С зарплатами в парке сложно. Мигранты все равно уезжают домой потом, в Казани они только на заработках, нет у них желания оставаться тут на ПМЖ С зарплатами в парке сложно. Мигранты все равно уезжают домой потом, в Казани они только на заработках, нет у них желания оставаться тут на ПМЖ

ОБ ИНСАЙДЕРЕ

Наша собеседница — сотрудник технической службы одного из троллейбусных парков Казани. Она ремонтирует троллейбусы и следит, чтобы они выходили на линию исправными. В парк она пришла в 2016 году, до этого успела поработать в других городах России и ближнего зарубежья, на Украине и в Беларуси.  

«В КАЗАНИ САМЫЙ МОЛОДОЙ ТРОЛЛЕЙБУСНЫЙ ПАРК»

  • У меня с графиком работы все более-менее — либо два через два, либо по 7 часов в будни плюс суббота. В отношении технических сотрудников парк Трудовой кодекс соблюдает. Но на линии переработки страшные, там водитель в 6 утра выехал, в 23:30 заехал в парк. Тахографа нет, водителям просто начало и окончание смены ставят, и все. Да и не проверяет эти переработки никто. Разве что случится ДТП, но и тогда разбор будет по части ДТП, а на соблюдение условий труда и отдыха никто не смотрит.
  • Дефицит кадров в парке страшный, даже мигранты поуезжали. Им же нужно сдавать отчетность в миграционную службу, если не наберешь определенный объем заработанных денег за год, у тебя отнимут вид на жительство. А с зарплатами в парке сложно. Мигранты все равно уезжают домой потом, в Казани они только на заработках, нет у них желания оставаться тут на ПМЖ. Такое отношение сказывается на всем. На технику им, к примеру, наплевать, они не следят, могут и по ямам полететь, машину шоркнуть. 
  • Несколько лет назад в Казани полностью обновили автопарк троллейбусов. «ЗиУшек» с 2016 года нет, сейчас одни новинки. Теперь в Казани самый молодой парк по трамваям и троллейбусам среди городов России и, по-моему, даже по СНГ. 
  • Но теперь у МУП «Метроэлектротранс» столько троллейбусов, что он может запустить в Казани столько же новых маршрутов, сколько действует старых. Однако даже на тех линиях, что работают сейчас, не хватает водителей и кондукторов. Из-за дефицита кадров появляются переработки, а в парке находятся избыточные троллейбусы и трамваи. Стоит около 30% от троллейбусного автопарка и около 15% от трамвайного. Например, стоят в парках низкопольные «Оптимы», темно-зеленые троллейбусы, они все исправны, но стоят.  

Автобус требует запчастей еще больше. Там даже двигатели на газовых автобусах китайские, там хотя бы можно какие-то детали российские поставить — с Китаем нет санкций, нет огромной разницы в курсах валют Автобус требует запчастей еще больше. Там даже двигатели на газовых автобусах китайские, хотя бы можно какие-то детали российские поставить — с Китаем нет санкций, нет огромной разницы в курсах валют

«В ГЕРМАНИИ ОТКАЗАЛИСЬ ПОСТАВЛЯТЬ ДЕТАЛИ: САНКЦИИ»

  • Сейчас всех заставляют переходить на низкопольные троллейбусы. Обусловлено это программами по доступной среде, проектом «Безопасные и качественные автомобильные дороги». Все правильно, но есть проблема: комплектующие для низкопольных троллейбусов дорогие. Ведущий мост из Башкортостана или Чувашии (в этих республиках расположены троллейбусные заводы — прим. ред.) туда не поставить, нужен специализированный из Германии или Италии. А это совсем другие деньги. 
  • На старые машины мы ставили русские запчасти, замещали импортные, где могли. Хотя это и неправильно — на каждый троллейбус есть свой сертификат от изготовителя, где указаны все комплектующие, по правилам все такие замены должны быть согласованы с руководством завода-изготовителя, но это не делается. Даже печку или светильник менять нельзя. Если, не дай бог, троллейбус разобьется, следственный комитет начнет разбираться, а у нас изменения в схеме, будет закономерный вопрос: «Почему деталь не та стояла?» А нечего ставить, нет оригиналов. Вот и сейчас на низкопольные троллейбусы переходим, а оригинальные запчасти не поставишь — то дорого, то санкции.
  • С трамваями мы вообще попали, с «бэкаэмками, их еще «червяками» называют (низкопольный трехсекционный трамвай, производится в Беларуси — прим. ред.). На них стоит немецкая тележка, на нее нет запчастей. На завод-изготовитель позвонили, в Германию, а те отказались поставлять запчасти: санкции. Вариант поставить российские аналоги есть, но придется переутверждать всю техническую документацию с изготовителем. Причем завод эту модель больше не выпускает. Вот такая засада. 
  • В автобусных парках та же ситуация: денег на оригинальные запчасти нет, ставьте что хотите, лишь бы машина была на ходу. А автобус требует запчастей еще больше. Там даже двигатели на газовых автобусах китайские, хотя бы можно какие-то детали российские поставить — с Китаем нет санкций, нет огромной разницы в курсах валют. На дизельных же автобусах стоит двигатель Mercedes ОМ906LA. На него нужны только оригинальные запчасти, ничего другого не поставишь. Они не в пример дороже китайских, да и курс рубля к евро какой? Поэтому постепенно от дизельных автобусов уходят. Хотя в Набережных Челнах, насколько знаю, делают газовые двигатели, но у них пока ресурс хуже, чем у китайцев, на автобусы их не поставишь, пока не выдерживают.
  • У троллейбусного парка дотаций нет, он на самоокупаемости. Но в автобусах пассажиропоток еще более-менее есть, а троллейбусы ездят пустые. Мы возим воздух, а машина ездит, электроэнергию тратит. Реклама на транспорте запрещена. То есть и выручки нет, и заработать не на чем. Троллейбусный парк в аренду не сдашь, такие площади никого не интересуют.

На 40 минут отключили электропитание, все трамваи и троллейбусы, которые проезжали на участке, встали. Пассажиры из машин ушли. В этом слабость электротранспорта: если автобус взял и поехал дальше, то троллейбусы и трамваи стоят На 40 минут отключили электропитание, все трамваи и троллейбусы, которые проезжали на участке, встали. Пассажиры из машин ушли. В этом слабость электротранспорта: если автобус взял и поехал дальше, то троллейбусы и трамваи стоят

«ПОЧЕМУ ПУСТЫЕ ЕЗДИМ? ПОТОМУ ЧТО ТРАНСПОРТ НЕНАДЕЖНЫЙ»

  • Знаете, почему автобусы горят? Возгорание часто происходит в релейном шкафу, который за водителем. На этот шкаф есть четкая схема завода-изготовителя. Водители-мигранты данную заводскую схему меняют. Она работает во внештатном режиме, что-то перегревается, перегружается, начинает гореть. Провода сейчас тонкие везде, заводы-изготовители тоже сильно экономят. В результате шкаф горит. А в автобусе, в отличие от троллейбуса, нет пиропатронов, которые при возгорании выбрасывают порошковую смесь. Потому и выгорает такой шкаф быстро, и пламя распространяется дальше по салону.
  • Есть проблемы со снабжением. Представляете «рога» троллейбуса, которые соединяют его с контактной сетью? Они называются токоприемниками. На самом верху каждого «рога» есть «головка» — подвижное соединение, где провод примыкает к «рогу» троллейбуса. В головку токоприемника перед выходом на маршрут ставятся особые угольные вставки. Они стоят недорого, в районе 10–12 рублей за штуку, за смену понадобится комплекта четыре. Это около 50 рублей. Но наш парк, например, их не всегда закупает, они то есть, то их нет. Водители-мигранты часто заказывают вытачку такой вставки из стали. Но графит пластичен, а сталь слишком жесткая, она просто «дерет» контактную сеть, цепляется за крестовины, стрелки, пересечения с линиями трамваев.
  • Такая ситуация была недавно на улице Короленко: водитель поставил эту стальную вставку и содрал крестовину. На 40 минут отключили электропитание, все трамваи и троллейбусы, которые проезжали на участке в тот момент, встали. Пассажиры из машин ушли. В этом слабость электротранспорта: если автобус взял и поехал дальше, то троллейбусы и трамваи стоят. Пассажир не доехал до точки, деньги за проезд ему никто не вернул, он еще и время потерял. Вот так и теряем пассажиров, потому что транспорт ненадежный. Экономия в 50 рублей приносит убытки на тысячи.

«МИГРАНТЫ ЖИВУТ ПРЯМО В ПАРКЕ»

  • Мигранты живут в троллейбусном парке на втором этаже. Поставили там себе кровати, готовят плов на каких-то горелках. Даже тазики для стирки не у всех есть. Несколько лет назад жили семьями прямо в парке, и с детьми были. Но запретили с детьми селиться. И правильно сделали, потому что дети бегали везде, а это опасно. Сейчас такого нет.
  • Есть байки про частые сексуальные связи кондукторов и водителей. Увы, это правда! Такое больше характерно для мигрантов — у них жены далеко. Местные девочки-кондукторы всех предупреждают: не вздумайте встречаться с мигрантами! Они все почти женаты, и на родине их ждут жены. А они туда все равно вернутся. И наши девочки остаются одни, да еще и с детьми, бывает.
  • Те мигранты, что уехали, уже не вернутся. Той выручки, что была, уже нет, плюс зарплата нестабильная, а это проблемы с миграционной службой. Есть сферы, где им проще оформиться, где лучше график: так, как работают водители, с 6 утра до 23:30, даже на стройках не трудятся. Я думаю, мигранты продолжат уезжать.

Сеть для трамваев и троллейбусов очень дорогая в обслуживании, а ни у кого нет интереса что-то сложное делать, хочется попроще, полегче. А транспорт — это не игрушка Сеть для трамваев и троллейбусов очень дорогая в обслуживании, а ни у кого нет интереса что-то сложное делать, хочется попроще, полегче. А транспорт — это не игрушка

«В других городах эту проблему решили, сократив всех кондукторов»

  • Левачат все. А как иначе? Запчасти водители покупают за свой счет. В гидравлику масло стоит 800 рублей за литр. На некоторых машинах у нас стоят чешские компрессоры, для них масло еще дороже. ГСМ вообще дорогие, а парк их не закупает. Водитель же не из своей зарплаты покупать все это будет. Поэтому кондукторы тем, кто платит налом, не всегда билеты выдают. Иногда берут дешевле тарифа, а выручку — себе в карман.
  • Некоторые вообще кассу не сдают, просто через валидатор поездку не пробивают или транспортной картой пробивают через валидатор, а наличку себе оставляют. Выглядит так, будто ездили все по картам. Кто-то таким образом за смену 1 тыс. рублей зарабатывает, кто-то больше, все зависит от маршрута. Но, пока есть возможность оплаты наличными, так будет. В других городах эту проблему решили, там сократили всех кондукторов, установили в салоне валидаторы. И люди оплачивают проезд.
  • Думаю, самое лучшее сейчас — переходить на газовые автобусы. Троллейбусный парк №2 переделать в ПАТП №3, туда поставить газовые автобусы, наладить кое-какой ремонт и работать на автобусах. Потому что сеть для трамваев и троллейбусов очень дорогая в обслуживании, а ни у кого нет интереса что-то сложное делать, хочется попроще, полегче. А транспорт — это не игрушка. Так и запишите.