Татарстанское управление ФАС признала компанию «Агроторг» виновной в нарушении закона о торговле, а именно — в создании препятствий для доступа молочной продукции на рынок Фото: «БИЗНЕС Online»

Как бугульминские молочники пробивались на полки «Пятерочки»

До 2017 года «Агроторг» (владеет сетью магазинов «Пятерочка») был одним из крупнейших покупателей продукции Бугульминского молочного комбината (БМК). В июне 2017-го завод, выкупленный Ильхамом Мингазовым, предупредил торговую сеть, что вышел из состава филиалов УК «Просто молоко», и предложил продолжить сотрудничество, заключив новое соглашение. «Агроторг» спустя месяц направил договорной комплект. Молококомбинат выслал необходимые бумаги, но после этого переговоры встали.

Согласно данным «Контур.Фокус», 36% «БМК» принадлежит Мингазову, 34% — Сергею Мустафину, 30% — Ильнуру Мингазову. Выручка предприятия на конец 2019 года составила 671,6 млн рублей, а чистая прибыль — 3,5 млн рублей. Уставный капитал равнялся 233,2 млн рублей. Комбинат выиграл 1,3 тыс. госконтрактов на сумму 88,6 млн рублей.

Ильхам и Ильнур Мингазовы также в равных долях владеют зарегистрированным в Бугульме ООО «Агро-трейд». Эта компания занимается оптовой торговлей молочными продуктами, яйцами и пищевыми маслами и жирами. Выручка на конец позапрошлого года составила 38 млн рублей (за год выросла на 234%), чистая прибыль — 178 тыс. рублей.

Бугульминские молочники неоднократно писали в «Агроторг». В сентябре 2017 года и июле 2018-го торговая сеть прислала одинаковые ответы: «На данный момент категория наполнена действующими поставщиками. Вместимость полки не позволяет рассмотреть дополнительный ассортимент». Тогда бугульминцы подключили татарстанское управление ФАС. В ответ на запрос ведомства в «Агроторге» пояснили, что не стали заключать соглашение с БМК, поскольку их цены были выше, чем у других поставщиков. Компания также пояснила, что для покупателя важен внешний вид продукции: «яркая и красочная, а также эргономичная упаковка увеличивает покупательский спрос». Последний аргумент ФАС почитала сомнительным. Антимонопольщики пришли к выводу, что дизайн упаковки товаров БМК схож с тем, который есть у других поставщиков. Документов, подтверждающих зависимость спроса от дизайна упаковки, торговая сеть не представила.

Сейчас Бугульминский молкомбинат может без проблем выставлять свою продукцию на полки «Пятерочки». Впрочем, не найдут ли ретейлеры каких-либо других способов выжить бугульминского производителя, вопрос открытый Фото: invest.tatarstan.ru

В результате ФАС признала компанию «Агроторг» виновной в нарушении закона о торговле, а именно в создании препятствий для доступа молочной продукции на рынок. Ведомство также выдало предписание об устранении нарушений.

«Пятерочка» оспаривала решение ФАС в судах трех инстанций, но в марте 2021 года все-таки оплатила штраф в размере 2 млн рублей за нарушение антимонопольного законодательства. Арбитражный суд Татарстана установил, что ретейлер «не обеспечил транспарентность своего подхода к выбору поставщика» и не по коммерческим основаниям ограничил производителя. В материалах суда говорится, что «Пятерочка», отклоняя предложения БМК, не говорила о не устраивающих ее ценах и внешнем виде упаковки. Само коммерческое предложение сеть рассмотрела всего за 43 минуты. «[Это время] не может быть достаточным при проведении комплексного анализа по критериям ассортимента и цены предлагаемых товаров, географии поставок и упаковки продукции», — подчеркнули в антимонопольной службе.

Андрей Розенталь Андрей Розенталь признал, что борьба была непростой Фото: buinsk.tatarstan.ru

«Дело сопровождалось достаточно упорной позицией о непризнании данного нарушения»

По случаю победы над «Пятерочкой» татарстанское управление ФАС собрало специальную пресс-конференцию. Случай, по сути, уникальный, с ходу начал свой доклад заместитель руководителя ведомства Андрей Розенталь.

«В России за последние два года практически нет таких дел, которые касаются нарушения требований закона о торговле. Больше такого не было, чтобы федеральные сети местных производителей не пускали», — сказал Розенталь и отметил, что в Татарстане прикладывают много усилий для того, чтобы местные производители могли найти возможность сбыта.

По словам Розенталя, «Агроторг» в реальности вообще не рассматривал предложения из Бугульмы. Спикер признал, что борьба была непростой: «Дело сопровождалось достаточно упорной позицией „Пятерочки“ о непризнании данного нарушения». Но сейчас Бугульминский молкомбинат может без проблем выставлять свою продукцию на полки «Пятерочки», подытожил Розенталь. Впрочем, не найдут ли ретейлеры каких-либо других способов выжить бугульминского производителя, вопрос открытый. 

Недопуск местных производителей на полку — не единственный «грех» «Пятерочки» Фото: © Виталий Белоусов, РИА «Новости»

21 район в зоне монополизма  

Недопуск местных производителей на полку — не единственный «грех» «Пятерочки». В ведомстве также регулярно следят за соблюдением требования, согласно которому доля одной торговой сети не может превышать 25% от общего товарооборота района. По итогам 2019 года выяснилось, что «Пятерочка» перешла границы в 21 районе. Это Азнакаевский, Алексеевский, Буинский, Высокогорский, Дрожжановский, Зеленодольский, Елабужский, Нижнекамский и другие (при этом доля главного конкурента — АО «Тандер» («Магнит») — превысила 25% только в Ютазинском районе). В этом году «Пятерочка» уже не имеет права открывать новые магазины в вышеуказанных районах. Но компания все-таки решила запустить точку в Зеленодольском. В ноябре подан иск о признании недействительным договора аренды, заключенного между федеральной торговой сетью и предпринимателем. В целях обхода законодательного запрета сторонами было предусмотрено, что магазин открывается взамен двух закрытых. Однако, как подчеркивают в УФАС, закон все же содержит прямой запрет и не предусматривает замену старых торговых объектов путем приобретения новых.

Розенталь призвал федеральные сети к поиску баланса интересов. «Мы смотрим, чтобы у нас не было перегибов, диктата сетей. И в то же время чтобы сети понимали, что здесь их не ограничивают без разбора, — говорит он. — Если вы будете общаться с предпринимателями, которые пытаются зайти в сети, сколько „кругов ада“ им приходится пройти, чтобы соответствовать требованиям. Сети тоже не могут работать себе в убыток. У них есть логистика, объемы, они выставляют определенные требования. И предпринимателей это мотивирует развиваться. Например, работать над упаковкой, чтобы не просто картофель навалил в ящик».

«БИЗНЕС Online» направил запрос в адрес БМК, но ответа пока не получил. 

Камияр Байтемиров Камияр Байтемиров позитивно воспринял новость: «Это как урок для других сетей» Фото: «БИЗНЕС Online»

«Игнорировали — получили по заслугам»

Председатель ассоциации фермеров и крестьянских подворий РТ Камияр Байтемиров позитивно воспринял новость: «Это как урок для других сетей». «Проблема попадания на полки сетей есть, — признает он. — На полках магазинов должно быть не менее 30 процентов продукции местных производителей. Вот пренебрегли и получили, видимо, по заслугам». «Наверное, что-то для фермеров изменится, и продукцию фермерских хозяйств республики не будут игнорировать в наших торговых сетях», — надеется Байтемиров.

Производители сегодня в крайне невыгодном положении, говорит заместитель директора ГБУ «Центр компетенций по развитию сельхозкооперации» Ренат Мамаев. По его словам, квота для местных производителей очень сложно рассчитывается. Специалист не верит в то, что нынешний прецедент что-то изменит.

«Это крупная сеть, которая не будет менять правила под какой-то регион. „Пятерочка“ сама миллионными штрафами наказывала производителей, и некоторые отказались от поставок в данную сеть. Когда мы просили убрать штрафы или как-то рассмотреть, с нами даже не разговаривали», — сетует Мамаев и признает, что реакция ФАС в пользу производителей — это «приятно». 

Бизнес из Бугульмы жалуется на торговые сети не впервые

В ноябре 2020 года на недоступные полки федеральных ретейлеров жаловался президенту Татарстана Рустаму Минниханову бугульминский производитель антисептиков, совладелец ООО «Трис» Тимур Булушев. «Мы больше года стучимся в „Пятерочку“ и „Магнит“. Уже просто караулили байеров возле офисов, разговаривали с ними, пока они идут в кафе на обед, брали телефоны, но потом наши трубки просто не берут, на сайт пишешь — никакой реакции нет, а писать можно всего раз в три месяца!» — говорил предприниматель. 

Тогда глава республики поручил минпромторгу создать перечень продукции из Татарстана, которую было бы желательно продвинуть в федеральные сети и на электронные торговые площадки. «Мы же тоже умеем объяснять, что наш товар самый лучший и предпочтительнее его взять. Не брать телефон — не лучшее качество, — поддержал глава республики и добавил. — Все эти торговые сети всегда стараются попасть ко мне, к министру, премьер-министру. Если у нас появится данный перечень, это будет хорошо, они (торговые сети — прим. ред.) ведь приезжают к нам с какими-то просьбами».