СПИСКИ «РОСАВИАЦИИ» «ЧЕРНЕЕ», ЧЕМ У ЕВРОКОМИССИИ

Авиакомпании «Якутия», «Татарстан» и «ВИМ-Авиа» не рассматривались «Росавиацией» при выдаче допусков к выполнению авиаперевозок в Европу на очередном заседании ведомства в минувший понедельник. Об этом порталу «Интерфакс-Туризм» сообщил источник в авиационных кругах. «С остальными допусками проблем не возникло – всем, кто хотел их получить, разрешения были выданы», - сказал собеседник агентства.

Напомним, 2 ноября «Росавиация» ограничила полеты АКТ (а также авиакомпаний «Якутия», «ВИМ-авиа», «Дагестанские авиалинии», «Авиастар-Ту», «Ютэйр-Карго») в Евросоюз. Причина — понижение у этих компаний так называемого коэффициента безопасности, который вычисляется в ходе проверок инспекторов программы безопасности полетов Европы — SAFA. По идее «Росавиации», если самолеты до устранения нарушений не будут летать в Европу, то не наберут новых штрафных очков. Как сообщал АвиаПорт, у АКТ ограничения коснулись лишь лайнеров Як-42 (их у авиакомпании летает два).

И «Росавиация» своего добилась — российские авиакомпании не попали в обновленный 21 ноября «черный список» (обновляется каждые шесть месяцев, начиная с 2004 года) Евросоюза - Еврокомиссия сочла, что «подозрительные» авиаперевозчики достаточно наказаны самой РФ. В свою очередь «Росавиация» должна «смилостивиться» лишь когда авиакомпании устранят нарушения, зафиксированные европейскими инспекторами.

Любопытно, что, растолковывая ситуацию журналистам, глава «Росавиации» Александр Нерадько отметил: «Авиакомпании продолжают совершать «детские» нарушения, видимо, в надежде на то, что они не будут проверены тщательно инспекторами SAFA». В чем «детскость»?

shakirov.jpg
По словам Шакирова, ограничения касаются пяти Boeing-737, двух Як-42 (они, впрочем, не были в Европе с 2007 года) и одного Ту-154

«А ГДЕ СИСТЕМА ДЫМОИЗВЕЩЕНИЯ В ТУАЛЕТЕ?»

«Решение «Росавиации» было принято ввиду тенденции увеличения у компании за последние три года замечаний по SAFA, — рассказал газете «БИЗНЕС Online» генеральный директор АКТ Руслан Шакиров. - И потом, трудно сказать, что к нам есть претензии. Коэффициент SAFA формируется в ходе произвольных досмотров самолетов, которые проводятся в различных аэропортах. Какими могут быть замечания? Пилот недостаточно владеет английским языком, в интерьере недочеты, с документами членов экипажа или с полетной документацией что-то не так - и все в таком духе. Замечания связаны, скорее, с организацией работы. Бывает, нарекания (в этом году, кстати, ужесточившиеся) связаны с не самым главным оборудованием самолета. Во многом именно последним пунктом объясняется негативный рост нашего коэффициента в 2011 году. Вот что поделать, если конструкцией Як-42 в его туалете не предусмотрена система дымоизвещения? Между тем это замечание по самой высокой категории — третьей. Наш Як-42 «попался» на этом в Баку, хотя раньше в этом городе у нас проблем не возникало. И все, коэффициент повысился».

Впрочем, Шакиров уточнил, что замечания имеются и по другим самолетам АКТ: «Но это рабочий процесс, такие замечания есть у всех авиакомпаний. Вот, например, замечание второй категории — излишек смазки на шасси, то есть грязный самолет... Тем не менее коэффициент, который имеет авиакомпания «Татарстан» с учетом всех этих замечаний, - 2,26, что не превышает допустимый — 2,8».

По словам Шакирова, ограничения касаются большей части авиапарка АКТ — пяти Boeing-737, двух Як-42 (они, впрочем, не были в Европе с 2007 года) и одного Ту-154 (но он в последнее время используется лишь как резервный борт). Поэтому была проведена своего рода рокировка - на «угрожающие» направления вместо Boeing переориентировали два имеющихся у авиакомпании Airbus-319. «Эйрбасы» абсолютно допущены к полетам в Евросоюз, по ним вопросов вообще не было» - уточнил Шакиров.

Для выяснения причин повышения коэффициента руководство компании приглашали в Брюссель на слушания Еврокомиссии: «Думаю, мы успешно выступили по этому вопросу в Брюсселе, - рассказал гендиректор АКТ. - Мы представили документы об устранении замечаний. 23 ноября в официальном журнале Еврокомиссии вышло сообщение о том, что авиакомпания «Татарстан» не ограничена в полетах в Европу. Эти же бумаги с запросом о пересмотре решения об ограничениях мы направили в «Росавиацию». Надеемся максимально быстро решить вопрос».

umarov2.jpg
Шавкат Умаров не разделяет оптимизма руководства АКТ: «Бумага - это одно, а дел предстоит сделать много»

БРЮССЕЛЬ МОСКВЕ НЕ УКАЗ

Но вот руководитель татарского межрегионального управления воздушного транспорта «Росавиации» Шавкат Умаров не разделяет оптимизма руководства АКТ. В беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online» он отметил, что хотя АКТ удалось в Брюсселе отстоять свое право на полеты, «бумага - это одно, а дел предстоит сделать много». «Росавиация» будет сурово проверять авиакомпанию на устранение замечаний, заявил Умаров. Он считает, что отмена приказа «Росавиации» всего через месяц после его вынесения нереальна и как минимум поставила бы его ведомство в нелепое положение. «Это же не в игрушки играть, - отметил представитель «Росавиации», - захотели - запретили, захотели - разрешили. Должна быть соответствующая работа и соответствующий приказ».

Вместе с тем, Умаров не подтвердил информацию о том, что в понедельник на совещании «Росавиации» обсуждалась тема запрета полетов российских авиакомпаний в Европу. «Я только что из Москвы, но ни о чем таком на совещании не слышал. Оно было закрытым и посвящено совсем другим вопросам». О том же газете «БИЗНЕС Online» сообщил коммерческий директор АКТ Лазар Илиев: «Насколько мне известно, повестка дня была другая, и полеты авиакомпании «Татарстан» в Европу не обсуждались».

Впрочем, АКТ вряд ли стоит обижаться на журналистов за всякого рода предположения — если бы руководство авиакомпании своевременно комментировало всевозможные касающиеся ее события, недоразумений было бы меньше. Ведь до сих пор непонятна причина субботней пятнадцатичасовой задержки рейса АКТ из Праги. Кто исключит, что она не связана с европейскими неприятностями компании, даже несмотря на ее официальное заявление, что «ограничение не коснется рейсов авиакомпании «Татарстан» - «Казань - Прага» и «Пермь - Прага», которые выполнялись и продолжают выполняться по заданному расписанию»?

В беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online» Шакиров подчеркнул, что не надо воспринимать ограничения как знак изменения отношения «Росавиации» к АКТ. В контексте недавней рекомендации Нерадько об объединении авиакомпаний «Татарстан» и «Ак Барс Аэро» это многозначительная оговорка.