Пайщики гаражного кооператива «Чайка» уже месяц как потеряли спокойствие. Буквально в одночасье квадратный метр земли под их гаражами подорожал в десятки раз, Пайщики гаражного кооператива «Чайка» уже месяц как потеряли спокойствие. Буквально в одночасье квадратный метр земли под их гаражами подорожал в десятки раз

«ГОРОД КАК-ТО ДОЛЖЕН ОТДЕЛЯТЬ МУХ ОТ КОТЛЕТ»

Пайщики гаражного кооператива «Чайка» уже месяц как потеряли спокойствие. Буквально в одночасье квадратный метр земли под их гаражами подорожал в десятки раз: если раньше владельцы гаражей и погребов платили за землю 35 рублей в год за квадратный метр, то сейчас, возможно, придется отдавать в 25 раз больше. Причина в том, что власти обнаружили на территории ГСК торговую деятельность. «У нас в гаражном кооперативе есть два магазина, торгующих запчастями, и два кафе, — рассказывает председатель „Чайки“ Николай Романов. — Это источник дохода владельцев гаражей. ГСК к их бизнесу отношения не имеет. Да, удобно — пришел, тосол купил. Да вся Россия так живет! Кассовый аппарат у них есть, чеки выдают. И вот из-за этих магазинов теперь у ГСК большие проблемы».

В исковом заявлении от исполкома, который в ГСК получили в конце декабря, написано, что договор аренды между исполкомом и ГСК был заключен в 2012 году. Земельный участок размером почти 5 га был предоставлен на пять лет под гаражные боксы с подземными овощехранилищами и строительство гаражей. Арендатор обязался возвратить участок в 2017-м либо продлить договор. Еще в 2016 году исполком отправлял уведомления в адрес ГСК о прекращении действия договора аренды, но якобы никаких действий со стороны арендатора по заключению нового договора или возврату участка не предпринималось. В марте 2017-го специалисты отдела контроля за использованием земли УАТИ составили акт обследования, где и было установлено, что на нем ведется торговая деятельность. В исполкоме пришли к выводу, что ГСК за изменением разрешенного вида использования участка не обращался, а аренду оплачивал по минимальному коэффициенту.

В иске исполком всячески стыдит ГСК. «Недобросовестность ответчика очевидна, — пишет истец. — Указанное поведение не означает, что, до тех пор пока арендатор не обратится с заявлением об изменении вида землепользования, он будет оплачивать аренду в льготном режиме с применением поправочного коэффициента со значением 3 под автостоянку. Никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного поведения».

Перед отправкой иска в суд АТИ еще раз проверило ГСК и по-прежнему обнаружило там три СТО, магазин запчастей, где были выставлены товары с прикрепленными ценниками, кафе «Сытая чайка», магазин «Продукты», кафе Happyfood Перед отправкой иска в суд АТИ еще раз проверило ГСК и по-прежнему обнаружило там три СТО, магазин запчастей, где были выставлены товары с прикрепленными ценниками, кафе «Сытая чайка», магазин «Продукты», кафе Happyfood

В итоге кооперативу пересчитали аренду по новому коэффициенту. Для земельных участков под объекты розничной торговли, рынков и аптек установлен коэффициент 10. А налоговая ставка для разрешенного вида «магазин» — 1,35% от кадастровой стоимости. Сумма задолженности с марта 2017-го по февраль 2020-го таким образом составила 36,6 млн рублей. Кроме этого, насчитали и пени — 19,7 млн рублей.

Перед отправкой иска в суд АТИ еще раз проверило ГСК и по-прежнему обнаружило там три СТО, магазин запчастей, где были выставлены товары с прикрепленными ценниками, кафе «Сытая чайка», магазин «Продукты», кафе Happyfood.

«Они просто приехали, сфотографировали вывески магазина, кафе, контрольную закупку сделали. Последний раз приезжали, попросили данные пайщиков, которые занимаются бизнесом в гаражах. У нас около 3 тысяч пайщиков — это 600 гаражей и 1,6 тысячи погребов. Из всего общества бизнесом занимаются всего в 10 гаражах. Я не имею права диктовать собственникам гаражей, каким бизнесом им там заниматься. Это их собственность. И в уставе кооператива прописано: я не имею права лезть в личные дела пайщиков. И всех приравняли, как будто мы не гаражный кооператив, а торговый центр. Мы внукам, что ли, свои долги за гаражи должны передать?! Вместо того чтоб разговаривать с теми, кто бизнесом занимается, они на ГСК переключились. А ГСК просто снег убирает и гаражи охраняет. У нас годовой бюджет — 3 миллиона рублей. Зарплату охранники получают 800 рублей в день, пенсионеры — 400 рублей. И нам 56 миллионов повесили. Это уму непостижимо! Если город хочет от бизнеса деньги получить, то он должен как-то отделять мух от котлет. Владельцам кафе и магазинов никаких претензий не выставили. А нам просто наваляли с процентами и на всех раскидали!» — возмущаются в ГСК.

При этом, выставляя трехлетний платеж по коммерческим ставкам, муниципалитет абсолютно забывает о собственных долгах. По словам Романова, исполком Центрального района также состоит в кооперативе. И за их гараж задолженность составляет уже 180 тыс. рублей. Это, конечно, не 56 млн, но платить в исполкоме долги отказываются, мотивируя тем, что в бюджете нет денег. Между тем гаражом они пользуются и предлагают долги раскидать на других пайщиков.

«Конечно, уж кафе наше такое — гаражное, маленькое. Посидеть отдохнуть не получится. Надо быстро покушать и идти дальше. Алкоголя у нас нет. И коронавирус сказался — мы вместе со всеми закрывались» «Конечно, уж кафе наше такое — гаражное, маленькое. Посидеть отдохнуть не получится. Надо быстро покушать и идти дальше. Алкоголя у нас нет. И коронавирус сказался — мы вместе со всеми закрывались»

«шпионский детектив» и снятые вывески

ГСК «Чайка», как и многие кооперативы в автограде, создавался еще в советские времена. Город тогда выделил за парком «Гренада» землю заводу двигателей КАМАЗа, завод для своих работников создал кооператив, потом ему в безвозмездное пользование и передалась эта земля. Гаражный кооператив учтен генпланом города. По заверениям председателя, никакой другой постройки на нем быть не может. Но в 2006 году в исполкоме придумали схему с договором аренды, который заключается на пять лет, чтобы при каждом следующем продлении удобно было поднимать арендную плату.

Сейчас около 80% гаражей находится в собственности пайщиков, т. е. каждый из них уже платит налоги на имущество. «У нас хорошее месторасположение, дороги широкие, охрана есть, видеонаблюдение. Еще плюсы существуют. Из-за этого самый низкий гараж стоит 15 тысяч за квадратный метр», — рассказывает Романов.

По его словам, кооператив ежегодно обращался в исполком с просьбой продлить аренду, однако там настаивали на заключении нового договора со множественными лицами. Но ГСК такой вариант не устраивал. В 2019-м «Чайка» даже решила судиться с властями, чтобы те признали договор аренды действующим, однако потом гаражники сами отказались от иска. Как сказал Романов, их попросили подождать до 2021 года, когда будет объявлена «гаражная амнистия». В итоге исполком сам подал иск, не дожидаясь решений федерального центра.

Гаражник Антон Кочемасов, чей магазин автозапчастей в числе прочих и стал красной тряпкой для исполкома, говорит, что для него вся история представляет собой «какой-то шпионский детектив». «Когда они успели мой магазин сфотографировать? — недоумевает гаражник. — Я там работаю уже больше 15 лет. Вначале у меня мастерская была, потом магазин. У меня свое ООО. Все официально. Я ежегодно только налогов почти 100 тысяч рублей плачу, и в пенсионный фонд, и с выручки. У меня там ребята работают, у всех семьи. И, когда я узнал, что нас еще хотят обложить пошлинами, был шокирован. Эта проблема свалилась просто на наши головы, и не представляю теперь, куда обратиться. У кого просить защиты? Мне этот гараж от родителей по наследству достался. И теперь мне за него как за коммерческую недвижимость платить? Как будто я в „Торговом квартале“ арендую помещение. Это ни в какие ворота!»

По словам Кочемасова, у его магазина уже давно наработана клиентура, в числе которой не только физлица, но и ряд организаций. Однако поток посетителей в последнее время упал. И связано это с тем, что после визита проверяющих магазину выписали предписание убрать все рекламные вывески. Хотя Кочемасов пытался неоднократно их узаконить, но в этом ему было отказано — якобы вывески не соответствуют регламентам. Паевой взнос за два гаража площадью 100 кв. м, один из которых оборудован под мастерскую, составляет около 15 тысяч. Цена эта Кочемасова устраивает, масштабировать бизнес и переезжать в более презентабельные места пайщик не хочет, т. к. придется заново все раскручивать.

Владельца кафе «Сытая чайка» Николая Панчехина корреспондент «БИЗНЕС Online» застал как раз за демонтажем вывески заведения. Кафе у мужчины небольшое — всего четыре стола на 10 человек. Меню нехитрое — первое, второе и компот. Один самозанятый повар. Однако все оформлено официально, уверяет Панчехин. «Ко мне никто не обращался, не подходил, не звонил из исполкома, не грозился кафе закрыть. Летом была такая проблема — заставляли снимать вывески. Вот сегодня я их уже снял [окончательно]. Так что сейчас ничто не напоминает о том, что тут кафе. Я все налоги отчисляю. Конечно, уж кафе наше такое — гаражное, маленькое. Посидеть отдохнуть не получится. Надо быстро покушать и идти дальше. Алкоголя у нас нет. И коронавирус сказался — мы вместе со всеми закрывались. Потом восстанавливались тяжеловато. Клиентская база слетела. Она у нас и так небольшая. Это в основном владельцы гаражей. Кроме повара, мне еще тетя помогает», — рассказал о бизнесе гаражник.

Возможное повышение оплаты из-за претензий исполкома оба предпринимателя, понятное дело, не приветствуют. Панчехин не исключил, что придется закрыть кафе, потому что это «очень проблемный бизнес». Кочемасов в свою очередь высказал готовность совместно с ГСК судиться с исполкомом.

«Гаражная экономика» — одна из немаловажных отраслей городского хозяйства в Челнах. Объемы теневого рынка гаражей вряд ли можно посчитать точно, но попытки подобные были «Гаражная экономика» — одна из немаловажных отраслей городского хозяйства в Челнах. Объемы теневого рынка гаражей вряд ли можно посчитать точно, но попытки подобные были

В «Единстве» с «Чайкой»

Отметим, что аналогичные проблемы имело другое челнинское гаражное общество — «Единство». Председатель его, к сожалению, не смог уделить время и поговорить с корреспондентом. Однако в архиве арбитражного суда сохранилось дело, где история «Чайки» повторяется как под копирку. Разница только в том, что территория гаражей была небольшой — всего 4 тыс. кв. м. и, соответственно, меньше размер задолженности. «Единству» за три года исполком выставил вместе с пенями сумму в 884 тыс. рублей. Точно так же сотрудники АТИ обнаружили на территории действующие станции техобслуживания и потребовали пересчитать арендную плату по соответствующей ставке и с повышенным коэффициентом 4,5. В первой инстанции иск был удовлетворен частично, там велели взыскать лишь часть суммы в 77 тыс., но исполком решил дожать вопрос. Гаражникам в апелляционной и кассационной инстанциях Фемида в итоге отказала.

Параллельному этому в арбитраже развивался и другой процесс — исполком подал иск о признании трех гаражных боксов, расположенных в «Единстве», самовольными постройками и требовал их снести. Скорее всего, именно гаражные боксы и использовались под СТО. В качестве соответчиков привлекли собственников гаражей, которые в суде подтвердили, что не имеют статус предпринимателей и строительство спорных гаражей осуществляли для личных целей, а не для предпринимательской деятельности. В итоге арбитражный суд направил дело в суд общей юрисдикции, где, по словам председателя «Чайки», до сих пор идет тяжба.

Как отмечает Романов, на подобные проблемы жалуются, как правило, председатели гаражных обществ, где земля в аренде у исполкома. А там, где ГСК удалось целиком оформить землю в собственность, бизнес цветет пышным цветом и никому до него нет дела. Об одном из таких гаражных обществ «БИЗНЕС Online» уже писал. В челнинских соцсетях три года назад всплыл сюжет немецкой общественной телерадиокомпании Deutsche Welle, посвященный жизни самого большого гаражного общества автограда — «Гренада». Репортаж наглядно показал, что в гаражах есть и целые коллективы рок-музыкантов, и закройщики, и центры утилизации. При этом утверждалось, что «бо́льшая часть мужского населения там собирается вместе» и гаражи — это место, «где они частично живут».

Поправить ситуацию для владельцев гаражей могла бы «гаражная амнистия». Напомним, законопроект был внесен в Госдуму 16 декабря 2020 года. Он вводит упрощенный и бесплатный порядок регистрации гаражей, построенных до 31 декабря 2004-го. Именно тогда вступил в силу нынешний Градостроительный кодекс и гаражи стали ставить на учет. Механизм будет работать по аналогии с «дачной амнистией», которая за 14 лет позволила узаконить более 10 млн дач, земельных участков и садовых домов. Ожидается, что «гаражная амнистия» будет действовать до 2026 года и затронет порядка 3,5 млн человек. Законопроектом, в частности, предлагается разрешить местным и региональным властям заниматься комплексным кадастровым учетом. Также в проект предложено внести норму о возможности приобретения в собственность земельных участков общего пользования.

На градообразующем предприятии КАМАЗ работает 30 тысяч человек. То есть гаражная экономика объединяет как минимум треть от этого числа На градообразующем предприятии КАМАЗ работают 30 тыс. человек. Т. е. «гаражная экономика» объединяет как минимум треть от этого числа

«конфронтация власти и ГСК имеет место быть, если кому-то понадобилась земля»

«Гаражная экономика» — одна из немаловажных отраслей городского хозяйства в Челнах. Объемы теневого рынка гаражей вряд ли можно посчитать точно, но попытки подобные были. Ульяновские журналисты Сергей Селеев и Александр Павлов изучили этот уникальный феномен в 2016 году, описав социальный портрет гаражных мастеров и механизмы деятельности их промыслов, а также оценив общий объем «гаражной» занятости в книге «Гаражники».

Авторы книги исследовали 12 городов, из них три — в Татарстане: Казань, Челны и Камские Поляны, а также Пермь, Анапу, Тольятти, Ульяновск и Нижний Новгород. Среди них Челны на третьем месте по числу гаражных боксов (более 15 тыс.) после Ульяновска (36,3 тыс.) и Тольятти (25,5 тыс.). В челнинских гаражах исследователи насчитали около тысячи производств с ориентировочным числом занятых в 2 898 человек. При этом была обследована лишь треть от общего числа ГСК в городе. Поэтому общее число гаражников в автограде могло достигать 9,3 тыс. человек, и это по данным на 2016 год. По данному показателю автоград опять же попал в тройку. К слову, в Казани при сопоставимом числе боксов (13,3 тыс.) было в разы меньше производств — 180, а примерное число гаражников составляло 3,1 тысячи. Доля гаражников среди неидентифицируемых занятых составила почти 6,5%, в то время как в Казани данный показатель едва достигал 1%. И все же это мизер по сравнению с Ульяновском (41,7%) и Анапой (34,3%).

Если пять лет назад «гаражная экономика» объединяла почти 10 тыс. челнинцев, то не исключено, что коронавирус добавил к этой статистике еще несколько сотен. Для сравнения: отметим, что на градообразующем предприятии КАМАЗ работают 30 тыс. человек. Т. е. «гаражная экономика» объединяет как минимум треть от этого числа.

Селеев, комментируя создавшуюся в Челнах ситуацию с гаражными войнами, отметил, что не считает это борьбой именно с гаражным бизнесом, до которого органам власти зачастую нет особо дела. «Местным властям зачастую даже выгодно, что люди где-то трудоустроены, пусть и неофициально, чем-то заняты, ничего не просят. Чаще всего конфронтация местных органов власти и отдельных гаражно-строительных кооперативов имеет место быть, если кому-то понадобилась земля, на которой стоят гаражи. Так было, например, в Нижнем Новгороде, когда для строительства торговых центров и объектов к чемпионату мира по футболу снесли несколько ГСК. А поскольку земля в большинстве случаев находится в собственности муниципалитета, а гаражники ее арендуют, то муниципалитет просто создает условия для прекращения этой аренды», — пояснил журналист.

По его словам, экономическая деятельность в гаражах существует не в вакууме и небольшой спад в гаражной активности в последнее время тоже был, как и во всей экономике страны, но не во всех видах деятельности. «Машины ездят, ломаются, чинятся», — говорил один из наших респондентов. Шиномонтажи, гаражные мойки и станции технического обслуживания, отдельные мастера как работали, так и работают. У большинства уже сложилась широкая клиентская база. Кто-то даже нарастил ее за счет того, что люди перестали обращаться в официальные конторы, а пошли к гаражным мастерам», — убежден Селеев.

Кстати, на «гаражную амнистию» собеседник больших надежд не возлагает. По его мнению, там очень много спорных моментов, которые не облегчают переход гаражей в собственность. «Если посмотреть на пример тех регионов, где амнистия проводилась в режиме пилотного проекта, то можно увидеть, что в ряде случаев все ухудшилось, — говорит Селеев. — Процесс узаконивания шел и раньше: в тех ГСК, где владельцы хотели этого, они добивались. А тем кооперативам, которые расположены на лакомых земельных участках, не поможет и „гаражная амнистия“».