«Я написала в минпромторг, что мы не успеваем до 1 февраля все это сделать, и 9-го числа еду в Госдуму. Думаю, надо как минимум на полгода откладывать, потому что со складов вообще нереально все замаркировать», — рассказала «БИЗНЕС Online» предправления союза предпринимателей текстильной и легкой промышленности РТ Ирина Купряхина. Новые правила, призванные выявить нечестных предпринимателей и снизить контрафакт, бьют по карману малого и среднего бизнеса. Подробнее — в нашем материале.
Предпринимателям для государственного учета и возможности легально продавать товар, подлежащий маркировке, нужно заносить информацию о нем в национальную систему маркировки «Честный знак»
«НИ РЫНОК, НИ ОПЕРАТОР НЕ ОТМЕТИЛИ КРИТИЧЕСКИХ СИТУАЦИЙ»
В России набирает обороты маркировка товаров: с 1 января 2021 года вступил в силу запрет на оборот пяти немаркированных категорий легкой промышленности. К ним относятся предметы одежды, изготовленные из натуральной или композиционной кожи, блузки, пальто (а также полупальто, накидки, куртки, ветровки, плащи), постельное, столовое, туалетное и кухонное белье. А сегодня, 1 февраля, — дата, к которой производители должны были промаркировать товарные остатки. С этого дня остатки без маркировки запрещено даже хранить на складе и перевозить: за это будут грозить штрафы.
Предпринимателям для государственного учета и возможности легально продавать товар, подлежащий маркировке, нужно заносить информацию о нем в национальную систему маркировки «Честный знак» (сайт честныйзнак.рф). Каждый участник логистической цепочки (а не только первичное звено) обязан регистрировать свои действия (вводить в оборот, выводить и др.), сканируя этикетку со специальным кодом на упаковке, ту самую маркировку. Условия придется выполнять офлайн-, интернет-магазинам, оптовым продавцам, производителям и импортерам. За нарушение закона предпринимателю грозит штраф в размере от 5 тыс. до 10 тыс. рублей для должностных лиц и от 50 тыс. до 300 тыс. рублей для юридических лиц. «Более того, конфискованные товары подлежат уничтожению также за счет предпринимателя, как это сейчас происходит, например, с выявленными санкционными продуктами питания», — сообщили нам в пресс-службе бизнес-омбудсмена РТ Фарида Абдулганиева.
В самом «Честном знаке» нам дали понять, что серьезных проблем в предпринимательском сообществе в связи с запуском маркировки не наблюдают. «Запуск маркировки прошел бесшовно: ни рынок, ни оператор не отметили критических ситуаций. Крупные производители подготовились к маркировке еще в прошлом году. Но ежедневно число участников оборота растет, это говорит о том, что маркировкой начинают заниматься торговые точки. При этом с 1 по 26 января в службу поддержки поступило почти 35 тысяч обращений, львиная доля связана с первыми шагами в работе», — сообщила в ответ на запрос нашего издания заместитель гендиректора «Оператор-ЦРПТ» (оператор системы «Честный знак») Вера Волкова. По ее словам, оператор оказывает поддержку производителям и другим участникам оборота. В частности, на сайте честныйзнак.рф есть пошаговые инструкции и короткие обучающие ролики.
Основная задача маркировки предельно понятна и проста — снижение на территории РФ оборота контрафактной продукции, добавили в пресс-службе Абдулганиева. Ну и, конечно, выявление нечестных предпринимателей, которые работают в серой зоне, подделывают товар, не покупают лицензию, не платят налоги, не проходят проверки и используют сырье сомнительного качества, что дает им конкурентные преимущества по отношению к честным бизнесменам. Одним словом, намерения абсолютно благие.
А что на практике, мы решили спросить у самих бизнесменов: пример маркировки лекарств показал, что система зачастую сбоит, товар «застревает», а людей, понимающих, как работать по новым правилам, оказывается меньше, чем ожидалось. Выяснилось, что сложности действительно есть: к ним относится как высокая стоимость установки необходимых программ, так и довольно жесткие сроки.
Ирина Купряхина: «Это огромные деньги. Говорят, что маркировка стоит 75 копеек, на самом деле не так. Надо поставить кучу программ, взять как минимум двух человек, которые этим будут заниматься, купить кучу оборудования»
«ОДНА КОМПАНИЯ УЖЕ НАЧАЛА КИТАЙСКИЙ ТОВАР МАРКИРОВАТЬ КАК СВОй»
Владелица швейной мастерской «Ирэн» и предправления союза предпринимателей текстильной и легкой промышленности РТ Ирина Купряхина рассказала «БИЗНЕС Online», что к введению обязательной маркировки с 1 февраля оказалась не готова ни она, ни многие ее коллеги.
«Конечно, не успеваем. Во-первых, не все так просто. Во-вторых, это огромные деньги. Говорят, что маркировка стоит 75 копеек, на самом деле не так. Надо поставить кучу программ, взять как минимум двух человек, которые этим будут заниматься, купить кучу оборудования. Программу ты одну устанавливаешь, а она небесплатная. И, чтобы ее поставить, нужно купить еще одну программу. Сделано все так, чтобы или обманывали, или просто закрылись», — разводит руками наша собеседница.
Подсчеты, проведенные Купряхиной, показали, что для ее компании маркировка влетит в копеечку. «Как раз на днях проводила подсчеты: одна программа стоит 66 тысяч рублей. Это не считая людей, зарплат. А если учитывать и программы, и оборудование — где-то 150 тысяч. И ладно у меня предприятие более-менее среднее, а есть же вообще маленькие, у которых только пять человек сидят, — отмечает она. — Кто-то, конечно, ставит паленые программы».
Владелица мастерской общается с коллегами и уверяет нас: к новым законодательным мерам в Казани сегодня готовы единицы. «Одна компания у нас, я знаю, делает маркировку, но там другой перебор — они уже начали китайский товар маркировать как свой. То есть завезли товар китайский, а теперь не могут его немаркированным продать. Они начинают обращаться к предприятиям, которые сами должны маркировать, и им маркируют. Поэтому хочу сказать: те, кто находил лазейки, они и так отыщут шанс все это сделать. А кто честно, как мы, пытается все правильно сделать, — у них не получается».
Наша собеседница рассказала, что уже написала по этому поводу письмо в министерство промышленности РТ, а в начале февраля приглашена выступить с обсуждением данного вопроса в Госдуме. «Я написала уже в минпромторг, что мы не успеваем, во-первых, до 1 февраля все это сделать. И 9-го числа еду в Госдуму по приглашению как раз по поводу этого вопроса. Выступать я буду от лица союза предпринимателей текстильной и легкой промышленности. Думаю, надо как минимум на полгода откладывать [вступление в силу новых правил], чтобы хоть полгода люди еще могли как-то все это сделать. Потому что со складов вообще нереально все замаркировать», — сказала она.
Купряхина намерена выступить еще с одним предложением, но встретит ли оно поддержку — большой вопрос. «Считаю, что предпринимателям должна быть выплачена какая-то компенсация — за программы, оборудование, хотя бы половина от суммы затрат. Потому что и так мы сидим не в лучшем положении. Не у всех есть такие деньги, чтобы все это применить, не все готовы сделать подобное моментально. Понятно, что сейчас активизировалось множество фирм, готовых организовать все это дело. Но мы-то со своей стороны должны заплатить», — объяснила она.
Сложнее всего выполнить предписания закона будет маленьким фирмам с небольшим доходом. «Им что, закрываться?» — поинтересовалась корреспондент «БИЗНЕС Online» у предпринимательницы. «Ну естественно. Или будут обманывать, работать без маркировки», — развела руками наша собеседница.
Шамиль Саттаров (слева): «Смотрим, что в первую очередь должно маркироваться — и, честно, мы эти модели пока просто не выпускаем»
«СМОТРИМ, ЧТО ДОЛЖНО МАРКИРОВАТЬСЯ, И ЭТИ МОДЕЛИ ПОКА ПРОСТО НЕ ВЫПУСКАЕМ»
«Из нашей группы товаров под маркировку попадают не все, — рассказал руководитель татарстанской группы SATTEX, владелец швейного производства Шамиль Саттаров. — Пока попала только пальтовая группа — соответственно, нам попроще. Очень много непонятных моментов, достаточно долгий период по времени занимает сама регистрация».
По словам Саттарова, в компании пока взяли паузу в части продажи товаров, обязательных к маркировке. «Смотрим, что в первую очередь должно маркироваться — и, честно, мы эти модели просто пока не выпускаем. То есть знаем, что пальто попало под маркировку — соответственно, пальто пока не выпускаем, обходимся без него. Рано или поздно маркировка коснется всех [групп товаров], но когда это будет — пока неизвестно», — говорит он.
«Сама регистрация в „Честном знаке“ заняла немало времени. Плюс она платная, стоит немалых денег. Для кого-то это в районе 5 тысяч рублей выходит, а мы заплатили 25 тысяч, потому что видов маркированной продукции достаточно большое количество. Они прислали какой-то файл, мне со своей стороны пока не очень понятно, как это работает с нашей 1С. То есть мы как раз в процессе, разбираемся во всех нововведениях. Я думаю, до конца февраля мы все в любом случае сделаем: просто пока сотрудница, которая занималась этим, ушла в отпуск. Но письма их („Честного знака“ — прим. ред.) нам приходят ежедневно», — отметил Саттаров.
«Пока что того, что маркировка помогает бороться с контрафактом, я не увидел. Думаю, в перспективе это будет очень сильно помогать. Но вот пример»
Наш собеседник согласен с тем, что технически сложнее всего сейчас придется небольшим частникам. «Пока что того, что маркировка помогает бороться с контрафактом, я не увидел. Думаю, в перспективе это будет очень сильно помогать. Но вот пример. Допустим, есть продавцы на тех же самых рынках, которые в розницу поставляют товар в различные шоурумы: пальто или плащи. Представим покупателя, который поехал сделать заказ: ему просто юридически не смогут все передать правильно. Потому что у них технически нет такой возможности. То есть, с точки зрения закона, их товар маркирован. Но здесь речь о том, что они должны все это дело как-то правильно передать последующему приобретателю. О подобном речи не идет: ты у них купил, и это значит, что ты уже сам с данным товаром что хочешь, то и делаешь. Либо заново маркируешь, либо оставляешь как есть. Я думаю, небольшие частники просто не смогут этого сделать. Соответственно, такая двоякая ситуация», — рассуждает он.
Как пояснил в разговоре с «БИЗНЕС Online» руководитель общественной приемной бизнес-омбудсмена Филипп Зарубин, о предстоящей маркировке заранее велась просветительская работа, в том числе посредством публикаций в СМИ. «В части конкретных видов бизнеса — да, есть такая просьба и запрос (по смягчению условий — прим. ред.). Например, маркировка воды: там у них действительно логичные доводы, которые стоит обсудить. В части же текстиля — об этом было известно достаточно давно, так что я сомневаюсь, что сделают какие-то поблажки. Сейчас наша задача — остальных предпринимателей, кто вдруг об этом почему-то не знал, предупредить. И если вдруг, предположим, в рамках начала их деятельности и взаимодействия с маркировкой будут какие-то проблемы — мы готовы им помочь», — пояснил он.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 130
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.