ДОЛЖНОСТЬ СО МНОГИМИ ВОПРОСАМИ

Напомним, 3 сентября президент РТ Рустам Минниханов жестко раскритиковал ситуацию с сохранением исторических памятников Казани. Сразу пошли слухи, что Нестеренко отправят в отставку. Однако назначенный всего лишь в марте министр культуры РТ Айрат Сибгатуллин надеялся сохранить опытного и знающего специалиста. К тому же Нестеренко стал замом лишь в мае 2011-го (с 2005 года он был начальником главного управления госконтроля охраны и использования памятников истории и культуры министерства культуры РТ), а с декабря 2010-го эта должность в минкульте вообще была вакантной.

Впрочем, как сообщил газете «БИЗНЕС Online» источник в одной из структур министерства, «уже в марте-апреле стало понятно, что будет назначен мальчик для битья, и особо четко это стало понятно после того, как президент сказал, что осенью «подведет итоги». Ведь если говорить без обиняков, Нестеренко называли едва ли не главным виновником исчезновения многих казанских памятников истории и архитектуры. Впрочем, отраслевые эксперты полагают, что у замминистра не было реальных рычагов влияния, и его просто назначили ответственным.

В октябре в следственном управлении СКР по РТ решался вопрос о возбуждении в отношении Нестеренко уголовного дела. При этом претензии выдвигались не за разрушение памятников, а за нарушения экономического характера – якобы Нестеренко освободил арендатора исторического дома от платы за пользование госимуществом. Но 11 ноября стало известно, что следственный комитет отказал в возбуждении уголовного дела.

ПОНАДОБЯТСЯ ГИБКОСТЬ И НЕСГИБАЕМОСТЬ

Светлана Персова – заместитель министра культуры РТ:

- Да, я буду курировать все вопросы, связанные с сохранением культурного наследия – и разработку программ, и проекты в Булгаре и Свияжске, и многое другое. Ближайшая задача – внести в кабинет министров на утверждение программу «Мирас» на 2012 - 2016 годы.

При моем назначении речь шла, прежде всего, о том, чтобы все действия в отношении памятников соответствовали действующему законодательству. Это похоже на мою предыдущую работу в Росохранкультуры, только там были другие полномочия. Нет, на предыдущей должности у меня напряженности в отношениях с министерством культуры Татарстана не возникало, мы сотрудничали…

Обязательно будем в самом тесном контакте работать с общественными организациями. Сейчас уже включаем нескольких представителей татарстанской региональной организации всероссийского общества охраны памятников истории и культуры в состав нашего научно-методического совета.

Игорь Нестеренко – бывший заместитель министра культуры РТ:

- Светлана Глебовна была моей подчиненной, когда я работал начальником управления. Что ей пожелать в нашем трудном деле?.. Она специалист грамотный, долгие годы работала в области охраны памятников, то есть - в теме… Хозяйство ей достается сложное, впрочем, как и любое хозяйство. Особые моменты будут зависеть от того, что от охраны памятников станут требовать.

Первостепенная задача нового замминистра – зарегистрировать все объекты в едином государственном реестре. Почему их раньше не регистрировали? Потому что правила игры сформулировали только в прошлом году, когда федералы утвердили положения о реестре и государственной историко-культурной экспертизе. По сути, федеральный закон в том понимании, в каком он был сформулирован в 2002 году, начал работать только с нынешнего года. До этого был переходный период, действовали нормативно-правовые акты еще советского времени. Сейчас закон должен начать работать по-настоящему. Светлана будет действовать по новым правилам. Важно, что есть задатки для документационного обеспечения реестра. Если программа «Мирас» будет принята и будет финансироваться в необходимом объеме, то в течение четырех лет последуют серьезные сдвиги – намного проще будет и охранять, и сохранять памятники, и применять меры прокурорского и другого реагирования к собственникам памятников.

Светлане понадобятся и гибкость, и несгибаемость. У меня всегда цель состояла в сохранении памятников, но при этом должно быть и развитие, потому что просто одно сохранение развития не дает: запретительные меры приводят к обратному – всевозможным ухищрениям, уловкам. Поэтому предстоит серьезная работа с собственниками по нахождению компромисса, как красиво сейчас говорят - государственно-частное партнерство.

Айвар Сатаров - заслуженный архитектор РТ, бывший заведующий кафедрой реставрации КГАСУ:

- Светлана - опытный специалист в области реставрации, очень долго работает в этой области. На кафедре она занималась постановкой методических вопросов по курсу реставрации – одна из опытных преподавателей в этой сфере. Специалист во всех отношениях – вот что могу сказать. К тому же имеет близкий к нынешней должности опыт работы в Росохранкультуре. Думаю, все у нее должно получиться. Хорошо, что назначают, скажем так, «специалистов, а не парашютистов».

Справка

Персова Светлана Глебовна.

Родилась в Казани. В 1986 г. окончила Казанский инженерно-строительный институт по специальности «архитектура», в 1994-м - Академию реставраций (Москва) с присвоением квалификации «архитектор-реставратор».

1986 - 1996 - архитектор главного архитектурно-планировочного управления Казани.

1996 - 2005 - начальник отдела учета и контроля управления государственного контроля охраны и использования памятников истории и культуры главного управления архитектуры и градостроительства Казани.

2005 - 2006 - старший преподаватель кафедры реставрации и реконструкции архитектурного наследия Казанского архитектурно-строительного университета.

2006 - 2008 — помощник руководителя — главный архитектор главного управления госконтроля охраны и использования памятников истории и культуры при министерстве культуры РТ

2008 - 2011 — главный государственный инспектор по РТ управления Росохранкультуры по Приволжскому федеральному округу.

Автор и соавтор 25 реставрационных и градостроительных (на исторических территориях) проектов, ряда статей об объектах культурного наследия РТ.

Замужем, имеет сына.