Преимущества пластиковых контейнеров в их компактности при значительной грузоподъёмности, мусорные контейнеры из пластика легче почти в три раза громоздкого металла Преимущества пластиковых контейнеров в их компактности при значительной грузоподъемности, мусорные контейнеры из пластика легче громоздкого металла почти в 3 раза Фото: Олег Спиридонов

ПРОДАЖИ КОНТЕЙНЕРОВ ВЫРОСЛИ В 2 РАЗА

Компании, торгующие в Челнах пластиковыми мусорными евроконтейнерами, в эти дни испытывают небывалый ажиотаж. Продажи подскочили как минимум раза в 2 с середины декабря и пока не думают снижаться. Как сказали нам в челнинской компании «Исма», предлагающей данный товар потребителю, связано это с новыми требованиями мусорного регоператора «Гринта». Дело в том, что с декабря компания начала обновлять автопарк мусоровозов современными машинами, загрузка в которых должна осуществляться только через контейнеры евроформата. Металлические баки, по мысли регоператора, должны уйти в небытие. Потому «Гринта» выставила и новое требование каждой организации и компании  — обеспечить наличие контейнеров евроформата.

Преимущества пластиковых контейнеров в их компактности при значительной грузоподъемности, мусорные контейнеры из пластика легче громоздкого металла почти в 3 раза, они не подвержены коррозии, легко поддаются санитарной обработке, имеют бо́льшую вместимость, несъемная крышка препятствует попаданию внутрь контейнера осадков, доступу животных, птиц и распространению неприятных запахов. Кроме того, в конструкции присутствуют усиленные элементы для захвата манипулятором.

Стоимость таких контейнеров объемом 1,1 тыс. л разнится в зависимости от продавца — от 11,9 тыс. до 21 тыс. за штуку без учета доставки. Но кардинально они ничем друг от друга не отличаются. Как пояснили в «Исме», где самые приемлемые цены на европластик, производитель пластиковой полимерной тары по всей стране один — нижнекамская компания «Ай-Пласт», у которой и закупаются дистрибьюторы. Впрочем, на рынке встречаются и товары импортного производства, но они отстают от отечественных по техническим характеристикам.  

Напомним, что компания «Ай-Пласт» принадлежит бизнесмену Сергею Донгузову, бенефициару ООО «Камский завод полимерных материалов» (КЗПМ), совладельцу Елабужского завода композитных изделий, компании «Татлесстрой» и еще около 10 юрлиц, имеющих широкий спектр деятельности — от производства текстильных тканей до разработки компьютерного ПО. В общей сложности выручка компаний Донгузова за 2019 год (более свежих данных нет) составила 13 млрд рублей. Что касается непосредственно «Ай-Пласта», то в нем контрольная доля (32% и 25% соответственно) принадлежит компании «Трайгон Галф Фзсо» из ОАЭ и швейцарскому АО «Брайт Хорайзн Аг». Еще четверть числится за тем же «Татлесстроем», по 9% доли — у Донгузова и его партнера Натальи Евдокимовой. Выручка компании за 2019 год составила 5,8 млрд рублей, чистая прибыль —1,2 миллиарда.

Напомним, что «БИЗНЕС Online» уже писал о новых мусоровозах «Гринты». В последний рабочий день ушедшего года компания разослала релиз, где говорилось о том, что на линии в Челнах вышла уже 31 единица новой спецтехники.

«Повышение качества и доступности услуги регионального оператора невозможно без обновления мусоровывозящей техники и всей инфраструктуры обращения с ТКО. Важнейшее значение сейчас имеет соблюдение графиков вывоза, — отмечала в релизе гендиректор ООО „Гринта“ Светлана Ярлыченко. — До так называемой „мусорной“ реформы вывозом отходов занимались и бюджетные предприятия. Новые машины не закупались. Из устаревшего автопарка мусоровозов выжимали последние соки, частые поломки приводили к задержкам обслуживания потребителей. Также их механизмы погрузки несовместимы с современными пластиковыми евроконтейнерами, которыми многие челнинские предприятия заменяют устаревшие металлические баки».

Новые мусоровозы более компактные, утверждают в «Гринте». Они легче и быстрее проезжают во дворах, заполненных припаркованными автомобилями. Новая техника имеет более высокий коэффициент сжатия при погрузке, что позволяет одной машине обслужить большее количество дворов. Таким образом, удается оптимизировать транспортные затраты для удержания роста тарифов. При этом «Гринта» намерена распространить практику на всю восточную зону Татарстана.

Светлана Ярлыченко: «Повышение качества и доступности услуги регионального оператора невозможно без обновления мусоровывозящей техники и всей инфраструктуры обращения с ТКО» Светлана Ярлыченко: «Повышение качества и доступности услуги регионального оператора невозможно без обновления мусоровывозящей техники и всей инфраструктуры обращения с ТКО» Фото: «БИЗНЕС Online»

«МЫ ТОЛЬКО НАЧАЛИ «ДЫШАТЬ». ТЕПЕРЬ ОПЯТЬ ШОК»

Меж тем бизнес от подобных требований оператора подсчитывает убытки. В соцсетях, в одном из челнинских пабликов, пользователь Алена Григорьева разместила сообщение от имени промышленной компании автограда, в которой она работает. «ООО „Гринта“, которое осуществляет услуги по вывозу ТБО с предприятия, заявило, что мы обязаны заменить наши обычные железные мусорные контейнеры на евро, иначе они вывозить ТБО не будут с 01 января 2021 года. У нас микропредприятие. Мы только начали „дышать“ после весеннего карантина. Выручка в разы упала. Но мы, слава богу, смогли удержаться и не закрыться. Теперь опять шок — такой евроконтейнер минимум 12 тыс. рублей стоит один, а надо хотя бы три. Для нас это опять большие затраты. Мы раньше с Горкоммунхозом работали, и все было замечательно. Теперь у нас нет выбора организации, которая осуществляет вывоз ТБО. То есть получается, что ООО „Гринта“ — монополисты. Как быть, что делать? Правомерно ли требование ООО „Гринта“? Может, какие-то законодательные документы есть?» — спрашивает у участников Григорьева. Впрочем, местные эксперты ей ничем помочь не смогли.

В беседе с «БИЗНЕС Online» сотрудница микропредприятия, представившись уже Еленой, пояснила, что предприятие (название девушка отказалась оглашать) имеет два юрлица. О новых требованиях «Гринты» одно из них известили 23 декабря, а второе — 25-го, то есть буквально за считаные дни до Нового года. В тексте уведомления (имеется в распоряжении «БИЗНЕС Online») действительно говорится, что в связи с обновлением автотранспорта потребителей просят заменить контейнеры до 31 декабря. Причем если таковых после означенного срока не будет, «ответственность за невывоз отходов перед контролирующими органами либо иными лицами несет потребитель».

ТБО на предприятии накапливается в среднем всего 3 куб. м за три-четыре месяца, что в целом немного. При этом, как утверждает Елена, в договоре с «Гринтой» не прописано, что они имеют право менять условия вывоза мусора в одностороннем порядке. В компании намеревались сделать заявку в Горкоммунхоз по поводу вывоза мусора, но там сказали, что почти всех уже уволили, и дали номер телефона менеджера «Гринты». «Нас никто не предупреждал, никто не перезаключал договор. Менеджер мне поведала, что теперь у нас мусор будет вывозить „Чистый город“ и обязательно должны быть евроконтейнеры. На что я ей ответила, что буду писать в антимонопольную службу. Через полчаса прислали мусоровоз и спокойно выгрузили наши три металлических простых контейнера, но водитель машины предупредил, что в следующий раз приедет, только когда появятся евроконтейнеры», — рассказала Елена.

С подобными проблемами столкнулась и другая челнинская компания, чей сотрудник, курирующий в компании мусорную тему, также в отчаянии обратился в «БИЗНЕС Online». «Разослали всем ООО письма о том, что необходимо заменить мусорные контейнеры до 31 декабря, иначе вывоза не будет, а уведомления датируются 14 декабря. То есть дали 15 календарных дней на закупку контейнеров. Срок просто нереальный, да еще и 10 дней праздников потом. Я прошелся по госпредприятиям, везде посмотрел. Почти у всех стоит „железо“. Многие не смогут это сделать быстро. Вопрос — как госучреждения закупят контейнеры? Там же тендер, и это очень небыстро все. И написано, что, если не будет пластика, мы ваш мусор на праздники вывозить не станем. Это значит, на контейнерных площадках у частников горы мусора возникнут», — рассказал сотрудник.

Пластиковых мусорных баков в городе не так уж и много. В основном встречаются металлические баки, причем как возле школ, так и возле частных организаций, например около медицинского центра Пластиковых мусорных баков в городе не так уж и много. В основном встречаются металлические, причем как возле школ, так и около частных организаций, например у медицинского центра Фото: Олег Спиридонов

В итоге его компания вынуждена была закупить контейнеры по 10,5 тыс. рублей за штуку, а таких понадобилось 8 — по числу ООО, плюс еще 4 — для арендаторов, у которых в договор включен вывоз ТБО. Причем собеседник оказался прав в своих размышлениях. К последнему дню праздников у некоторых офисных и торговых точек скопились горы мусора, что мужчина и зафиксировал на фото, поделившись ими с редакцией.

Беглый обход корреспондента «БИЗНЕС Online» только по одному микрорайону города продемонстрировал наглядно, что пластиковых мусорных баков не так уж и много. В основном встречались металлические, причем как возле школ, так и около частных организаций, например у медицинского центра. Пластиковые баки по своему непрезентабельному внешнему виду тоже оставляли желать лучшего. Хотя дружный ряд контейнеров возле KFC и DNS в целом порадовал свои опрятным видом. А вот гор мусора корреспондент «БИЗНЕС Online» не заметил. Видимо, все, что накопилось за праздничные дни, уже вывезли.

Кстати, некоторые ловкие бизнесмены решили проблему с евротарой другим путем. Так, гендиректор автомобильной компании «Нико» Максим Семенов просто переделал металлические контейнеры, установив к ним кронштейны. «Я с „Мехуборкой“ заключил договор. У меня теперь могут и маленькие машины мусор забирать, и большие. Да, нам тоже приходили письма, но мы проблему решили. Причем способ я узнал от водителей мусоровозов. Мне дали чертеж, я по нему сделал все как надо», — сказал бизнесмен.

Впрочем, справедливости ради стоит сказать, что послания от «Гринты» пришли не всем. Так, гендиректор компании «Инжиниринг Плюс» Павел Евдокимов рассказал, что они до сих пор пользуются двумя металлическими контейнерами и объем мусора у них небольшой. При этом никаких писем от «Гринты» компания Евдокимова не получала — бизнесмен предположил, что регоператору интересны более крупные производства, где тоннами вывозится мусор.

В «Гринте» обратили внимание, что для обслуживания устаревших баков приходится арендовать старые мусоровозы, а их техническое состояние из-за износа оставляет желать лучшего В «Гринте» обратили внимание, что для обслуживания устаревших баков приходится арендовать старые мусоровозы, а их техническое состояние из-за износа оставляет желать лучшего Фото: Олег Спиридонов

ХОЧЕШЬ ПЛАСТИК — ПОКУПАЙ Б/У В РАССРОЧКУ

В компании «Гринта» утверждают, что никаких новых правил не устанавливали, а рассылка писем предпринимателям с напоминанием о замене старых контейнеров идет уже с 2019 года. «Мы очень благодарны тем многим ответственным предпринимателям в Набережных Челнах, которые их уже обновили, — говорится в ответе на запрос нашего издания. — Региональный оператор „Гринта“ также закупает новые контейнеры. В 2020 году он установил 1 785 евроконтейнеров (в 2019-м — порядка 3,5 тыс.прим. ред.). Каждый из них оснащен крышкой, предотвращающей попадание в контейнер атмосферных осадков. Этого числа, к сожалению, недостаточно для закрытия всех потребностей. По разным оценкам, в восточной зоне Татарстана требуется как минимум 9 тысяч мусорных баков и 1,5 тысячи ежегодно для замены вышедших из строя. В то же время тарифом предусмотрено, что на закупку контейнеров может быть направлено не более 1 процента от необходимой валовой выручки регионального оператора».

К слову, отметим, что «Гринта», образовавшаяся в 2016 году, за 2019-й выручила 1,8 млрд рублей, сработав, правда, с убытком в 159,9 миллиона. Выручка за прошедший год пока не озвучивалась. Но если же принимать в расчет, что стоимость евроконтейнера с крышкой и педальным механизмом равна примерно 12 тыс. рублей, значит, на закупку контейнеров регоператор потратил в прошлом году более 21 млн рублей. 

Устно в компании отметили, что массовой проблемы с контейнерами, к счастью, нет. И всем, кто обращается к регоператору, «Гринта» якобы идет навстречу. «Услуга оказывается всем предпринимателям вне зависимости от того, какие контейнеры у них стоят. Есть четко установленные правила вывоза ТКО, есть правила приема заявок от предпринимателей. График вывоза четко соблюдается. Юридических лиц, которые все еще используют старые металлические контейнеры, осталось считаные единицы», — говорится в ответе. При этом было замечено, что и у многих бюджетных организаций уже давно стоят евроконтейнеры.

В «Гринте» обратили внимание, что для обслуживания устаревших баков приходится арендовать старые мусоровозы, а их техническое состояние из-за износа оставляет желать лучшего. «До так называемой „мусорной“ реформы из старых грузовиков выжимались последние соки, так как новая техника не закупалась. Частые поломки приводили к задержкам обслуживания потребителей. Также важно отметить опасность обслуживания изношенными металлическими контейнерами. С точки зрения охраны труда и техники безопасности их использование угрожает жизни и здоровью людей. Отрасль нуждалась в срочном обновлении. Благодаря реформе и появлению регионального оператора это стало возможным. При этом нужно понимать, что не только региональный оператор является единственным исполнителем всех изменений. Крайне важно участие всех субъектов реформы, включая самих потребителей услуги, которые в лице предпринимателей, управляющих компаний и собственников земли отвечают за обустройство мест накопления ТКО. Новые мусоровозы и контейнеры — неотъемлемая часть эстетики городской среды. Вид ржавеющих, кривых железных баков вряд ли кому-то понравится», — объяснил оператор необходимость замены.

Расписывая уже озвученные преимущества пластика перед железом, в «Гринте» указали, что использование евроконтейнеров делает более комфортным и гибким график вывоза ТКО. Если предпринимателю необходимо досрочно вывезти мусор, например после ремонта или банкета, когда контейнер резко переполнился, то региональный оператор может оперативно прислать ближайший мусоровоз нового образца, которых много на линии. А если стоит старый металлический бак, то приходится зависеть от графика аренды старых мусоровозов.

Помимо прочего, в «Гринте» заметили, что бо́льшая часть предпринимателей и так очень трепетно относится к внешнему виду своих контейнеров, так как это может стать показателем качества их работы в глазах клиентов. А для снижения финансовой нагрузки бизнесменам, испытывающим трудности, предложили приобрести б/у контейнеры. Цены поставщиков начинаются от 3 тыс. рублей за штуку. Имеется возможность покупки и в рассрочку.