Дмитрий Чернышенко: «Это был очень важный день для всей истории образования нашей страны. Впервые в таком масштабе была встреча, в которой участвовали онлайн и лично более 500 ректоров, представителей бизнеса и руководителей органов власти» Дмитрий Чернышенко: «Это был очень важный день для всей истории образования нашей страны. Впервые в таком масштабе прошла встреча, в которой участвовали онлайн и лично более 500 ректоров, представителей бизнеса и руководителей органов власти» Фото: Алексей Белкин

«Мне вот интересно, почему вам, ректорам, нужно поручение президента?!»

«Это был очень важный день для всей истории образования нашей страны. Впервые в таком масштабе прошла встреча, в которой участвовали онлайн и лично более 500 ректоров, представителей бизнеса и руководителей органов власти», — обрисовал масштабы прошедшего в Иннополисе субботнего совещания вице-премьер России Дмитрий Чернышенко.

 Действительно, участвовали руководители большинства российских вузов и ссузов (включая МГУ, МФТИ, СПбГУ, ИТМО, ДВФУ), топ-менеджеры «Яндекса», Mail.ru, Сбербанка, X5 Retail Group, РЖД, «Аэрофлота» и «Росатома», министр науки Валерий Фальков, а также целая плеяда федеральных замминистров (не говоря уже о большей части татарстанского кабмина). Гостей было как на съезде Верховного Совета СССР, так что заседание пришлось проводить в технопарке им. Попова — в самом Университете Иннополис не нашлось аудитории подходящих размеров. Все эти занятые люди приехали  в самый молодой город России с одной целью — решить, как сократить колоссальный разрыв между профессиональным уровнем выпускников и требованиями IT-бизнеса.

Поводом стало то, что в декабре прошлого года Университет Иннополис назначили ответственным за подготовку кадров для цифровой экономики по всей России. На выделенные 6,4 млрд рублей в вузе появится площадка повышения квалификации преподавателей IT-специальностей и учебно-методический центр, а консорциум вузов и эксперты индустрии будут готовить новые образовательные стандарты.

Обсуждение началось с самого утра — пока Чернышенко в Казани изучал собор Казанской иконы Божией Матери и анонсировал строительство первого в мире крытого центра по хай-дайвингу, в университете прошли параллельно 11 круглых столов (10 — по приоритетным отраслям экономики плюс один по сквозным технологиям искусственного интеллекта).

«Университет ставит своей задачей консолидировать высшую школу, индустрию и лучшие образовательные практики. Будет осуществлена актуализация текущих образовательных программ, их дополнят современными цифровыми технологиями. Проект делится на две части: опорный образовательный центр и единый методологический центр для 30 тысяч IT-преподавателей», — пояснил журналистам вице-премьер РТ Роман Шайхутдинов после круглых столов.

Все эти занятые люди приехали  в самый молодой город России с одной целью — решить, как сократить колоссальный разрыв между профессиональным уровнем выпускников и требованиями IT-бизнеса Все эти занятые люди приехали  в самый молодой город России с одной целью — решить, как сократить колоссальный разрыв между профессиональным уровнем выпускников и требованиями IT-бизнеса Фото: president.tatarstan.ru

Но самое интересное случилось после обеда, на интерактивном совещании с Чернышенко, который откровенно обнажил серьезные образовательные лакуны и предложил ряд категоричных решений. «Мы столкнулись с рядом глобальных вызовов: это связано и с демографической ситуацией, старением населения, очень быстрой сменой технологий. Ключевая роль в ответе на данные вызовы за вами, — обратился вице-премьер к ректорам и подчеркнул, что цифровизация изменила довольно многое. — Для новой экономики, технологического прорыва цифровизация как электричество: она везде, и желательно, чтобы она была незаметной и не мешала людям творить и создавать добавленную стоимость». Для социально-экономического прорыва, по словам Чернышенко, цифровые компетенции нужны всем выпускникам, а не только  айтишникам-кодерам. Благо сегодня технологии позволяют программировать не только программистам. «Это кадры, которые как раз и будут строить нашу новую инновационную экономику России, в том числе экономику четвертой промышленной революции, совместного потребления», — собрал в своей речи модные тренды вице-премьер РФ. 

«Мы не просто вас агитируем как правительство, мол, давайте, друзья, тут что-нибудь такое цифровое поделаем. Вы, по сути, осуществляете реализацию того заказа, который есть в обществе», — взывал Чернышенко к ректорам. Он сетовал, что Россия сегодня занимает только 66-е место в мире по показателю номинального ВВП на душу населения. «Знаете, что меня еще удивляет? У вас как-то странно устроено: для того чтобы мы додумались, что нам нужны дополнительные специальности в направлении ИИ и внедрении новых программ, нам нужно поручение президента. Мне вот интересно, почему вам, ректорам, нужно поручение, чтобы у вас возникли вот эти новые специальности и появились образовательные программы по искусственному интеллекту?! Неожиданно, да? Чудо! Президент сказал — теперь будем делать… Причем федеральный проект „Искусственный интеллект“ — из почти 25 миллиардов. 60 процентов будет направлено именно на кадровое и научно-технологическое развитие данной сферы — это деньги, которые потенциально пойдут в ваши вузы! — экспрессивно выговаривал Чернышенко, намекнув ректорам, что стоило бы побороться за указанные средства. — В федеральном проекте „Кадры для цифровой экономики“ заложена вообще рекордная сумма — почти 60 миллиардов рублей. Государство уже и поручает, и деньги выделяет, но у нас огромный дефицит этих специальностей. Парадокс! Я уже не знаю, что сделать! Ресурсов достаточно, аналогичные мероприятия поддерживаются за рубежом в странах, которые лидируют в данном направлении сопоставимыми суммами. Там удается стимулировать и достигать эффекта… (вице-премьер выдержал эффектную паузу) в бо́льших масштабах, чем в нашей стране». 

Чернышенко напомнил, что в топ-10 наиболее высокооплачиваемых специалистов входят как раз айтишники, обладающие навыками в сфере работы с данными, машинного обучения, архитекторы приложений и так далее. Казалось бы, спрос есть, но текущий дефицит только по IT-специальностям в стране составляет, по разным подсчетам, от 700 тыс. до 1 млн человек. И большой вопрос: кто будет их всех учить?

«Я далек от мысли, что все сидящие за столом — а средний возраст ректоров 59 лет — являются специалистами в этом направлении. Даже я, имея базовое образование инженера-системотехника, себя тоже не рискну отнести к специалистам в данной сфере. Вам нужно решить такую задачу, чтобы преподаватели, которые в ваших вузах станут преподавать эти специальности, являлись не только конкурентоспособными в бизнес-технологических компаниях, но и превосходили бы их специалистов. Это значит, что в ваших вузах должна быть такая наука, вестись такие исследования, чтобы специалисты были конкурентны и превосходили тех, которые работают в конкретных компаниях», — обозначил задачу Чернышенко и предложил целый ряд решений в указанном направлении.

Чернышенко напомнил, что в топ-10 наиболее высокооплачиваемых специалистов входят как раз айтишники, обладающие навыками в сфере работы с данными, машинного обучения, архитекторы приложений и так далее Чернышенко напомнил, что в топ-10 наиболее высокооплачиваемых специалистов входят как раз айтишники, обладающие навыками в сфере работы с данными, машинного обучения, архитекторы приложений и так далее Фото: Алексей Белкин

Если выпускники не идут работать по специальности, нужны управленческие решения

Уже в этом году должны быть переподготовлены 16 тыс. преподавателей вузов и ссузов. Причем среднее профессиональное образование не должно отставать: Чернышенко подчеркнул, что некоторым специальностям не надо учить пять лет, специалистов по работе с данными, или программированию на конкретных языках, или работе с ИИ можно обучить за более короткий срок. А до 2024 года нужно переподготовить 80 тыс. преподавателей. «По моему мнению, данные цифры очень занижены. С другой стороны, я не очень понимаю, кто будет обучать этих преподавателей. Ну что — мы им просто раздадим лекции, и они тут же начнут готовить нам чудо-специалистов? Конечно, так не бывает», — рассуждал вице-премьер. 

Иннополис станет точкой сборки и коммуникаций. Важна совместная работа, чтобы лучшие практики были доступны, не замыкались в рамках одного учебного заведения и не рассматривались как его конкурентное преимущество, уточнил вице-премьер. «Мы будем говорить о сквозных системах рейтингования, масштабировать и финансировать внедрение таких практик», — пообещал Чернышенко.

Вузы должны заинтересовать бизнес. За рубежом 70% науки финансируется бизнесом, а у нас перевернутая модель: 70% в науку — федеральные инвестиции. И это, по мнению вице-премьера, не очень правильно. «Мы стоим на развилке: либо приобретение готовых зарубежных технологий и самостоятельный поиск и воспитание кадров, либо надежда на то, что учебные заведения могут и делать науку, и готовить кадры, которые смогут к вам прийти. Все привыкли рассчитывать на себя, а тут приходим мы и предлагаем с нами посотрудничать, но у нас еще нет преподавателей и мы пока не подняли науку. Конечно, здесь есть определенный парадокс и петля неэффективности», — объяснил проблему Чернышенко, уже обращаясь к бизнесу. И попросил ректоров обозначить, с какими компаниями их вузы делают совместные инновационные проекты. Ответы сразу были выведены как облако тегов, окружавших центральных гигантов: «Яндекс», РЖД, Сбер, упоминался и КАМАЗ.

Невостребованные бюджетные места — это нонсенс. Чернышенко жестко объявил, что привлечение бизнеса — прямая ответственность ректора, соответственно, каждый вуз должен будет найти нишу в подготовке кадров для будущего, а не пытаться бежать во все направления одновременно. И запустил еще один вопрос: что делать, если бо́льшая часть выпускников не трудоустраиваются по специальности. Свыше 250 участников считают, что вузу нужно в таком случае отвечать на заказ бизнеса, более 125 порекомендовали улучшить качество обучения, а еще полсотни уверены, что следует повысить качество приема. 

«Если университет претендует на увеличение контрольных цифр приема, а его выпускники не идут работать по специальности — Валерию Николаевичу (Фалькову — прим. ред.) на заметку, — нужно принимать управленческие решения. Например, перераспределять данные бюджетные места на другие направления, которые важны для инновационной экономики и в иные вузы. Государство просто оплачивает бюджетные места! Количество населения более или менее стабильно, а нам говорят: дайте нам „допы“. У нас что, расширился рынок труда, что ли? Значит, среди тех специальностей, которые преподаются в вузах, есть те, которые не востребованы на рынке!» — негодовал вице-премьер. Фальков, кстати, после заседания на пресс-подходе пообещает, что количество бюджетных мест в вузах все-таки увеличится: к 2024 году их должно стать в два раза больше, чем в 2019-м.

В каждом вузе должен появиться отдельный проректор по цифровой трансформации. Чернышенко подчеркнул, что институт руководителей по цифровой трансформации (СDTO) уже успешно себя зарекомендовал в российских министерствах, став драйвером изменений В каждом вузе должен появиться отдельный проректор по цифровой трансформации. Чернышенко подчеркнул, что институт руководителей по цифровой трансформации (СDTO) уже успешно себя зарекомендовал в российских министерствах, став драйвером изменений Фото: president.tatarstan.ru

«Ангельские» преподаватели и цифровой спецназ

Нужны преподаватели – бизнес-ангелы. Практика «Стартап как диплом», которая сегодня запущена почти в 50 российских университетах, требует педагогов совершенно нового качества. «Преподаватель, который претендует на то, что может даже стать бизнес-ангелом для своих студентов, — самый ценный. За рубежом такая практика существует, профессора участвуют в стартапах студентов. Сейчас подобное звучит экзотически, но это интересный кейс, к которому стоит присмотреться», — сказал Чернышенко. И подчеркнул, что преподаватели вместе с тем должны обладать не только теоретическими знаниями, но и опытом успешного вывода стартапов на рынок, иметь определенные истории успеха. 

Вузы усилят «цифровым спецназом». В каждом вузе должен появиться отдельный проректор по цифровой трансформации. Чернышенко подчеркнул, что институт руководителей по цифровой трансформации (СDTO) уже успешно себя зарекомендовал в российских министерствах, став драйвером изменений, и привел в пример Татарстан, где такие руководители появились и в муниципалитетах. «Валерий Николаевич, прошу вас ввести подобные должности на уровне проректоров в каждом вузе. Это наш цифровой спецназ, данное <решение> показало эффективность свою. Я уверен, что внутри вузов вы точно найдете тех, кто обладает достаточной компетенцией, хорошо знает предметную часть и точно является специалистом. Если таких нет — надо, конечно, искать», — поручил Чернышенко Фалькову. По его словам, этим проректорам нужно будет собрать четкую программу цифровой трансформации и всех цифровых инициатив и защитить ее в миннауки и минцифре.

Математика остается царицей наук. Качественное преподавание математики и информатики в школах критично, подчеркнул вице-премьер. «Школьники на уроках информатики изучают почти вымершие языки Вasic, Pascal, когда нужно обучаться современным цифровым навыкам: кибербезопасности, основам разработки, zero coding, а если и языкам программирования, то актуальным: Java, Python. В других странах, которые по уровню цифрового развития нас опережают, дети с дошкольного возраста изучают применение алгоритмов, основы принятия решений с использованием ИИ. А мы еще ставим вопрос, делать ли цифровые soft skills обязательной частью школьной программы, — Чернышенко уточнил, что подобным должно заняться минпросвещения. — Мы дождались опять, что президент страны в ручном режиме дает точечные поручения совершенствовать преподавание математики и информатики…»

«Хорошие кадры — фундаментальная подготовка по базовым дисциплинам, в том числе по математике, — согласился впоследствии Фальков. — Почему Россия славится специалистами в области IT? Потому что у нас очень хорошие математические школы, и сегодня первостепенное внимание этому уделяем. Вопрос затронули, и важно соблюсти баланс между тем, чтобы менять стандарты — и мы это начнем делать в самые короткие сроки — и тем, чтобы сохранить лучшие традиции фундаментального образования».

Цифровой след будет фиксироваться со школы. Чернышенко отметил, что в правительстве ведется управление на основе данных, и указанный принцип надо масштабировать. Используя институт руководителей цифровой трансформации, в вузах должны прозреть, настроить потоки данных и научиться их использовать. «Я хотел бы, чтобы эти данные — такое поручение уже неформально давал — применялись для формирования цифрового профиля компетенций гражданина со школы, бесшовной передачи их и использования в вузе, профессиональном треке в трудовой книжке в течение всей жизни. Все дополнительные компетенции тоже должны в этом цифровом следе отражаться», — объявил Чернышенко. По его словам, подобное делается для того, чтобы развивать у студентов те способности, к которым они наиболее приспособлены, искать тех, кто нужен стране и экономике в настоящий момент, чтобы работодатель мог найти специалиста из числа студентов. «Вот такое домашнее задание, Валерий Николаевич», — поручил вице-премьер Фалькову.

Ректоров ждет ассессмент. Последнее решение Чернышенко объявил уже после закрытой части совещания — на пресс-подходе. «Важная инициатива — мы сейчас с министерством образования запускаем цикл сплошного ассессмента (комплексная оценка) руководителей всех высших учебных заведений, чтобы выявить наиболее активных, которые будут непосредственно участвовать в разработке новой госпрограммы», — объявил вице-премьер.

И все это, по словам Чернышенко, должно произойти уже в этом году, в крайнем случае в 2022-м.

Не забыл вице-премьер похвалить и Татарстан, подчеркнув, что республика находится на передовой развития цифровых технологий нашей страны Не забыл вице-премьер похвалить и Татарстан, подчеркнув, что республика находится на передовой развития цифровых технологий нашей страны Фото: president.tatarstan.ru

Чем Иннополису удалось и не удалось похвастаться перед Чернышенко?

Не забыл вице-премьер похвалить и Татарстан, подчеркнув, что республика находится на передовой развития цифровых технологий нашей страны. «У нас есть шанс показать себя. То, что создавали, — обвел взглядом президент РТ Рустам Минниханов пятачок перед конференц-залом, где проходила пресс-конференция, — должно принести пользу нашему государству. Сегодня самое главное — кто и как будет обучать, и мы должны данную работу очень качественно реализовать».

Министр цифрового развития Татарстана Айрат Хайруллин рассказал Чернышенко о разрабатываемых им маркетплейсах госуслуг («Мои субсидии», «Я строю» и «Локоло» для общения соседей), познакомил с роботом Лилией и выступил с предложением переобучения бухгалтеров на дата-аналитиков. По его мнению, тогда несколько тысяч хороших сотрудников не только не потеряют работу, но и смогут стать востребованными специалистами с высоким уровнем дохода.

Шайхутдинов презентовал и, судя по его посту в «Инстаграме», получил поддержку инициатив иннограда, а гендиректор ОЭЗ «Иннополис» Ренат Халимов представил инфраструктурные проекты, которые будут реализованы в течение ближайших нескольких лет: центр обработки данных госкорпорации «Росатом» и парк промышленных инноваций, а также новые технопарки и объекты деловой инфраструктуры. Всего будет создано 13 тыс. рабочих мест и построено свыше 200 тыс. кв. м объектов. В ходе презентации Халимов также предложил распространить льготы для IT-компаний на производителей высокотехнологичных программно-аппаратных комплексов.

Чернышенко пропустил «умную майку» для спортсменов, которая помогает собирать в реальном времени биометрию всех мышц. Майка дополнена очками виртуальной реальности, с помощью которых пользователь видит, какие мышцы у него работают Чернышенко пропустил «умную майку» для спортсменов, которая помогает собирать в реальном времени биометрию всех мышц. Майка дополнена очками виртуальной реальности, с помощью которых пользователь видит, какие мышцы у него работают Фото: Алексей Белкин

Но слово досталось не всем. Так, в рамках исключительно скудной выставки, состоящей в основном из однотипных стендов по ключевым направлениям цифровой экономики, свои разработки подготовил и Университет Иннополис — но вице-премьер РФ до них так и не дошел. А зря — пропустил, например, «умную майку» для спортсменов, которая помогает собирать в реальном времени биометрию всех мышц. Майка дополнена очками виртуальной реальности, с помощью которых пользователь видит, какие мышцы у него работают. Как рассказал «БИЗНЕС Online» руководитель лаборатории нейронауки и когнитивных технологий Александр Храмов, запрос на разработку технологичной майки пришел от федерации прыжков на лыжах с трамплина, в процессе создание «умных штанов», а для биатлонистов лаборатория разрабатывает изучение и мышечной, и умственной активности, что позволит анализировать, например, лучший момент для выстрела.

Свои разработки Чернышенко должен был показать и институт искусственного интеллекта Иннополиса. Директор первого в России подобного института Рамиль Кулеев планировал, например, рассказать об анализе медицинских изображений с помощью ИИ (проект пилотируется в нескольких медицинских организациях, РКБ, татарстанских онкоцентре и МКДЦ, в активе больше 50 тыс. распознанных рентгеновских снимков) или о цифровизации геоданных. Но в этот раз не повезло, и созданный для «Газпрома» робот внутритрубной диагностики (анализирует состояние трубы со скоростью 100 км трубы за 2 часа — человек этот объем работы делает не меньше месяца) «скучал» по соседству с беспилотником вертикального взлета в ожидании следующего высокого визита. И с учетом того, какие у отцов-основателей Иннополиса наполеоновские планы на развитие города, есть подозрение, что ждать недолго.