Николай Атласов: «Вакуумная система транспортировки отходов основана на разнице давления между наземной средой и средой в трубопроводе. По аналогии с работой пылесоса, мусор мгновенно засасывается в вакуумный мусоропровод с помощью мощного воздушного потока и перемещается в пункт сбора» Николай Атласов: «Вакуумная система транспортировки отходов основана на разнице давления между наземной средой и средой в трубопроводе. По аналогии с работой пылесоса мусор мгновенно засасывается в вакуумный мусоропровод с помощью мощного воздушного потока и перемещается в пункт сбора» Фото: «БИЗНЕС Online»

КАК РАБОТАЕТ ВАКУУМНАЯ СИСТЕМА РАЗДЕЛЬНОГО СБОРА МУСОРА?

О вакуумной системе раздельного сбора и транспортировки отходов в рамках вебинара рассказал вице-президент компании Marimatic Ltd* Исмо Виитанен. Компания специализируется на производстве и организации данной системы в масштабе отдельных микрорайонов и городов. Ее головной офис расположен в городе Вантаа — это пригород Хельсинки, где находится столичный международный аэропорт. По словам Виитанена, по всему миру функционирует около 1,5 тыс. вакуумных систем раздельного сбора и транспортировки отходов, разработанных компанией Marimatic Ltd.

В чем суть данного технологического решения и как работает указанная система? Вакуумная система транспортировки отходов основана на разнице давления между наземной средой и средой в трубопроводе. По аналогии с работой пылесоса мусор мгновенно засасывается в вакуумный мусоропровод с помощью мощного воздушного потока и перемещается в пункт сбора (терминал перевалки отходов). Технически эта система представляет собой сеть трубопроводов. В многоквартирных домах или на придомовых территориях устанавливаются приемные камеры (точки приема отходов), куда погружаются отходы. Они попадают в специальный отсек, называемый форматором. Как видно из названия, он форматирует отходы, т. е. сжимает их, придавая определенный объем, пригодный для перемещения по трубе с диаметром 30 сантиметров. Из форматора скопившиеся отходы перемещаются в трубопровод, который выводит их к магистральному коллектору, по нему они перемещаются к пункту сбора отходов. Магистральный коллектор может быть длиной до 4 километров. Трубопроводы и магистральный коллектор производятся из композитных материалов с гарантийным сроком службы в 50 лет.  

Следует отметить, что в Финляндии в каждой точке приема отходов устанавливаются четыре приемные камеры — для смешанных отходов, бумаги, малогабаритного картона, органики. Сейчас на уровне правительства принято решение об установке пятой камеры для пластиковых отходов. Трубопроводная транспортировка отходов различных фракций осуществляется в разное время, и это дает возможность не смешивать их. В пункте сбора отходов, куда они доставляются по магистральному коллектору, существуют отдельные камеры для каждой фракции. Пункт сбора отходов стараются строить ближе к центру жилого района, чтобы сэкономить на трубопроводной логистике, но недалеко от автомобильной дороги, чтобы обеспечить вывоз отходов на дальнейшую переработку или сжигание, не заезжая во внутридворовое пространство.

Следует отметить, что в Финляндии в каждой точке приема отходов устанавливаются четыре приемные камеры — для смешанных отходов, бумаги, малогабаритного картона, органики Следует отметить, что в Финляндии в каждой точке приема отходов устанавливаются четыре приемные камеры — для смешанных отходов, бумаги, малогабаритного картона, органики Фото: pixabay.com

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ КЛЮЧИ ОТ ПРИЕМНЫХ КАМЕР ДЛЯ КАЖДОГО ЖИТЕЛЯ И  ВЗВЕШИВАНИЕ ОТХОДОВ 

Теперь к вопросу о том, как ведется учет. Каждый житель или абонент из числа юридических лиц обладает индивидуальным электронным ключом доступа к той или иной приемной камере. В ней встроены весы, которые взвешивают отходы, и информация об этом подается в центр учета. Впрочем, в разных городах и микрорайонах Финляндии могут быть свои особенности и в технологических решениях, и в системе учета. Например, в одних местах точки приема отходов устанавливают внутри зданий (на каждом этаже, если речь идет о высотных зданиях, или только на первом этаже), в других — встраивают в корпус здания, но с доступом со стороны улицы, в-третьих — устанавливают только на придомовых территориях, но в непосредственной близости от жилых домов.

Производимые компанией Marimatic Ltd вакуумные системы раздельного сбора и транспортировки отходов чаще всего создаются в микрорайонах с населением в 10–20 тыс. жителей, но крайние значения следующие: минимум — 6 тыс. жителей, максимум — 40 тыс. жителей. Такие параметры обеспечивают оптимальную загрузку и рентабельность системы, но при этом верхняя граница (40 тыс. жителей) обусловлена техническими ограничениями, в том числе мощностью коллекторов. Вице-президент компании  Виитанен считает, что такие системы должны масштабироваться на весь город с охватом всех микрорайонов и жилых территорий с компактным проживанием. В Финляндии вакуумные системы раздельного сбора и транспортировки отходов установлены в таких районах, как Вуорес и Ранта-Тампелла (Тампере), Кивисте (Вантаа), Тапиола (Эспоо), ряде районов Хельсинки. В идеале подобную систему лучше создавать сразу же при строительстве новых районов комплексной жилой и торгово-офисной застройки.

Кстати, компания Marimatic Ltd разработала вакуумную систему раздельного сбора и транспортировки отходов для нового крупного торгового центра Хельсинки «Трипла» 
(Mall of Tripla), застройщиком и одним из совладельцев которого является известная в Казани финская строительная компания ЮИТ. Данный торговый центр находится в районе Пасила, южную часть которого ЮИТ планирует застроить 140–180-метровыми небоскребами (40–50 этажей) жилого, гостиничного и офисного назначения. Это будет местный аналог Москвы-Сити, только более скромных размеров. Но в указанном районе планируется также установить вакуумную систему раздельного сбора и транспортировки отходов.    

У МУНИЦИПАЛИТЕТОВ В ФИНЛЯНДИИ БОЛЬШЕ ПОЛНОМОЧИЙ, ЧЕМ У ИХ КОЛЛЕГ В РОССИИ

Теперь к вопросу о том, как создается и кем управляется такая система. В Финляндии в иерархии уровней власти важную роль играют муниципалитеты (в этом ее принципиальное отличие от России, где муниципалитеты де-факто бесправны, прежде всего с точки зрения бюджетной обеспеченности). Именно финские муниципалитеты определяют правила реализации проектов по строительству вакуумной системы раздельного сбора и транспортировки отходов. Впрочем, в каждом конкретном случае существуют свои особенности.

Следует отметить, что в трех городах (Хельсинки, Вантаа и Тампере) создание вакуумной системы раздельного сбора и транспортировки отходов является обязательным условием застройки новых районов и эта обязанность зафиксирована в градостроительных документах. В остальных городах решения принимаются муниципалитетами по каждому конкретному случаю отдельно. Если речь идет о строительстве крупного объекта или комплексной застройке территории в трех вышеуказанных городах, то вакуумная система раздельного сбора и транспортировки отходов уже должна быть предусмотрена проектом застройки, и данный вопрос находится в сфере ответственности компании-застройщика. Все здания в зоне застройки должны быть присоединены к этой системе вакуумными трубопроводами. Под пункт сбора отходов, где заканчивается магистральный коллектор, отводится отдельный участок земли, либо его создание предусмотрено внутри какого-то здания (если речь идет о строительстве крупного объекта, как, например, торговый центр

«Трипла»).

В будущем, когда район застройки будет введен в эксплуатацию, вакуумной системой раздельного сбора и транспортировки отходов будет управлять отдельная мусоросборная компания. Она создается муниципалитетом, который выступает в роли первичного инвестора проекта. В процессе подключения к системе отдельных зданий их управляющие компании должны выкупать акции мусоросборной компании, которая управляет вакуумной системой раздельного сбора и транспортировки отходов. И таким образом муниципалитет постепенно выходит из числа собственников мусоросборной компании. В Хельсинки на данный момент существует четыре вакуумные системы раздельного сбора и транспортировки отходов, каждой из которых управляет отдельная мусоросборная компания. В Тампере такими системами управляет мусорная компания 

– региональный оператор.

Нет нужды создавать контейнерные площадки, которые в российских микрорайонах чаще всего превращаются в заваленные бытовым мусором территории, потому что транспортные компании вынуждены экономить, снижая частоту рейсов Нет нужды создавать контейнерные площадки, которые в российских микрорайонах чаще всего превращаются в заваленные бытовым мусором территории, потому что транспортные компании вынуждены экономить, снижая частоту рейсов Фото: pixabay.com

БЫТОВЫЕ ОТХОДЫ ПЕРЕМЕЩАЮТСЯ ПОД ЗЕМЛЕЙ, НЕ ОКАЗЫВАЯ ПАГУБНОГО ВЛИЯНИЯ НА ЭКОЛОГИЮ

В чем достоинства вакуумной системы раздельного сбора и транспортировки отходов с точки зрения финнов? Прежде всего в ее экологичности. Бытовые отходы перемещаются под землей, не загрязняя территорию и атмосферу, что создает более качественную среду проживания в микрорайоне. При такой системе нет нужды использовать автомобильную транспортировку на внутридворовых территориях, что снижает уровень шума и загазованности. Также нет необходимости создавать контейнерные площадки, которые в российских микрорайонах чаще всего превращаются в заваленные бытовым мусором территории, потому что транспортные компании вынуждены экономить, снижая частоту рейсов. В числе других достоинств финны отмечают сравнительно низкое энергопотребление, что соответствует требованиям перехода к циркулярной экономике.

В Финляндии на данный момент вакуумная система раздельного сбора и транспортировки отходов охватывает 4–5 фракций (смешанные отходы, малогабаритный картон, бумага, органика, а также в последнее время — пластик). Но в перспективе ее будут расширять. Остальные виды отходов удаляются традиционным путем (тара сдается в фандоматы, крупногабаритные отходы вывозятся на специализированные площадки и т. д.). 

Конечно, финны отмечают, что вакуумная система раздельного сбора и транспортировки отходов подвержена негативному воздействию человеческого фактора, например, ошибочному или сознательному сбросу в систему некондиционных отходов. В этом случае вступает в действие уже общественный контроль. Правда, массовых нарушений и проявлений вандализма пока не зафиксировано. Но это, по мнению Виитанена, во многом следствие особой культуры народов Северной Европы, зацикленных в хорошем смысле на вопросах экологии.

Продолжение следует

Депутат Государственного Совета РТ

Николай Атласов