 180 тыс. т традиционной песко-соляной смеси, закупили 4,5 тыс. т современного реагента. Стоимость тонны, по словам Лобова, 11 тыс. рублей – это в десятки раз дороже песко-соляной смеси…

Стоит ли овчинка выделки? Судите сами. Если традиционная песко-соляная смесь – это, по сути, будущая летняя пыль пополам с солью, работающая к тому же только до -10 градусов, то новый реагент лишен этих недостатков. Рабочий диапазон – до -30, расход – в 7 раз ниже. А значит, реже надо заезжать на базу для пополнения запасов, расходуя солярку, время и ресурс КДМ. Реагент полностью растворяется, не оставляя после себя следов, а песок забивает километры ливневки, которую к весне коммунальщики начинают судорожно чистить под дружные проклятия утопающих в лужах горожан. После соленого песочка приходится заново восстанавливать газоны, что выливается в немалые суммы, а реагент работает и как удобрение. Поэтому, как считает Лобов, по совокупности всех расходов применение реагента выгодно.

- Новые КДМ со швейцарским оборудованием могут дозировать мощность расхода реагента, - продолжает Лобов. – Скажем, если надо – можно сыпать по 50 г на метр, а можно и 25, и 30. Это зависит от метеорологических условий. После реагента снега становится меньше в 2 - 3 раза. Называется он Бионорд, производится в Перми – некоторые казанцы, особенно владельцы приусадебных участков, с ним знакомы. Он продается в магазинах в мешках – некоторые ТСЖ также его используют.

Несмотря на то что новым реагентом пока посыпают лишь самые загруженные и ответственные участки (например, спуски и мосты), он уже кончается – из 4,5 тыс. т к началу недели высыпали четверть. Эксперимент, похоже, успешный – сегодня будет объявлен новый тендер на закупку противогололедных материалов.

IMG_1490.jpg

Пять машин производства «Бошунг-КАМАЗ», следуя одна за другой, буквально «вылизывают» дорогу. Эти «универсальные солдаты» до зубов вооружены всем, что необходимо для очистки дорог. Скребками снег поджимается по всей ширине дорожного полотна к обочине. Параллельно щетками разметаются остатки и вдобавок посыпается реагент. Эти операции проделываются по цепочке всеми пятью машинами

ОТРЯД СНЕЖНЫХ БУСТЕРОВ

После чая с треугольниками (как пошутил Лобов, угощал Игорь Куляжев – начальник комитета внешнего благоустройства отмечал вчера день рождения, в связи с чем был освобожден от работы с 12 часов ночи) автобус направился на ул. Эсперанто. Здесь напротив торгового центра «Соло» мы наблюдали, как на широком тракте разворачивается целый отряд КДМ при поддержке одного «Сноубустера».

- Вообще, оценить эффективность уборки можно после полуночи, - говорит Лобов. – Мы с вами выехали рановато, но картину посмотреть можно.

…Три машины с оранжевыми мигалками, поднимая столб снежной пыли, шли по дороге, сгребая снег к обочине. За ними еще две КДМ разбрасывали реагент.

А поодаль шел один из семи SnowBooster B6 – импортный снежный комбайн, загребая снежный вал двухметровой ширины ротором, тут же отбрасывает его за 30 м на обочину. Такая машина – только одна на каждый район Казани. Кроме выбрасывания снега, стрела ротора способна поворачиваться и выгружать снег в кузов грузовика. И ничего, кроме снега, туда не попадет – ротор тут же останавливается, если в снежный вал угодил кирпич или арматурина.

МЕТЕОСТАНЦИЯ НА МОСТУ

Едем дальше – вот и Миллениум. Останавливаемся у недавно смонтированной метеостанции. На следующей неделе она будет подключена к системе снегоуборочного комплекса. Станция автоматически замеряет скорость ветра, температуру и влажность – и оценивает скорость образования гололеда на дорожном полотне. Как только температура дороги падает до критической, она дает сигнал тревоги – пора выводить технику. Мало того – автоматика сообщает операторам КДМ-ов, с какой интенсивностью необходимо сыпать реагент, и водитель дозирует мощность обработки.

По словам Лобова, таких станций, по-хорошему, надо штук двадцать. Но это, как говорится, мечта, пока их только две на всю Казань – вторая установлена на Оренбургском тракте.

IMG_1703.jpg

Метеостанция на мосту «Миллениум» при помощи датчиков, вмонтированных в дорожное покрытие, будет передавать сигнал об изменении климатических условий

…И НАКОНЕЦ СПУСТИЛИ В КАНАЛИЗАЦИЮ

Последний пункт маршрута – снегоплавильный пункт у Речного техникума. Здесь и заканчивают свои дни те горы снега, которые сгребают на улицах – их просто спускают в канализацию. Всего таких пунктов в Казани шесть. Одна на улице Портовая работает давно, а пять появилось в этом году. Снегоплавильных камер при этом восемь, семь из которых построены в этом году.

Технология проста: на обширную площадку заезжают грузовики – и ссыпают на решетку камеры. Снежные горы резво закатывает трактор – а внизу их омывают теплые канализационные воды, разнося вокруг труднопередаваемый аромат. Хотя вчера нам повезло – как шутили коллеги, «даже глаза не резало». Зато экономия, ведь канализационное тепло уже ничего не стоит.

- Мощность снегоплавильной камеры – 570 тонн снега в сутки, или, если пересчитать на кубометры, - 1200 «кубов», - рассказал Андрей Егоров, директор МУП «Водоканал». – Все снегоплавильни переплавляют примерно половину вывозимого сейчас с улиц снега.

Планируется еще закупка двух передвижных пунктов – канадский производитель дорабатывает их под требования российских условий. Они будут работать на солярке, которой на растопку, впрочем, должно уходить не больше, чем на вывоз снега.

IMG_2002.jpg

Снегоплавильный пункт на улице Несмелова перерабатывает 570 т снега в сутки

КОММУНАЛЬЩИКИ НАМЕРЕНЫ ПОБИТЬ РЕКОРДЫ ПРОШЛОГО ГОДА

Вчера коммунальщики поставили себе задачу вывезти около 20 тыс. т снега – для сравнения максимальный объем они убрали в декабре прошлого года. Во время плана «Буран» пиковый объем вывоза достигал 22 тыс. тонн.

В эти дни они намерены поработать по максимуму - и повторить такой же заход ближе к Новому году. Учитывая снегопады, важно не допустить сужения проезжей части, поэтому планируется убрать основные дороги до бордюров. Необходимо подготовить город к очередному новогоднему «коллапсу» – будет много машин, и в торговых центрах Казани ожидается наплыв не только татарстанцев, но и гостей из соседних регионов.

Под конец Лобов подвел итоги. На сегодня в Казань поставлена 31 машина КДМ, 7 «Сноубустеров», 2 Pony, 3 универсальных машины МДМ. К 27 декабря ожидается приход последних 15 единиц КДМ.

- К 1 января общее количество техники – и новой, и старой - достигнет 635 единиц, - продолжает главный борец со снегом. – Техника действительно хорошая, сегодня швейцарцы находятся здесь, контролируя работу оборудования. К началу года машины будут полностью оборудованы системой спутниковой навигации и контроля – и программа перевооружения текущего года полностью завершится.