Выручка ПАО «КАМАЗ» в первом квартале 2021 года выросла в 1,5 раза: с 32,3 млрд рублей в первой четверти 2020 года до 48 млрд рублей, следует из отчетности компании. Такое ускорение — одно из самых мощных за все время наших наблюдений Выручка ПАО «КАМАЗ» в I квартале 2021 года выросла в 1,5 раза: с 32,3 млрд рублей в первой четверти 2020-го до 48 млрд рублей, следует из отчетности компании. Такое ускорение — одно из самых мощных за все время наших наблюдений Фото: «БИЗНЕС Online»

Ускорение КАМАЗа — одно из самых мощных в истории

Выручка ПАО «КАМАЗ» в I квартале 2021 года выросла в 1,5 раза: с 32,3 млрд рублей в первой четверти 2020-го до 48 млрд рублей, следует из отчетности компании. Такое ускорение — одно из самых мощных за все время наших наблюдений. Аналогичные темпы роста автогигант продемонстрировал в I квартале 2011 года, а сильнее (на 4%) были только январе – марте 2017-го, после провала рынка до дна в 2016-м, когда одной из главных причин стала низкая база.

Отметим сразу, что, в отличие от показателей четырехлетней давности, у КАМАЗа не было никакого провала в 2020-м, напротив, вопреки «коронакризису», челнинский завод показал завидные для отрасли темпы роста. Выручка КАМАЗа в прошлом году увеличилась на 16% до 185,9 млрд рублей. И это несмотря на то, что спрос на новые грузовые автомобили в России за это же время просел на 7% до 74,8 тыс. единиц. Хотя число регистраций новых «КАМАЗов» в России, по данным аналитического агентства «Автостат», подросло чисто символически — на 0,6%, или на 156 единиц, до 27,8 тыс. авто.

Согласно тому же «Автостату», прирост регистраций новых «КАМАЗов» в I квартале текущего года составил 24% до 7 257 авто, притом что в среднем спрос на грузовики увеличился на 11,6% до 19,4 тыс. единиц. Как видим, и тут динамика весьма приличная, однако очень далека от полуторного роста. Конечно, данные «Автостата» и самого КАМАЗа обычно несколько расходятся, хотя бы потому, что со времени покупки до постановки грузовика на учет существует временной лаг — так что выручка может «обгонять» статистику регистраций (хотя, в принципе, может быть и противоположный сценарий).

Итак, в натуральном выражении прибавка составила 24%, а значит, с большой вероятностью остальное — вклад ценового фактора и изменения структуры спроса. Конкретные цены грузовиков не так уж просто определить: на итоговые цифры сильно влияют дополнительные факторы, например возможные скидки для постоянных или оптовых клиентов, разнообразный «обвес» машин и т. д. Но цены на легковые авто с апреля 2020-го по апрель 2021 года, по нашим собственным наблюдениям, выросли на 10–20%. К примеру, бюджетная отечественная модель LADA Granta подорожала на 11%.

Самой популярной не только в линейке челнинцев, но и на всем российском рынке остаются вездеходы семейства «43118», спрос на которые вырос на 10,5% до 2071 авто. Второе место в российском «хит-параде» — за тягачами «5490» (на фото), рейтинг которых скакнул на 74% (!) до 1204 авто Самой популярной не только в линейке челнинцев, но и на всем российском рынке остаются вездеходы семейства «43118», спрос на которые вырос на 10,5% до 2 071 авто. Второе место в российском «хит-параде» — за тягачами «5490» (на фото), рейтинг которых скакнул на 74% (!) до 1 204 авто Фото: «БИЗНЕС Online»

Лихая тройка КАМАЗА: вездеходы «43118», тягачи «5490» и самосвалы «6511»

Самой популярной не только в линейке челнинцев, но и на всем российском рынке остаются вездеходы семейства «43118», спрос на которые вырос на 10,5% до 2 071 авто. Такие машины особенно популярны среди нефтяников, крупных инфраструктурных компаний и силовых структур.

Второе место в российском «хит-параде» — за тягачами «5490», рейтинг которых скакнул на 74% (!) до 1 204 авто. К слову, многие признанные мэтры сегмента тягачей — такие как MAN, DAF, Mercedes — на старте года сильно сдавали позиции и смогли показать резкий рост оборотов только в марте. В итоге I квартал многие закрыли в минусе. Исключение составила только шведская Scania, продажи которой ускорились на 37% до 1 257 авто, благодаря чему бренд занял третье место в общем зачете, пропустив вперед лишь челнинцев и GAZ.

Третье место в конюшне КАМАЗа и четвертое по РФ — за семейством «65115» с прибавкой 21% до 1 134 единиц. Напомним, что по итогам прошлого года это семейство удерживало вторую позицию, хотя и теряло 10%.

Соответственно, четвертое место в заводском и пятое в федеральном рейтинге — за семейством «6520», которое добавило 30% до 709 пунктов. По итогам 2020 года эти тяжелые самосвалы прибавляли 20%, так что здесь наблюдается устойчивый рост. Как правило, спрос на такую технику растет при повышенной активности в строительстве и ЖКХ. И с этой стороны все в порядке. По данным Росстата, ввод жилья в январе – марте вырос на 15,4% до 17,8 млн кв. метров. Для разгона спроса и активности в секторе ранее были созданы условия в виде льготной ипотеки, субсидируемой правительством. Стимулировалось также и инфраструктурное строительство. К примеру, правительство Татарстана  в 2020-м увеличило заказы через генподрядчиков до рекордных 62 млрд рублей — в 2 раза больше эталонного 2018 года. Хотя не все регионы могли позволить себе такие антикризисные вливания. Лидером роста строительства в I квартале стала Иркутская область (плюс 332%), антилидером — Якутия (минус 52%), чуть менее чем наполовину просели Тыва и Алтай, Татарстан же прибавил 1,8%. Если не вдаваться в региональные и структурные нюансы, то, по  данным Росстата, объем строительных работ в сопоставимых ценах вырос только на 0,2% до 1 трлн 588 млрд рублей.

Часть выручки КАМАЗа может быть обусловлена закупками в рамках гособоронзаказа. Чтобы обеспечивать оптимальный возраст парка автомобилей многоцелевого назначения (АМН), по оценкам некоторых экспертов, ежегодно в войска необходимо поставлять примерно 35 тыс. единиц новой техники. Цифры сопоставимы с общим количеством гражданской продукции, производимой на КАМАЗе (34 тыс. по плану на 2020 год). И основные бенефициары таких специальных госзаказов — КАМАЗ и «Урал». Как бы ни старался завод маскировать отношения с силовиками, формально отстраиваясь от своих специализированных подразделений, в 2020 году миноброны одним судебным иском засветило заказ на спецмашины «5350-379» суммой 802 млн рублей.

«Риск нехватки машин разных типов существует, что могло подтолкнуть часть покупателей приобрести их в I квартале» «Риск нехватки машин разных типов существует, что могло подтолкнуть часть покупателей приобрести их в I квартале» Фото: «БИЗНЕС Online»

Риски для КАМАЗа — дефицит чипов и вымывание спроса

Ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов среди факторов роста оборотов у КАМАЗа отметил общее оживление активности.

«Мог сыграть свою роль и нарастающий дефицит чипов в автопроме: пока он не затронул компанию, но, к сожалению, ситуация пока не улучшается, что может привести к уменьшению объемов производства автомобилей. Риск нехватки машин разных типов существует, что могло подтолкнуть часть покупателей приобрести их в I квартале», — сказал нашему изданию Баранов. Другими словами, покупатели опасаются остаться без грузовиков в недалеком будущем, и сегодня происходит вымывание спроса из последующих кварталов. Из-за дефицита чипов мировая автоиндустрия рискует недополучить $110 млрд выручки. Проблема же с чипами обусловлена нехваткой полупроводников, спрос на которые побил все рекорды из-за резкого увеличения заказов на компьютерную технику для удаленной работы и на развлекательные консоли. Свой вклад внесли и торговые войны США и Китая, в результате которых уменьшилась доля ведущего китайского производителя чипов Semiconductor Manufacturing International и резко выросла у тайванькой Taiwan Semiconductor Manufacturing, что потребовало перестройки производственных и сбытовых цепочек. К слову, комментируя итоги I квартала по продажам новых легковых авто, директор по продажам ГК «КАН Авто» Рита Халилова отметила, что сохраняется ситуация дефицита автомобилей.

Эксперт «Финама» обратил внимание на свежее заявление генерального директора Сергея Когогина, в котором он отметил, что «продукция на ближайшие четыре месяца уже продана».

Среди преимуществ челнинцев Баранов отметил расширение номенклатуры выпускаемой продукции, в частности техники, работающей на газе. «Сыграло свою роль и увеличение объемов выпуска компанией пассажирского транспорта, он пользуется возрастающим спросом, что отразилось на показателях», — отметил эксперт. Напомним, что КАМАЗ очень успешно работает по направлению обновления автобусных парков, особенно московского, за счет электробусов.

Первые плюсовые январь – март за четыре года, второй по силе в истории

Одной из особенностей прошлого года для КАМАЗа стал убыточный IV квартал: если за 9 месяцев было заработано 2,18 млрд рублей прибыли, то по итогам 12 осталось только 1,55 млрд рублей. Но I квартал текущего года принес 1 млрд рублей чистой прибыли против убытка 792 млн в I квартале прошлого года. Это второй по силе результат за все время наблюдений, уступающий только первой четверти 2012-го, когда профит автогиганта достиг 1,6 млрд рублей.

Напомним, что старт 2018-го не задался и КАМАЗ потерял 215 млн, а в первой четверти 2019-го — и вовсе антирекордные 2,1 млрд рублей. Таким образом, январь – март принесли положительную отдачу впервые за последние четыре года. А если учесть, что в стартовой четверти 2017-го завод показал чисто символическую для своих оборотов прибыль 34 млн рублей, то I квартал текущего года принес существенную чистую прибыль впервые за последние 8 лет.

С учетом того, что темпы продаж КАМАЗа бьют все рекорды, эксперт «Финама» ждет от него отличных финансовых результатов в ближайших отчетных периодах. «И показатели II квартала, и первого полугодия 2021 года будут для компании успешными в финансовом плане», — прогнозирует Баранов. Но если всплеск заказов обусловлен не органическим ростом деловой активности, а вымыванием за счет последующих кварталов, то вторая половина года может быть не такой радужной. Также стоит учесть, что после завершения локдаунов различной степени жесткости в ЕС, где вакцинация идет опережающим темпом, ведущие игроки сегмента тягачей снова ринутся в бой и постараются вернуть себе долю на российском рынке. Опять же, если кризис дефицита чипов усилится, это ударит по всему автопрому, в том числе по российским производителям.