Николай Атласов: «С момента начала мусорной реформы прошло уже два года и почти три месяца, но до сих пор не построено ни одной новой мусоросортировочной станции, ни одного экотехнопарка» Николай Атласов: «С момента начала мусорной реформы прошло уже два года и почти три месяца, но до сих пор не построено ни одной новой мусоросортировочной станции, ни одного экотехнопарка» Фото: «БИЗНЕС Online»

Как  город – «телефонный бренд» стал родиной первого технопарка циркулярной экономики

Если исходить из заявленных целей реформы, экотехнопарки должны стать важнейшим элементом всей инфраструктуры обращения с отходами. Потому что именно здесь отходы планируется превращать в полуфабрикат для дальнейшего производственного цикла или готовую продукцию. По уму, именно на экотехнопарках необходимо сфокусировать основное внимание, так как это производственное звено является одним из ключевых в достижении целей мусорной реформы — увеличении доли переработки отходов.     

Татарстанская территориальная схема обращения с отходами предусматривает размещение экотехнопарков рядом с межмуниципальными полигонами. Данный вопрос находится в зоне ответственности региональных операторов. С момента начала мусорной реформы прошло уже два года и почти три месяца, но до сих пор не построено ни одной новой мусоросортировочной станции, ни одного экотехнопарка. Правда, в начале марта региональный оператор в Западной зоне Татарстана ООО «УК „ЖКХ“» анонсировало строительство совместно с АО «РТ-Инвест» четырех экотехнопарков в Казани, Арском, Алексеевском и Верхнеуслонском районах. Но завершение этого проекта запланировано только в 2025 году.

Поскольку Татарстану экотехнопарки еще только предстоит создать, было бы не лишним ознакомиться с зарубежным опытом организации их деятельности. И я вновь хочу обратиться к опыту Финляндии — страны, являющейся одним из мировых лидеров в сфере переработки отходов. В ходе состоявшейся прошлой осенью серии вебинаров, посвященных финской системе обращения с отходами, особый интерес вызвало выступление управляющего директора компании Verte Ltd Сакари Эрмалы. Он  рассказал о принципах функционирования экотехнопарка Eco3*.

Данный экотехнопарк расположен в городке Нокиа, который является западным пригородом Тампере. Этот городок знаменит тем, что его название стало брендом известной телекоммуникационной корпорации Nokia, а также тем, что именно здесь расположена штаб-квартира и шинный завод компании Nokian. Экотехнопарк Eco3 обслуживает агломерацию Тампере — вторую по величине в Финляндии (после хельсинкской) с населением около 450 тысяч человек.

Данный экотехнопарк является одним из первых промышленных технопарков в области био- и циркулярной экономики. Этот проект реализован в рамках общегосударственной программы перехода к циркулярной экономике. Концепция экотехнопарка Eco3 была презентована в 2015 году, тогда же состоялось подписание первого инвестиционного соглашения и запуск проекта.

Площадкой для реализации проекта экотехнопарка Eco3 стала территория рекультивированного мусорного полигона с прилегающими земельными участками, расположенными к северу от жилых районов Нокиа. Его общая площадь на первом этапе составила 90 гектаров, но к настоящему времени возросла до 120 гектаров. Весь проект контролируется муниципалитетом Нокиа, а его оператором является муниципальная компания Verte Ltd.

Поскольку Татарстану экотехнопарки еще только предстоит создать, было бы не лишним ознакомиться с зарубежным опытом организации их деятельности Поскольку Татарстану экотехнопарки еще только предстоит создать, было бы не лишним ознакомиться с зарубежным опытом организации их деятельности Фото: «БИЗНЕС Online»

Вход в проект резидентам максимально облегчают, продают им участки по сниженным ценам

Вся территория экотехнопарка Eco3 распланирована на участки площадью от 4 до 15 гектаров, каждый из которых уже имеет подключение к инженерным сетям (электроснабжение, водоснабжение, канализация). Все участки изначально принадлежат муниципалитету, но затем продаются или сдаются в аренду резидентам экотехнопарка. Причем речь идет о резидентах промышленного масштаба, которые реализуют свои проекты с учетом интересов муниципалитета и экотехнопарка в рамках концепции развития циркулярной экономики. По этой причине вход резидентам в экотехнопарк пытаются максимально облегчить, в том числе путем продажи им земельных участков по заниженным ценам. Для муниципалитета Нокиа данная статья дохода не является бизнесом, так как, по словам Эрмалы, средства, поступающие от продажи участков в экотехнопарке Eco3, не покрывают всех расходов на их обустройство. Но это обусловлено интересом муниципалитета в росте инвестиций, производства, рабочих мест и, соответственно, расширении налогооблагаемой базы. На данный момент в экотехнопарке Eco3 действуют 28 резидентов, а общий объем инвестиций за пять лет составил 70 млн евро. По мнению Эрмалы, инвестиционный потенциал проекта экотехнопарка составляет не менее 200 млн евро.

Теперь что касается требований для потенциальных резидентов. В Финляндии в соответствии с законодательством экологическое разрешение для организации производства выдают различные органы власти в зависимости от масштабов проекта. Если речь идет о компании с годовым объемом производства менее 20 тысяч тонн, то ей экологическое разрешение предоставляет муниципалитет Нокиа в течение 3–4 месяцев. Для производств с годовым объемом более 20 тысяч тонн экологическое разрешение выдается региональными органами власти (в данном случае — региона Пирканмаа, административный центр Тампере). Для крупных производств требуется проведение оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС).

Экотехнопарк Eco3 функционирует в рамках задач перехода к циркулярной экономике. А это значит, что речь идет не только о развитии переработки отходов на основе существующих технологий, но и разработке новых. По данной причине в структуре экотехнопарка, помимо производственных мощностей, предусмотрен Научно-практический центр Eco3, который служит площадкой для разработки и демонстрации новых технологических решений. Научно-исследовательская работа ведется в сотрудничестве с университетами. Сейчас, к примеру, активно ведется работа по технологии глубокой переработки иловых отложений, очистке их от коммунальных стоков с последующим созданием новых компонентов и выводом их на рынок. Координирует всю эту работу муниципальная компания Verte Ltd как оператор экотехнопарка Eco3.

В финском городе Нокиа формируется инфраструктура газозаправочных станций. Это и есть пример, когда власть задает вектор развития, а частный бизнес развивается в русле этого направления В финском городе Нокиа формируется инфраструктура газозаправочных станций. Это и есть пример, когда власть задает вектор развития, а частный бизнес развивается в русле такого направления Фото: pixabay.com

Ради спроса на биогаз муниципалитет Нокиа перевел на него городское такси

Создание рынков является важным условием развития новых технологий в сфере переработки отходов. Существующая бизнес-среда, особенно затрагивающая коммунальную сферу, отличается повышенной консервативностью. Поэтому выход на рынок с новым продуктом сопряжен со множеством трудностей. Здесь активную роль играет муниципальная власть, которая в соответствии с задачами создания циркулярной экономики оказывает содействие. Муниципалитет Нокиа и компания Verte Ltd** находятся в постоянном диалоге с бизнес-средой с целью выявления потребностей для создания новых рынков. В настоящее время важным инструментом такого взаимодействия является цифровая платформа, позволяющая сводить в единое целое потребности муниципалитетов и бизнеса, а также предложения.

Эрмала привел следующий пример создания нового рынка с помощью муниципалитета Нокиа. В экотехнопарке Eco3 несколько лет назад заработала установка по производству биогаза. Для создания спроса на него городские власти в 2018 году приняли решение организовать в городе таксомоторные перевозки на биогазе. Была достигнута договоренность о закупке частной компанией 26 таких автомобилей, которые и экологичны, и экономичны в использовании. Данная закупка рассматривается как стартовая, и в перспективе планируется расширение автопарка в расчете на более широкий территориальных охват. Под такое дело формируется инфраструктура газозаправочных станций. Это и есть пример, когда власть задает вектор развития, а частный бизнес развивается в русле такого направления.  

Конечно, россияне могут с усмешкой рассматривать подобный опыт, учитывая его скромные масштабы. Мол, у нас на газомоторном топливе работает большое количество транспорта. Но следует учитывать, что для нашего транспорта газомоторное топливо производится из первичного сырья, которое у нас же и добывается. В случае с финским городом Нокиа речь идет об использовании биогаза, полученного из отходов. То есть это пример использования не экстенсивного, а интенсивного подхода в соответствии с задачами развития циркулярной экономики, а также пример эффективного взаимодействия власти (государства и муниципалитетов) с бизнесом в сфере достижения стратегических целей развития. Экотехнопарки рассматриваются не просто как площадки для организации производства перерабатывающего профиля. Это важные элементы в системе движения страны в сторону создания циркулярной экономики. По данной причине экотехнопарки — это также источник появления новых технологий в сфере переработки отходов.

Для Татарстана это пока очень высокий уровень развития. Во-первых, потому что у нас нет ни одного экотехнопарка, их только обещают построить, а отходы продолжают захоранивать на полигонах. Во-вторых, у нас не видна роль власти как направляющей силы, задающей вектор развития в сфере переработки отходов. Ответственный за эту сферу минстрой разработал терсхему, провел в 2018 году конкурс по выбору региональных операторов, передал им права по оперативному управлению отраслью и глубоко не вовлекается в сферу ее развития. А это должно быть постоянным процессом, потому что только государство способно задавать бизнесу параметры развития. Региональные операторы могут перед собой ставить сроки по вводу тех или иных объектов, потом эти сроки отодвигаются на более позднее время, но никто из них не несет ответственности. В том числе потому, что нет должного контроля со стороны государства. И это серьезное упущение власти и одна из главных проблем фактического провала «мусорной» реформы в России.     

Депутат Государственного Совета РТ

Николай Атласов