Николай Бех, руководивший «КАМАЗом» в в 1987–1997 годы, скончался 3 апреля на 76-м году жизни. Причина смерти не уточняется Николай Бех, руководивший КАМАЗом в в 1987–1997 годы, скончался 3 апреля на 76-м году жизни. Причина смерти не уточняется Фото: © Тер-Месропян, РИА «Новости»

«Невосполнимая потеря для отечественного автопрома и бизнес-сообщества»

Николай Бех, руководивший КАМАЗом в в 1987–1997 годы, скончался 3 апреля на 76-м году жизни. Причина смерти не уточняется.

«Проведенные Николаем Бехом преобразования заложили фундамент для дальнейшего развития акционерного общества „КАМАЗ“ и последовательного вывода предприятия из кризиса. По прошествии многих лет он оставался патриотом КАМАЗа и живо интересовался его деятельностью, не оставаясь равнодушным к делам и проблемам автозавода», — прокомментировал новость о кончине Беха гендиректор предприятия Сергей Когогин. — Его внезапный уход — это невосполнимая потеря для отечественного автопрома и бизнес-сообщества».

Сегодня на церемонию прощания с Бехом в Москву вылетает делегация из Набережных Челнов. В нее вошли ветераны труда, представители автогиганта и городской администрации, сообщил мэр Набережных Челнов Наиль Магдеев. «Ушел из жизни один из „генералов“ КАМАЗа Николай Иванович Бех — человек, который стоял у руля предприятия в самый тяжелый момент его деятельности. Пожар на заводе двигателей стал настоящей трагедией для нашего города, он определил вектор жизни КАМАЗа и Челнов на многие годы вперед. По сути, это была борьба за будущее. И в том, что трудовой коллектив с честью вышел из тяжелейшей ситуации, есть заслуга и Николая Ивановича», — сказал градоначальник.

На времена Беха пришелся и слом эпох. В августе 1990 года производственное объединение «КАМАЗ» преобразовали в акционерное обществоФото: © Тер-Месропян, РИА «Новости»

Директор переломной эпохи

Будущий промышленник и ученый родился 2 января 1946 года в Житомирской области (современная Украина). В 1969 году окончил Киевский политехнический институт по специальности «автоматизация и комплексная механизация литейного производства», позже — высшие курсы Академии генштаба и международную академию бизнеса в ФРГ.

После обучения в Киеве Бех 11 лет проработал на Волжском автомобильном заводе (ВАЗ) в Тольятти. В 1980 году стал главным инженером металлургического производства и трудился на этой должности 6 лет.

«Все то, с чего счастливо начинается жизнь, случилось там, в Тольятти: женился (комсомольскую свадьбу справили, и ключи от квартиры прямо на свадьбе подарили), там две дочки родились… Туда, на ударную комсомольскую стройку, молодые люди ехали после институтов, собраны оказались „инженерные сливки“», — вспоминал Бех в одном из своих интервью.

Промышленник не планировал уезжать из Тольятти, но в 1980 году министр автопрома СССР Виктор Поляков отправил его в Набережные Челны — решать проблемы с литейным производством КАМАЗа. При Бехе на производстве стали использовать новый чугун, изменили технологию производства и сократили трудоемкость.

В 1984 году возглавил строящийся тракторный завод в Елабуге, а спустя три года — КАМАЗ. Под руководством Беха на заводе выпустили миллионный грузовик. Само предприятие достигло пика производства и практически вышло на проектную мощность, собрав за год 126,6 тыс. автомобилей и около 200 тыс. двигателей. При поддержке Беха в 1988 году была создана легендарная команда «КАМАЗ-Мастер».

На времена Беха пришелся и слом эпох. В августе 1990 года производственное объединение «КАМАЗ» преобразовали в акционерное общество. «В какой-то степени это был риск, но мы были молодыми, впереди видели цель», — признавался экс-гендиректор КАМАЗа и называл акционирование завода своим главным достижением на челнинском предприятии. Он отмечал: «Появились самостоятельность, деньги, мы разработали стратегическую программу развития, создали фонд для ее реализации. Было много планов».

В 1993 году произошел серьезный пожар, почти полностью уничтоживший завод двигателей и сложнейшее технологическое оборудованиеФото: Медведев Михаил/Фотохроника ТАСС

Пожар, сложные отношения с Шаймиевым и уход с завода

К сожалению, в 1993 году произошел серьезный пожар, почти полностью уничтоживший завод двигателей и сложнейшее технологическое оборудование. «Помню, как во время пожара на завод приходили люди, как плакали. Страшная картина. Это же моногород. Все зависят от КАМАЗа. Работников на заводе 100 тысяч. Плюс семьи. Вот и весь город. Не дай бог такое кому-нибудь пережить», — говорил Бех.

По его словам, тогда предприятие выручила поддержка властей республики, в том числе первого президента РТ Минтимера Шаймиева. Бех признавался, что отношения с Шаймиевым у него всегда были сложными.

«Дружба дружбой, но… К тому же в то время республика становилась самостоятельной, благодаря Минтимеру Шариповичу Татарстан получил много возможностей. Руководству республики нужен был контроль за всеми активами», — объяснял промышленник свой уход с поста гендиректора КАМАЗа в 1997 году.

В течение полутора лет Бех возглавлял совет директоров компании, а затем его сменил вице-премьер РТ Равиль Муратов. Бех говорил, что выбор кандидатуры стал для него неожиданностью: «Он не имел никакого понятия об автомобильной промышленности».

«Но его назначили все-таки не генеральным директором, а председателем совета директоров. Для этого в меньшей степени надо быть специалистом. Я понимал, почему назначили на эту должность вице-премьера правительства. Это был период, когда республика, как я уже сказал, получила очень много прав, появились собственные средства. С другой стороны, возникали социальные напряжения, надо было, чтобы руководителем КАМАЗа оказался татарин», — отмечал специалист в беседе с «БИЗНЕС Online».

После ухода из руководства КАМАЗа работал советником мэра Москвы, занимал руководящие посты в ОАО «Московская управляющая финансовая компания», «СИБУР», ОАО «Курганмашзавод». С 2003 по 2018 год возглавлял компанию «Звезда Энергетика», выпускающую электростанции. Являлся председателем совета директоров компании «Литоформ», руководил изданием журналов «Литейное производство» и «Металлургия в машиностроении». Автор 30 научных статей и книг.

«Дочки подарили мне шестерых внуков — это самое главное в жизни», — отмечал Бех в сентябре 2019 года.

Будущее предприятия он видел в том, чтобы модернизировать литейное производство КАМАЗа и сделать его самостоятельным: «Чтобы он был для всех». Бех также предлагал использовать площадки предприятия, которые не заняты, в качестве зон для развития малого бизнеса.

Евгений Гольдфайн: «Его до сих пор помнят как неравнодушного и результативного руководителя, профессионала, хорошего организатора и реального лидера»Фото: «БИЗНЕС Online»

«Все, что можно, и даже сверх того, Николай Иванович сделал»

В последнее время Бех с супругой находился в больнице и жаловался на боли в животе, рассказал в беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online» первый генеральный директор КАМАЗа Лев Васильев. «Неделю тому назад позвонил — он говорил достаточно четко. Я потом уже больше не звонил, потому что он все время был на каких-то процедурах, обследованиях. И вдруг такая новость ошарашила», — отметил наш собеседник. 

По словам Васильева, Беху удалось поднять «литейку» челнинского автогиганта, которая находилась в «чрезвычайном тяжелом положении». Собеседник признался, что до последнего времени поддерживал теплые и дружеские отношения со своим последователем.  «Работать — работал. Когда я уехал [в Москву] и приобрел небольшую дачку в поселке, а у него рядом был участок, встречались иногда. Когда я находился в санатории, он приезжал ко мне, вспоминали о том, что было раньше», — добавил Васильев. 

Бех был легендарной личностью, отметил заслуженный экономист РФ, бывший главный бухгалтер КАМАЗа Евгений Гольдфайн. «Его до сих пор помнят как неравнодушного и результативного руководителя, профессионала, хорошего организатора и реального лидера», — отметил спикер. Он считает, что никто, кроме Беха, не смог бы добиться таких результатов после пожара.

Гольдфайн отметил, что даже в условиях отсутствия ресурсов и спроса на грузовики Бех пытался заниматься развитием, а покинул завод не по своей воле. «Он не хотел уходить с завода, а с другой стороны, не хотел рушить то, что было создано. В это время КАМАЗу нужно было заниматься реорганизацией — увольнять людей, ликвидировать предприятия, снижать объемы, консервировать мощности. Вместо развития заниматься выживанием. А ходить по трупам и ликвидировать Беху было очень трудно», — пояснил собеседник. 

«Все, что можно, и даже сверх того, Николай Иванович сделал. Бех не был зашоренным. Часто бывал увлекающимся, иногда, возможно, какие-то его решения не были обоснованными, но огромная работоспособность, интеллект, умение зажечь и повести за собой людей, мощные лидерские качества и умение в тяжелых ситуациях брать ответственность на себя — таким лидером он был. Это человек масштаба Российской Федерации», — добавил Гольдфайн.

«Бех запомнится рядом событий. Это был тяжелый период, поэтому о нем осталось хорошее, но двойственное впечатление, — отметил председатель Торгово-промышленной палаты РТ Шамиль Агеев. — Ему было непросто работать после [первого директора завода Льва] Васильева. При нем был пожар. Он запомнился международными связями. Была нестабильность выплаты зарплат. При нем немного напряглись отношения с городскими властями. Будем говорить, Бех не стал очень татарстанским. Он больше ориентировался на Москву. При нем установилось влияние, скажем так, группировок на заводе».

По словам Агеева, Бех был открытым человеком, но КАМАЗ при нем «не пошел». «Так получилось объективно. Что он смог сделать, сделал. Но патриотом республики не стал», —констатировал председатель ТПП РТ. 

Дата и место похорон Беха в настоящее время официально не объявлены.