МАТРАСЫ ДЛЯ МАТРОСОВ

Единственным поставщиком мебели и сантехники на строящиеся корабли для ВМФ выбран представитель британцев в РФ - петербургские «Морские комплексные системы». Британская продукция выбрана после ее полугодовой опытной эксплуатации (переоборудовано две каюты) на корвете «Стерегущий». За экспериментом лично следил главком ВМФ Владимир Высоцкий. Среди кораблей, на которых будет установлена английская мебель, - продукция ОАО «Зеленодольское проектно-конструкторское бюро» (ЗПКБ). Это малые артиллерийские корабли проекта 21630 (строятся на петербургской верфи ОАО «Алмаз») и малые ракетные корабли проекта 21631 (строятся на ОАО «Зеленодольский завод им. Горького»).

Представитель Strongbox Marine Furniture рассказал федеральным «Известиям», что для каждого корабля будет разработан индивидуальный проект внутреннего убранства. По его словам, в помещениях для матросов будут установлены двухъярусные кровати с ортопедическими матрасами, шкафы для личных вещей, складные столы и стулья. Офицерские каюты будут одноместными, с диваном, санузлом (унитаз плюс душ) и письменным столом. Также будут оборудованы кают-компании, кубрики, камбузы и другие помещения.

Российские поставщики корабельных мебели и сантехники из конкурса выбыли. Причем, как отмечает Центральный военно-морской портал, из документов невозможно сделать вывод о проведении открытого тендера среди организаций-производителей и поставщиков, а также об условиях конкурса. Как сообщили опрошенные порталом отечественные производители аналогичной продукции, решение руководства минобороны закупать мебель за рубежом вызывает удивление, так как возможности российских предприятий позволяют изготавливать металлическую мебель и санитарно-техническое оборудование, не уступающее по своим свойствам зарубежному и по меньшей цене.

МЕБЕЛЬ – БРИТАНСКАЯ, КОРАБЛИ – ФРАНЦУЗСКИЕ…

Пикантность ситуации еще и в том, что в Вооруженных Силах за Анатолием Сердюковым закрепилось прозвище Табуреткин (также употребляются варианты Мебельщик, Фельдмебель). В том числе – за «профильное» прошлое министра. В 1985 - 1993 годах он последовательно работал заместителем заведующего секцией, заведующим секцией магазина №3 "Ленмебельторга" и заместителем директора по коммерческой работе этой организации. В 1993 - 2000 годах Сердюков работал в питерском АО «Мебель-Маркет» - заместителем генерального директора, директором по маркетингу, генеральным директором. Напомним, что министром обороны он назначен 15 февраля 2007 года. Известно, что Сердюков женат на дочери вице-премьера Виктора Зубкова.

В связи с новостью о корабельной мебели специалисты вспомнили, что ранее главком ВМФ предложил заменить на строящихся кораблях отечественные артиллерийские установки на итальянские или французские. Поминаются и другие носящие оттенок скандальности иностранные заказы минобороны: израильские беспилотники, французские вертолетоносцы, итальянские бронемашины.

«Анатолию Эдуардовичу следует осознать, что мебель сейчас - не самое главное», - едва сдерживая эмоции (как пишет газета «Известия»), отреагировал на мебельно-морское новшество бывший командующий Черноморским флотом адмирал Владимир Комоедов. Он пояснил, что российская промышленность способна создавать надежные мебель и санитарно-бытовые устройства, нужно только поддержать производителей.

«ТАТАРСТАН» И УНИТАЗЫ

«На кораблях всех наших недавних проектов существенно улучшены жилищные условия для экипажей, - рассказал газете «БИЗНЕС Online» заместитель генерального директора ЗПКБ Сергей Решетов. - Мебель производится российскими фирмами, значительный вклад вносят и сами судостроительные заводы. Да, в советское время все это делалось достаточно по-казарменному, но сейчас более современные подходы и есть, из чего выбирать. Например, мебель проигравшей британцам фирмы «Гемер и Арис» мы постоянно видим на всевозможных выставках, салонах – очень достойная. Мебель северодвинской «Онеги» выглядит попроще, но тоже очень приличная… Да, о решении министерства обороны мы знаем. Оно означает, что, начиная с кораблей определенных заказов, английская мебель будет внедряться в наши проекты. Отдельное решение будет приниматься по каждому кораблю… Да, придется кое-что подкорректировать в проектах, но, с другой стороны, дополнительная работа – дополнительные деньги для бюро… А вообще, у нашего «Буяна» (название проекта 21630, головной корабль – «Астрахань» - служит в Каспийской флотилии, первый серийный - «Волгодонск» - должен быть сдан в ближайшее время - ред.), например, достаточно удобные помещения, каюты. Мне кажется, что больших проблем с мебелью на новых кораблях нет».

Источник газеты «БИЗНЕС Online» на заводе им. Горького сообщил, что пока на предприятии о решении Сердюкова не слышали. Деревянную мебель для строящихся на предприятии кораблей и судов делают в цехе, занимавшимся ранее производством товаров широкого потребления. На это есть лицензия министерства обороны, полученная после испытаний продукции. А техническая документация куплена у одной из российских фирм. Сантехнику приобретают у йошкар-олинского производителя: «Отличного качества», - отметил источник. Дюралевую мебель – на камбуз, в холодильные камеры, рубку дежурного – делают в Петербурге, Петрозаводсвке, Северодвинске.

«Раньше у моряков бывали по этой части нарекания, - рассказал источник, - но не к самой мебели или сантехнике, а к непродуманности их размещения. Вот на «Татарстане» (фрегат, флагман Каспийской флотилии, вступил в строй в 2002 году - ред.) чтобы зайти в гальюн, надо сначала через, так скажем, унитаз перешагнуть, и потом только дверь закрыть. Изначально предназначенные для «Татарстана» унитазы мы вообще выкинули, и взяли их у железнодорожников, из нержавейки. И такое бывало… Сейчас все значительно лучше. Интерьер помещений – и санбытовых, и жилых – резко изменился. Если взять «Татарстан» и «Дагестан» (однотипный с флагманским фрегатом корабль проходит испытания - ред.), то по отделке они здорово отличаются. На «Татарстане» почти ничего не «зашивалось», то есть, к примеру, кабели проходят прямо по стенам. А сейчас все зашивается, причем новейшими материалами - ничего не торчит, все спрятано. Это раньше был такой подход – чтобы проще было найти неисправность. Сейчас подход изменился – всем надо, чтобы все было с иголочки. На вьетнамский заказ (два фрегата проекта «Гепард 3.9» - ред.) мебель тоже делали сами. Все получилось очень хорошо и красиво. А художественную отделку делали по договору в Петербурге: панно и все такое. Вьетнамцам очень понравилось.

На «Град Свияжск» (головной корабль проекта 21631, заложен 27 августа 2010 года, всего будет сделано 5 кораблей - авт.) планировали установить собственную деревянную мебель, но что теперь будет, не знаю».