В Вахитовском райсуде Казани рассматривался материал о нарушении казанской оперой «ковидных» ограничений, которые были выявлены Роспотребнадзором РФ по РТ. Юрий Ларионов (на фото) выступил ответчиком по делу В Вахитовском райсуде Казани рассматривалось дело о нарушении казанской оперой «ковидных» ограничений, которые были выявлены Роспотребнадзором РФ по РТ. Юрий Ларионов (на фото) выступил ответчиком по делу Фото: Анастасия Гусева

Роспотребнадзор о нарушениях в театре оперы и балета

Сегодня уже в который раз Татарский театр оперы и балета им. Джалиля показал, что это культурное учреждение занимает особое положение в республике. Причем место для подобной демонстрации на этот раз было выбрано оригинальное — Вахитовский районный суд. Здесь рассматривался материал о нарушении казанской оперой «ковидных» ограничений, которые были выявлены Роспотребнадзором РФ по РТ. Однако легендарный замдиректора театра Юрий Ларионов (ругавшийся с Филиппом Киркоровым и предлагавший недовольным недостаточным национальным репертуаром в ТАГТОиБ им. Джалиля «смотреть спектакли в записи»), собственно, и выступавший ответчиком по делу, в ходе заседания перешел от защиты к нападению на установленные госорганами санитарные правила. В результате все это вылилось в глобальный вопрос о выживании театров в нынешних условиях.

Суть же разбирательства состояла в том, что Роспотребнадзор усмотрел в действиях Ларионова, отвечающего за работу со зрителями, нарушения по ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ («Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения»). 

На спектаклях 5, 6 и 10 декабря было замечено, что посетители театра не соблюдали социальную дистанцию — по правилам она должна быть не менее 1,5 метров На спектаклях 5, 6 и 10 декабря было замечено, что посетители театра не соблюдали социальную дистанцию — по правилам она должна быть не менее 1,5 метра Фото: «БИЗНЕС Online»

В чем заключаются претензии? По версии, озвученной в суде представителем ведомства Дилярой Гиматдиновой, театр нарушил санитарно-эпидемиологические правила, введенные постановлением кабмина РТ и главным санврачом. А именно: на спектаклях 5, 6 и 10 декабря было замечено, что посетители театра не соблюдали социальную дистанцию — по правилам она должна быть не менее 1,5 метра. Кроме того, некоторые зрители и вовсе были без масок, которые уже почти год являются обязательным атрибутом в помещениях. По словам Гиматдиновой, представителей ведомства на этом спектакле не было. Но доказательством служат материалы (фото и видео), размещенные в интернете. В частности, это статья «БИЗНЕС Online» о премьере мюзикла «Алтын Казан» (на одной из фотографий здесь четко виден переполненный партер в разгар спектакля), а также публикация ИА «Татар-информ» и сюжет программы «Город» на телеканале «Эфир». А вот 10 декабря, когда в театре проходил показ спектакля «Турандот», в зале уже присутствовал и сам представитель ведомства, который лично убедился в наличии нарушений.

Гиматдинова напомнила, что в сентябре театр получил предписание ведомства о дополнительных мерах по соблюдению «ковидных» ограничений. Тогда же, осенью, в отношении замдиректора составили протокол по еще одной «ковидной» ст. КоАП РФ — 20.6.1, после чего он получил замечание по решению суда (которое он оспаривает в ВС РТ). В декабре в театре издали приказ, согласно которому за соблюдение всех мер отвечает Ларионов. Но, как оказалось, все это не помогло — и 18 декабря Роспотребнадзор составил новый протокол, уже по более «жесткой» статье. Для должностных лиц, коим и является Ларионов, по ней грозит ответственность — штраф от 50 тыс. до 150 тыс. рублей. «Совершенные правонарушения создают угрозу для жизни и здоровья людей, может привести к вспышке COVID-19», — аргументировала представитель ведомства.

«У входа и в самом помещении висят объявления, а в зале есть специальные сотрудники, которые следят, чтобы посетители не приспускали маски» «У входа и в самом помещении висят объявления, а в зале есть специальные сотрудники, которые следят, чтобы посетители не приспускали маски» Фото: «БИЗНЕС Online»

Позиция театра: два противоречивых требования и вопрос окупаемости спектаклей

Представители театра с нарушениями не согласились. По словам юрисконсульта «Татюринформа» Наргизы Ибатулловой, в постановлении кабмина РТ требование соблюдать социальную дистанцию относится напрямую к самим гражданам. А вот для театров — как для организаций — действует требование о максимальной заполняемости зала на 70%. Кроме того, подчеркнула она, Ларионов, как ответственное должностное лицо, «предпринял все меры», чтобы в театре не было людей без масок: у входа и в самом помещении висят объявления, а в зале есть специальные сотрудники, которые следят, чтобы посетители не приспускали маски. Правда, не всегда это получается, признала она: во время спектакля в зале выключен свет и за всеми уследить физически невозможно.

Ну и если бы театр соблюдал условие дистанции в 1,5 м, то его заполняемость была бы всего 16%, заявила Ибатуллова, а это всего 156 человек! «Что такое 16 процентов [заполняемости] для театра — это, как мы сами понимаем, один-единственный спектакль, который будет убыточен, и театр дальше просто не сможет нормально функционировать!»

Ларионов и вовсе считает, что налицо правовые противоречия, при которых соблюдение сразу двух мер (по заполняемости и дистанции) невозможно. «Я не поленился: мы обмеряли весь театр, если вокруг зрителя должно быть 1,5 метра (по диагонали — 3 метра), это значит, что театр может вместить 156 человек. В данной связи у меня вопрос к компетентным органам, которые пишут эти документы: скажите, пожалуйста, нам на что обращать внимание — то ли на заполняемость в 70 процентов, то ли на дистанцию между зрителями в 1,5 метра? Нужно определиться, кому отдать предпочтение, а тут один документ противоречит другому! Естественно, о какой равномерной рассадке может идти речь, если зал вмещает 957 человек, а нам разрешают 70 процентов. Тут сплошное противоречие! Нам просто нужна ясность от компетентных органов, которые пишут эти условия», — призвал Ларионов.

Судья отметил, что, согласно приказу, изданному в театре, заместитель директора по работе со зрителями, как ответственное лицо, обязан обеспечить контроль за дистанцией в 1,5 м между посетителями, следить за наличием масок. «Я сказал, что при 70 процентах это невозможно! Принял к сведению. Но есть противоречия», — коротко ответил Ларионов. При этом он отметил, что в указанные Роспотребнадзором даты требование заполняемости не нарушалось — зал был полон примерно наполовину, на 56% и 52%. Но даже при 100-процентной загрузке, добавил Ларионов, на каждого зрителя в театре пришлось бы 10 кубометров воздуха.

Участники заседания фактически перешли к философским вопросам, которые вылились в жаркую дискуссию (слева направо - Юрий Ларионов, Наргиза Ибатуллова, Диляра Гиматдинова) Участники заседания фактически перешли к философским вопросам, которые вылились в жаркую дискуссию (слева направо — Юрий Ларионов, Наргиза Ибатуллова и Диляра Гиматдинова) Фото: Анастасия Гусева

«ЭТО ВОПРОС НЕ К ОРГАНУ РОСПОТРЕБНАДЗОРА»

После этого участники заседания фактически перешли к философским вопросам, которые вылились в жаркую дискуссию. «Предположим, что мы соблюдаем в театре социальное дистанцирование — 1,5 метра. Получаем заполняемость 16 процентов — это меньше одной четверти [от всей] заполняемости [театра]. Каким образом театры, соблюдая данное правило, должны функционировать? Каким образом должен окупиться спектакль, если мы будем на 16 процентов заполнять зал?» — обратилась юрист к представителю Роспотребнадзора.

— Это вопрос не к органу Роспотребнадзора, — парировала представитель ведомства. — В данном случае речь идет именно о заполнении зрительских мест, которое проведено без учета соблюдения социальной дистанции. Есть видеозаписи, где видно, что люди рассажены так, что где-то четыре человека рядом сидят, где-то два-три места занято, кто-то без масок и социальную дистанцию не соблюдают.

Ларионов, к слову, объяснил это тем, что иногда театр идет навстречу посетителям, которые приходят на спектакли целой семьей — все это делается после обсуждения.

— Возьмем зал судебного заседания. У нас сейчас здесь соблюдается социальная дистанция? — продолжила представитель Казанской оперы. Здесь на двух небольших скамьях уместились 6 человек.

— Надо соблюдать.

— А чего же вы не соблюдаете-то? — Ларионов будто ждал этого ответа.

— Я стараюсь соблюдать.

— А почему не соблюдаете?

Судья вопрос снял. Но представитель театра в суде подчеркнула: обстоятельства в зале суда аналогичны тем, что и в театре.

Ларионов же в свою очередь сравнил заполняемость с общественным транспортом, на которую, по его мнению, СМИ не обращают внимания. «Вот вы знаете, иногда едешь в метро, автобусе — там просто битком! Я не вижу, чтобы где-нибудь в прессе на это внимание обращали и как-то с подобным боролись. А там люди просто стоят впритык друг к другу», — заявил он, обращаясь к судье.

Судья попросил у него доказать, что билеты на спектакль действительно продаются с учетом социальной дистанции — на это будет неделя. Заседание суда отложили на 16 февраля Судья попросил доказать, что билеты на спектакль действительно продаются с учетом социальной дистанции — на это дали неделю. Заседание отложили на 16 февраля Фото: «БИЗНЕС Online»

«У меня такая мысль закрадывается. В свое время Николай Васильевич Гоголь сказал, что театр — это такая кафедра, с которой можно сказать миру много добра. Но некоторые используют кафедру (а оперный театр — это слишком большая кафедра) [так, что] хотят, может быть, пропиариться на этой кафедре, и говорят не совсем то, о чем говорил Гоголь! Это мы усматриваем по средствам массовой информации. В отдельных случаях, не во всех», — заявил Ларионов, явно вспомнивший, что когда-то окончил Казанское театральное училище, хотя так и не сделал актерской карьеры. Какое именно СМИ имелось в виду, Ларионов в суде не назвал.

После пламенных речей участники заседания отправились смотреть видеозаписи — те самые, после которых нашли нарушения. «Как будто из сумки снимают», — негромко прокомментировал один из роликов Ларионов. «Знаете, иногда такое в кинематографе бывает — хорошие, красивые декорации, и оператор возьмет [план] где-нибудь внизу, слева, ма-а-аленькую дырочку снимет. А потом она проецируется на огромный экран и создается мнение. Вот что такое телевидение, и ссылаться на них опасно», — заключил Ларионов.

Судья попросил у него доказать, что билеты на спектакль действительно продаются с учетом социальной дистанции, — на это у замдиректора театра будет неделя. Заседание судья Артур Киселев отложил на 16 февраля.