IMG_4031.jpg
Казань участвует во всероссийской наногонке, и выставка «Нанотехнологии» проводится уже в третий раз

ВСЕРОССИЙСКАЯ НАНОГОНКА И ПЛАКАТЫ НА СТЕНДАХ

Нанотехнологии уже давно стали в РФ предметом шуток и анекдотов. Понятно, почему. Пока одни ученые добывают новые материалы, а другие получают за это Нобелевские премии, и за рубежом в числе прочих инновационных производств ведут разработки и нанотехнологий, в РФ подошли к этому с имперским размахом. Сразу организовали «Роснано» и поставили туда рулить Анатолия Чубайса. Теперь представители "Роснано" гастролируют по стране, покупают технопарки (в этом году была куплена и казанская «Идея») и разыскивают наноидеи, чтобы производить нанотовары.

Институты и производства, доселе производившие просто хорошие инновационные продукты и технологии, теперь спешат еще и производить что-нибудь с приставкой «нано». Казань участвует во всероссийской наногонке, и выставка «Нанотехнологии» проводится уже в третий раз. Год от года, справедливости ради, уровень выставок растет.

На этот раз большую часть павильонов заняли казанские НИИ и институты. Непосредственно республиканских компаний с уже готовым нанопродуктом, что называется, «хоть сейчас на рынок» было мало. Немалая часть павильонов показывали только плакаты, товары не привезли (отчасти объяснил это корреспонденту «БИЗНЕС Online» представитель "Роскосмоса" Ражудин Ризаханов, заявив, что, по-видимому, выставку организовали наспех, и многим о ней сообщили слишком поздно). Посетителей на выставке «Нанотехнологии. Казань-2011» было тоже не так чтобы много. Основную часть публики составляли сами представители павильонов, ученые и собственно чиновники РТ и РФ. Неудивительно потому, что, когда начался традиционный обход выставки президентом РТ Рустамом Минниханов, казалось, три четверти всех посетителей составляют свиту главы республики. Люди толкались в узких проходах между павильонами, стараясь рассмотреть, какой же именно нанопродукт заинтересовал президента.

НАНОАСФАЛЬТ И «РЕАЛЬНЫЕ БЕТОННЫЕ КУБИКИ»

Для начала Рустам Минниханов с интересом осмотрел павильон "Роснано". Поинтересовался ценой «неметаллических неорганических керамических покрытий» и задал ключевой вопрос о том, есть ли конкретный товар или технология, которую можно продать (потом он его задавал почти всем, и на отрицательный ответ грустнел и сразу же отходил). Технология оказалась «конкретной». А про цену президенту сообщили, что она зависит «от многих факторов». Иными словами, над себестоимостью производства пока надо думать и думать. Интерес у Минниханова вызвал и «наноасфальт», куда добавили наноструктурированную присадку, чем вызвали волшебный эффект увеличения прочности. Поразмыслив, и вспомним, по-видимому, о состоянии татарстанских дорог, Минниханов позвал Анатолия Краснова (тот пулей выскочил из окружавшей главу республики толпы) – бывшего директора института химизации, ныне советника президента РТ – и обратил внимание на кусок асфальта на витрине. Краснов молча кивнул, но контактов компании никто не записал. Поэтому будет ли использоваться наноасфальт на дорогах РТ, пока неизвестно.

Представители Оренбургской государственной медицинской академии показали препарат на основе спорообразующих бактерий. При введении в организм он «транслоцируется через кровь в место перелома и повреждений». Президент серьезности открытия не оценил, и почему-то вспомнил технологию мумифицирования древних египтян.

Анастас Бухараев - профессор Казанского физико-технического института, решил, пользуясь случаем, зачитать Минниханову целую лекцию о том, как они в институте сочетают «фундаментальный подход с целью выхода на реальную продукцию». Мол, сначала они поняли, «что когда нанотрубка в бетон засовывается, бетон становится прочнее», а теперь есть и продукция – «реальные бетонные кубики». Показал Бухараев и нанопроволоку, по которой, оказывается, «ток по другому механизму течет». Минниханов удивился: «Почему?!» Электроны с атомами взаимодействуют по-другому, объяснили ему. «Так, оказывается, по-другому течет, - устало улыбнулся Минниханов, - Ярар, спасибо», - устав от лекции сказал президент и пошел смотреть гениальные изобретения дальше.

IMG_4390.jpg

Далеко не на всех стендах были представлены реальные нанопродукты и нанотехнологии

КАК ИЗ ОБЫЧНОГО ПРОИЗВОДСТВО СДЕЛАТЬ «НАНО»

Представители Рыбинского завода приборостроения Ярославской области с гордостью показали главе РТ на кристаллы. «От 30 до 60 кг! Искусственные сапфиры из окиси алюминия!» За витриной действительно красовались кристаллы (в магазинах сувениров они распродавались бы на ура – ред.). «А где они нужны? - спросил президент, завороженный игрой света и тени на гранях, - Светодиоды, наверное, делать с их помощью можно?» И получил в ответ утвердительный ответ. К слову, в Татарстан в этом году поставят до 200 подобных установок для выращивания монокристаллов.

Был зачем-то и стенд индустриального парк М7 (куратором является Руслан Шигабутдинов, группа ТАИФ ред.). «Ну что, начали вы уже работу свою? У вас там кто-нибудь есть, нет?» - спросил Минниханов гендиректора парка Руслана Халилова, разглядывая пустоту павильона. «Да, есть! Уже два резидента работают, - гордо заявил Халилов. «Мало, мало! – расстроился президент. – Какие у тебя проекты?» «Завод «Волжанин», и «МультиПласт», - последовал ответ. На полу стенда лежали террасные доски из древесно-полимерного композита. Минниханов осторожно потрогал доски носком туфли:

- А здесь «нано» пока нет?

- Пока нет. Но если мы измельчим древесные полимеры…, - мечтательно заметил Халилов, подав идею, как из обычного производства сделать «нано-».

ИСЧЕЗНОВЕНИЕ РАФИНАТА ЯРУЛЛИНА И «НАНО-БЕЛЬЕ»

Исследуя один за другим павильоны, Минниханов обращал внимание на заинтересовавшие его технологии не только Краснова, но и главу «Татнефтехиминвест-холдинг» Рафината Яруллина. И вдруг в середине обхода оказалось, что Яруллин потерялся. «Рафинат Саматович, где у нас он?» - вспомнил президент, когда крутил в руках заинтересовавший его нанопродукт. Все тут же стали звать Рафината Саматовича.

Вскоре подключилась охрана. Но Яруллина не нашли. Появился он, запыхавшийся, неожиданно рядом с корреспондентом «БИЗНЕС Online», уже когда первые лица осматривали павильон Казанского технологического университета. Представитель службы безопасности Минниханова, выше Яруллина на две головы, тоже заметив его, склонился и попросил того стоять рядом с президентом: «А то сейчас вопрос возникнет, а вас искать надо…». Больше Яруллин от Минниханова не отходил ни на шаг…

Под конец делегацию впечатлил стенд компании «Дета-Элис Becauselove», у которого Минниханов в шоке остановился, удивленно раздумывая, какое отношения развешанные плакаты полураздетых девиц на стенде имеют к нанотехнологиям. «Это нанобелье, что ли?» - спросил, наконец, кто-то из свиты президента. Если бы! Оказалось, компания производит «медицинские» приборы, использующие биорезонансные методы». Цитируем: «Приборы лечат даже те болезни, которые считаются неизлечимыми! Технологии Deta-Elis могут диагностировать и уничтожать даже тех паразитов и вирусов, которые еще не внесены в список выявленных официальной медициной!»…

НЕБЕЗОПАСНЫЕ ФУЛЛЕРЕНЫ И НАНОТРУБКИ

Под впечатлением от выставки президент заметил, что, наконец-то, представлены реальные продукты, а не умозрительные идеи, и нужно развивать рынок. Об этом же говорили и на пленарном заседании XII международной научно-практической конференции «Нанотехнологии в промышленности», на котором первые лица РТ и представители "Роснано" откровенно скучали. Выступали ученые и засыпали всех сложнейшими химическими формулами, подробностями исследований наноматериалов, хитростей их получения и откровенной рекламой своих нанотоваров.

За Минниханова скучали премьер Ильдар Халиков и министр экономики РТ Мидхат Шагиахметов. Оживились они лишь на выступлении Олега Фиговского - академика ЕАН, директора по науке и развитию международного исследовательского центра нанотехнологий Polymate, когда он упомянул о том, что карбоновые нанотрубки и фуллерены не выводятся из организма и, собственно, экологически небезопасны! После чего чиновники зашептались, размышляя, насколько безопасным был осмотр выставки самим президентом РТ, который чуть ли не каждый нанотовар спешил потрогать руками…

КАК ОТЛИЧИТЬ «НАНО» ОТ «НЕНАНО»

Халиков честно заметил, что при всех замечательных идеях, в том числе представленных на выставке, с коммерциализацией их обстоит неважно. Алексей Кубрин - замполномочного представителя президента РФ в ПФО, поделился мечтами о том, каким сверхзамечательным наноцентром может быть Приволжский округ в будущем. Тем более, по его словам, постепенно мы переходим «от теории к практике». Зампредседателя правления ОАО «Роснано» Андрей Свинаренко в свою очередь заявил, что одних наноцентров (сейчас их у "Роснано", включая казанскую «Идею», 12 штук) недостаточно. И, чтобы коммерциализировать наноидеи, будут созданы технологические инжиниринговые компании. Они должны послужить «раскрытию рынков», куда нанопродукты до сих пор проникают с трудом. А надо, чтобы проникали, заметил он, так как в 2015 году, по мысли Владимира Путина, наноиндустрия должна продать товаров на 900 млрд. рублей. Самое смешное, что до сих пор не было госстандартов, позволяющих отличать нанопродукты от «ненано». Теперь, вроде бы, ГОСТы появились, и цифры, надо думать, начнут увеличиваться в геометрической прогрессии! Слушавшие доклад Свинаренко ученые, соседи корреспондента «БИЗНЕС Online», иронично заметили: «Ну да, ну да, как только научимся подсчитывать нанопродукцию, у нас будет нанобюджет и нано-Россия!».

IMG_4004.jpg

Замглавы "Роснано" Андрей Свинаренко рассказал, что коммерцилизацией наноидей займутся технологические инжиниринговые компании

24 МЛРД. НАНОПРОИЗВОДСТВА К 2016 ГОДУ

Министр экономики РТ Мидхат Шагиахметов рассказал о монументальных планах республики в сфере нанотехнологий. Сегодня доля инновационной продукции в ВРП РТ составляет около 16% (не дело сомневаться в данных министерств, но цифра, откровенно говоря, уж очень оптимистичнаяред.), а к 2016 году планируют увеличить ее до 30%. В республике 19 нанопроизводств уже существует, впрочем, производят нанотовары только 9 из них. Заметим, на выставке была представлена продукция аж 34 республиканских предприятий! Получается, что 25 из них к наноиндустрии не имеют ни малейшего отношения? Но если вспомнить слова представителя "Роскосмоса" о спешности выставки – стоит ли удивляться сборной солянке? Так или иначе, для коммерциализации республиканского нанопотенциала РТ готов участвовать в конкурсе "Роснано" на открытие у себя инжиниринговых компаний. При этом у республике сейчас 62 нанопроекта, но только 15 от промышленных предприятий. (Расшифровываем: 47 из них представляют собой сугубо теоретические выкладки ученых …).

О еще восьми проектах под крылом "Роснано" в РТ грезят, надеясь, что разместятся они на территории республики. Если идеи все-таки коммерциализуются, к 2016 году потребление нанотоваров в РТ составит 15 млрд. рублей, а производство – 24 миллиарда. Но Халиков цифрам неприятно удивился, и наказал Шагихаметову пересмотреть план: ведь если РФ планирует 900 млрд. нано-ВВП, то татарстанские 24 млрд. оказываются в этом "пироге" просто смешны…

IMG_4374.jpg

Президент РТ каждый нанопродукт старался потрогать руками и рассмотреть поближе

ВЫ НЕ МОЖЕТЕ РАБОТАТЬ В ИЗОЛЯЦИИ

Газета «БИЗНЕС Online» поинтересовалась у гостей выставки впечатлениями от нее и мнениями о развитии нанотехнологий в принципе:

Тацухико Касая – гендиректор Interactive Corporation (Япония):

- В целом выставка неплохая, конечно. Да и в республике у вас, наверное, все на уровне! Я был в Москве на подобной, так ваш татарстанский стенд был больше остальных. У нас в Японии тоже есть госпрограммы, помогающие развиваться нанопроизводствам, но вообще они уже давно существуют. Начиналось же все с университетов, потом пришел бизнес, и только потом государство. Отношения завязываем. Завтра я надеюсь встретиться с представителями вашего Федерального Университета.

Ражудин Ризаханов – глава отдела нанотехнологий ФГУП "Исследовательский центр имени Келдыша", основного поставщика "Роскосмоса":

- Нанотехнологии на самом деле очень нужны сегодня. Дело в том, что при переходе на наноуровень, уменьшая размер частицы, свойства материалов меняются. Об этом Ричард Фейнман в 1960 году сказал еще. При уменьшении размера материала меняются механические, тепловые, химические, электрические свойства. И если мы будем создавать материал из этих маленьких частиц, сохраняя их малость, мы создадим материалы с другими свойствами. Возьмем, к примеру, медный кирпич. Разобьем на наночастицы, и скомпонуем тот же кирпич того же размера – он будет обладать намного более высокими механическими свойствами. Выставка мне понравилась прикладной направленностью. Обычно выставляют наноэффекты, научную составляющую. Что нравится меньше, так это то, что большинство стендов – плакатные. Так бывает, когда выставка организуется наспех. Моим друзьям из ВИАМа (Всероссийский институт авиационных материалов. – ред.) можно было что-то привезти. Но их предупредили поздно о выставке и они привезли не изделия, а плакаты. На мой взгляд, развитию нанотехнологий может помочь связка фундаментальной и прикладной части. Если смотреть по фундаментальным разработкам, то Россия стоит в ряду передовых стран, а вот в части реализации идей, использования организации производства – мы отстаем. Вроде бы приняты меры, создана корпорация "Роснано", но они финансируют только очень крупные проекты. Проекты среднего уровня, требующие вклада на уровне 100 млн., им не очень интересны. Вообще, я считаю, что для того чтобы между университетской исследовательской деятельностью и производством была связь, должны быть задействованы промежуточные структуры. Может быть, технопарки, или прикладные институты. Чтобы они фундаментальную разработку доводили до действующего образца, идею – до серийного производстве. Сейчас в этом направлении создается Национальная нанотехнологическая сеть, и одной из ее задач должно быть устранение дисбаланса между научными разработками и производством.

Раджендер Варма – Senior Scientist in US EPA, профессор университета им. Хьюстона, (США),

- В целом выставка, думаю, удалась. Сам я хоть и индиец, но 35 лет живу в США, где точно знаю, что госпрограммы по развитию наноиндустрии существуют, их много. В Индии тоже не мало. Но чтобы все это было успешным, необходимо, чтобы государство, университеты и бизнес шли рука об руку, что называется. Связка нужна, без нее ничего не будет. Вы не можете работать в этой области в изоляции от фундаментальной науки, например. Просто потому, что нанотехнологии – очень сложная дисциплина. Вам нужны физики, химики… Вы не можете иметь все эти вещи в одном месте. Поэтому идея общения между разными группами, реализованная в Силиконовой долине и технопарках, думаю, удачна.