Гостем КФУ накануне стал первый заместитель председателя ДУМ РФ Дамир Мухетдинов Гостем КФУ накануне стал первый заместитель председателя ДУМ РФ Дамир Мухетдинов Фото: Альфред Мухаметрахимов

«Равиль хазрат, как старший брат, напомнил своему брату Камилю хазрату, как правильно вести себя»

Гостем КФУ накануне стал первый заместитель председателя ДУМ РФ Дамир Мухетдинов. С некоторых пор за такими визитами принято наблюдать особенно пристально. Правая рука Равиля Гайнутдина прибыл на традиционный всероссийский форум татарских религиозных деятелей, сегодня делегатов ждет пленарное заседание, а завтра — «Изге Болгар җыены». Одновременно представители ДУМ РФ решили лишний раз продемонстрировать в Казани научному сообществу, какую активную просветительскую деятельность ведет общероссийский муфтият, устроив в стенах главного вуза презентацию своих книг.

Тем не менее на пресс-подходе до начала мероприятия «БИЗНЕС Online» спросил Дамира хазрата, с какими чувствами он приезжает в Казань после целого ряда публичных скандалов в отношениях ДУМ РФ и ДУМ РТ, апогеем чего стало письмо шейха Гайнутдина в адрес президента РТ Рустама Минниханова накануне избрания Камиля Самигуллина муфтием Татарстана на новый срок. В нем глава ДУМ РФ нашел массу недостатков как в самой личности Самигуллина, так и в его воззрениях на ислам.

Но, судя по вчерашнему настрою Мухетдинова, заявившему, что не видит во взаимоотношениях двух муфтиятов «формата натянутости»,в Москве не желают дальнейшей эскалации отношений. А Гайнутдин, написав то самое письмо президенту Татарстана, и вовсе поступил согласно исламской традиции: «Равиль хазрат, как старший брат, напомнил своему брату Камилю хазрату, как правильно вести себя во вверенной ему Богом республике». После чего Дамир хазрат вспомнил и о том, как ссорятся самые близкие люди: «И в семье супруги регулярно ругаются, но это же не говорит, что нужно срочно бить в колокола и что-то происходит на уровне Судного дня. Это нормальные человеческие взаимоотношения, которые достигаются через компромисс, осмысление, покаяние и дальнейшее движение вперед».

Наш собеседник заверил, что и на нынешнем форуме, и на «Изге Болгар җыены» готов конструктивно общаться с руководством ДУМ РТ, а также вместе проводить будущее празднование 1100-летия принятия ислама Волжской Булгарией.

Дамир Мухетдинов обрушился с критикой на отношение некоторых известных исламских деятелей современности к реформаторам, правда не назвав имена Дамир Мухетдинов обрушился с критикой на отношение некоторых известных исламских деятелей современности к реформаторам, правда, не назвав имена Фото: Альфред Мухаметрахимов

«Мы лишь возрождаем традицию наших татарских алимов XIX века»

Именно к этой будущей дате и была приурочена презентация книжной серии «Ал-ислах ва-т-тадждид» — «Возрождение и обновление», издающейся ДУМ РФ, представляющей собой избранные труды мыслителей, чье научное творчество принадлежит к различным школам модернизма и неомодернизма исламской теологической и общественно-политической мысли. Большинство авторов, представленных в серии, издаются на русском языке впервые.

Вчера в КФУ представили книги представителей реформаторской мысли в исламе — богословов Джамала ад-Дина ал-Афгани (1839–1897) «Ответ материалистам» и Мухаммада Абдо (1849–1905) «Трактат о единобожии», а также сборник биографий 30 крупнейших духовных и общественных деятелей татар XIX–XX веков, автором которых является профессор КФУ Айдар Хабутдинов, выступивший модератором встречи.

К слову, фигуры ал-Афгани и Абдо неоднозначно трактуются среди исламских богословов, в частности, некоторые их обвиняют в ереси, принижении сунны Пророка и прочих грехах. По мнению Мухетдинова, главного редактора серии «Возрождение и обновление», данная трактовка не соответствует действительности. «Я считаю, что это говорят люди, которые никогда не читали их трудов ни в оригинале, ни в переводе на русский язык, — уверен первый зампред ДУМ РФ. — А в переводе на русский язык невозможно было их прочитать по той причине, что мы впервые ввели труды ученых в научный оборот. Хотя мне прекрасно известно, что отдельно взятые труды уже в свое время были напечатаны на татарском языке и переведены татарскими богословами здесь, в Татарстане. Мы лишь возрождаем традицию наших татарских алимов XIX века».

По его мнению, эти ученые повлияли и на татарских богословов. Ал-Афгани известен как мыслитель, оказавший воздействие на научное становление муфтия и ученого-энциклопедиста Ризаэтдина Фахретдина, Абдо же — верховный муфтий Египта в 1899–1905 годах, из единомышленников выдающегося богослова Мусы Бигиева.

Исполняющий обязанности ректора Болгарской исламской академии Айнур Тимерханов в своем спиче отметил, что труды Абдо «еще в 1913 году перевели на татарский язык и с полным основанием можно утверждать, что „Рисалат ат-таухид“ („Трактат о единобожии“) впервые в России был издан на татарском языке». В целом состав участников мероприятия был весьма солиден, тут и директор Института международных отношений КФУ Рамиль Хайрутдинов, и председатель совета улемов ДУМ РФ Шамиль Аляутдинов, в режиме онлайн на связь выходили профессора МГУ и СПбГУ. А сам разговор пошел дальше трудов конкретных ученых в сторону общих размышлений о настоящем и будущем мусульманской богословской мысли.

В основном прозвучали общие слова, наиболее содержательным и эмоциональным было, наверное, выступление самого Мухетдинова, в котором он обрушился с критикой на отношение некоторых известных исламских деятелей современности к реформаторам, правда, не назвав имена. Поэтому мы решили наиболее яркие высказывания привести отдельно.

В целом, состав участников мероприятия был весьма солиден (На фото директор Института международных отношений КФУ Рамиль Хайрутдинов) В целом состав участников мероприятия был весьма солиден (На фото — директор Института международных отношений КФУ Рамиль Хайрутдинов) Фото: Альфред Мухаметрахимов

«Что вы бегаете с этими джадидами? Поднадоели они нам»

Но самым ярким стало, пожалуй, 25-минутное выступление все того же Мухетдинова, заслуживающее того, чтобы остановиться на нем поподробнее.

Дамир хазрат напомнил, что сегодня многие деятели, включая авторитетных политиков (президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган, президент Египта Абдель Фаттах ас-Сиси), заговорили «о реформе ислама, обновлении исламской мысли. А наследный принц Саудовской Аравии Мухаммед ибн Салман даже заявил, что необходимо открывать врата иджтихада. «В 90-е, когда мы обучались в Саудовской Аравии, за такие речи мне бы, как студенту, билет в один конец вручили», — уточнил Дамир хазрат.

По его мнению, за 30 лет развития демократии в России ислам в нашей стране прошел несколько этапов. Сначала было повальное увлечение салафизацией, пришла мода на евроислам, чему поспособствовал лично экс-директор Института истории им. Маджани Рафаэль Хакимов. Наступило увлечение джадидизмом «с возрождением работ Марджани и Ризы хазрата», а затем в повестку дня вновь вошел кадимизм.

«Сегодня мы читаем отдельно взятых представителей науки, мол, что вы бегаете с этими джадидами? Поднадоели они нам все! — продолжил Мухетдинов. — Вы знаете, я занимаюсь джадидами, обновленцами последние 30 лет. Спасибо ученым из Татарстана, которые открыли такого крупного ученого, как Хусаин Фаизханов, стоявшего у истоков реформ. Он говорил прежде всего о реформе медресе как культового учебного заведения, которое занимается не только подготовкой религиозных деятелей. Когда занимаешься джадидами, тем же Бигиевым, Фахретдином, то понимаешь, что мы даже 10 процентов их наследия не осмыслили!»

Дамир хазрат напомнил о существовании Института истории им. Марджани. «А сколько работ института имени Марджани из творчества Марджани идет в научный оборот? — задался вопросом оратор. — На татарском языке, в переводе на русский подготовлены труды, чтобы за рубежом их знали. Мы все в курсе, что по тому же Мусе Бигиеву в Турции защищено более 10 кандидатских и докторских диссертаций. А сколько подобных диссертаций защищено у нас в Татарстане? Его труды свободно продаются в магазинах Турции».

Далее Мухетдинов остановился на тех ученых, чьи труды презентовали в КФУ. «На сегодняшний день на русском языке не была введена в научный оборот ни одна работа ал-Афгани, не говоря уже о модернистах, и они не известны в профессиональной среде большому кругу специалистов, — сказал доктор теологии Мухетдинов. — Джадидов надо осмыслять, изучать, вводить в научный оборот, делать научные комментарии. Меня всегда интересовал вопрос, почему наши ученые стали поднимать такие темы, под чьим влиянием. Если говорить об Абдо, это была культовая фигура, любой, кто говорит об осмыслении религии, станет возвращаться к его работам. Из понимания Мухаммада Абдо вышли такие крупные фигуры, как Зыяутдин Камали и Муса Джарулла Бигиев, о чем они пишут в своих работах».

Абдо — муфтий Египта, человек с огромным религиозным бэкграундом, настоящий авторитет, продолжал оратор. «Поэтому истоки обновленческого движения — суть исламской традиции, а не потому что кто-то дал грант из Америки или Нидерландов и решили неожиданно заняться новым движением, — сказал Мухетдинов. — Поэтому мы и Бигиевым занимаемся и надеемся, что к 2025 году его эпистолярное наследие, а это более 60 работ, издадим на трех языках: на современном татарском, русском и на языке оригинала». Говоря о последнем, он вспомнил примечательную историю: «Мне было очень приятно, когда я посещал Рим и Папский университет. Один из профессоров, который обучает христианских католиков исламу, сказал: „У вас есть такая потрясающая фигура, как Муса Джарулла Бигиев“. Господи, откуда он знает?! Я был потрясен. То есть за рубежом хвалят все, выезжаем куда-то, рассказываем о своем великом наследии, а находясь у себя на родине, клеймим, позорим, вместо того чтобы изучать и переводить».

Тезис про «клеймим и позорим» относился уже к другому видному мусульманскому деятелю и муфтию. «Послушайте, что говорят и пишут на научных конференциях наши имамы в чалме: „Фахретдин был ваххабитом, салафитом, чуть-ли не поборником экстремизма“, — возмущался Мухетдинов. — Одно дело, когда так профаны говорят. Но когда ректоры исламских духовных заведений об этом заявляют публично, в присутствии уважаемых людей, извините, на это надо как минимум повысить голос. Вы знаете, кто такой Риза Фахретдин, какой вклад внес он не просто в защиту нашей традиции, а в защиту ислама как такового. Покойный востоковед Дмитрий Юрьевич Арапов, который на короткий момент имел возможность приобщиться к архивам нашего ФСБ, говорил, что доносы на своих коллег-имамов писали все, кроме Фахретдина…. И потом, если Фахретдин ваххабит, то что тогда остается из татарского наследия?»