Владимир Путин призвал оборонщиков диверсифицировать, но ни в коем разе не кастрюлями-сковородками, а высокотехнологичной продукцией гражданского и двойного назначения. К 2020 году ее доля у предприятий ОПК должна была составить 17%, к 2025-му — 30%, к 2030-му — 50% Владимир Путин призвал оборонщиков диверсифицировать, но ни в коем случае не кастрюлями-сковородками, а высокотехнологичной продукцией гражданского и двойного назначения. К 2020 году ее доля у предприятий ОПК должна была составить 17%, к 2025-му — 30%, к 2030-му — 50% Фото: kremlin.ru

«Все всё понимают, но никто ничего не делает»

Традиционно главные критерии — производственные новости за 2020 год,  нюансы взаимоотношений с главным заказчиком — министерством обороны, лоббистские достижения руководителей, их место в неформальной республиканской табели о рангах. И на этот раз особое внимание к выполнению одного из главных наказов президента РФ Владимира Путина оборонке — о диверсификации производства. Символично, что впервые публичное предупреждение о необходимости наращивать долю «гражданки» прозвучало чуть более пяти лет назад, 19 апреля 2016 года. Президент призвал оборонщиков диверсифицировать, но ни в коем случае не кастрюлями-сковородками, а высокотехнологичной продукцией гражданского и двойного назначения. К 2020 году ее доля у предприятий ОПК должна была составить 17%, к 2025-му — 30%, к 2030-му — 50%.

Сегодня время от времени слышны рапорты о выполнении и перевыполнении плана. Министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров говорил о достижении 21% «гражданки». Но какова методика подсчета и что учитывается? Интересно, что раньше на коллегиях минпромторга РТ вопрос о диверсификации если и не обсуждался подробно, то хотя бы обрисовывался, указывались передовики и отстающие. В последние же два года теме посвящается максимум одна фраза. Хотя, по словам наших источников в татарстанском сегменте оборонки, это действительно главная тема. «Но, чтобы это делать, нужны деньги на разработки, испытания, подготовку производства, должны быть программы, ответственные, но ничего этого нет, — обрисовывает положение дел один из наших собеседников. — Есть только слова. Предприятия брошены. То есть сейчас прекратят финансировать оборонные дела, которые пока остро не нужны, и заводы останутся один на один с огромным количеством проблем. Подавляющее большинство оборонных компаний сегодня существует по принципу „доживем до завтра — и хорошо“. Выход? В СССР рентабельность военной продукции была 25 процентов, запчастей — 30. Вот тогда у предприятия появляются деньги, чтобы чем-то заниматься. А сегодня рентабельность подводной лодки и самолета — 2%, вертолета — 4%. Все всё понимают, но никто ничего не делает».

Было бы неправильным сказать, что у всех связанных с гособоронзаказом без него будет катастрофа. К примеру, вполне нормально себя чувствуют высокотехнологичные компании, у которых оборонка составляет только значительную, но не львиную долю продукции, и есть прочно занятые ниши на гражданском рынке. В РТ это, к примеру, КАМАЗ, «Элекон», ICL КПО ВС, «Астейс». Вторая группа «непотопляемых» — это те, кто разрабатывает и выпускает исключительно и такую военную продукцию, потребность в которой не иссякнет до новой научно-технической революции, скажем, ОКБ «Союз», «Радиоэлектроника им. Шимко», «Радиоприбор». Схожее положение на казенных предприятиях — Пороховом заводе, ГосНИИхимпродуктов, Точмаше, которым жировать не дадут, но и умереть — тоже. Тяжелее всех финалистам, строящим крупные объекты, — самолеты, вертолеты, корабли. Против них играет все — цикличность спроса, санкции, проблемы импортозамещения. Директора там прикладывают воистину героические усилия, чтобы выжить.

Первое место нашего рейтинга стальной хваткой удерживает генеральный директор судостроительной корпорации «Ак Барс» (СКАБ) Ренат Мистахов Первое место нашего рейтинга стальной хваткой удерживает генеральный директор судостроительной корпорации «Ак Барс» (СКАБ) Ренат Мистахов Фото: «БИЗНЕС Online»

Дождемся и каютных теплоходов

Первое место нашего рейтинга стальной хваткой удерживает гендиректор судостроительной корпорации «Ак Барс» (СКАБ) Ренат Мистахов. В августе 2020 года он спустил на воду первое в России пассажирское судно проекта 03622 «Чайка СПГ» с двигателями, работающими на сжиженном природном газе. Предполагается, что вскоре СПГ из альтернативного моторного топлива превратится на реке в основное, поэтому важно первым застолбить рынок. Далее. Подконтрольный СКАБ зеленодольский завод им. Горького подписал с Ханты-Мансийским автономным округом контракт и заложил два судна на подводных крыльях проекта «Метеор-2020». Источники «БИЗНЕС Online» утверждают, что на подходе контракт еще на 6 СПК. Немаловажно, что судостроители тут играют в унисон с татарстанским минтрансом: руководитель профильного ведомства Фарит Ханифов включен в рабочую группу по подготовке нацпроекта «Внутренний водный транспорт» и обещает лоббировать местные проекты. Все эти разработки — плоды трудов умершего в 2020-м от коронавируса гендиректора завода им. Горького Александра Карпова. Его сменщик Александр Филиппов стартует в нашем рейтинге с 27-го места.

Что важно, «Чайка», универсальный десантный корабль, судно обеспечения еще и спроектированы в Татарстане — Зеленодольским проектно-конструкторским бюро Что важно, «Чайка», универсальный десантный корабль, судно обеспечения еще и спроектированы в Татарстане — Зеленодольским проектно-конструкторским бюро Фото: «БИЗНЕС Online»

В условиях спада ГОЗа (выполнение имеющихся заказов на боевые корабли завод им. Горького заканчивает в 2024 году) Мистахов добился и военных заказов. Первый — это 12 судов обеспечения на базе проекта малого морского танкера 03182. Второй — всероссийская сенсация: два вертолетоносца, которые заложили 20 июля на подконтрольном СКАБ керченском заводе «Залив».

Что важно, «Чайка», универсальный десантный корабль, судно обеспечения еще и спроектированы в Татарстане — Зеленодольским проектно-конструкторским бюро. А сегодня компания занялась созданием каютных, с дальностью плавания не менее 2 тыс. км, теплоходов. Все это добавляет веса гендиректору Евгению Жиркову (18).

30 лет спустя: зеленодольцы перезапускают легендарный «Метеор»

Соответственно продвигается в топе и «тыловое обеспечение» этих побед — генеральный директор холдинга «Ак Барс» Иван Егоров (4). Он отвоевал место у генерального директора КАМАЗа Сергея Когогина (5), на положение которого повлияла история с уголовным делом в отношении тесно связанного с автогигантом «Ремдизеля». Напомним, ему КАМАЗ передал все свои военные темы, а заодно — Завод специальных автомобилей. Под домашний арест отправлен ушедший в прошлом году в отставку экс-гендиректор «Ремдизеля» Фаиз Хафизов, и еще неизвестно, как все это скажется на его сменщике Александре Захарове (37). Кроме того, ничего не слышно о некогда главной военной теме КАМАЗа — специальных колесных шасси и тягачах «Платформа О», а ведь было заявлено, что они приняты на снабжение. Некоторые эксперты полагают, что машины не востребованы из-за высокой стоимости, использования импортных автокомпонентов и невысокой надежности. Впрочем, сегодня КАМАЗ и «Ремдизель» участвуют в новой НИР по теме СКШТ. Ее ведет разработчик передвижных грунтовых ракетных комплексов — «Корпорация МИТ».

Неплохо продвинулся челнинский же «Астейс». В конце прошлого года «Росгвардия» заказала ему 12 бронеавтомобилей «Патруль».

Неплохо продвинулся челнинский же «Астейс». В конце прошлого года «Росгвардия» заказала ему 12 бронеавтомобилей «Патруль» (на фото) Неплохо продвинулся челнинский же «Астейс». В конце прошлого года «Росгвардия» заказала ему 12 бронеавтомобилей «Патруль» (на фото) Фото: mil.ru

Что покажет КВЗ

Для гендиректора концерна «Радиоэлектронные технологии» (КРЭТ) Николая Колесова (2), в империю (личную и ростеховскую) которого включен ряд татарстанских оборонных предприятий, результат прошедшего года в РТ был двояким. С одной стороны, лоббизм Николая Александровича беспределен — он сумел (при поддержке индустриального директора авиационного кластера «Ростеха» Анатолия Сердюкова) посадить в кресло гендиректора «Туполева» своего человека — Рониса Шарипова, до этого возглавлявшего в Казани «Радиоэлектронику им. Шимко» (новый гендиректор компании Андрей Белов — 25-й). С другой, напарники проиграли сражение за КВЗ тандему Денис Мантуров – Андрей Богинский: министр промышленности и торговли РФ вместе с гендиректором холдинга «Вертолеты России» поставили управляющим директором нужного им Алексея Белых.

Алексей Белых, сменщик Юрия Пустовгарова, стартует в нашем рейтинге с высокого 7-го места как представитель могущественного оборонного клана Алексей Белых, сменщик Юрия Пустовгарова, стартует в нашем рейтинге с высокого 7-го места как представитель могущественного оборонного клана Фото: president.tatarstan.ru

Сменщик Юрия Пустовгарова стартует в нашем рейтинге с высокого 7-го места как представитель могущественного оборонного клана: его отец Леонид Белых не просто гендиректор Улан-Удэнского авиазавода, но крестный отец в политике Мантурова, который некогда трудился его заместителем. Утверждают, что и назначили Белых-младшего под день рождения (70-летие) папы. Сколько он пробудет в Казани, неизвестно. Распространено мнение, что до конца года его двинут дальше, в Москву, а КВЗ нужен только как положительный пункт в биографии — дескать, при нем завод начал восстанавливаться из праха.

«Есть позиция, что на КВЗ все хорошо, но у Минниханова другое мнение»

Поговаривают, что заказами поделится Улан-Удэ, который почти полностью стянул к себе производство Ми-8/Ми-17, но, думаем, все несколько проще: Белых-младшему намеренно оставлен хороший задел, который способен существенно поправить дела завода. Предполагаем, что это было не менее 30 вертолетов на окончательной сборке и на летно-испытательном комплексе. Среди них — высокомаржинальные экспортные машины, например три Ми-17В-5 для Таиланда (переданы в апреле), Ми-17-1В и «Ансат» для Туркмении. Сразу после назначения Белых прошла первая поставка «Ансата» в Европу — Республика Сербская получила машину для МВД, и за ней последует еще две. Примечательно, что если для российских заказчиков «Ансаты» заставляют продавать  почти по по себестоимости (примерно 220 млн рублей), то заграница покупает их минимум в 2 раза дороже, правда, с рассрочкой… Добавим, что 2020 год очистил завод от, по сути, убыточных заказов: завод отдал военным с десяток Ми-8 по цене 10-летней давности.

Поговаривают, что заказами поделится Улан-Удэ, который почти полностью стянул к себе производство Ми-8/Ми-17, но, думаем, всё несколько проще: Белых-младшему намеренно оставлен хороший задел, который способен существенно поправить дела завода Поговаривают, что заказами поделится Улан-Удэ, который почти полностью стянул к себе производство Ми-8/Ми-17, но, думаем, все несколько проще: Белых-младшему намеренно оставлен хороший задел, который способен существенно поправить дела завода Фото: «БИЗНЕС Online»

Впрочем, наши источники не предрекают Белых, даже если он пробудет здесь только год, легкой жизни. «Первое полугодие будет вообще впечатляющим, — говорит один из собеседников. — А вот дальше начнутся проблемы, поскольку Пустовгаров не успел отладить почти полностью разваленное снабжение. Ми-38, а в плане на год их 4–5, комплектуются минимум 15 месяцев, а это начали делать только недавно, такие же вопросы по Ми-8». В 2020 году КВЗ наклепал 39 вертолетов (по моделям в отчетности расклада нет). Председатель совета директоров КВЗ, помощник президента РТ по авиакомплексу Равиль Зарипов (20) сообщил «БИЗНЕС Online», что в 2021 году завод сдаст порядка 70 штук. Наш источник полагает, что не более 60, но зато среди них примерно 30 Ми-18/17, дающих, в отличие от «Ансатов», неплохую прибыль.

Что касается личностных качеств Белых, то, как говорит наш собеседник, с коллективом он общается ровно и в целом производит нормальное впечатление. В отличие от эмоционального Пустовгарова, спокоен до границы заморозки.

Сразу на 6 пунктов поднялся в рейтинге подчиненный Белых — начальник ОКБ КВЗ Алексей Гарипов. Причина — создание и старт полетов новой модификации «Ансата» Фото: «БИЗНЕС Online»

Колесов продолжает битву

Сразу на 6 пунктов поднялся в рейтинге подчиненный Белых — начальник ОКБ КВЗ Алексей Гарипов (24). Причина — создание и старт полетов новой модификации «Ансата». Среди прочего, «Ансат-М» отличают увеличенная дальность и «стеклянная кабина». «Коллектив Гарипова предложил очень грамотное решение, — рассказывает источник. — Без радикальных изменений фюзеляжа сумел увеличить объем топлива и тем самым добавил к дальности 120 километров, при этом расширил фюзеляж, заложил возможность установки автопилота». Наш собеседник подчеркивает, что «Ансат-М» — единственная за последние годы программа «Вертолетов России» (ВР), которую выполнили по плану, то есть без срывов и в полном объеме. С некоторым удивлением собеседник отмечает, что холдинг всячески поддерживал работу.

Возможно, такая заинтересованность объясняется и тем, что «Ансату-М» предназначено стать инструментом в борьбе с притязаниями Колесова. Напомним, подконтрольная ему компания «Рычаг» — «Ансат-РТ». Именно этот вертолет будут закупать для мегапроекта «Национальная служба санитарной авиации», которая, по идее, должна покрыть своей сетью всю Россию. Ранее заявлялось, что под него на первом этапе закажут 104 «Ансата», потом дело застопорилось, и вот теперь Колесов (а это именно его затея) смог раскрутить проект. По нашим данным, бо́льшая часть (если не все, а их будет примерно 25) «Ансатов» выпуска этого года предназначены для НССА, а выполнят их в модификации «Ансат-РТ» (главное отличие от современных стандартных «Ансатов» — «стеклянная кабина», то есть способность летать и ночью, и в сложных метеоусловиях). Поэтому гендиректор «Рычага» Алексей Панин продвигается в нашем рейтинге на два пункта (35). Но, подчеркнем, на данном этапе «Ансат-РТ» для Колесова скорее не бизнес-проект, а элемент продолжающейся схватки за КВЗ, а то и за ВР: дескать, я тоже умею делать вертолеты, а потому право имею.

«Ансату-М» предназначено стать инструментом в борьбе с притязаниями Колесова. Напомним, подконтрольная ему компания «Рычаг» — «Ансат-РТ» (на фото). Именно его будут закупать для мегапроекта Национальная служба санитарной авиации, которая, по идее, должна покрыть своей сетью всю Россию «Ансат-РТ» будут закупать для национальной службы санитарной авиации Фото: «БИЗНЕС Online»

Напомним, «Рычагом» вместе с КРЭТом владеет КОМЗ (начинающие вертолетостроители и базируются на его территории) под руководством ближайшего соратника Колесова Вадима Максимова (19). Завод за это время создал опытные образцы новых военного и гражданского биноклей с фото- и видеофиксацией, сегодня они проходят обкатку. На КОМЗе же базируется еще одно оптическое предприятие — АО «ЦКБ «Фотон» (не колесовское — входит в ростеховский холдинг «Швабе»), среди прочего известное как разработчик комплексов наблюдения «Планшет» и «Ратник». Ранее в наших рейтингах оно фигурировало как «Швабе — технологическая лаборатория». Смена названия представляется разумной как с точки зрения эстетики, так и с идеологической. Форма зачастую способствует совершенствованию содержания, и, надеемся, под новым именем компания достигнет таких же в прямом смысле слова космических высот, как в советское время, откуда к нему и вернулось историческое название «Фотон». Добавим, что у бюро теперь и новый гендиректор — Андрей Коньков (28). Также новый руководитель и у еще одного находящегося на КОМЗе предприятия — АО «Стелла К»: Леонида Капелюшника сменил Антон Пронин (44). В декабре во время визита на завод им. Горького замминистра обороны Алексея Криворучко компания впервые публично продемонстрировала опытный образец комплекса для борьбы с беспилотниками — это, скорее всего, гражданская продукция, которую компания, возможно, будет выпускать.

КОМЗ под руководством Вадима Максимова создал опытные образцы новых военного и гражданского бинокля с фото- и видеофиксацией КОМЗ под руководством Вадима Максимова создал опытные образцы новых военного и гражданского биноклей с фото- и видеофиксацией Фото: «БИЗНЕС Online»

Заканчивая разговор о «королевстве» Колесова, отметим слухи о том, что Николай Александрович собрался на покой и ищет себе преемника на посту главы КРЭТ. При этом о сыне — Александре Колесове — речи не идет. Последний же, дебютировав год назад в топе нашего рейтинга как президент ООО «Инвест Пром Групп», управляющего всеми промышленными активами Колесова-старшего, сместился ближе к его концу — должность все-таки парадная.

Ходили разговоры о том, что Колесов (в центре на фото) хочет уйти с поста гендиректора КРЭТ, но прямых подтверждений этому пока нет Ходили разговоры о том, что Колесов (в центре на фото) хочет уйти с поста гендиректора КРЭТ, но прямых подтверждений этому пока нет Фото: president.tatarstan.ru

Всех боеприпасников в одни московские руки

Бывший сотрудник Колесова, экс-руководитель КОМЗа Сергей Раковец (23) возвращается в наш топ как гендиректор «Казанского Гипронииавиапрома, в кресло которого он переместился с должности исполнительного директора, куда, в свою очередь, пришел с аналогичного поста в Раменском проектно-конструкторском бюро. Никто не сомневался, что рано или поздно это произойдет, но события ускорились в связи со смертью от коронавируса прежнего шефа КазГАПа Бориса Тихомирова. Собственно, еще при нем Раковец заправлял всеми делами, а Бориса Ивановича не решались убрать, чтобы дополнительно не скандализировать ситуацию со сменой собственника института. Теперь им владеет холдинг «Технодинамика», входящий в «Ростех», но принадлежащий оборонному магнату и владельцу НК-Банка Виктору Григорьеву (в официальных сообщениях фигурирует как председатель совета директоров холдинга «Динамика»).

«Придется каждое движение с Москвой согласовывать»: пороховой уходит под «Ростех»

Хотя у Виктора Евгеньевича нет видимых татарстанских корней, мы просто вынуждены включить его в наш рейтинг, причем сразу в первую десятку (9). А как иначе, если под крылом «Технодинамики» собирается все больше и больше местных предприятий? Сначала это был ПОЗиС (он входит в ростеховский концерн «Техмаш», который передали в управление «Технодинамике»), а теперь и казенные «Точмаш», Пороховой и Государственное НИИ Химпродуктов, и мало кто сомневается, что в итоге они будут акционированы.

Татарстанские боеприпасники «Технодинамики» в целом упрочили свое положение. В «коронакризис» только явственней стала востребованность медицинской техники ПОЗиСа под руководством гендиректора, председателя татарстанского отделения союза машиностроителей России Радика Хасанова (3). Жаль только, нет новостей о давно анонсированной стратегии развития гражданского направления завода. Зато известно, что в 2020 году он начал выпуск шкафов для сигар.

Гендиректор Казанского порохового завода Александр Лившиц (27) двигается в рейтинге вперед, во-первых, за ведущуюся на заводе серьезную модернизацию, а во-вторых, за то, что не боялся высказываться против одобренных свыше идей о переносе его производства из Казани. Добавим, у завода один из лучших (информативных и понятных) среди оборонных предприятий РТ сайтов — чувствуется, что руководству предприятия не все равно, как его воспринимают народные массы.

Как это ни парадоксально, но вверх продвигается и гендиректор — главный конструктор находящегося в предбанкротном состоянии НПО «ОКБ им. Симонова» Александр Гомзин Как это ни парадоксально, но вверх продвигается и гендиректор — главный конструктор находящегося в предбанкротном состоянии НПО «ОКБ им. Симонова» Александр Гомзин Фото: «БИЗНЕС Online»

«Око президента»

Директор подконтрольного Григорьеву же обособленного подразделения Уральского завода гражданской авиации (УЗГА) в Казани Рамиль Ахмадеев прибавляет в нашем рейтинге 4 балла (40). Причина в заявленном выходе на сборку установочной партии беспилотных авиационных комплексов «Альтиус-РУ» — подписан соответствующий госконтракт. Как сообщается в материалах коллегии минпромторга РТ, проводятся наземные и летные испытания в рамках НИР «Баллистика-3». Можно предположить, что имеется в виду применение свободнопадающих бомб. Как сообщил источник РИА «Новости», этим летом начнутся полеты с использованием управляемого вооружения, в том числе высокоточных ракет.

Как это ни парадоксально, но вверх продвигается и гендиректор — главный конструктор находящегося в предбанкротном состоянии НПО «ОКБ им. Симонова» Александр Гомзин (48), у которого УЗГА и забрал тему «Альтиус». Во-первых, за то, что сумел добиться освобождения из СИЗО под домашний арест и вернуться к оперативному управлению предприятием. Во-вторых, за упорство в отстаивании своей точки зрения. В-третьих, за то, что даже сейчас, в растерзанном виде, бюро смогло провести комплекс приемо-сдаточных испытаний малогабаритного газотурбинного двигателя (МГТД). Собственных таких движков в России попросту не было. Хотя справедливости ради надо отметить, что разработка не оригинальна — сделана на основе чешского МГТД.

Продвигается на один пункт и директор ООО «Аэрокон» Владимир Малышев Продвигается на один пункт и директор ООО «Аэрокон» Владимир Малышев Фото: «БИЗНЕС Online»

Продвигается на один пункт и директор ООО «Аэрокон» Владимир Малышев (31). Эта не пиарящая себя маленькая компания из деревни Чернышевки Высокогорского района РТ выпускает комплексы с беспилотниками, реактивные мишени, ее стратегический заказчик — концерн ПВО «Алмаз-Антей». За прошедший год фирма представила новый легкий БПЛА «Орленок». Первый заместитель председателя коллегии военно-промышленной комиссии РФ Андрей Ельчанинов назвал «Аэрокон» одним из лидеров среди малых беспилотных предприятий России. Он подчеркнул, что во многом за счет таких компаний и развивается отрасль во всем мире.

«Эникс» под руководством директора — главного конструктора Валерия Побежимова (14) сделало первый шаг к воплощению «в железе» своей давней идеи о создании системы оперативного мониторинга при помощи беспилотников народно-хозяйственной деятельности Татарстана (условное название — «Око президента»). Первая вышка со станцией связи установлена в Верхнеуслонском районе РТ. Картинку с беспилотников будут принимать МЧС, МВД и другие заинтересованные структуры. Предполагается, что сеть наблюдения охватит весь Татарстан. Это инициативная разработка «Эникса», а воплощается она на собственные деньги. И специального уважения заслуживает то, что Валерий Николаевич продолжает поддерживать авиамоделизм — в августе 2020 года он организовал и провел чемпионат ПФО.

Теряет в очках заместитель генерального директора «Туполева» — директор КАЗа Николай Савицких Теряет в очках заместитель генерального директора «Туполева» — директор КАЗа Николай Савицких Фото: «БИЗНЕС Online»

Оживающий КЗСК и муки авиазавода

А вот в пилотируемой авиации успехов не заметно. За 2020 год Казанский авиазавод — филиал «Туполев» (КАЗ) не сдал ни одного нового самолета. Настроения на предприятии упаднические. «Зарплаты низкие, перспектив никаких, — говорит источник „БИЗНЕС Online“. — Можно поприветствовать сокращение раздутого управленческого штата, но дело дошло до конструкторов, причем уходят сами. Из желающих уволиться — очередь». Окончание модернизации завода пока не просматривается, а сам ее ход и качество вызывают у работников вопросы. За все это теряет в очках заместитель генерального директора «Туполева» — директор КАЗа Николай Савицких (8). Отметим, что на 2021 год назначен первый полет первого построенного с нуля Ту-160М. В ноябре поднялась в воздух опытная машина с новыми двигателями (НК-32-02) — их производство возродил самарский «Кузнецов», самолет успешно прошел заводские испытания.

Фирме «МВЕН», по нашим данным, удалось отбиться от судебных исков. За это продвигается вперед генеральный директор Илья Ермоленко (47). Но, насколько можно понять, проект по строительству сельхозсамолетов «Фермер» все еще находится в подвешенном состоянии. Добавим, что компания решила отказаться от дальнейших работ по легкому деловому самолету «Мурена»: эта изящная и уже летающая машина оказалась слишком сложной для того, чтобы можно было рассчитывать на массовый спрос.

На одно место верх продвинулся гендиректор многострадального КЗСК Алексей Контуров (49): под руководством холдинга «Промышленные технологии» завод восстановил производство оборонной продукции — тиокола.

Сергей Юшко покидает наш рейтинг — вряд ли он вернет ся к руководству КНИТУ-КХТИ Сергей Юшко покидает наш рейтинг — вряд ли он вернется к руководству КНИТУ-КХТИ Фото: «БИЗНЕС Online»

Тотальные перемены произошли в относящемся к ОПК сегменте высшего образования РТ. Наш рейтинг покидает Сергей Юшко. Хотя официально он временно отстранен от ректорства в КНИТУ-КХТИ, его уголовное дело отправлено на допрасследование и сам он освобожден из-под домашнего ареста, вряд ли кто-то сомневается, что главой вуза будет назначен врио ректора Юрий Казаков (39). Его позиции только усилились с полноценным приходом в республику СИБУРа, откуда Юрий Михайлович и явился на занимаемую сейчас должность. В последнее время по репутации вуза как исполнителя оборонных заказов был нанесен серьезный удар, но его компетенции в деле подготовки кадров для всей боеприпасной отрасли России под сомнение пока никто не ставит.

И, наконец, сегодня в полночь истекают ректорские полномочия главы КНИТУ-КАИ Альберта Гильмутдинова. И хотя, как говорят наши источники в вузе, приказа о назначении нового ректора до сих пор нет, мало сомнений, что им станет действующий глава администрации Авиастроительного и Ново-Савиновского районов Казани Тимур Алибаев (50). Мы заносим его в топ авансом.

Осознавая субъективность этого рейтинга, мы предлагаем читателям высказать свои замечания и обязательно учтем их в следующей редакции табели о рангах генералов ОПК Татарстана.