ВОЗМОЖНО, РФ ГОТОВЯТ К ВОЗОБНОВЛЕНИЮ АКТИВНОГО РЕЧНОГО СУДОХОДСТВА

ОАО «Зеленодольское проектно-конструкторское бюро» (ЗПКБ) выиграло открытый конкурс на разработку технического проекта так называемого обстановочного судна. Кораблик как бы и неказист, но без таких тружеников река встанет. Между тем имеющиеся сегодня у российских речников обстановочники безнадежно устарели. Эксперты «БИЗНЕС Online» полагают, что нынешний заказ на проектирование - один из признаков возврата интереса к речным перевозкам.

…ПЛЮС ХОРОШИЕ ЖИЛИЩНЫЕ УСЛОВИЯ

Тендер состоялся в рамках федеральной адресной программы «Обновление обслуживающего флота», и конкурентами ЗПКБ в нем выступали нижегородские и петербургские компании.

Обстановочник класса с мудреным шифром РРР х Р 1.2 лед 10 А – это судно технического флота, обеспечивающее установку, снятие и обслуживание навигационных знаков и судоходной обстановки. Как рассказал газете «БИЗНЕС Online» главный конструктор проектов ЗПКБ Вадим Сапарин, такие суда в нашей стране не проектировались со времен Советского Союза. Впрочем, попытки проектирования были, но шли они в русле наработок 70 - 80-х годов, что сегодня уже не устраивает заказчика – ФГУ «Речводпуть».

Инженеры ЗПКБ проектируют обстановочник с ледовым усилением корпуса, оснащенный по последнему слову техники - системой управления траекторией судна, радионавигацией, эхолотами, электронной картографией, промерным комплексом. Все это расширяет навигационные сроки эксплуатации обстановочника и его функциональные возможности.

«Раньше, чтобы сделать промерные работы судового хода, пользовались довольно примитивными, чуть ли не ручными приспособлениями, - рассказал Сапарин, - судну приходилось делать несколько проходов. Наш же обстановочник будет более эффективным. Команда получит возможность обрабатывать батиметрические и геодезические данные, что необходимо для составления и корректуры электронных карт внутренних водных путей. Плюс — облегчение труда речникам. К примеру, у нас предусмотрен гидравлический манипулятор грузоподъемностью в 1 тонну и с вылетом стрелы в 6 метров, а раньше была только ручная кран-балочка. На проектируемом судне - хорошие жилищные условия: удобные каюты, сделанные по всем санитарным нормам, душ, камбуз, проходы нормальные. Таких обстановочников в России нет».

Судно предназначено для рек Сибири и Дальнего Востока. Кто построит обстановочники, пока неясно (конкурс объявят в декабре), но известно, что серия будет состоять из 10 - 12 судов. Сроки проектирования - «очень жесткие»: два месяца (учитывая согласование с контролирующими организациями). Сейчас работа находится в завершающей стадии, готовятся документы для отправки в регистр. Судно должно быть построено в 2012 году.

ПОЧЕМУ НЕ РАБОТАЕТ РЕКА

По словам Сапарина, более чем 20-летний перерыв в строительстве обстановочников объясняется, прежде всего, отсутствием финансирования. Теперь же оно появилось – по программе «Обновление обслуживающего флота». Более того, проектируются не только речные обстановочники, но и озерные, и класса «река-море» (то есть ЗПКБ заняло одну из ниш).

«По всем приметам власти, наконец, решили более эффективно использовать транспортные возможности водных ресурсов России, - считает Сапарин, – а без обстановочников это невозможно. В конце концов, водный туризм очень сильно растет. Да и вообще – флот сильно устарел, надо когда-то что-то менять».

Специалисты давно говорят о наблюдающемся сегодня в транспортной отрасли «автоперекосе» - убеждении в том, что в любую точку можно и нужно добираться только на колесах, а это ни к чему хорошему не приведет.

20 лет назад речной транспорт перевозил 90 млн. пассажиров в год, сегодня – всего 20 миллионов. Объем внутренних речных грузоперевозок превышал 600 млн. т, сейчас – 150 миллионов. Между тем протяженность российских судоходных путей превышает 100 тыс. км - один из самых высоких показателей в мире. Речные грузоперевозки экологичны и недороги. Да, скорость речной транспортировки невелика, но разве в России мало товаров, для которых срочность доставки второстепенна?

Развитию отрасли мешают устаревший парк и отсутствие схем по стимулированию строительства и покупки новых судов; отсутствие работ по расчистке и углублению русла судоходных рек; отсутствие подъездных путей, контейнерных терминалов и современного перегрузочного оборудования и так далее.

«БЕЗ ОБСТАНОВОЧНИКА НИ ОДНО СУДНО С МЕСТА НЕ ДВИНЕТСЯ»

Газета «БИЗНЕС Online» попросила экспертов оценить факт возобновления строительства обстановочного флота:

Алексей Евсеев – начальник Казанского района водных путей судоходства:

- Без обстановочников река не будет работать. Это как разметка и знаки на автомобильной дороге. На реке ведь то же самое. Есть плавучая обстановка – «разлинованная» буями водная дорога, а есть береговая - специальные знаки. Все это устанавливается по особым правилам, четко, выверено, каждый огонь горит по-своему. Поэтому без обстановочников ни одно судно с места не двинется.

После развала Союза в области обстановочного флота что-то делалось понемногу, но в явно недостаточном объеме. Неспециалисты думают, что в обстановочник можно переделать любой катерок. Все далеко не так просто. Это судно должно быть разряда «Р», то есть иметь ледовый пояс, потому что в ледовых условиях работает: самым первым выходит на реку и самым последним уходит. Оно должно быть оборудовано кранами, ГЛОНАСС, GPS, электронными картами, потому что буй должен стоять в строго определенном месте. Да много чего еще…

То, что вспомнили об обстановочниках, логично. На реку в последнее время стали обращать больше внимания. В частности, федеральные власти финансирования добавили, многие правовые акты изменили, лучше стало диспетчерское регулирование флота. Какое-то движение есть.

Адель Заппаров – капитан-наставник ОАО «Судоходная компания «Татфлот»:

- Да, со времен Советского Союза обстановочники не строились. Между тем они дают дорогу всему флоту, без них невозможно работать. Мне самому не раз приходилось бывать в комиссии по обстановке. Весной собираются представители всех портов, допустим, Куйбышевского водохранилища, от Чебоксар до Тольятти, делают осмотр, составляют акты. Осенью – то же самое. Сейчас, когда идет ледообразование, обстановщики снимают бакены, буи. А сколько дела летом! Словом, важнейшая работа по безопасности судовождения!

На реку давно пора обратить внимание, а то о ней словно забыли. Даже все створы (такие два «столба», по которым капитан определяет точность судового хода) на берегах позарастали лесом. Чтобы такое раньше было! Да ни за что!.. Но вот сейчас в порту новый терминал строим, и вроде хотят открыть дорогу заграничным судам - они у нас здесь будут проходить. Нужно к этому моменту обстановку поднять на более высокий уровень, до мировых стандартов.