В Казани накануне открылся III Международный салон спецтранспорта «ИНТЕРПОЛИТЕХ: SpecTransExpo-2021» — крупнейшее отраслевое мероприятие России В Казани накануне открылся III международный салон спецтранспорта «Интерполитех: SpecTransExpo-2021» — крупнейшее отраслевое мероприятие России

Форум спецтранспорта: от батарейки до мусоровоза

В Казани накануне открылся III международный салон спецтранспорта «Интерполитех: SpecTransExpo-2021» — крупнейшее отраслевое мероприятие России. Татарстан его принимает впервые — как уверяет официальное издание салона, переезд форума в Казань «является серьезным шагом на пути обретения городом еще одного титула — столицы российского спецтранспорта». В выставочном центре «Казань Экспо» представили военную, городскую и вездеходную технику и комплектующие к ней, а в лаунж-зонах представители федеральных и региональных органов власти вместе с транспортными производителями и поставщиками оборудования обсуждали будущее транспортного комплекса РФ в рамках всероссийской межотраслевой конференции «Машиностроение: стратегии развития». 

На входе красовался первый российский электрический мусоровоз «Чистогор» производства КАМАЗа. Челнинский автогигант, как признались на стенде, никогда раньше даже обычных мусоровозов не производил На входе красовался первый российский электрический мусоровоз «Чистогор» производства КАМАЗа. Челнинский автогигант, как признались на стенде, никогда раньше даже обычных мусоровозов не производил

Вся выставка, несмотря на крупногабаритные экспонаты, уместилась в небольшом по меркам «Казань Экспо» зале в правом крыле. На входе красовался первый российский электрический мусоровоз «Чистогор» производства КАМАЗа. Челнинский автогигант, как признались на стенде, никогда раньше даже обычных мусоровозов не производил, но уже может похвастаться линейкой электротранспорта и в «электрочистогор» верит: автомобиль получился не только экологически чистым, но и практически бесшумным. Тему чистоты поддержала из глубины зала вакуумно-уборочная машина, скромно притаившаяся за монументальным вахтовым автобусом «Урал» на 28 человек. За международную составляющую отвечало сразу три разноцветных «МАЗа»: мусоровоз, автокран и тягач. А околовоенную направленность салона (мероприятие проходит при поддержке коллегии военно-промышленной комиссии) отрабатывал внушительного вида гусеничный плавающий снегоболотоход производства ООО «ВПК». Машина способна перевозить до 5 т грузов, преодолевая водные преграды (вплавь), болота, барханы и т. д. Рядом разместился плавающий двухзвенный транспортер-тягач, на взгляд корреспондента «БИЗНЕС Online», напоминающий «буханку» на гусеницах с прицепом.

Челнинский автогигант, как признались на стенде, никогда раньше даже обычных мусоровозов не производил, но уже может похвастаться линейкой электротранспорта и в электрочистогор верит: машина получилась не только экологически чистой, но и практически бесшумной Челнинский автогигант, как признались на стенде, никогда раньше даже обычных мусоровозов не производил, но уже может похвастаться линейкой электротранспорта и в «электрочистогор» верит: машина получилась не только экологически чистой, но и практически бесшумной

Лениво крутил колесами, привлекая редкую аудиторию, электрический вездеход Emax Кhan, за ним гордился почти полностью отечественными компонентами снегоболотоход «Феникс». Были и менее габаритные, но не менее значимые разработки: от Wi-Fi-камер «Видос» и отечественных батареек «Энергия» до световых панелей для спецтранспорта НПКО «Элект» и «Форвард» (который может мигать «люстрой» в 7 разных режимах) и оборудования для скорой от ООО «Микромонтаж». Последним, кстати, живо заинтересовались люди в жилетах «Минздрав Татарстана» и «Медицина катастроф»

«Татарстан по праву считается одним из основных передовых и инновационных регионов нашей страны, занимает передовые позиции в развитии промышленного потенциала РФ и обеспечении производства конкурентоспособной промышленной продукции, — открыл мероприятие член коллегии военно-промышленной комиссии РФ Михаил Осыко, севший с другим членом коллегии, экс-губернатором Хабаровского края Вячеславом Шпортом по обе стороны от модератора конференции, министра промышленности и торговли РТ Альберта Каримова. — Постпандемийный период требует больших усилий, внедрения прорывных технологий, возможно, кардинальных и жестких усилий по организации производственных и бизнес-процессов». Осыко подчеркнул, что потенциал у сектора есть, но производители и чиновники должны глубже быть погружены в нормативные акты, которые квотируют закупки отечественной продукции (по сельскому хозяйству, например, уровень отечественного оборудования достигает 70%). 

Член коллегии военно-промышленной комиссии РФ Вячеслав Шпорт (слева) и член коллегии военно-промышленной комиссии РФ Михаил Осыко (в центре) Член коллегии военно-промышленной комиссии РФ Вячеслав Шпорт (слева) и член коллегии военно-промышленной комиссии РФ Михаил Осыко (в центре)

«Мы находимся в процессе глобальной трансформации отрасли»

Каримов заверил, что мероприятие для республики знаковое, поскольку отрасль машиностроения в РТ занимает свыше 20% объема промпроизводства, в ней задействованы более 150 только крупных и средних предприятий и 120 тыс. сотрудников, которые произвели по итогам прошлого года продукцию на 600 млрд рублей. 

«Многие осознали, что мы находимся в процессе глобальной трансформации отрасли, вызванной несколькими факторами. Первоочередной — цифровизация: это и предиктивная аналитика, и интернет вещей, и внедрение датчиков в готовую продукцию и станочное производство, и искусственный интеллект, и техническое зрение, и сложные алгоритмы работы на уровне цехов… Множество новых идей и новых компаний, поэтому с точки зрения цифровизации и происходит большая трансформация, которая является главным источником роста производительности труда, увеличения эффективности», — рассуждал Каримов. 

Преобразуется не только промышленность, но и конечные продукты, в основном в машиностроении: набирает обороты производство транспорта на электротяге, уже активно обсуждается переход на водородные источники — в том числе в Татарстане, который, по словам министра, является одним из крупнейших производителей водорода. 

«Электромобили по количеству компонентов и запчастей на порядки меньше, чем авто с двигателями внутреннего сгорания, это ставит огромные вызовы перед всей отраслью автокомпонентов, — говорил спикер. — Мы тоже в РТ стараемся придерживаться всех передовых тенденций, здесь нашим локомотивом является компания „КАМАЗ“. Сейчас появляется рабочая группа по развитию электрозарядной инфраструктуры, ведется большая работа по созданию единой концепции, где КАМАЗ будет одним из флагманов, а Казань и Татарстан — пилотными площадками, где инфраструктура [для заряда автомобилей] станет возникать». 

Подробнее о самочувствии машиностроительного комплекса РТ рассказал замминистра промышленности Иван Колчин. Он напомнил, что индекс промпроизводства в РТ по итогам прошлого года составил 96,4%, при этом 21,9% занимает машиностроение (всего в отрасли 3 тыс. предприятий), 21,2% — нефтедобыча, порядка 20% — нефтепереработка и 16% — нефтехимия. 

Ключевой машиностроительный игрок, разумеется, КАМАЗ, модернизирующий производство и в сторону тяжелых грузовиков, и карьерных самосвалов, а в планах — вывод линейки газомоторной техники. Кроме того, отрасль представляют такие крупные предприятия, как Daimler, «Ремдизель», ЕЛАЗ, «Астейс» (отрекомендованный как крупнейший производитель спецтехники гражданского и военного назначения) и Ford-Sollers. А в конце мая планируется запустить завод по выпуску премиальных автомобилей Aurus мощностью до 5 тыс. в год. Плюс в Татарстане работает более 200 предприятий – производителей автокомпонентов (и отечественные, и иностранные, объем выпуска — до 50 млрд рублей в год). Напомнил Колчин и про профильный технопарк КИП «Мастер», в котором 302 резидента генерируют выручку в 133 млрд рублей в год. Зам Каримова не забыл сказать и про авиастроение, которое не исчерпывается КАЗом и КВЗ: есть и производители парашютных систем и легких летательных аппаратов (МВЕН), и про судостроение, и про радиоэлектронику, и про компрессорное, вакуумное и холодильное оборудование, словом, дал предельно исчерпывающий экскурс в отрасль. 

Еще один модный тренд, озвученный топом КАМАЗа, — «мобильность как услуга»: одно интуитивно понятное мобильное приложение, которое объединяет разные типы транспорта и обеспечивает «бесшовные поездки» и «интермодальный подход» Еще один модный тренд, озвученный топом КАМАЗа, — «мобильность как услуга»: одно интуитивно понятное мобильное приложение, которое объединяет разные типы транспорта и обеспечивает «бесшовные поездки» и «интермодальный подход»

Когда КАМАЗ запустит водородный автобус?

«Активно продвигаются альтернативные виды топлива. КАМАЗ основал серийное производство автомобилей на СПГ, Зеленодольский завод имени Горького выпустил первое прогулочное судно „Чайка“, с Минским моторным заводом идет совместная работа по производству двигателя для тракторов», — перечислял спикер. Электротранспортом Татарстан тоже занимается: Колчин вспомнил, что запущено производство электробусов «КАМАЗ», а в конце прошлого года был презентован электромобиль «Кама-1» — совместная разработка КАМАЗа с питерскими политехом, который сегодня стал поводом для отдельного текста. В феврале 2020 года автозавод получил патент на грузовой автомобиль без кабины под названием «Челнок», работает над электромусоровозом, которому дадут название «КАМАЗ-Чистогон». «Это оптимальное решение для современной городской инфраструктуры, экологический транспорт становится все более актуальным и востребованным. КАМАЗ планирует на следующий год создание 18-тонного водородного автомобиля и автобуса», — продолжал рекламу автогиганта Колчин. 

«Есть и проблемы: рост цен на металл и полистирол, нехватка кадров. Остаются актуальными и стратегические задачи, такие как реализация прямых инвестпроектов, расширение рынка сбыта, продолжение работ по привлечению инвестиций», — заключил замминистра, выразив протокольную уверенность, что благодаря командной работе все преодолеется.

Тему успехов КАМАЗа плавно продолжил и сам представитель автогиганта, который сосредоточился не на всем известных грузовиках и не на новом «Чистогоре», а на автобусах. Именно этот блок, по словам директора по пассажирскому транспорту КАМАЗа Самата Саттарова, является одной из существенных точек роста компании. Спикер начал со статистики. По итогам прошлого года компания реализовала 1,8 тыс. автобусов и завоевала 32% рынка (дилерская сеть насчитывает 180 точек). Модельный ряд включает автобусы с дизельным, газовым и электроприводом. 

«Продолжается процесс урбанизации, транспортные коллапсы во многих городах нарастают и становятся неизбежными, — рисовал слегка эсхатологическую картину будущего Саттаров. — Выходом становятся умные модели общественного транспорта. Мы рассматриваем автономное вождение в качестве следующего витка развития промышленности и естественной эволюции транспортного средства». Подчеркнул спикер и важность больших данных, которые используются уже в московском транспортном комплексе и создают динамическую модель дорожно-транспортной ситуации. 

Еще один модный тренд, озвученный топом КАМАЗа, — «мобильность как услуга»: одно интуитивно понятное мобильное приложение, которое объединяет разные типы транспорта и обеспечивает «бесшовные поездки» и «интермодальный подход». Вообще цифровизация, по словам Саттарова, очень важна: комплексные телематические системы, ADAS (аdvanced driver-assistance systems, усовершенствованная система помощи водителю), так что КАМАЗ трансформируется от производителя «просто продукта — автомобиля, автобуса — в поставщика комплексного решения». Для наглядности спикер продемонстрировал график эволюции автобусов с прицелом на будущее. Так, на уровне 2023 года КАМАЗ видит в пассажирском транспорте климат-контроль, плавность хода и ADAS первого-второго уровня, к 2025-му — еще и акустический комфорт, а к 2030-му, по прогнозам, появится беспилотный водородный автобус. 

«Шутки с природой и экологией закончились, необходимо обращать внимание на эту проблему. В городах в пробках машины стоят по много часов, дышать нечем, как же будут жить наши дети и внуки?» «Шутки с природой и экологией закончились, необходимо обращать внимание на эту проблему. В городах в пробках машины стоят по много часов, дышать нечем, как же будут жить наши дети и внуки?»

«Были идеи электрифицировать дорогу Москва – Казань…»

Разговор о технологичном транспорте продолжил Ярослав Рыдлевский, заместитель главного инженера по вагоностроению «УралВагонзавода», который рассказал, как обычные контейнерные вагоны могут приобрести приставку «смарт», передавая информацию, например, о запасе топлива, температуре в рефрижераторах, местонахождении и т. д. Начальник отдела маркетинга и сбыта АО «ГРПЗ» Тимур Коротков рассказал, как в России обстоят дела с электротранспортом. На выставке, кстати, КРЭТ, куда входит это предприятие, демонстрировал работу собственных электрозаправок на примере электромотоцикла Simargl Electro.  

«Шутки с природой и экологией закончились, необходимо обращать внимание на эту проблему. В городах в пробках машины стоят по много часов, дышать нечем, как же будут жить наши дети и внуки?» — развивал риторику Саттарова представитель КРЭТ. По его словам, за весь жизненный цикл обычного автомобиля образуется порядка 24 т углекислого газа, а при производстве и утилизации электромобиля — всего 18 тонн. Но количество такого электротранспорта не очень быстро увеличивается: во всей России, судя по презентации Короткова, всего 650 зарядных станций и 7,4 тыс. электромобилей (в Германии — 26,7 тыс. станций и 240 тыс. авто, а в Европе — 243 тыс. станций и почти миллион электрокаров). Да и то основная часть той малой инфраструктуры приходится на столицу, а если нужно выехать из города, начинаются проблемы. 

«Были идеи покрыть, электрифицировать дорогу Москва – Казань, думаю, в дальнейшем мы это, наверно, все-таки сделаем», — сказал спикер, выразительно глядя на Каримова (министр рассеянно кивнул в ответ). Для пущей убедительности Коротков рассказал, что электрозарядная инфраструктура — неплохой способ диверсификации бизнеса, потому что инвестиции в этом направлении окупаются за три-пять лет. Но для развития данной отрасли нужно стимулировать и приобретение электромобилей населением: в мире практикуются субсидии на покупку частного электротранспорта, а в России нет даже доступных электромобилей — до 1,5 млн рублей. Хотя запрос есть: за последние два года рост продаж электрокаров опередил в процентном соотношении рост продаж традиционных авто. 

Но субсидиями дело не исчерпывается: в Москве, например, предусмотрена бесплатная зарядка и муниципальные парковки. Значит, даже если сам электромобиль сегодня дороже, на обслуживании и эксплуатации все равно получится экономия. 

Конференция и выставка продлятся до 20 мая. Спикерами панельных секций выступят руководители коллегии ВПК России, комитетов Госдумы РФ, Союзмаша, минпромторга России и Татарстана, РСПП, а в числе участников и посетителей заявлены представители региональных органов власти и промышленности из более чем 30 регионов России. Так, вчера на полях форума состоялось заседание экспертного совета по развитию транспортного машиностроения при комитете Госдумы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству, а также панельная секция «Альтернативные источники энергии как вектор устойчивого транспортного развития». На сегодня запланирована секция «Цифровые технологии на транспорте», организатором которой выступает комитет Госдумы по транспорту и строительству, конференция «Новейшие технические средства для спецтранспорта» и заседание комиссии РСПП по ОПК «Научно-технические разработки и их использование в диверсификационных проектах предприятий ОПК». Всего же в рамках конференции планируется разработка предложений в правительство РФ, подписание ряда резолюций и соглашений о сотрудничестве.