Выручка группы «КАМАЗ» в 2020 году увеличилась на 12% до 213 млрд рублей против 190 млрд рублей в 2019 году, следует из опубликованной на днях консолидированной отчетности по МСФО Выручка группы «КАМАЗ» в 2020 году увеличилась на 12% до 213 млрд рублей против 190 млрд рублей в 2019-м, следует из опубликованной на днях консолидированной отчетности по МСФО Фото: «БИЗНЕС Online»

Как растить выручку на тяжелом рынке: маркетинг, гособоронзаказ и перепродажа

Выручка группы «КАМАЗ» в 2020 году увеличилась на 12% до 213 млрд рублей против 190 млрд рублей в 2019-м, следует из опубликованной на днях консолидированной отчетности по МСФО. При этом группа получила прибыль 3,1 млрд рублей против убытка в 2 млрд по итогам предыдущего года. Напомним, что ранее мы подробно разбирали феноменальные успехи головного предприятия ПАО «КАМАЗ», выручка которого подросла на 16% до 185,9 млрд рублей.

Сразу отметим неравномерность успехов группы на разных географических направлениях. На фоне хорошего роста оборота на внутреннем российском рынке экспорт стагнировал в районе отметки в 19,6 млрд рублей. Что касается различных сегментов КАМАЗа, основную ношу на себе, как обычно, вывезло производство грузовых автомобилей, выручка которого выросла на 15%, или на 25,6 млрд, до 198,6 млрд рублей. (С персональными достижениями челнинских моделей, среди которых особо преуспели магистральные тягачи и тяжелые самосвалы, вы можете ознакомиться здесь).

Стоит напомнить, что в целом спрос на новые грузовые авто в России просел на 7% до 74,8 тысячи. А число регистраций новых «КАМАЗов» в стране, по данным аналитического агентства «Автостат», увеличилось чисто символически — на 0,6%, или на 156 единиц, до 27,8 тыс. авто. Поскольку в натуральном выражении динамика оказалась близка к нулю, ведущим фактором роста выручки должен был стать подъем отпускных цен. К слову, цены на легковые авто в 2020 году, по нашим наблюдениям, прибавили 12–20%, в первую очередь из-за снижения курса отечественной валюты. 

Поступления КАМАЗа от реализации продукции — того, что изготовил или доработал сам завод, — подросли на 16,4 млрд до 158,7 млрд рублей, а еще на 7,5 млрд до 25 млрд увеличились поступления от реализации товаров (того, что было приобретено и перепродано заводом). Другими словами, КАМАЗ неплохо ускорился за счет перепродажи неких товаров. Могла ли это быть некая очередная форма поддержки стратегического предприятия либо речь идет о «транзите», например, комплектующих, которые выпускают партнеры и «дочки» КАМАЗа, — вопрос открытый.

Что касается сегмента автобусов, то отдельных данных по нему нет, но в сводной отчетности есть детали совокупно по «автобусам, прицепной технике и бетоносмесителям»: здесь прирост составил 61%, или 10,6 млрд, до 28 млрд рублей. Вероятно, за это Сергею Когогину нужно сказать большое спасибо столичному градоначальнику Сергею Собянину, решившему извести под ноль всю московскую троллейбусную сеть, до 2015 года — крупнейшую в мире. Тогда в Москве протяженность одиночного контактного провода составляла около 1,3 тыс. км, а на линиях длиной более 600 км «бегало» почти 1,6 тыс. пассажирских троллейбусов. Всего несколько лет понадобилось столичному мэру, чтобы отправить «рогатых» на свалку истории и отрезать так раздражавшие его провода. На смену пришли электробусы. И хотя их поставками в Златоглавую вместе с группой «КАМАЗ» также занимается группа «ГАЗ» Олега Дерипаски, столичное «поголовье» электробусов «ЛИАЗ-6274», по данным на январь-2021, вдвое уступало (400 против 200) численности «КАМАЗов-6282» совместной разработки челнинцев и НЕФАЗа. Если учесть, что любая техника имеет обыкновение ломаться, ей нужно техобслуживание, а электробусам — еще и зарядные станции и со временем новые батареи, плюс всякая сервисная «периферия», кусок челнинцы ухватили жирный. И даже когда Москва закончит закупать электробусы крупными партиями, этот канал денежных поступлений не должен иссякнуть полностью.

И еще о факторах роста выручки КАМАЗа. Напомним, что по итогам полугодия она  выросла на 9%. В компании причинами тому назвали удачный модельный ряд грузовых автомобилей и хороший маркетинг. Наши эксперты тогда предположили, что помочь камскому автозаводу мог гособоронзаказ. Чтобы обеспечивать оптимальный возраст парка автомобилей многоцелевого назначения (АМН), по оценкам некоторых экспертов, необходимо ежегодно поставлять в войска примерно 35 тыс. единиц новой техники. Цифра сопоставима с общим количеством гражданской продукции, производимой на КАМАЗе (34 тыс. по плану на 2020 год). И основные бенефициары таких специальных госзаказов — КАМАЗ и «Урал».

ОАТ — проблемная «дочка», от которой отказались за приличные деньги

Вернемся к консолидированной отчетности КАМАЗа. Выручка группы «ОАТ» («Объединенные автомобильные технологии») упала на 16% до 14,7 млрд рублей. То есть направлению производства комплектующих так и не удалось выйти на восходящий тренд, осуществив прорыв в импортозамещении. Скажем больше: по итогам 2020-го убыток до налогообложения по этому сегменту составил 1,02 млрд против прибыли до налогообложения в 18 млн рублей годом ранее.

Напомним, что эта группа заводов перешла под крыло КАМАЗа в феврале 2018-го, и тогда балансовая стоимость 12 заводов, по нашим оценкам, составляла минус 1 млрд рублей. А сейчас, судя по свежей отчетности, разница между активами (8,4 млрд) и обязательствами (15,4 млрд) ОАТ составляет уже минус 7 млрд рублей. Однако это никоим образом не помешало КАМАЗу заработать здесь неплохие деньги. Каким образом?

Один из главных нюансов консолидированной отчетности заключается в том, что в прошлом году ОАТ были переведены из дочерних в ассоциированные компании. При этом формальная доля КАМАЗа снизилась с 51% до 49%. «Закончился опцион на покупку акций, и мы не продлили данный договор», — пояснил «БИЗНЕС Online» руководитель пресс-службы ПАО «КАМАЗ» Олег Афанасьев. Как сказал астронавт Нил Армстронг: «Маленький шаг для человека и огромный скачок для человечества», — так и у КАМАЗа отказ от опциона на 2% кардинально сменил форму отношений сторон и позволил челнинцам отразить чистый доход в 2,3 млрд рублей в составе прочих статей.

В продолжение темы непрофильных доходов отметим поступления от сдачи имущества в аренду, которые подросли на 106 млн до 988 млн рублей. Итого с доходами за отказ от «удочерения» ОАТ получаем чуть менее 3,3 млрд рублей, и это при совокупной прибыли группы за период в 3,1 млрд рублей.

Пока «КАМАЗ» подсчитывал приход за отказ от дочки, на расходной чаше весов возникли отрицательные курсовые разницы сразу на 1,4 млрд рублей Пока КАМАЗ подсчитывал приход за отказ от «дочки», на расходной чаше весов возникли отрицательные курсовые разницы сразу на 1,4 млрд рублей Фото: «БИЗНЕС Online»

Валютные потери, прощенные долги и как минобороны за 327 тыс. рублей «спалило» спецзаказы

Прочие статьи отчетности отличились в другую сторону. Пока КАМАЗ подсчитывал приход за отказ от «дочки», на расходной чаше весов возникли отрицательные курсовые разницы сразу на 1,4 млрд рублей, хотя годом ранее таких потерь не было. Далее, нарисовался убыток от списания дебиторской задолженности, то есть плохих долгов своих заказчиков, который составил 728 млн рублей против всего-то 10 млн в 2019-м.

Убыток по судебным спорам потянул на 631 млн, хотя в 2019 году группа не потеряла ни копейки по этой статье. В картотеке арбитража среди исков к головной компании сумм выше нескольких миллионов рублей нам обнаружить не удалось, зато нашелся иск (дело №А40-151573/20-156-1159) от минобороны на 1,6 млн рублей. Военное ведомство указало, что при общей цене контракта в 802 млн КАМАЗ выполнил поставку техники на сумму чуть менее 300 млн рублей с просрочкой. А предмет контракта не просто универсальные вездеходы, а специализированный «КАМАЗ-5350-379» с комплектом дополнительной защиты и защищенным многофункциональным модулем ММ-501.

Что же получается? КАМАЗ несколько лет пытался не афишировать свои отношения с минобороны, формально «развелся» с рядом специализированных подразделений, в том числе дабы не смущать зарубежных партнеров (да хотя бы своего стратегического инвестора — концерн «Даймлер») своим сотрудничеством с военно-промышленным комплексом РФ. А минобороны своим иском откровенно «палит» эту связь. Довольно глупый прокол, после всех усилий по закрытию отчетности компаний ОПК и засекречиванию предмета поставок в госзаказах. К слову, в результате по данному иску КАМАЗ выплатил только 327 тыс. рублей неустойки и 9,5 тыс. госпошлины.

Итого «необязательных» расходов (курсовые разницы, списание «дебиторки» и судебные иски) набралось сразу на 2,8 млрд рублей. 

Расходы на оплату труда в составе себестоимости, то есть основного рабочего персонала, подросли на 0,8% до 24,82 млрд рублей Расходы на оплату труда в составе себестоимости, то есть основного рабочего персонала, подросли на 0,8% до 24,82 млрд рублей Фото: «БИЗНЕС Online»

Менеджерам увеличивают зарплату больше, чем рабочим?

Наконец, внимания заслуживают затраты группы на оплату труда. Расходы на оплату труда в составе себестоимости, то есть основного рабочего персонала, подросли на 0,8% до 24,82 млрд рублей. Динамика выплат административному персоналу была куда бодрее: плюс 5,3% до 7 млрд рублей.

Говоря о динамике зарплат тех или иных категорий работников, необходимо знать изменение их численности, но таких деталей в консолидированном отчете нет. В отчетности ПАО «КАМАЗ» есть данные по общему количеству его сотрудников, штат которых сократили на 2,3% до 29 359 человек. Фонд оплаты труда в головной компании подрос на 2,4% до 15,04 миллиарда. А средняя зарплата на основном заводе увеличилась в одном темпе с официальной инфляцией, на 4,9% до 42,7 тыс. рублей в месяц.

«В декабре 2020 года всему трудовому коллективу компании была выплачена премия по итогам года. Разница обусловлена уровнем окладной части между РСиС (руководители, специалисты и служащие — прим. ред.) и рабочими», — объяснил разницу в динамике зарплат Афанасьев.