Проект масштабной застройки Лаишевского района компания «Ак Барс Дом» представила в кулуарах районной отчетной сессии. На нескольких стендах были представлены рендеры будущих жилых комплексов на 928 тыс кв. метров Проект масштабной застройки Лаишевского района компания «Ак Барс Дом» представила в кулуарах районной отчетной сессии. На нескольких стендах были продемонстрированы рендеры будущих жилых комплексов на 928 тыс. кв. метров Фото: Андрей Титов

ЗАСТРОЙКА СТАРТУЕТ ЛЕТОМ: ЧТО КОМПАНИЯ ПОД КРЫЛОМ ГОСЖИЛФОНДА ПРЕДЛОЖИТ В УСАДАХ И СТОЛБИЩЕ

Проект масштабной застройки Лаишевского района компания «Ак Барс Дом» представила в кулуарах районной отчетной сессии. На нескольких стендах были продемонстрированы рендеры будущих жилых комплексов на 928 тыс. кв. метров. Их предварительное название — «Новые Усады» и «Новое Столбище», и ранее глава Лаишево в ходе коллегии минстроя РТ уже анонсировал данные проекты. Но теперь появились новые детали.

Застройка стартует уже этим летом. Первый пусковой комплекс займет всего 3 га, а суммарная площадь двух проектов — 234 гектара. Цена «квадрата», предварительно, будет на уровне конкурентов в указанном районе — 70–90 тыс. рублей, рассказал корреспонденту «БИЗНЕС Online» директор архитектурного бюро «АБ1» Иван Мошка.

В будущих «Новых Усадах» появится 4 645 квартир на 9 639 жителей. Предусмотрено 700 мест в трех детсадах, 1 724 места в двух школах. ЖК «Новое Столбище» рассчитан на 14 928 квартир и 28 317 жителей. Там обустроят 2 320 мест в детсадах и 4 500 мест — в нескольких школах. Полностью проект введут в эксплуатацию к 2028 году.

По словам Мошки, застройщик заранее позаботился о том, чтобы территория была самодостаточной и жителям не приходилось ездить на работу в Казань. Такая «маятниковая миграция» давно уже становится причиной пробок вокруг столицы РТ — что в Зеленодольском, что в Высокогорском, что в Пестречинском направлении. Оренбургский тракт сейчас, пожалуй, можно считать наименее загруженным, но что станет после того, как будут реализованы все девелоперские проекты?

Мнение
Если поток жителей комплексов будет идти утром в Казань, а вечером — обратно, то никакие транспортные артерии не выдержат.
Рустам Минниханов Президент Республики Татарстан
Рустам Минниханов Президент Республики Татарстан

Кроме того, президент РТ на коллегии минстроя напомнил о необходимости создания не только социальной, дорожной, инженерной инфраструктуры, но и рабочих мест. В целом нужно понимание, как будет развиваться Казанская агломерация. 

Чем в АБД ответят на данный вызов? Компания стремится следовать принципам «города в городе», вводя параллельно с жильем и коммерческие площади. Это торговые площадки на первых этажах зданий, офисные центры и коворкинги общей площадью около 300 тыс. кв. метров.

«Сейчас мы ищем партнеров, предпринимателей, которые могут прийти и построить, может быть, и промышленные проекты. Естественно, все должно быть экологичным. Мы готовы зарезервировать земельные участки, предоставить инженерную инфраструктуру, чтобы люди могли организовать бизнес», — пояснил наш собеседник.

Кроме того, судя по схеме территории, жилые комплексы «садятся» неподалеку от железнодорожной ветки. При наличии большого пассажирского трафика мощной «антипробочной пилюлей» может стать и городская электричка. Электричка — один из признанных урбанистами способов «расшивания» пробок в крупных агломерациях, и этим активно пользуется та же Москва. Добавим, что сам выезд из ЖК, похоже, будет с транспортной развязкой — с тем чтобы пробки не скапливались уже на его территории.

Напомним, что «Ак Барс Дом» — один из крупнейших девелоперов Татарстана. Компания является постоянным подрядчиком Госжилфонда при президенте РТ, контролируется ГЖФ и развивает ряд коммерческих проектов в Казани.

«Из недавно заявленных проектов в черте города приходит на ум только ЖК „Мой ритм“, который ведет комплексную застройку в границах Большого Казанского кольца. Остальные крупные проекты — уже на окраинах города» «Из недавно заявленных проектов в черте города приходит на ум только ЖК «Мой ритм», который ведет комплексную застройку в границах Большого казанского кольца. Остальные крупные проекты — уже на окраинах города» Фото: Андрей Титов

«ЕСЛИ БУДУТ ДОМА ДО пяти ЭТАЖЕЙ, ТО ВЕРОЯТНОСТЬ ПОдПАДАНИЯ ПОД ПРАВИЛА СЕЛЬСКОЙ ИПОТЕКИ ОЧЕНЬ ВЫСОКА»

Казань не резиновая, отмечают опрошенные «БИЗНЕС Online» риелторы. Свободная земля, где бы не было промзон, гаражей и ветхих домов, но имелись бы дороги и коммуникации, заканчивается. И застройщики давно осваивают проекты за пределами города.

«Плюс в том, что есть возможность застраивать территорию комплексно со всей социальной инфраструктурой, а не точечно, как это было в самом городе в последнее время, — говорит директор агентства „Премьер-Недвижимость“ Руслан Садреев. — Из недавно заявленных проектов в черте города приходит на ум только ЖК „Мой ритм“, который ведет комплексную застройку в границах Большого казанского кольца. Остальные крупные проекты — уже на окраинах города».

Стоимость жилья будет на 15–20% ниже, чем в самой Казани, полагают участники рынка. 2020-й показал рекордный рост цен на квартиры в «первичке» и «вторичке». Некоторые предложения повысились в стоимости более чем на 50% за предыдущий год. И те предложения, что есть, в пригороде как раз рассматриваются небогатыми покупателями — теми, кто хочет купить жилье, но не располагает достаточной суммой или не может позволить себе большой ипотечный кредит. «Запредельно низкой стоимость, конечно, не будет. Если сегодня строящееся жилье в черте города стоит порядка 100–120 тысяч за квадратный метр, то за городом может быть до 100 тысяч», — добавляет Садреев. 

В агентстве недвижимости «ФЛЭТ» также отмечают, что новые районы — самый выгодный с точки зрения цен, а порой и единственный вариант купить собственное жилье. На сегодня там строится в основном жилье стандарт-класса с относительно доступным ценником, и это привлекает покупателей. В городе же чаще квартиры «комфорт» и «комфорт+» с уже совсем другой ценой за «квадрат».

«Инфраструктуру в этом направлении активно развивает #СуварСтроит. Поэтому если говорить о сегодняшнем дне, то на старте цены могут быть 70–90 тысяч рублей за квадратный метр. Зависит от инфраструктуры. „Царево“ от „Унистроя“, например, стоит дороже, чем „Новая Тура“. Но в пестречинском ЖК уже построены школы, детские сады, больше и доступность транспорта», — говорит руководитель отдела новостроек АН «ФЛЭТ» Наталья Ильина.  

Движут покупателей за черту столицы и привлекательные программы по сельской ипотеке. Однако будущее ее несколько туманно. В Госсовете РТ предложили закрепить лимит на выдачу займов по сельской ипотеке. По словам депутатов, такие займы в основном получают на жилье в пригородных районах, но надо «уходить глубже», в те районы, где потребность в подобных займах больше. «К сожалению, „Ак Барс Дом“ не раскрывает информацию о будущих ЖК, поэтому пройдет ли там сельская ипотека, сказать сложно. Если будут дома до пяти этажей, то вероятность подпадания под правила сельской ипотеки очень высока», — добавляет Ильина.  

То есть, получается, что сельская ипотека — если компания непременно захочет использовать данный инструмент — может повлиять на высотность строительства.

Отметим, что в минувшем году по сельской ипотеке в Татарстане выдали 3,8 млрд рублей — всего оформлено 1 693 кредита. И в первый год реализации сельской ипотеки в значительной части ее благами стали пользоваться вовсе не сельчане, а горожане, которые увидели в проекте удачную возможность с комфортом поселиться в пригороде мегаполиса. В итоге более 50% кредитов по данной программе в прошлом году в РТ было выдано в Лаишевском, Пестречинском и Высокогорском районах республики, констатировал Россельхозбанк. С 2021-го новым строгим требованием для заемщика станет обязательная прописка в приобретенном или построенном жилом помещении.

И все же на сельскую ипотеку как на основной инструмент ориентироваться не нужно, говорит Садреев. «Там не все так просто. Есть определенные квоты, нужно, чтобы был официально подтвержденный доход, ввиду этого имеет место большой процент отказов. Процентная ставка даже без субсидирования сегодня находится на революционно низком уровне. Наши клиенты получают одобрение в среднем под 7,5 процента на вторичное жилье, — говорит Садреев. — Если это строящееся жилье, то застройщики также предлагают свои маркетинговые программы, можно получить кредит и под 1 процент годовых, но на короткий срок».

Проекты в пригороде могут быть интересны и с целью инвестирования, считают наши собеседники. Это своего рода точки роста, которые со временем принесут доход в течение 5–7 лет.

Стоимость жилья будет на 15-20% ниже, чем в самой Казани, полагают участники рынка. 2020 год показал рекордный рост цен на квартиры в «первичке» и «вторичке» Стоимость жилья будет на 15–20% ниже, чем в самой Казани, полагают участники рынка. 2020 год показал рекордный рост цен на квартиры в «первичке» и «вторичке» Фото: «БИЗНЕС Online»

НА ВЫЕЗДЕ В ОРЕНБУРГ: НЕ МЕНЕЕ 3 МЛН КВ. М ЖИЛЬЯ НА ГРАНИЦЕ С КАЗАНЬЮ

Массовое строительство многоквартирного жилья на выезде из Казани по Оренбургскому тракту стартовало несколько лет назад.

Первым крупным застройщиком территории стал #Суварстроит с проектом жилого комплекса комфорт-класса «Южный парк». Затем девелопер начал стройку ЖК «Станция Спортивная» и «Времена года», при поддержке бюджета РТ возвел транспортную развязку. Жилые комплексы образуют масштабный микрорайон «Лаишевский узел», в котором застройщик планирует построить более 700 тыс. кв. м жилья для 27 тыс. человек.

Неподалеку от Габишево аффилированное с «Унистроем» ООО «Корнер» на площади 300 га строит ЖК «Брайт Парк» (Bright Park — в переводе с английского «Яркий парк») для 12,8 тыс. человек. Кроме индивидуального жилья, там построят 3- и 10-этажные многоквартирные дома площадью 150 тыс. кв. метров. Компания взялась за бывший поселок «Ясная поляна», который начинали нижнекамские бизнесмены как жилье для элиты.

Наконец, в 2020 году группа «Унистрой» купила 181 га земли по соседству с Малыми и Большими Кабанами для воплощения проекта «Долина махаон» на 24 тыс. жителей и 555 тыс. кв. м жилья.

И вот теперь окончательно заявлены новые проекты «Ак Барс Дома» почти на миллион «квадратов».

Суммарная площадь всех заявленных проектов свыше 2,3 млн кв. м жилья, но республика хочет «снять» с Лаишевского узла минимум 3 млн кв. метров. Правда, острым пока остается вопрос строительства инженерных сетей и социальной инфраструктуры.

Основная головная боль развития жилой застройки в пригороде — транспортная инфраструктура. Коллапса можно избежать, только если власти совместно с застройщиками займутся проектированием дополнительных дорог ко всем пригородным районам Основная головная боль развития жилой застройки в пригороде — транспортная инфраструктура. Коллапса можно избежать, только если власти совместно с застройщиками займутся проектированием дополнительных дорог ко всем пригородным районам Фото: «БИЗНЕС Online»

«НЕ ХОЧЕТСЯ НАСТУПАТЬ НА ТЕ ЖЕ ГРАБЛИ, КАК В КУЮКАХ»: ПОКА ОРЕНБУРГСКИЙ ТРАКТ ЕЩЕ ОТНОСИТЕЛЬНО СВОБОДЕН

Основная головная боль развития жилой застройки в пригороде — транспортная инфраструктура, считают опрошенные «БИЗНЕС Online» эксперты. Коллапса можно избежать, только если власти совместно с застройщиками займутся проектированием дополнительных дорог ко всем пригородным районам. Трасса в аэропорт как «выезд престижа» тоже на пределе возможностей — но в отличие от направлений «адова кольца» с букетом решений. В конце 2020 года начали строить разворотную петлю на Оренбургском тракте, проектируют новую дорогу от Большого казанского кольца до трассы Казань – Боровое Матюшино. Есть, наконец, видение и с электричкой. 

«Не хочется наступать на одни и те же грабли, как например, в направлении Салмачей и Куюков», — приводит пример Садреев. — Там просвета пока нет…»

Проблемы с выездом есть и у других жилых комплексов близ границ города. Один из способов борьбы — это строительство нового Вознесенского тракта, а также активное использование возможностей железной дороги. Но все понимают, что сроки строительства Вознесенского тракта явно не один год и даже не пять лет. Но было бы правильно увязать темпы жилой застройки и развитие дорожно-транспортной сети.

Пока же в часы пик движение в данном направлении действительно плотное, но до коллапса в направлении Лаишевского узла далеко и резервы еще есть, уверены наши собеседники.