Накануне Депутаты Башкортостана и Татарстана впервые собрались на совместное заседание на тему «Роль родного языка в развитии диалога культур», и не где-нибудь, а в граничащем с Башкирией Актанышском районе Накануне Депутаты Башкортостана и Татарстана впервые собрались на совместное заседание на тему «Роль родного языка в развитии диалога культур», и не где-нибудь, а в граничащем с Башкортостаном Актанышском районе Фото: gossov.tatarstan.ru

«Люди, которые стреляют в детей, когда-то сидели на школьной скамье, и процесс их воспитания был упущен»

Депутаты Башкортостана и Татарстана настроены объединить усилия в борьбе за сохранение родных языков. Накануне для этого они впервые собрались на совместное заседание на тему «Роль родного языка в развитии диалога культур», и не где-нибудь, а в граничащем с Башкортостаном Актанышском районе, на родине первого президента РТ. Глава района Энгель Фаттахов принимал здесь председателя Госсовета РТ Фарида Мухаметшина и его коллегу, спикера Государственного Собрания — Курултая Республики Башкортостан Константина Толкачева, чиновников от образования и культуры обеих республик и, конечно, депутатов профильных комитетов под руководством председателей Айрата Зарипова и Раиля Асадуллина.

Гости посетили музей в родном селе Минтимера Шаймиева и районный дом культуры имени Альфии Авзаловой, а также местную гимназию-интернат для одаренных детей. Затем в здании администрации района началось совместное заседание. После приветственного слова Мухаметшина с речью выступил Толкачев. Если председатель Госсовета РТ сначала ни словом не обмолвился о произошедшей в Казани трагедии, то его коллега сделал это основным пунктом своего спича. Объявив минуту молчания, Толкачев предложил Госсовету выступить с инициативой об ужесточении обращения оружия на федеральном уровне.

Гости посетили музей в родном селе Минтимера Шаймиева и районный дом культуры имени Альфии Авзаловой, а также местную гимназию-интернат для одаренных детей Гости посетили музей в родном селе Минтимера Шаймиева и районный дом культуры имени Альфии Авзаловой, а также местную гимназию-интернат для одаренных детей Фото: gossov.tatarstan.ru

«С трудом укладывается в голове. Боль переполняет наши сердца в связи с нечеловеческой жестокостью по отношению к детям. Эта трагедия заставляет многое переосмыслить, в том числе взглянуть с другой стороны на систему безопасности в образовательных учреждениях, на защиту жизни и здоровья граждан. Важно принять все меры, чтобы не допустить в будущем повторения подобных событий», — заявил Толкачев, выражая готовность поддержать все звучащие предложения по запрету выдачи лицензий на оружие ранее судимым и задержанным за вождение в нетрезвом виде. Согласился спикер палаты РБ и с идеей увеличить возраст имеющих право на приобретение оружейной лицензией, запретить их выдачу неслужившим в армии и усилить ответственность за незаконный сбыт оружия и взрывчатых веществ. «Во всех подобных других инициативах содержатся рациональные зерна. Считаем необходимым очистить их от плевел, оформить и внести в Госдуму в виде проекта федерального закона, а возможно, нескольких законопроектов. Полагаю, Госсовет Татарстана, как представитель пострадавшего региона, вправе сыграть первую скрипку в этом важном деле. Наш парламент готов поддержать вас, выступить с совместными законодательными инициативами», — заявил Толкачев.

На этом предложения председателя Госсобрания не закончились: он предложил Татарстану и Башкортостану совместно лоббировать охрану школ Росгвардией за счет бюджета, а не из карманов родителей. При этом Толкачев вовсе не считает Росгвардию панацеей: по собственному признанию, «к каждому ребенку омоновца не приставишь», поэтому председатель Курултая предлагает заняться в первую очередь надлежащим воспитанием детей. «Если мы обратимся к нашему советскому прошлому, то вспомним, что охраны школ не было вообще и никто при этом в детей не стрелял и не взрывал, — напомнил Толкачев. — Люди, которые стреляют в детей и совершают другие преступления, не берутся из вакуума. Все они когда-то сидели на школьной скамье, и процесс их воспитания, взращивания в них общечеловеческих ценностей был упущен. Это в том числе наша с вами вина, а также государства, родителей, педагогов, и решать эту проблему нужно совместными усилиями».

Константин Толкачев: «Если мы обратимся к нашему советскому прошлому, то вспомним, что охраны школ не было вообще, и никто при этом детей не стрелял и не взрывал» Константин Толкачев: «Если мы обратимся к нашему советскому прошлому, то вспомним, что охраны школ не было вообще, и никто при этом в детей не стрелял и не взрывал» Фото: gossov.tatarstan.ru

«Дискредитируется сама идея создания школы с обучением на конкретном родном языке»

Через вопрос воспитания Толкачев плавно подошел и к теме заседания — народные традиции в России всегда были традициями нравственности, поэтому на них и нужно опираться в процессе воспитания молодого поколения. Это значит, что в учебном процессе должны занимать большую роль родные языки, через которые ребенок формируется как личность и приобщается к культуре народа. Спикер призвал создавать благоприятные условия для изучения и сохранения родных языков, назвав это общей задачей семьи и органов госвласти.

В качестве примера подобной работы, актуальной для обеих республик, Толкачев привел законодательную инициативу Курултая о закреплении в ФЗ об образовании понятия этнокультурной образовательной организации. Проект закона был внесен в Госдуму еще в декабре 2020-го. Толкачев указал на имеющееся в законе противоречие: с одной стороны, родители вправе выбирать для детей язык образования, с другой — предусмотрено закрепление школ за конкретными территориями муниципального района или города. Таким образом, в школах с родным нерусским языком обучения вправе обучаться дети всех национальностей. «На практике реализация этих двух норм порождает правовую коллизию, — констатировал Толкачев. — Не только дискредитируется сама идея создания школы с обучением на конкретном родном языке, но и возникает конфронтация между двумя частями родительского сообщества в одной и той же школе, где при этом правы и те, и другие родители одновременно».

Для решения проблемы башкирские законодатели и предлагают закрепить правовой статус этнокультурных образовательных организаций и законодательно установить возможность не закреплять такие школы за конкретными территориями района и города. В такие школы родители смогут отдавать детей независимо от места жительства. А те родители, которые не желают, чтобы их ребенок учился в национальной школе, территориально более не будут к ней прикреплены и получат возможность отправить своих детей в ближайшую обычную школу. Толкачев попросил Мухаметшина поддержать инициативу Курултая на региональном и федеральном уровне.

После выступления коллеги Мухаметшин счел нужным снова взять слово вне регламента. Он выразил Толкачеву признательность за соболезнования. И сообщил, что во время недавнего отчета правительства в Госдуме к нему обратился спикер Вячеслав Володин и попросил выйти с законодательной инициативой, «направленной на неповторение этих случаев». Спикер напомнил, что еще после расстрела в Керчи в 2018-м депутаты Госсовета выступили с законодательной инициативой об увеличении возраста выдачи разрешения на оружие до 21 года. Правительство РФ тогда решение не поддержало, а Госдума проект отклонила, напомнил Мухаметшин. «Если бы оно тогда было принято, такой беды бы не случилось в 175-й гимназии», — заключил спикер.

И на этой славной ноте Мухаметшин, Толкачев и Фаттахов покинули заседание, пожелав всем оставшимся народным избранникам удачной работы. «Такую форму надо использовать всем профильным комитетам!» — бросил напоследок руководитель Госсовета РТ.

И на этой славной ноте Мухаметшин, Толкачев и Фаттахов покинули заседание, пожелав всем оставшимся народным избранникам удачной работы. «Такую форму надо использовать всем профильным комитетам!» И на этой славной ноте Мухаметшин, Толкачев и Фаттахов покинули заседание, пожелав всем оставшимся народным избранникам удачной работы. «Такую форму надо использовать всем профильным комитетам!» Фото: gossov.tatarstan.ru

«Мы будем изучать родные языки, но нам нужно четкое понимание, как не напороться на прокуратуру»

После этого Зарипов смог перейти собственно к «роли родного языка в развитии диалога культур». Чиновники из Татарстана и Башкортостана попеременно выступили с практически зеркальными докладами о состоянии культуры и образования в республиках, о полилингвальных школах, инновационных методах обучения, взаимно проводимых днях республик, концертах и встречах на высшем уровне. Председатель комитета Курултая по образованию, культуре, молодежной политике и спорту Раиль Асадуллин предложил усилить совместные академические исследования по методическим основам русско-национального и национально-русского двуязычия.

Депутат Госсобрания РБ Рустем Ахунов поинтересовался у заместителя министра образования РТ Минзалии Закировой, которая первой выступила с обстоятельным докладом, назвать конкретную цифру: какой процент выпускников 11-го класса может читать, писать и говорить на татарском языке? Такой цифры у Закировой не нашлось, но она ответила, что татарский язык преподается у 63% татарстанских учеников, а 657 из 1 403 школ РТ ведут обучение на татарском. «Когда приезжает любая комиссия, когда видят, что в центре Татарстана дети спокойно осваивают физику, историю, математику на своем родном языке и они успешно сдавали единый экзамен на высокие баллы, — эти результаты говорят сами за себя», — рассказала Закирова о собственном опыте руководства в татарской школе-интернате №27 Вахитовского района. Правда, было это в далекие 90-е годы.

Депутат Госсовета РТ Рамиль Тухватуллин в свою очередь поинтересовался у замминистра образования РБ Альфии Галиевой, почему лишь 8% учеников в Башкортостане выбрали родным языком татарский? Ведь татар там гораздо больше. Галиева сослалась на общую тенденцию, связанную с изменениями в федеральном законодательстве, отдавшими вопрос на откуп родителям. В результате русский язык как родной в Башкортостане изучают порядка 65% учеников, 13% выбрали башкирский, 8,6% — татарский.

Раиль Асадуллин предложил усилить совместные академические исследования по методическим основам русско-национального и национально-русского двуязычия Раиль Асадуллин предложил усилить совместные академические исследования по методическим основам русско-национального и национально-русского двуязычия Фото: gossov.tatarstan.ru

Председатель союза писателей РТ депутат Ркаил Зайдулла предложил издать антологию татаро-башкирской — или башкиро-татарской («как вам угодно») — поэзии XXI века. Председатель правления союза писателей РБ и тоже депутат Заки Алибаев идею поддержал и пообещал включить ее в план совместной работы.

Депутат Госсобрания РБ Эльвира Аиткулова попросила татарстанских коллег оказать более активную поддержку законопроекту об этнообразовательных организациях. «Москва говорит, этнообразовательных организаций в типологии быть не может. Давайте с вашими юристами искать, потому что мы эту формулировку нашли из сотен возможных. Сейчас нам очень важно четко отработать, и большое значение имеет, чтобы не только Башкортостан это транслировал, а чтобы абсолютно все национальные республики сказали: „Мы хотим, мы будем изучать родные языки, но нам необходимы четкие регламенты, нам нужно четкое понимание, как это на местах делать, чтобы не заходить за флажки, чтобы не напороться на прокуратуру“». Зарипов на это заметил, что Госсовет РТ данную инициативу уже поддержал, с чем Аиткулова и согласилась. В заключение депутат упомянула «непростую информационную ситуацию вокруг переписи», призвав «быть корректными в высказываниях и не создавать лишнее напряжение».

По итогам заседания была принята резолюция, рекомендующая комитетам работать согласованно, оперативно обмениваться информацией, развивать сотрудничество министерств, муниципалитетов, вузов, академий наук и средств массовой информации двух республик. Высказанные на заседании поправки будут внесены в резолюцию в 10-дневный срок, пообещал Зарипов.