В Национальной библиотеке РТ на этой неделе презентовали в Казани книгу «Тени Касимовского ханства». Издание представили зампредседателя ДУМ РФ Рушан Аббясов, руководитель департамента культуры ДУМ РФ Ренат Абянов и историк, журналист Марат Сафаров. Какие еще мероприятия российского муфтията запланированы в рамках этой даты и будут ли они интегрированы в план событий, который примет Татарстан, выяснял «БИЗНЕС Online».
В Национальной библиотеке РТ на этой неделе презентовали в Казани книгу «Тени Касимовского ханства»
«ПОКА МЫ РАБОТАЕМ НАД ФОРМИРОВАНИЕМ ОРГКОМИТЕТА ПРАЗДНИКА, НАШИ КОЛЛЕГИ УЖЕ ВЫПУСКАЮТ КНИГИ»
Первое мероприятие в Казани, посвященное 1100-летию официального принятия ислама народами Волжской Булгарии, провели не местные религиозные или культурные деятели, а представители духовного управления мусульман России под руководством Равиля Гайнутдина. Зампредседателя ДУМ РФ Рушан Аббясов, который выступал в этот день в качестве главреда издательского дома «Читай», руководитель департамента культуры ДУМ РФ Ренат Абянов и историк, журналист Марат Сафаров привезли в Казань свою новую книгу — «Тени Касимовского ханства», презентация которой и прошла в новом модном пространстве столицы Татарстана — Национальной библиотеке РТ.
Однако первой на правах хозяйки слово на мероприятии дали директору библиотеки Мадине Тимерзяновой. Последняя была крайне рада, что ее владения посетил вице-премьер Татарстана, председатель нацсовета «Милли шура» Василь Шайхразиев. «Наконец-то вы сюда пришли, потому что наша библиотека начинается со слова „национальная“. Я надеюсь, что мы с вами вместе наполним национальную библиотеку содержанием, татарскостью, тем, о чем сегодня очень много говорим и размышляем», — обратилась она к вице-премьеру.
Шайхразиев, в свою очередь, пообещал заглядывать сюда почаще и напомнил, что в 2020 году отметили 100-летие ТАССР. «Но это всего лишь последние 100 лет. Мы все хорошо помним, как в 2005 году отмечали 1000-летие Казани, сейчас готовимся к празднованию 1100-летия принятия ислама», — добавил он. Председатель «Милли шура» рассказал, что именно муфтий Гайнутдин обратился к президенту России Владимиру Путину и получил одобрение на проведение на государственном уровне праздничных мероприятий, приуроченных к соответствующей дате. «Презентация данной книги — первое мероприятие, приуроченное к этой дате. Пока мы работаем над формированием оргкомитета праздника, наши коллеги уже выпускают книги», — отметил он, обратившись к Аббясову.
«У народа, который не знает своей истории, нет будущего. К сожалению, касимовские деревни исчезают, при помощи этих фотографий мы попытались запечатлеть их. Касимов находится всего в 250–280 километрах от Москвы, здесь сохранился единственный татарский памятник XV века — минарет Ханской мечети. Мы стараемся из Москвы и области возить татар на экскурсию. Необходимо, чтобы люди туда ездили и смотрели. Нужно организовывать и экскурсии из Татарстана», — обратился, в свою очередь, Аббясов к Шайхразиеву.
А посмотреть там действительно есть на что: здесь провела свои последние дни царица Казанского ханства Сююмбике, сохранились тюрбе Шахали хана, тот же минарет Ханской мечети. В ближайшее время здесь планируют установить памятник Сююмбике, чего до сих пор не могут сделать в Казани.
«БЫЛО НЕОБЫЧНО ВСТРЕТИТЬ В ВОСПЕТОЙ ЕСЕНИНЫМ РЯЗАНЩИНЕ НАДГРОБНЫЕ КАМНИ С АРАБСКОЙ ВЯЗЬЮ»
После долгих приветственных речей, которые по времени длились практически столько же, сколько и сама презентация, слово, наконец, дали авторам книги — Абянову и Сафарову. Они поведали об истории ее создания, работа шла на протяжении четырех лет. При этом авторы особо подчеркивали, что в книге не затрагивали сложного исторического сюжета — роли Касимова в XVI веке, не дали оценку событиям того времени вокруг Казанского ханства и не делали выводов, а фиксировали реальность. «Мы не то, чтобы хотели избежать этого, мы про другое. Мы про современность», — сказал Сафаров. Сама книга представляет собой фотоальбом с воспоминаниями жителей татарских деревень Рязанской области.
Начиная презентацию, Абянов пояснил, что на карте Рязанской области часто можно встретить такое место, как урочище, т. е. место, где когда-то были татарские села. Деревень на этом месте уже давно нет, как и жителей, но сохранились здания мечетей, кладбища и прочее, которые по сей дней посещают татары, чьи предки родились в этих краях, а также их бережно охраняет русское население, живущее вокруг. «Было необычно в воспетой Есениным Рязанщине встретить в поле надгробные плиты, на которых арабской вязью выведены не только имена усопших людей, а красивым почерком написаны стихотворения, обращенные к путнику, чтобы он остановился и задумался о бренном мире», — поделился своими впечатлениями от экспедиции Абянов.
К слову, выезжали авторы книги в эти края 10 раз и провели 1 тыс. интервью. Абянов рассказал, как в урочища приезжают потомки касимовских татар из Узбекистана, и рассказывают, глядя в поле, что здесь, например, была мечеть, а здесь — улица: «Они ментально, мысленно пребывают на этих улицах. Один из таких людей рассказывал, как его дедушка Сафа хазрат, будучи слепым, в советское время поднимался на минарет разрушенной мечети и читал азан в поле, обращаясь куда-то вдаль, возможно, в нашу современность, побуждая людей своим вниманием вернуться в эти покинутые села». «История потерянного рая приходила к нам не из Москвы, не из Рязани, а из Узбекистана. Люди, которые никогда здесь не были, помнили, что здесь есть такие деревни, делились воспоминаниями своих родителей и бабушек об этих местах», — поддержал своего коллегу Сафаров. Он отметил, что касимовских татар в Рязанской области осталось около 1 тыс. человек. Всего же число татар в Рязанской области составляет 5 тыс. человек.
«Посещая татарские деревни, мы не делали прогнозов на будущее, но все-таки сталкивались с чувством, что, может быть, мы все это видим в последний раз. Такое ощущение нас не покидало и из-за ассимиляции, и из-за того, что уходят люди, и из-за того, что уходит татарский язык. Это ощущение последнего присутствия всегда оставалось. Имели место случаи, когда мы приезжали к величественным касимовским воротам, но людей там уже не было», — продолжил презентацию Сафаров, показывая фотографии из экспедиции.
«Хотелось бы, чтобы эта книга повлияла на самосознание татар, потому что, к большому сожалению, мы говорим о несколько уходящем мире. И он фиксируется не только тем, что уходят люди. Вместе с людьми исчезают воспоминания, и то или иное село уже не ассоциируется с татарами», — добавляет Абянов.
«ЭТО ПОДЛИННЫЕ ПОТОМКИ ОРДЫНСКИХ ТАТАР, ЛОРДЫ И ФЕОДАЛЫ…»
Оратор привел в пример село Тарбаево, местное население утверждает, что здесь испокон веков жили русские. И только в последней экспедиции им удалось встретиться с женщиной — Марьям-ханум, которая подтвердила, что некогда здесь было расположено татарское село, и указала, где находилась мечеть. «Также трансформируются и названия татарских сел. Например, село Субайкино изначально называлось Субак, затем — Сувбайкино, а сейчас на картах оно и вовсе обозначено как Собакино. Тоже самое случилось с селом Имән күле — сегодня оно называется Иванково», — отметил Абянов.
«В селе Большой Студенец, откуда родом Садыя Беглова, председатель Верховного суда ТАССР с 1969 по 1985 год, сегодня практически не осталось татар… При этом русские жители помнят своих татарских соседей, помнят тех, кто делал казы, например», — привел еще один пример Сафаров.
Поделились авторы книги и своими любопытными этнографическими наблюдениями. Так, жители деревень близ Касимова не делят веру на мусульманскую и православную — они говорят «татарская» и «русская». «Здесь русские не знают о понятии „ислам“ или „мусульманство“, они говорят „татарская вера“», — отмечает Сафаров. Также, по словам историка, несмотря на некоторые диалектальные различия, касимовские татары, говоря о своей национальной принадлежности, в первую очередь говорят, что они татары: «Это очень важно, очень скоро в нашу страну придет перепись. Они говорят о своей принадлежности к татарскому народу. Дальше они могут рассказывать о каких-то деталях — о том, что они мишаре или касимовские татары. Но базовое, главное, — это то, что они татары. Это мы слышали отовсюду. Это нас очень радовало, поскольку в деталях не скрывается главное».
Абянов также обратил особое внимание на то, что татары там жили в окружении русских, но у них сохранились средневековые татарские имена. «Там до сих пор есть люди с именами Уразмухаммат или Идегей, Еникей. И люди не пытаются их адаптировать», — говорит он.
Но самое ценное, что обнаружили историки в Рязанской области, — это родословная рода Шакуловых, который восходит к пророку Мухаммаду. «Мы знали о его существовании, но увидеть его воочию было очень ценно», — подчеркивает Сафаров.
«Родословная сеидов Шакуловых — это единственная сохранившаяся у татар, которая восходит прямо до пророка Мухаммада. Известные потомки Шакуловых сохранили эту родословную», — оценил ценность данного факта татарский историк Дамир Исхаков. В целом он отметил, что отчасти эта книга — предупреждение нам, местным татарам. «Название „тени“ — символическое», — подчеркнул Исхаков, который бывал с научной экспедицией в Касимове не один раз. «В первый раз я был там в 1983-м, и уже тогда было понятно, что это уходящий мир», — отметил он.
«Касимовские татары — это подлинные потомки ордынских татар, чистейшей воды. Если хотите посмотреть, как выглядели ордынские татары, поезжайте туда. Это были городские жители — лорды и феодалы, которые под предводительством Касима пришли на эти земли», — продолжил Сафаров. По словам историка, результат исчезновения татарских деревень Касимова — это не только ассимиляционные процессы, но и то, что татары этого края уезжали в другие места. «Пять процентов сегодняшних татар Санкт-Петербурга — это касимовские татары. Касимовских татар можно встретить на любом пространстве — они есть и в Средней Азии, и в Казани. Некоторых вынудили уехать оттуда», — сказал ученый.
Но основные процессы — это, все-таки, ассимиляция. «Трагедия касимовцев заключается в том, что они пришли туда в небольшом количестве — всего 500 воинов. Касимовцам подарили территории и русских крестьян — татар брать в крепостные было нельзя. Русское присутствие было у них с самого начала, и эта русская масса их понемножку поглощала. Данный процесс продолжается до сих пор», — добавил Сафаров.
«ВСЕ БУДЕМ ДЕЛАТЬ СООБЩА»
Что касается дальнейших мероприятий, приуроченных к празднованию 1100-летию принятия ислама Волжской Булгарией, то, как рассказал «БИЗНЕС Online» один из руководителей ДУМ РФ Аббясов, у них запланировано большое количество конференций, круглых столов, выставок, издание книг, открытие мечетей и медресе. А сам шейх Гайнутдин в ближайшее время должен встретиться с президентом Татарстана Рустамом Миннихановым по вопросу празднования соответствующей даты, где и представит свой план. По словам Аббясова, в ближайшее время будет утвержден оргкомитет праздника. «Каждое духовное управление представило свой план — это несколько сотен мероприятий во всех регионах России. Планируется много мероприятий. Презентованная сегодня книга — это первое, что мы издали. Она показывает историческую привязанность Казани, Болгара и Касимова», — подчеркнул он. Кроме того, заммуфтия напомнил, что в ближайшее время в Касимове собираются установить памятник Сююмбике.
На вопрос «БИЗНЕС Online» о том, будет ли план мероприятий ДУМ РФ интегрирован в план мероприятий, который примут в Татарстане, Аббясов ответил утвердительно: «Мы уже получили соответствующие письма о том, чтобы представили свой план мероприятий. Все будем делать сообща». Религиозный деятель также добавил, что этой датой очень заинтересовались в организации исламского сотрудничества: «Они тоже готовы участвовать в международных мероприятиях».
Касимовское ханство — средневековое мусульманское государственное образование на территории современной Рязанской области. Оно возникло в результате распада Золотой Орды. Его первым правителем стал сын основателя Казанского ханства Улуг-Мухаммеда — Касим. История Касимовского ханства закончилась в 1681 году со смертью Фатимы-Султан бике. Здесь же провела последние годы своей жизни царица Казанского ханства Сююмбике. Материал для фотоальбома был собран в ходе экспедиций творческого коллектива. Сама книга дополняется серией видеоматериалов о касимовских татарах, их культуре и быте.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 175
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.